Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ерофеев Б.В. Земельное право. Учебник для вузов. – М.: ООО «Профобразование», 2001. – 656 с. 45 страница




 

Охрана земель сельскохозяйственного назначения осуществляется уже в ходе отвода земель для несельскохозяйственных нужд, при котором соблюдаются правила:

 

а) пригодные для нужд сельского хозяйства земли должны отводиться в первую очередь в сельскохозяйственное использование, а для специального несельскохозяйственного использования должны отводиться земли либо непригодные для сельского хозяйства, либо угодья худшего качества;

 

б) неиспользуемые земли специального назначения субъекты данного вида землепользования передают гражданам и сельскохозяйственным организациям и предприятиям во временное пользование. Иначе говоря, даже при изъятии земель сельскохозяйственного назначения закон предоставляет возможность обеспечивать приоритет сельскохозяйственных целей при любых возможностях для этого, которые возникают в ходе хозяйственной эксплуатации земель;

 

4) охрана окружающей среды. Предприятия любой формы собственности, производственного профиля и характера деятельности, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, обязаны принимать эффективные меры по соблюдению технологического режима и выполнению требований по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды. В этих целях они обязаны обеспечивать соблюдение установленных нормативов качества окружающей природной среды на основе соблюдения экологически безопасных технологий и работ, надежной и эффективной работы очистных сооружений, обеззараживания и утилизации отходов с обязательным проведением мероприятий по охране и воспроизводству природных ресурсов (п. 1–5 ст. 45 Закона «Об охране окружающей природной среды»);

 

5) охрана самих объектов, для которых отведены земли специального несельскохозяйственного назначения, от нарушений со стороны соседствующих объектов и соседних землепользователей. С этой целью применяется введение охранительных зон со специальным режимом, которые:

 

а) остаются в границах прежних пользователей, находящихся по соседству, не подлежат изъятию у них;

 

6) наделяются особым режимом использования, направленным на обеспечение нормальной уставной производственно-хозяйственной деятельности объектов, находящихся на землях специального назначения;

 

в) служат своего рода «буфером», предотвращающим отрицательное воздействие как от соседних землепользователей на земли специального назначения, так и в обратном направлении. Например, полосы отвода автомобильных дорог не только обеспечивают отдаление сельскохозяйственной деятельности на соседних полях от дороги, гарантируя безопасность движения на ней (от пасущегося скота, к примеру), но и обеспечивают экологическую безопасность для сельского хозяйства (травяной покров вблизи дорог, зараженный вредными веществами от выхлопных газов, вреден и опасен для скота в качестве корма).

 

Общий правовой режим земель специального назначения, присущий всем видам входящих в состав этих земель землепользовании, действует на каждом из этих видов землепользовании в преломлении к специальному режиму, установленному законом для земель промышленности, связи, транспорта и др.

 

Рассмотрим его подробнее применительно к отдельным видам этих земель.

16.2. Особенности правового регулирования использования отдельных видов земель специального назначения

 

Перечисленные ниже особенности присущи каждому из рассматриваемых видов использования земель специального назначения, что и побудило законодателя выделить эти виды в земельном законодательстве.

 

В отношении тех видов использования данных земель, которые законодателем не упомянуты, действует общий режим земель специального назначения. Например, в отношении земель атомных электростанций; земель ядерных полигонов и др.

 

Особенности в правовом режиме земель, составляющих категорию земель специального назначения, обусловлены наличием, наряду с общими, целями особенными, отличающимися от общих, что и является определяющим в их специальных режимах.

 

Рассмотрим каждую из особенностей этих режимов по отдельности.

 

1. Особенности правового режима земель промышленности, энергетики и недропользования. К землям промышленности, энергетики и недропользования относятся земельные участки, занятые производственными и административными зданиями и строениями, тепловыми, атомными станциями, тепло- и гидроэлектростанциями, линиями электропередачи, подъездными путями, прирельсовыми складами и перевалочными базами, инженерными коммуникациями, месторождениями полезных ископаемых и другими объектами, используемыми для нужд промышленности, энергетики и недропользования.

 

Размеры земельных участков для указанных целей определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией.

 

Предоставление земельных участков для разработки полезных ископаемых осуществляется после оформления в установленном порядке прав на пользование недрами и восстановления земель согласно утвержденному проекту рекультивации на ранее отработанных площадях в установленные сроки.

 

Под промышленными предприятиями, как основными субъектами земельных правоотношений на землях специального несельскохозяйственного назначения, понимаются предприятия, обязательным элементом деятельности которых является переработка сырья или разработка недр.

 

В силу этого промышленные предприятия можно подразделить на горнодобывающие и не относящиеся к таковым. Однако всем им присущи особенности в правовом режиме использования земель, выражающиеся в том, что:

 

а) поскольку деятельность предприятий представляет собой источник повышенной опасности для окружающих, при размещении предприятий, а также сооружений и иных объектов, составляющих элементы этого предприятия, применяется предварительный разрешительный порядок строительства этих объектов. В частности, определение мест строительства производится в соответствии со ст. 41 Закона об охране окружающей природной среды и ст. 11 Закона о санитарно-эпидемиологичес-ком благополучии населения при наличии положительного заключения специально уполномоченных на то органов в области охраны окружающей природной среды, санэпиднадзора и решения органов местного самоуправления;*

 

*См.: Постановление Федерального горного и промышленного надзора России (Госгор-технадзора России от 6 ноября 1998 г. № 64 «Об утверждение правил экспертизы промышленной безопасности» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. № 35-36. С. 19.

 

б) в связи с тем, что строительство и размещение предприятий затрагивает интересы, населения, в необходимых случаях предварительное решение о строительстве должно быть основано на разрешении населения, котйрое принимается на референдуме или по результатам обсуждениями п. 2 ст. 41 Закона об охране окружающей природной среды);

 

в) поскольку обычным (естественным, эмпирическим) способом определить степень экологической, социальной и иной опасности от размещения предприятия невозможно, проекты строительства и размещения предприятий должны проходить государственную, а при необходимости и общественную экспертизу (п. 2 ст. 42 Закона об охране окружающей природной среды);

 

г) экологическая и социальная безопасность предприятия обеспечивается утвержденными в установленном законом порядке природоохра-нительными, санитарными, строительными нормами и правилами, а также правилами, обеспечивающими необходимую охрану труда. Поэтому строительство предприятий и всех его элементов-сооружений должно осуществляться в точном соответствии с этими правилами (п. 1 ст. 43 Закона об охране окружающей природной среды, ст. 14 Кодекса законов о труде РФ).

 

Если же возникает потребность в изменении утвержденного проекта строительства предприятия или стоимости проектных работ, то это изменение не должно осуществляться в ущерб требованиям экологической безопасности (п. 2 ст. 43 Закона об охране окружающей природной среды).

 

Перечисленные требования закона к размещению и строительству предприятий обеспечены к исполнению существенными правовыми мерами; если они нарушаются, то это влечет за собой приостановку работ с одновременным прекращением их финансирования соответствующими учреждениями банка (п. 4 ст. 43 указанного Закона).

 

Эти требования закона должны быть выполнены полностью, поскольку п. 2 ст. 44 указанного закона запрещает ввод в эксплуатацию предприятия, если выполнены не все работы, предусмотренные проектом, которые должны обеспечить экологическую безопасность деятельности предприятия.

 

Земли, предоставленные для разработки недр. Правовой режим использования недр, а также земель, предоставленных для разработки недр регулируется Федеральным законом «О недрах» от 21 февраля 1992г. (в редакции от 8 февраля 1995г.),* федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами РФ и ее субъектов.

 

*СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 823 и в редакции от 2 января 2000 г. (СЗ РФ, 2000. № 2. Ст. 141). См. также Федеральный закон РФ от 10 февраля 1999 г. «О внесении в законодательные акты РФ изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона,* О соглашениях о разделе продукции» // СЗ РФ. 1999. № 7. Ст. 879.

 

Земельное законодательство взаимодействует с международным, гражданским, административным, финансовым, санитарным и другим законодательством.

 

Трудно представить, что пользование недрами возможно без занятия соответствующего земельного участка. Необходимость в земельном участке возникает только в связи с тем, что в пользование предоставляются недра для тех или иных нужд. Без получения земельного участка Право пользования недрами практически не может быть реализовано. Землепользование служит тому, чтобы создать условия для Осуществления права пользования недрами.

 

Особенностью земель, предоставленных для разработки недр, является то, что они не отнесены к самостоятельной категории земельного фонда

 

России, не ограничиваются от других земель по непосредственному целевому назначению.

 

Земли, предоставленные для разработки недр, отнесены к землям специального назначения (промышленности, транспорта, связи и иного назначения). Поэтому на них распространяются общие положения, определяющие правовой режим этой категории земель. Однако указанные земли имеют значительную специфику в правовом режиме, которая определяется особенностью недр как самостоятельного объекта права федеральной собственности Российского государства.

 

В соответствии со ст. 6 закона «О недрах» в состав земель для пользования недрами входят:

 

1) земельные участки для регионального геологического изучения недр.

 

2) земли, используемые для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых;

 

3) земли для проведения разведки и добычи полезных ископаемых и для использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

 

4) земли, предоставленные для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

 

5) земли, предоставленные для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение;

 

6) земли, предоставленные для сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

 

Определенные особенности в правовом режиме указанных земель обусловлены двойной формой эксплуатации природопользования: землепользованием и недропользованием, то есть совместным с земельно-горным правовым регулированием. Недропользование в этом случае является основным, ведущим по отношению к землепользованию. Необходимость в земельном участке возникает только в связи с тем, что в пользование предоставляются недра для тех или иных нужд, то есть землепользование служит тому, чтобы создать условия для осуществления права недропользования.

 

Правовой режим земельных участков, предоставленных для недропользования, характеризуется целым рядом специфических особенностей, которые обусловлены основаниями возникновения прав на земельные участки, когда в соответствии с лицензией недропользователь получает участок недр в виде горного отвода, который является основанием для земельного отвода.

 

Горный отвод предоставляется органами Госгортехнадзора для не общераспространенных полезных ископаемых или органами исполнительной власти субъектов РФ для общераспространенных полезных ископаемых.

 

Пользование землей и пользование недрами связаны самым тесным образом, хотя их зависимость в разных ситуациях неодинакова. В одних случаях, пользование земельным участком является лишь предпосылкой, необходимым условием для осуществления права недропользования. Так, горнодобывающее предприятие не может быть сооружено и нормально функционировать без занятия определенного земельного участка. Данное предприятие является прежде всего пользователем недр. Землепользование в этом случае по отношению к пользованию недрами, хотя и является самостоятельным, но носит как бы подчиненный, вспомогательный характер. С другой стороны, когда собственник земельного участка может выступать в качестве пользователя недр: например, согласно ст. 18 Закона «О недрах» юридические лица и граждане имеют право использовать для нужд своего хозяйства имеющиеся на предоставленном им земельном участке общераспространенные полезные ископаемые без получения горного отвода. В этом случае право пользования недрами представляет собой по существу элемент содержания права землепользования.

 

После отвода земельного участка в натуре (на местности), государственной регистрации земельного участка в регистрационной палате по месту его нахождения и получения лицензии право недропользования считается возникшим для его осуществления.

 

Предоставление земельного участка в пользование недропользователям – процесс, состоящий из ряда установленных в законе процедур (стадий):

 

получение лицензии (разрешения), дающей право на предоставление недр в пользование; выделение горного отвода для реализации поставленной цели; предоставление земельного отвода; государственная регистрация земельного участка.

 

Размеры земельных участков для пользования недрами законом не определены. Их размер определяется проектом и всей проектно-технической документацией. Особенность состоит в том, что земля при разработке недр необходима не только для добычи полезных ископаемых, но и для ведения работ, земельные участки делятся на безусловно и условно необходимые.

 

Безусловно необходимыми признаются такие участки, без которых ведение работ становится или вовсе невозможным, или экономически нецелесообразным, или не соответствующим техническим нормам ведения горных работ. Условно необходимые участки – это участки, которые есть или их нет и это не влечет за собой невозможности ведения горных работ.

 

В преамбуле Закона РФ «О недрах» сказано, что недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии

 

– ниже земной поверхности дна водоемов и водотоков, простирающихся до глубины доступных для геологического изучения и освоения.

 

Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являющиеся государственной собственностью, объединены в Государственный фонд. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов.

 

Государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой как для используемых частей в пределах территории РФ, ее континентального шельфа,* находящегося в исключительной собственности РФ, так и исключительной экономической зоны РФ.**

 

*См.: Федеральный закон РФ «О континентальном шельфе РФ» № 187. Принят Госдумой 25 октября 1995г. (в ред. От 10 февраля 1999г.) – СЗ РФ 1999. № 49. Ст. 4694.

 

**См.: Федеральный закон РФ от 17 декабря 1998г. «Об исключительной экономический зоне РФ». СЗ РФ 1998. № 51. Ст. 6273., а также Указ Президента РФ от 5 мая 1992г. «Об охране природных ресурсов территориальных вод, континентального шельфа и экономической зоны РФ».

 

Субъектами пользования недрами могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, если это не противоречит закону. Однако наряду с ними, субъектами недропользования могут быть кооперативные организации, акционерные общества и другие структуры. В отдельных случаях субъектами недропользования могут быть только государственные предприятия, например, для добычи радиоактивного сырья.

 

Добыча не общераспространенных полезных ископаемых может быть только промышленная, она называется горным промыслом и может производиться как государственными, так и частными предприятиями.

 

Горнодобывающими предприятиями могут быть комбинаты, шахты, разрезы и др. Их строительство осуществляется на основании лицензии.

 

Пользование недрами бывает срочным и бессрочным. Для геологического изучения недра предоставляются на срок до 5 лет, для добычи полезных ископаемых и в целях не связанных с добычей – до 20 лет, а при совмещении указанных видов недропользования – до 25 лет (ст. 10 Закона «О недрах»).

 

Пользование недрами является платным, за исключением случаев, предусмотренных законом.

 

Виды платежей: 1) сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии; 2) платежи за пользование недрами; 3) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; 4) акцизы.*

 

*См.: постановление Правительства РФ от 28 октября 1992г. «Об утверждении Положения о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна». САПП РФ 1992. № 18. Ст. 1466., а также Инструкцию Минфина РФ и др. ведомств от 4 февраля 1993г. «О порядке и сроках внесения в бюджет платы за пользование недрами». Налоги и сборы. 1993. № 22. С. 236., см. также Указ Президента РФ от 14 августа 1992 г. «О введении акцизного сбора с пользователей недр на территории РФ». ВСНД. 1992. №34 Ст. 1993.

 

Пользователям недр необходимо помнить о том, что после окончания работ, связанных с недропользованием, участки, отведенные в пользование, будут возвращены прежним пользователям земли, а значит, в обязанность субъектов недропользования входит приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для последующего использования (рекультивация земель).*

 

*Постановление Правительства РФ от 23 февраля 1994г. «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы». САПП РФ 1994. № 10. Ст. 779.

 

Государственное регулирование недропользования и предоставления земельный участков для этих целей осуществляют: Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти РФ и ее субъектов, Государственный комитет РФ по земельной политике, органы государственного экологического контроля и надзора за недропользованием и их территориальные органы, Министерство природных ресурсов РФ и др.

 

Задачей государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности.*

 

*См.: постановление Правительства РФ от 2 февраля 1998г. № 132, которым утверждено Положение «О государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной» СЗ РФ 1998. № 6. Ст. 756.

 

Задачей же государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую среду, а также охране недр.

 

Основными пользователями недр в РФ являются горнодобывающие предприятия и предприятия нефтяной и газовой промышленности, которые имеют специфические особенности в правовом режиме предоставленных им земельных участков для целей недропользования.

 

Право пользования недрами может быть приобретено пользователем недр на основании совместного решения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального подразделения и органа исполнительной власти субъекта РФ по результатам конкурса или аукциона и по другим основаниям (ст. 10. 1. Закона «О недрах»).

 

Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца пользования участком недр в определенных границах в соответствий с указанной целью в течение установленного срока или соблюдения им заранее оговоренных условий.

 

Получение лицензии является основанием для получения горного отвода и предварительного согласия компетентного земельного органа или собственника земельного участка на отвод соответствующего земельного участка и получения соответствующего документа, удостоверяющего права недропользователя на предоставленный земельный участок.

 

Размеры горного отвода должны соответствовать производственной мощности и сроку действия соответствующего предприятия. Размеры же земельного участка вовсе не обязательно должны соответствовать площади поверхности над горным отводом.

 

Специфика предоставляемых земельных участков для недропользования выражается в том, что:

 

1. строительство горнодобывающих и других предприятий осуществляется на основании лицензии, в соответствии с которой будущему предприятию выдается горный отвод, при определении границ данного отвода учитываются размеры участка недр, определяющие объект пользования и зоны влияния работ, связанных с пользованием недрами;

 

2. предприятие, являющееся пользователем недр, получившее горный отвод, имеет исключительное право осуществлять добычу полезных ископаемых в границах горного отвода в соответствии с представленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия данного предприятия;

 

3. деятельность специального предприятия лимитируется целым рядом факторов:

 

а) соображениями национальной безопасности, в интересах которой может ограничиваться пользование отдельными участками недр (ст. 8 указанного закона);

 

б) интересами жизни и здоровья людей, национальной безопасности и охране окружающей среды, вследствие которых может полностью запрещаться пользование недрами на территориях пригородных зон, объектов промышленности, транспорта, связи; может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей среде;

 

в) статусом особо охраняемых территорий, на которых пользование недрами производится в соответствии с этим статусом;

 

г) особенностью добываемого из недр сырья и захоронения радиоактивных отходов и токсических веществ;

 

д) площадями залегания полезных ископаемых. Например, проектирование необходимых для специальных предприятий хозяйственных объектов разрешается только после получения данных об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки; самовольная застройка площадей полезных ископаемых влечет за собой административную ответственность в виде штрафа, налагаемого на виновных должностных лиц (ст. 55 КоАП).

 

Горнодобывающие и другие специальные предприятия-недропользователи обязаны обеспечить наиболее полное извлечение из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов (п. 5 ст. 23 Закона «О недрах»). Выборочная отработка богатых участков месторождений, приводящая к необоснованным потерям балансовых запасов полезных ископаемых, сверхнормативные потери и сверхнормативное разубоживание полезных ископаемых при добыче также караются в административном порядке (ч.2. ст. 55 КоАП).

 

3. Особенности правового режима земель транспорта.* Землями транспорта признаются земельные участки, предоставленные предприятиям, учреждениям и организациям железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного и трубопроводного транспорта для осуществления возложенных на них специальных задач по эксплуатации, содержанию, строительству, реконструкции, ремонту, развитию и строительству разного рода зданий и сооружений и других объектов транспорта. К ним относятся земли, находящиеся под автомобильными, железными дорогами, под трубопроводными и иными транспортными магистралями, а также земельные участки, занятые предприятиями транспорта: автотранспортными, вагонными и иными депо, автовокзалами, администрацией железных дорог, железнодорожными вокзалами и т. п.

 

 

*См.: Федеральный закон «О федеральном железнодорожном транспорте», принятый Государственной Думой 20 июля 1995 г. // СЗ РФ, 1995. № 35. Ст. 3505, ст. 2, 5, 6, 20, а также Федеральный закон РФ «Транспортный устав железных дорог Российской Федерации», принятый Госдумой 19 декабря 1997 г., подписанный Президентом 8 января 1998 г.//СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 218; Указ Президента РФ от 27 июня 1998 г. «О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования» // СЗ РФ. 1998. № 26. Ст. 3065. См. также Приказ Министра путей сообщения РФ от 15 мая 1999 г. «Об утверждении Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог» (Российская газета. 1999. 17 августа).

 

В отдельных случаях транспортные предприятия могут осуществлять как землепользование, так и недропользование. Например, метрополитены, станции которых находятся на поверхности земли, а сами магистрали – в недрах земли, под ее поверхностью; трубопроводный транспорт, проложенный под землей, с охранными зонами на поверхности земли.

 

Правовой режим таких видов транспорта и земель, занимаемых ими, регулируется нормами земельного и горного законодательства, что накладывает определенную специфику.

 

Поскольку земли транспорта в подавляющем большинстве представляют собой «ленточное» землепользование, то есть протяженное на значительные расстояния, при этом автотранспортные и железнодорожные средства являются источником повышенной опасности, которые, подобно машинам и механизмам предприятий, невозможно спрятать за высокими заборами, особое внимание уделено правовому режиму охранных зон и охране транспортных магистралей.

 

В этом охранительном режиме выделяются следующие основные направления:

 

а) запреты совершать переходы, переезды, перевозки имущества и другие пересечения в неустановленных для этого участках дорог. Например, наказывается в административном порядке нарушение правил проезда гужевым транспортом и прогона скота через железнодорожные пути (ст. 103 КоАП);

 

б) запреты осуществлять производственно-хозяйственную деятельность в охранительных полосах транспортных магистралей. Наказывается, в частности, выпас скота вблизи от железнодорожных путей (ст. 103 КоАП), распашка участков, покос травы и повреждение насаждений, снятие дерна и выемка грунта в полосе отвода автомобильной дороги без согласования с дорожными органами (ст. 132 КоАП), возведение в зонах охраны трубопроводов любых построек и сооружений (ст. 135 КоАП) и др.;

 

в) запреты совершать иные действия, могущие нанести вред использованию транспортных средств. Например, наказуемо устройство в районе аэродрома объектов, способствующих массовому скоплению птиц, опасных для полетов воздушных судов (ст. 105 КоАП), т.е. устройство свалок, мест сбора пищевых отходов и т. п.;*

 

*См.: Воздушный кодекс РФ, принятый Госдумой 19 февраля 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 12. Ст. 1383.

 

г) установление обязанностей для ответственных лиц по содержанию транспортных магистралей и охранных зон под страхом ответственности за их неисполнение. Так, подлежат административному наказанию виновные должностные лица за невыполнение обязанностей по устройству, ремонту и регулярной очистке пешеходных дорожек и переходных мостиков, по содержанию в технически исправном состоянии и чистоте выездов или подъездных путей на автомобильную дорогу общего пользования, включая переездные мостики (ст. 133 КоАП);




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.09 сек.