Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Налоговые доходы местных бюджетов




1. Местные налоги и сборы согласно Конституции Российской Федерации (ч.1 ст.132) устанавливаются органами местного самоуправления, что отнесено к числу важнейших вопросов местного значения, позволяющих муниципальным органам проводить во многом самостоятельную от государства и в интересах населения налоговую политику, оказывающую сильное влияние на экономическую, социальную, политическую, экологическую, криминальную и т.д. ситуации, складывающиеся на территории муниципального образования.

Согласно ст.15 Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ к местным налогам относятся: во-первых, земельный налог; во-вторых, налог на имущество физических лиц.

Доходы от местных налогов и сборов согласно ст.57 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" зачисляются в местные бюджеты по:

- налоговым ставкам, установленным решениями представительных органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

- нормативам отчислений, единым для соответствующих видов муниципальных образований, за исключением случаев, специально оговариваемых в данном Законе и связанных с необходимостью выравнивания уровня их расчетной бюджетной обеспеченности[105].

К числу основных требований, предъявляемых к указанным местным налогам и сборам, а также к деятельности по их установлению и прекращению Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. (ст.12) относит следующие:

а) Местными признаются налоги, установленные указанным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Исключение составляют города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, где с учетом отмеченных выше особенностей организации местного самоуправления, местные налоги устанавливаются и прекращают действовать не в соответствии с муниципальными правовыми актами, а - законами указанных субъектов Российской Федерации, а также обязательны к уплате на не территориях муниципальных образований, а - указанных субъектов Российской Федерации;

б) При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются такие элементы налогообложения как: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные такого рода элементы: (общие положения, объекты налогообложения и порядок их определения, особенности определения налоговой базы, налоговый период, отчетный период, налоговые льготы, порядок исчисления налогов и авансовых платежей и т.д.), а также налогоплательщики определяются Налоговым кодексом;

в) Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения;

г) Не могут устанавливаться, местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом. Представляется, что приведенная императивная норма Налогового кодекса России (п.5 ст.12) ставит точку в спорах по поводу возможности органов и должностных лиц местного самоуправления устанавливать налоги и сборы, не предусмотренные законодательством.

д) Налоговым кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных, в том числе местных налогов и сборов, указанных в ст.15 Кодекса[106].

Указанные элементы налогообложения всех местных налогов, а также их налогоплательщики, применительно к земельному налогу, детально регламентируются в разделе X “Местные налоги”, главе 31 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно ст.388 Кодекса налогоплательщиками данного местного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются таковыми организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объектом налогообложения (ст.399) признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Не признаются таковым земельные участки:

а) изъятые из оборота в соответствии с законодательством;

б) ограниченные в обороте в связи с тем, что они:

- заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

- предоставлены для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

- в соответствии с законодательством Российской Федерации, находятся в пределах лесного фонда;

- заняты находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

Согласно ст.390 Кодекса налоговая база рассматриваемого местного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения[107].

К местным налогам относится также налог на имущество физических лиц. Элементы налогообложения данного налога, а также их налогоплательщики детально регламентируются в Законе Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. № 2003-I "О налогах на имущество физических лиц". Согласно ст.1 указанного Закона плательщиками данного местного налога признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Объектами налогообложения (ст.2) признаются: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. Ставки налога (ст.3) устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости[108].

Размеры ставок налога на строения, помещения и сооружения, принадлежащие гражданам на праве собственности, подлежащего уплате в бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации определены в Законе г. Москвы от 23 октября 2002 г. № 47 "О ставках налога на имущество физических лиц".[109]

В г. Москве согласно Закона от 9 ноября 2005 г. № 56 "О бюджете города Москвы на 2006 год" (ст. 17) указанный налог поступает в местные бюджеты не в полном объеме, а по дифференцированным нормативам отчислений в размере от 0,1 % до 5% [110].

2. Доходы от федеральных и региональных налогов и сборов, подлежащие в соответствии с Налоговым кодексом направлению в местные бюджеты, согласно ст.ст. 58 и 59 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" зачисляются туда по единым для всех поселений или муниципальных районов налоговым ставкам и (или) нормативам отчислений установленным соответственно:

а) Бюджетным кодексом и (или) Налоговым кодексом от определенного вида федеральных налогов (сборов);

б) Законом субъекта Российской Федерации от федеральных налогов и сборов, подлежащих зачислению в его бюджет в соответствии с Бюджетным кодексом и (или) Налоговым кодексом;

в) Законом субъекта Российской Федерации от определенных видов региональных налогов и сборов, в соответствии с Налоговым кодексом;

г) Решениями представительного органа муниципального района от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты муниципальных районов в соответствии с Бюджетным кодексом и федеральным законодательством о налогах и сборах и (или) законом субъекта Российской Федерации.

Общим требованием этого Закона, предъявляемым ко всем нормативам и ставкам, и используемым при определении различных источников доходной части местного бюджета является то, что они рассчитываются в целях выравнивания финансовых возможностей органов местного самоуправления различных видов муниципальных образований осуществлять свои полномочия по решению вопросов местного значения, исходя из численности жителей, а также не могут устанавливаться законом субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год, иным его законом, а также решением представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района на очередной финансовый год или иным его решением на ограниченный срок [111].

В Федеральном законе от 20 августа 2004 г. № 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" (ст.ст.61, 61.1, 61.2) определяются перечень федеральных налогов и нормативы, по которым происходят отчисления в местные бюджеты следующих муниципальных образований:

а) поселения:

- налог на доходы физических лиц - 10 %;

- единый сельскохозяйственный налог - 30 %

б) муниципальные районы:

- налог на доходы физических лиц - 20 %;

- единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности - 90 %;

- единый сельскохозяйственный налог - 30 %;

в) городские округа:

- налог на доходы физических лиц - 30 %;

- единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности - 90 %;

- единый сельскохозяйственный налог - 60 %[112].

3. Государственная пошлина отнесена указанным Законом к числу налоговых доходов, подлежащих зачислению в местные бюджеты по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов:

- по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции (за исключением Верховного Суда Российской Федерации), за исключением случаев, когда в суды общей юрисдикции обращаются прокуроры, органы государственной власти и органы местного самоуправления по делам в защиту государственных и общественных интересов;

- за совершение нотариальных действий нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, уполномоченными на то в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, должностными лицами органов исполнительной власти (за исключением консульских учреждений Российской Федерации), органов местного самоуправления;

- за государственную регистрацию транспортных средств, за внесение изменений в выданный ранее паспорт транспортного средства, за выдачу или продление срока действия акта технического осмотра транспортного средства, за выдачу государственных регистрационных знаков транспортных средств "Транзит", свидетельства на высвободившийся номерной агрегат, отличительного знака участника международного дорожного движения, талона о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства, водительского удостоверения, временного разрешения на право управления транспортными средствами, справок, подтверждающих получение водительского удостоверения или временного разрешения на право управления транспортными средствами, свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения, за прием квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами;

- за выдачу ордера на квартиру;

- за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы[113].

4. Штрафы, пени и иные суммы принудительного изъятия согласно ст.46 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежат зачислению в местные бюджеты, как правило, по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа. Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации и решениями судов.

Суммы денежных взысканий (штрафов), применяемых в качестве санкций, подлежат зачислению, в том числе в местные бюджеты, по нормативам и в порядке, которые установлены федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и Налоговым кодексом для соответствующих налогов и сборов, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов.

Действующая классификация доходов бюджетов Российской Федерации распределяет штрафные санкции по двум источникам доходных поступлений. Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах относятся к налоговым доходам. Иные штрафные санкции являются источником неналоговых доходов.

К числу налоговых правонарушений, за совершение которых может быть предусмотрена ответственность в виде взыскания штрафа, Налоговый кодекс Российской Федерации (главы 16 и 18) относит:

- нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;

- уклонение от постановки на учет в налоговом органе;

- ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе;

- нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;

- нарушение налогоплательщиком срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке;

- непредставление налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган

- грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения;

- неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия);

- неправомерное не перечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом;

- несоблюдение установленного порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест;

- непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных законодательством о налогах и сборах,

- неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля;

- неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний

- отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода;

- неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу;

- нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику

- нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора;

- неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

- неисполнение банком решения о взыскании налога и сбора, а также пени;

- непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков - клиентов банка.

Кроме этого, в статьях 133 и 135 Налогового кодекса предусматривается взыскание пени за:

- нарушение банком срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый день просрочки;

- неисполнение банком решения о взыскании налога и сбора, а также пени в том же размере[114].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 791; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.