Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самоуправления и жителей муниципального образования




Гарантии судебной защиты нарушенных прав органов местного

В юридической литературе применительно к обеспечению прав местного самоуправления проводится различие между понятиями ''охрана прав" и "защита прав". Под охраной понимаются профилактические меры, осуществляемые государственными и муниципальными органами по предупреждению нарушений прав муниципальных образований, а также по устранению различных препятствий, мешающих реализации этих прав. Под защитой понимается принудительный (в отношении обязанного лица) способ восстановления и осуществления нарушенного права. Охрана, таким образом, охватывает меры, принимаемые до нарушения прав муниципального образования, а защита - меры, принимаемые после нарушения, для восстановления нарушенного права.

Особое место в системе гарантий, обеспечивающих правовую защиту местного самоуправления, занимают конституционные гарантии судебной защиты прав местного самоуправления (ст. 133 Конституции РФ). В правовом государстве правосудие осуществляется только судом, который правомочен объективно и независимо от какого бы то ни было влияния, на основе конституции и закона, а также установленных законом процедур решать споры о нарушенном праве.

Правовая, в том числе и судебная, защита нарушенных прав органов местного самоуправления и прав населения на осуществление местного самоуправления включает следующие гарантии:

1. Гарантии обеспечения исполнения муниципальных правовых актов, принятых органами местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. ”Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” решения органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми расположенными на их территории предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, государственными органами, органами местного самоуправления, а также должностными лицами и гражданами.

За неисполнение муниципальных правовых актов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает возможность привлечения к ответственности граждан, руководителей организаций, должностных лиц органов государственной власти и должностных лиц органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

2. Гарантии ответственности за ущерб, причиненный в результате неисполнения муниципальных правовых актов.

Предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, их должностные лица, граждане несут перед органами местного самоуправления материальную ответственность, взыскиваемую в судебном порядке, за ущерб, причиненный муниципальному образованию, интересам населения в результате неисполнения решений органов местного самоуправления, принятых в пределах их полномочий.

3. Гарантии судебного обжалования законов и иных нормативных правовых актов федерального и регионального (субъектов Федерации) уровней по вопросам местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. ”Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (ст. 7), если орган местного самоуправления полагает, что федеральный закон или иной нормативный правовой акт Российской Федерации либо соответствующий акт субъекта Федерации по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления не соответствует Конституции РФ, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, то этот вопрос разрешается соответствующим судом.

Особая роль в обеспечении и защите прав местного самоуправления принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации. В последнее десятилетие Конституционный Суд неоднократно подвергал детальному анализу нормы федеральных законов, положения законов субъектов Российской Федерации, затрагивающие полномочия, иные вопросы правового регулирования местного самоуправления на предмет соответствия их Конституции Российской Федерации. Так, только по вопросам, связанным с конституционными характеристиками финансовой основы местного самоуправления, Конституционным Судом было принято более 50 решений. По делам, затрагивающим те или иные аспекты местных налогов и сборов, Конституционный Суд принял более 30 решений.[211]

Вместе с тем, ни Конституция Российской Федерации, ни Федеральный конституционный закон ”О Конституционном Суде Российской Федерации” пока не предусматривают возможность самостоятельного обращения органов местного самоуправления за защитой своих конституционных прав в Конституционный Суд Российской Федерации. Защита прав местного самоуправления в Конституционном Суде возможна в случае обращения граждан с жалобами о нарушении их конституционных прав на местное самоуправление, а также в случае нарушения их прав законом. Интересы местного самоуправления могут представлять те органы и лица, которые вправе обращаться в Конституционный Суд с запросами (ст. 125 Конституции РФ). Примечательно, что сам Конституционный Суд РФ в постановлении от 2 апреля 2002 г. № 7-П признал право органов местного самоуправления на обращение в Конституционный Суд.

4. Гарантии судебного обжалования муниципальных правовых актов.

Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципаль-ный правовой акт, а также судом. Иски о признании таких актов недействительными подаются в суд или арбитражный суд и рассматриваются в порядке, предусмотренном положениями главы 25 ”Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих” Гражданского процессуального кодекса РФ.

Гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти в судебном порядке может быть обжаловано решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение.

Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан (включая и решения схода граждан), решения и действия (бездействие) органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

5. Гарантии судебной защиты прав граждан и органов местного самоуправления при принятии устава муниципального образования.

Отказ в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также нарушение установленных сроков государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав могут быть обжалованы гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.

6. Гарантии судебной защиты прав и интересов муниципального образования при временном осуществлении органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. установил, что решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принятые по вопросам временного осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, в том числе по вопросам введения временной финансовой администрации, могут быть обжалованы в судебном порядке. Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня ее подачи.

7. Гарантии судебной защиты прав и законных интересов органов и должностных лиц местного самоуправления в случае наступления ответственности перед государством.

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего исполнения указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.

Принятые к органам и должностным лицам меры ответственности могут быть обжалованы в судебном порядке.

Закон субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа местного самоуправления может быть обжалован в судебном порядке в течение 10 дней со дня вступления в силу. Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня ее подачи.

Правовой акт высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации) об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации может быть обжалован соответственно главой муниципального образования или главой местной администрации в судебном порядке в течение 10 дней со дня его официального опубликования. Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня ее подачи.

8. Гарантии судебной защиты прав граждан на осуществление местного самоуправления и иных прав граждан на территории муниципального образования.

Гражданин вправе обратиться с иском в суд о восстановлении нарушенных прав на участие в местном самоуправлении в случае, если допускается какое-либо ограничение его прав по политическим убеждениям, расовой и национальной принадлежности, социальному происхождению, полу, должностному или имущественному положению, языку, отношению к религии, принадлежности к общественному объединению.

Действующее законодательство закрепляет право граждан на обращение за судебной защитой при нарушении их прав, в связи с организацией и проведением муниципальных выборов. Например, в случаях, если уполномоченный на то орган или должностное лицо местного самоуправления либо избирательная комиссия муниципального образования не назначит в установленный срок выборы депутатов или выборных должностных лиц, то выборы по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора назначаются соответствующим судом, а также в ходе выборов (например, при отказе избирательной комиссии включить гражданина в список для голосования) и в других случаях.

В случаях, прямо предусмотренных законом, органы местного самоуправления вправе обращаться в суд за защитой прав жителей муниципального образования. Например, в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 1992 г. (в ред. от 21 декабря 2004 г.) ”О защите прав потребителей” органы местного самоуправления в целях защиты прав потребителей обращаются в суды с исками о признании противоправными действий продавца и прекращении таких действий.

Гарантии местного самоуправления имеют комплексный характер и разностороннее проявление. Они являются одним из важнейших факторов повышения эффективности местного самоуправления, проявления местным самоуправлением всех своих демократических качеств, в процессе организации жизни населения в муниципальных образованиях на началах самостоятельности, инициативы и ответственности за решение вопросов, отнесенных законом, уставом муниципального образования к его ведению. Важно, чтобы как общие, так и специальные гарантии на практике обеспечивали действенное функционирование и защиту всех институтов местного самоуправления.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.