Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации. Усвоение вопросов раздела «Налоговое право Российской Федерации» зависит от добросовестности изучения студентами учебного материала




Усвоение вопросов раздела «Налоговое право Российской Федерации» зависит от добросовестности изучения студентами учебного материала, Учебника и Налогового кодекса РФ частей первой и второй (в рамках Программы курса). При этом следует пользоваться НК РФ в последней редакции (т.е. на дату за месяц - полтора отстоящую от начала экзаменационной сессии).

Изучающим тему курса студентам следует обратить внимание на следующее:

1. Для получения четкого представления о предмете налогового права прежде

всего необходимо уяснить, что понимается под налогом, сбором и их системой. Определение налога и сбора дается в ст. 8 НК РФ. При этом, очень важно, законодатель, определяя их общие черты, подчеркивает и различия этих платежей: индивидуальную безвозмездность налогов и возмездность сбора. Вместе с тем, согласно ст. 8 п. 2, сбор – это не плата за услугу, а одно из условий совершения уполномоченными лицами в пользу плательщика сбора юридически значимых действий. Перечень юридически значимых для соответствующих субъектов действий уполномоченных лиц устанавливается государством вовсе не в целях сбора денежных платежей, а в иных целях, поэтому сбор может быть отменен, а необходимость совершения юридически значимых действий не потеряет своей значимости. Следует иметь в виду, что, хотя правами устанавливать налоги и сборы обладают и сама Российская Федерация, и каждый субъект Российской Федерации, и органы МСУ, состав налогов и сборов, взимаемых в РФ, строго определен и предусмотрен статьями 13-15 НК РФ. Совокупность установленных в РФ налогов и сборов, обладающая организационно-правовым и экономическим единством, представляет систему налогов и сборов РФ.

Составной частью системы налогов и сборов в РФ являются специальные налоговые режимы, т.е. особый порядок исчисления и уплаты налогов. Установление и введение в действие специальных налоговых режимом не относится к установлению и введению в действие новых налогов и сборов.

Случаи и порядок применения специальных налоговых режимов определяются актами законодательства РФ о налогах и сборах.

Действующая система применения налогов и сборов дифференцируется по различным основаниям (экономической природе, кругу плательщиков, особенностям объекта обложения и др.), но юридически значимым является деление законодателем всех налоговых платежей на три вида: федеральные, региональные (субъектов Российской Федерации) и местные. Студенты должны, ознакомившись с п. 5 ст. 3 и ст. 12 НК РФ, суметь раскрыть содержание правовых последствий, с этим связанных.

Студентам необходимо понять, что сущность налогов и сборов проявляется в их функциях. Им как экономической категории присущи наряду с общими для всех финансов функции (распределительная и контрольная), специфические, отражающие их особенности, функции – фискальная (обеспечение государства необходимой для его функционирования финансовой базой) и регулирующая (использование государством налогового механизма как инструмента влияния на развитие тех или иных процессов в обществе: видов деятельности, отдельных отраслей хозяйства, покупательского спроса, активизации того или иного экономического интереса (потребности) и возможно с их помощью влияя на выбор избирателей при голосовании. Студенты должны обсудить, при возможности отвечая, привести примеры или категорически, но опять аргументировано что-то опровергнуть).

Следует разграничить понятия «налоговая система РФ» и «система налогов и сборов». Понятие «налоговая система РФ» шире, т. к. помимо системы налогов и сборов включает и другие, установленные государством, существенные условия налогообложения: принципы налогообложения, порядок установления и введения налогов и сборов, права и обязанности участников налоговых правоотношений, формы и методы налогового контроля, ответственность участников налоговых правоотношений и способы защиты их прав и интересов. Опираясь на Конституцию РФ и ст. 3 НК РФ, студенты должны раскрыть сущность принципов функционирования налоговой системы РФ.

Преобразование и совершенствование налоговой системы (как все видят) достаточно актуально, а для многих хозяйствующих субъектов сегодня волнительно. В настоящее время налоговая реформа продолжается, развивается и совершенствуется законодательство о налогах и сборах, а также практика его применения.

2. При изучении учебного материала, относящегося к общей характеристике

налогового права, следует иметь в виду, что в современных условиях налоговое право сформировалось в относительно обособленное подразделение финансового права – его подотрасль. В силу значимости предмета его правового регулирования, организации нормативного материала, его кодификации и систематизации, формирования системы налогового права: Общей и Особенной частей, отдельных институтов в рамках каждой части.

Статья 2 НК РФ определяет предмет налогового права как совокупность пяти групп отношений по:

- установлению и введению налогов и сборов;

- взиманию налогов и сборов;

- осуществлению налогового контроля;

- привлечению к ответственности за налоговые правонарушения. Предмет налогового права ограничивается рамками налоговой деятельности государства, т.е. предмета финансового права, являясь его частью;

- обжалованию актов налоговых органов, а также действий или бездействия их должностных лиц.

Важно усвоить положения ст. 1, 4-7 НК РФ:

1) Определяющих состав и систему источников налогового права, место НК

РФ, законодательства о налогах и сборах, международных договоров РФ по вопросам налогообложения и сборов в этой системе;

2) устанавливающих границы налогового нормотворчества органов исполни

тельной власти;

3) о порядке действия актов законодательства о налогах и сборах во времени.

Особое внимание следует уделить изучению п. 6 ст. 3 и ст. 17 НК РФ, увязывая их с положениями статей 52-58 НК РФ. Хотя вопросы установления налогов и сборов рассматриваются в нескольких статьях НК РФ (ст. 3 – с точки зрения соблюдения общих принципов налогообложения, ст. 6 – с точки зрения соответствия НК РФ, ст. 12 – с точки зрения разделения полномочий по установлению налогов и сборов), ст. 17 имеет особое значение, поскольку в соответствии с ней налог считается установленным только в том случае, если в акте (законодательства о налогах и сборах) о данном налоге определены налогоплательщики и основные элементы налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты.

При отсутствии хотя бы одного из перечисленных элементов налог не может считаться установленным. Соответственно и обязанность по его уплате не возникает.

Для более глубокого усвоения содержания этих элементов желательно провести сравнительный анализ глав 21, 23, 25 НК РФ.

3. После ознакомления с учебным материалом, характеризующим налоговые

правоотношения, студент должен уяснить их понятие и уметь раскрыть их содержание, назвать круг их участников и охарактеризовать правовое положение основных их групп. Налоговые правоотношения – это урегулированные нормами налогового права общественные отношения, названные в ст. 2 НК РФ. Они обладают общими признаками правоотношений, признаками финансовых правоотношений (публичные, властно-имущественные отношения) и некоторыми особенностями. Это - публичного характера властно-имущественные от ношения в рамках налоговой деятельности государства, отражающие противоречия публичного (в лице государства) и частного (в лице налогоплательщика) интересов.

Рассматривая вопрос о субъектах (участниках) налоговых правоотношений, т. е. сторонах правоотношений по установлению, введению, взиманию налогов и сборов, по осуществлению налогового контроля и привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения, наделенных юридическими правами и обязанностями, следует иметь в виду, что их перечень, данный в ст. 9 НК РФ, является закрытым. Вместе с тем, анализ статей 60, 76, 86, главы 18; ст. 85 п. 3-7 и др. позволяет сделать вывод, что круг участников много шире, и студент должен ознакомиться с положениями этих статей. Следует также иметь ввиду, что с введением единого социального налога, изменилось налогово-правовое положение органов государственных и внебюджетных фондов, т.к. возложенные НК РФ на них обязанности по взиманию страховых взносов, по обеспечению своевременности и полноты их поступления переданы налоговым органом.

С учетом того, что стержнем налоговых правоотношений являются отношения по взиманию налогов и сборов как самые массовые (обязанность платить законно установленные налоги и сборы является всеобщей), следует тщательно изучить права и обязанности основных участников – налогоплательщиков и налоговых органов.

Самостоятельно следует подготовить вопросы, относящиеся к характеристике механизма обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и осуществлению налогового контроля.

Для более глубокого усвоения порядка привлечения к налоговой ответственности полезно ознакомиться с гл. 15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Студенты должны свободно ориентироваться в содержании предписаний ст. 11 НК РФ, широко используемых в обеих частях НК РФ.

Совершенствование налоговой системы РФ имеет важное значение.

Для того чтобы ориентироваться в направлении ее развития, следует обязательно знакомиться с ежегодными посланиями Президента РФ Федеральному Собранию и принимаемыми Правительством РФ на их основе программами социально-экономического развития на текущий год и среднесрочную перспективу, систематически интересоваться информацией о налоготворческой деятельности Парламента РФ.

 

Задание 1

Проанализировав ст. 8 НК РФ, укажите:

– общие признаки налогов и сборов;

– признаки, разграничивающие их.

 

Задание 2

Ознакомившись с НК РФ, назовите состав действующей в настоящее время системы налогов и сборов в РФ.

Каково правовое значение деления законодателем налоговых платежей на виды?

Задание 3

Определите соотношение понятий:

– налоговое законодательство;

– законодательство о налогах и сборах;

– законодательство РФ о налогах и сборах.

Назовите основные признаки актов, охватываемых понятием «законодательство о налогах и сборах».

 

Задание 4

Определите, включает ли федеральный закон «О федеральном бюджете» нормы налогового права. Если да, дайте оценку этому факту, основываясь на Налоговом и Бюджетном кодексах РФ.

 

Задание 5

Согласно ст. 57 Конституции РФ и ст. 3 п. 1 НК РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Что, согласно НК РФ, законодатель понимает под «законно установленными» налоговыми платежами?

 

Задание 6

На основе анализа гл. 21, 23, 25 (ч. 2) НК РФ назовите:

а) круг плательщиков и основные признаки каждой категории плательщиков;

б) виды объектов этих налогов;

в) налоговые базы – характеристики этих объектов;

г) налоговый период каждого налога;

д) виды ставок и их краткую характеристику;

е) сроки уплаты.

 

Задание 7

Проведите сравнительный анализ ст. 116 – 119 НК РФ и 15.3 – 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях и укажите основания разграничения законодателем соответствующих налоговых и административных правонарушений.

Кто в этих правонарушениях понимается под должностными лицами организации (под юридическими лицами)?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.