Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и задачи фонетики. Предметом изучения фонетики является вся звуковая система языка: звуки в потоке речи, их закономерные чередования




Предметом изучения фонетики является вся звуковая система языка: звуки в потоке речи, их закономерные чередования, сочетаемость, акустические и артикуляционные характеристики. Кроме того, в фонетике изучаются звуковое строение слогов и слов, ударение и интонация.

Фонетика занимает особое место среди других разделов языкознания. Её принципиальной особенностью является то, что она изучает именно внешнюю, материальную сторону языка: его единицы, лишённые самостоятельного значения. Сам по себе звук не обладает языковым значением, но он может входить в состав значимых единиц языка. Например, в русском языке звук [а] в пределах слова может быть морфом, несущим определённое значение: окончание - а в слове книг а указывает на форму именительного падежа, единственного числа; в слове карандаш а – на форму родительного падежа, единственного числа; в слове снег а ́ - на форму именительного падежа, множественного числа и т.д.; префикс а- в слове а моральный указывает на отсутствие признака; суффикс -а- в слове дел а ть – на I тип спряжения. Звуком [а] также может быть выражено и отдельное слово – противительный союз а или междометие а! Тем не менее сам звук не имеет указанных значений. Он лишь основа, кирпичик для построения единиц иного уровня, обладающих не только внешним, но и внутренним содержанием: лексическим или грамматическим значением.

Таким образом, изучение фонетики является необходимой частью изучения самого языка: речевые единицы образуют материальную оболочку морфем, слов, предложений и т.п. Без знания фонетики невозможно изучение грамматического строя и словарного состава языка. Существующие типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске также оформляются при помощи различных фонетических средств: пауз, интонации.

Фонетика оказывает существенную помощь при усвоении норм произношения, знакомит с тем, как образуются звуки речи, какие движения органов речи необходимы для образования каждого звука. Фонетика даёт теоретические основы для понимания соотношения между звуком и буквой и, как следствие, для изучения орфографии. Особое значение приобретают фонетические знания и умения в условиях двуязычия.

Практическое значение изучения фонетики состоит прежде всего в том, что она необходима для создания научно обоснованной методики обучения чтению и письму.

Для студентов факультета начального обучения усвоение основ фонетики имеет первостепенное значение, поскольку школьный курс фонетики русского языка в младших классах ставит перед собой такие задачи: установить систему звуков и дать их простейшую классификацию, в частности, деление звуков на гласные и согласные, согласных – на глухие и звонкие, твёрдые и мягкие, обратить внимание на особенности произношения гласных в ударных и безударных слогах; доступно охарактеризовать условия образования звуков; научить выделять звуки в потоке речи, обозначать их на письме; установить основные изменения, которым подвергаются звуки в потоке речи; ознакомить с основными случаями чередования как гласных, так и согласных звуков и т.п.

 

Вопросы и задания

1. Что изучает фонетика?

2. В чём состоит принципиальное отличие фонетики от других лингвистических дисциплин?

3. Покажите на примере звуков [и], [в], [у], что они могут входить в состав отдельных морфов или слов.

4. Охарактеризуйте задачи фонетики.

5. В чём заключается практическое значение изучения фонетики студентами факультетов начального обучения?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.