КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Фонематическая транскрипция
Звуковой состав слова передаётся при помощи фонетической транскрипции, учитывающей всё многообразие звучащей речи (см. § 3). Фонетическая транскрипция имеет большое значение для фиксации акустических и артикуляционных особенностей звуков. Фонематическая транскрипция передаёт фонемный состав слова без учёта позиционных вариантов. Слово молодой в фонетической транскрипции записывается как [мълLдо́й`], в фонематической – <молодой`> (можем доказать, что звуки [ъ] и [L] являются вариантами фонемы <о> – мо́лод, моло́же). В фонематической транскрипции по сравнению с фонетической используется меньшее количество дополнительных знаков. В целом она достаточно близка к орфографической записи, поскольку в основе русской орфографии лежит именно фонематический принцип. Чтобы получить фонематическую транскрипцию, нужно выполнить следующие шаги: 1. Сделать фонетическую транскрипцию слова. 2. Определить в ней позицию каждого звука. 3. Если звук находится в сильной позиции, перенести соответствующий знак в фонематическую транскрипцию. Если же в слабой – а) определить, в какой именно морфеме находится звук, б) найти для него сильную позицию в такой же морфеме, в) полученный знак сильной позиции (либо гиперфонему) поставить в фонематическую транскрипцию. Например, [рLсп`и́скъ] (расписка). В сильной позиции стоят звуки [р], [п`], [к] (перед гласными) и [и] (в ударном слоге). Для остальных звуков необходимо искать сильные позиции. Звук [L] находится в префиксе, значит, нужно найти такое слово, где данный префикс совпадал бы с ударным слогом – [ро́звъл`н`и] (роз вальни), [ро́сп`ис`] (рос пись). Следовательно, [L] – вариант <о>. Префиксальный звук [с] – в слабой позиции по звонкости-глухости (перед шумным согласным), но в сильной по твёрдости-мягкости (не перед [д`], [т`], [н`]). Сильной позицией для него будет позиция перед гласным, сонорным или [в], [в`] – [ръзLй`т`и́с`] (разо йтись), [рLзл`и́т`] (раз лить), [ро́звъл`н`и] (роз вальни). Значит, [с] – вариант <з>. Корневой звук [с] – также в слабой позиции только по звонкости-глухости. Однокоренное слово [п`иса́т`] (пис ать) подсказывает, что [с] – вариант <с>. Звук [ъ] – в окончании, следовательно, нужно найти такое слово, где звук окончания оказался бы в сильной позиции. Если для значимых морфем, подыскивая одноструктурное слово с соответствующей сильной позицией, мы должны были учитывать лексическое значение (или оттенок лексического значения), то для окончания, имеющего лишь грамматическое значение, нужно найти слово с тем же грамматическим значением. Расписка – существительное женского рода, стоящее в форме именительного падежа, единственного числа. Следовательно, слова с тем же грамматическим значением – звезд а, стен а, зар я и т.п. – подскажут, что [ъ] – вариант <а>. Итак, фонематическая запись слова расписка – <розп`иска>. Другие примеры: [пLтшы́т`] – <подшыт`> – подшить по д пись под о йти ид т и
[кълLко́л`ч`ик] – <кола/окол`ч`ик> – колокольчик колокол колоколь чик а (нет сильной позиции) [хвLста́тъй`ь] – <хвос/зтатай`а> – хвостатая хвост зл а я тво я
[б`ьр`ьгLво́й`] – <б`эр`эговой`> – береговой берег при бре ж ный слон о в ый
Вопросы и задания 1. Что такое фонематическая транскрипция? 2. Для чего нужна фонематическая транскрипция? 3. Назовите алгоритм выполнения фонематической транскрипции. 4. Сделайте фонематическую транскрипцию подчёркнутых слов: Соседи уехали утром купаться И пса захватили: пускай порезвится. А кошку оставили: что с ней возиться? Подумаешь, тоже мне важная птица! О чём-то мурлычет соседская кошка. Налью молока – отвернётся от блюдца И долго глядит, не мигая, в окошко: – Не видно ль хозяев? А вдруг не вернутся? (В.Левин) 5. Сделайте фонетическую и фонематическую транскрипцию текста. Сравните звуковой и фонемный состав слов. Соотнесите фонематическую транскрипцию и буквенную запись текста, укажите случаи отступления от фонематического принципа в орфографии. Тишина кроткого вечера стояла в поле. На востоке чуть вырисовывалась гряда неподвижных нежно-розовых облаков. К закату собирались длинные перистые ткани тучек. Когда же солнце слегка задёрнулось одной из них, над широкой равниной, влажно зеленеющей всходами и пестреющей паром, тонко, нежно засинел воздух. (И.Бунин) Приложение 1
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 18576; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |