КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Позиционные изменения согласных звуков
Позиционные чередования согласных связаны с положением звука в слове, а также с влиянием звуков друг на друга. Как и для гласных звуков, для согласных тоже существуют сильные и слабые позиции. Однако совпадать или различаться в звучании согласные могут по двум признакам: по звонкости-глухости и по твёрдости-мягкости. Позиция, в которой различаются парные согласные, называется сильной. Обычно сильные позиции по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости не совпадают, однако в положении перед гласным звуком согласные различаются по обоим признакам. Такая позиция называется абсолютно сильной. В ней можно выделить следующие согласные: [д] – [дом] (дом), [д`] – [ид`о́м] (идём), [т] – [ток] (ток), [т`] – [т`ок] (тёк), [з] – [зонт] (зонт), [з`] – [з`о́рнъ] (зёрна), [с] – [сом] (сом), [с`] – [с`олъ] (сёла), [б] – [бо́дръ] (бодро), [б`] – [б`о́дръ] (бёдра), [п] – [пот] (пот), [п`] – [п`отр] (Пётр), [в] – [вол] (вол), [в`] – [в`ол] (вёл), [ф] – [фон] (фон), [ф`] – [ф`о́дър] (Фёдор), [г] – [гол] (гол), [г`] – [г`э́н`ий`] (гений), [к] – [кот] (кот), [к`] – [тк`от] (ткёт), [м] – [мол] (мол), [м`] – [м`ол] (мёл), [н] – [нос] (нос), [н`]- [н`ос] (нёс), [р] – [роф] (ров), [р`] – [р`оф] (рёв), [л] – [лот] (лот), [л`] – [л`от] (лёд), [х] – [хот] (ход), [х`] – [х`и́трый`] (хитрый), [ж] – [жок] (жёг), [ж`:] – [ж`:от] (жжёт), [ш] – [шок] (шок), [ш`:] – [ш`:о́к`и] (щёки), [ч`] – [ч`о́лкъ] (чёлка), [ц] – [цо́кът] (цокот), [й`] – [й`ок] (йог). Кроме абсолютно сильной позиции, существуют сильные позиции для разных групп парных согласных. Так, для шумных согласных, парных по звонкости-глухости, сильными являются ещё и следующие позиции: - перед сонорным согласным: [с`л`ит`] – [з`л`ит`] (слить – злить), [про́с`ит] – [бро́с`ит] (просит – бросит), [см`иэй`а́с`] – [зм`иэй`а́с`] (смеясь – змеясь), [кнут] – [гнут] (кнут – гнут); - перед [в], [в`]: [двLр`э́ц] – [твLр`э́ц] (дворец – творец), [зв`эр`] – [св`эр`] (зверь – сверь). В выделении сильных позиций для согласных, парных по твёрдости-мягкости, существуют определённые трудности, связанные, во-первых, с изменением норм произношения (сравните устаревшее [Lт`п`ит`] (отпить) и нормативное [Lтп`ит`]), а во-вторых, - с возможностью вариантов произношения (сравните [с`м`эх] и [см`эх] (смех), [д`в`эр`] и [дв`эр`] (дверь) и т.д.). В научной литературе иногда встречаются противоречивые сведения, касающиеся сильных позиций по твёрдости-мягкости, поэтому ограничимся лишь перечислением тех позиций, на которые необходимо опираться учителю начальных классов: - в конце слова: [кон] (кон) – [кон`] (конь), [м`эл] (мел) – [м`эл`] (мель), [трон] (трон) – [трон`] (тронь); - перед твёрдым согласным: [л`и́нкъ] (Линка) – [л`и́н`къ] (линька), [мост] (мост), [про́з`бъ] (просьба). Для зубных согласных – ещё и перед мягкими губными, что связано с допускаемой орфоэпическими нормами вариативностью: [с`м`ат`] – [см`ат`] (смять), [т`в`о́рдый`] – [тв`о́рдый`] (твёрдый); - для [л] и [л`] – все позиции сильные: [ма́л`въ] (мальва) – [мLлва́] (молва), [пLлз`а́] (ползя) – [н`иэл`з`а́] (нельзя). К позиционным изменениям согласных, находящихся в слабых позициях, относятся оглушение и ассимиляция. Оглушение связано с тем, что в русском языке в конце слова не может быть произнесён звонкий согласный: [гр`ип] (грипп или гриб), [л`эс] (лес или лез), [сток] (сток или стог), [нош] (нож или нош – Р.п. мн.ч.), [п`ат`] (пять или пядь) и т.д. При изменении слова, когда соответствующий согласный попадает в сильную позицию, становится ясно, есть ли позиционное чередование в данном слове: [гр`ип] – [гр`ибы́] (гриб – грибы) – [п] // [б], [л`эс] – [л`э́зу] (лез – лезу) – [с] // [з], [сток] – [стLга́] (стог – стога) – [к] // [г] и т.д. Ассимиляция – это уподобление звуков друг другу в пределах одного фонетического слова. Ассимиляция происходит в результате того, что артикуляция одного из рядом стоящих согласных распространяется и на другой. Взаимодействие звуков, вследствие которого они становятся одинаковыми, называется полной ассимиляцией ([ж:ат`] – сжать, [б`иэс:на́] – без сна, [уч`и́ц:ъ] – учиться). Обычно в результате такой ассимиляции образуются так называемые долгие звуки. Взаимодействие звуков, вследствие которого они становятся схожими только по какому-нибудь одному артикуляционному признаку, называется неполной (или частичной) ассимиляцией: [ло́шкъ] (ложка) – ассимиляция по глухости, [кос`т`] (кость) – ассимиляция по мягкости. Различают следующие разновидности ассимиляции: - по звонкости-глухости (по голосу). В русском языке не могут произноситься рядом звонкий и глухой или глухой и звонкий согласные. Первый из таких звуков ассимилируется, т.е. уподобляется второму. Таким образом, рядом оказываются либо два глухих (оглушение), либо два звонких (озвончение) согласных: [фслух] (вслух), [по́тп`ис`] (подпись), [исту́ч`и] (из тучи) – оглушение; [Lдб`и́т`] (отбить), [про́з`бъ] (просьба), [гд`э́ду] (к деду) – озвончение; - по твёрдости-мягкости. В некоторых случаях последующий мягкий согласный влияет на предыдущий, смягчая его: [ко́н`ч`ик] (кончик), [рLс`т`и́] (расти). Такая ассимиляция происходит в русском языке непоследовательно (вспомним упоминавшиеся выше варианты нормативного произношения). Кроме того, ассимиляция по твёрдости-мягкости в начальных классах специально не изучается, поэтому отметим лишь те наиболее последовательные случаи, которые важны для обучения младших школьников орфографии: а) ассимиляция по мягкости [з], [с], [н] перед [д`], [т`], [н`]: [хво́с`т`ик] (хвостик), [пLл`э́з`н`ьй`ь] (полезнее), [и́н`д`ий`ь] (Индия), [ка́н`т`ик] (кантик); б) ассимиляция по мягкости [н] перед [ч`], [ш`:]: [н`а́н`ч`ит`] (нянчить), [го́н`ш`:ик] (гонщик); в) ассимиляция по твёрдости: [й`иэнва́рск`ий`] (январский) (ср. [й`иэнва́р`] (январь)), [с`т`иэпно́й`] (степной) (ср. [с`т`эп`] (степь)). Вообще же, в случае возникновения затруднений, связанных с наличием или отсутствием ассимиляции по твёрдости-мягкости, лучше всего обратиться к соответствующей справочной литературе, например, Орфоэпическому словарю русского языка. - по месту и способу образования. При такой ассимиляции артикуляция предыдущего согласного подстраивается под артикуляцию последующего: [ш:ыт`] (сшить), [з:а́д`и] (сзади), [ры́ц:ъ] (рыться) – полная ассимиляция; [ч`ш`:э́тнъ] (тщетно), [лу́тшый`] (лучший) – частичная ассимиляция. Отметим, что подвергаться ассимиляции по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости могут только парные по этим признакам согласные.
Вопросы и задания 1. Чем обусловлены позиционные чередования согласных? 2. Почему для разных групп согласных выделяются разные сильные позиции? 3. Что такое абсолютно сильная позиция для согласных? 4. Назовите сильные позиции по звонкости-глухости. 5. Назовите основные сильные позиции по твёрдости-мягкости. 6. Почему для сонорных согласных все позиции по звонкости-глухости – сильные? Почему для [ч`], [ш`:], [ж`:], [й`], [ц] все позиции по твёрдости-мягкости – сильные? 7. С чем связано оглушение? Приведите свои примеры. 8. Из перечисленных согласных укажите такие, которые могут находиться в абсолютном конце слова: [й`], [ш], [ж], [м], [м`], [з], [з`], [т], [т`], [с], [с`], [д], [д`], [г], [г`], [к], [к`]. Cвой ответ мотивируйте примерами. 9. В одном из школьных учебников по русскому языку приводится такое правило: «В конце слова звонкие и глухие парные согласные произносятся одинаково глухо». Оцените данное утверждение. Как можно его откорректировать? 10. Что такое ассимиляция? Охарактеризуйте ассимиляцию по звонкости-глухости, по твёрдости-мягкости, по месту и способу образования. Приведите свои примеры на разные виды ассимиляции. 11. Прочитайте текст. Укажите: а) согласные, находящиеся в абсолютно сильной позиции; б) согласные, находящиеся в сильной позиции по звонкости-глухости, в) согласные, находящиеся в сильной позиции по твёрдости-мягкости: Петух сделал вид, что не понял обидных слов, и, чтобы показать своё презрение дерзкому хвастунишке, громко захлопал крыльями, вытянул шею и, страшно раскрыв клюв, пронзительно заорал своё единственное ку-ка-реку. (Д.Мамин-Сибиряк) 12. Можно ли узнать значение данных слов в транскрипции вне контекста: [кот], [мак], [глас], [трут], [л`эс`т`], [в`иэс`т`и́], [сй`эст]? Какие варианты возможны? Какое фонетическое явление создаёт омофоны в этом случае? 13. Затранскрибируйте слова. Выявите все случаи ассимиляции: дождь, редкий, отгадать, лётчик, сжечь, расшалиться, сдать, подсадить, расти, отчизна, здесь, подцепить, сказка, болезнь, нянчиться, песчаный, вселять, снять, обсчитать, винтик, мужчина, груздь, детство, общий. 14. Затранскрибируйте текст. Выявите случаи ассимиляции. Охарактеризуйте слоги и звуки в подчёркнутых словах: Осень Чувствуя, что красота её начинает отцветать и желая как-то продлить своё лето, Берёзка выкрасилась в жёлтый цвет – самый модный в осеннем возрасте. И тогда все увидели, что осень её наступила… (Ф.Кривин)
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |