КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Звуковые изменения в потоке речи
Звуки в потоке речи очень редко употребляются изолированно. Обычно они тесно связаны друг с другом и подвергаются различным изменениям. Если такие изменения происходят в пределах одной и той же морфемы, говорят о чередовании звуков: свет ить – свеч ение ([т`] // [ч`]), по каз ать – по каж у ([з] // [ж]), рек а – (на) рек е ([к] // [к`]). Чередования подчиняются определённым нормам, действующим в русском языке на данном этапе его развития или сформировавшимся в прошлом. Чередования – это закономерная взаимозамена звуков в пределах одной и той же морфемы в разных словах или словоформах. Различают исторические и позиционные чередования. Исторические чередования в современном русском языке не связаны с условиями произношения. Они объясняются фонетическими законами давних этапов развития языка. Историческим чередованиям подвергаются и гласные, и согласные звуки. Например, могут чередоваться гласные [о] // [а] – по клон // клан яться, [э] // [и] – по стель // под стил ка, [о] // [ы] // 0 (нуль звука) – зов // при зыв // зв ать и др. Достаточно часто встречаются чередования согласных [г] // [ж] – по друг а // друж ить, [з] // [ж] – от каз ать // от каж у, [с] // [ш] – кос а // кош у, [б] // [бл`] – люб овь // любл ю, [т] // [ч`] // [ш`:] - свет // свеч а // освещ ение и др. Отметим, что исторические чередования (их ещё называют непозиционными, нефонетическими, морфологическими, традиционными) не являются обязательными, а происходят только в некоторых морфемах при образовании или изменении различных частей речи. Поэтому и рассматриваются они не в фонетике, а в соответствующих разделах грамматики, изучающих законы образования и изменения слов. Позиционные чередования потому и называются так, что связаны с определенными позициями, которые занимают звуки в слове. Следуя друг за другом в речевом потоке, звуки попадают в неодинаковые фонетические позиции, вследствие чего происходит приспособление артикуляции одних звуков к другим. Такие изменения могут зависеть от качества соседних звуков или от места ударения в слове. Сравнив формы слов узкий и узок, убеждаемся, что условия произношения корневого согласного неодинаковы: в первом случае он стоит перед шумным согласным, а во втором – перед гласным, потому и произносятся конечные согласные корня по-разному: [у́с]кий – [у́з]ок. Если изменить позицию одного из согласных в слове лист, поставив его перед мягким согласным: листик, то, соответственно, изменится качество и этого звука: [л`ист] – [л`и́с`т`ик]. Очевидно, что в корне родственных слов бок – бочок – боковой произносятся разные гласные звуки, что связано с их позицией по отношению к ударению. Таким образом, замена звуков в одной и той же морфеме, связанная с изменением условий их произношения, т.е. их фонетической позицией, называется позиционным чередованием звуков. Вопросы и задания 1. Что такое чередование звуков? Почему в словах лодка – лодочка есть чередование [т] // [д], а в словах том – дом такого чередования нет? 2. Какие типы чередований различаются? 3. Приведите примеры слов с историческими чередованиями гласных и согласных звуков. 4. С чем связаны позиционные чередования? 5. Приведите примеры слов с позиционными чередованиями гласных и согласных звуков. 6. Определите, какие чередования – исторические или позиционные – произошли в словах: копать – выкапывать; князь – княгиня; мох – (на) мху – замшелый; снять – снимать; расти – выращивать; ловить – ловлю; возить – вожу – везу – вождение. 7. Выпишите из текста слова, к которым можно подобрать пары с историческими чередованиями. Подберите такие пары и укажите чередующиеся звуки. Муравей - Почему вы не носите очки? – спросили у Муравья. - Как вам сказать…– ответил он. – Мне нужно видеть солнце, и небо, и эту дорогу, которая неизвестно куда ведёт. Мне нужно видеть улыбки моих друзей… Мелочи меня не интересуют. (Ф.Кривин) 8. Выпишите пары слов, в которых произошли позиционные чередования: голубь – голубок; низкий – низок – ниже; поднять – поднимать, ложка – ложечка; ветвь – ветви; запуск – запущу; разломить – разломлю; просить – просьба – спрашивать; жечь – жгу – жжёный – обжигать; ногти – ноготь; пастух – пасти; мазь – мажу; сохнуть – сушить.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 863; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |