Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Картотека опытов




 

название опыта цели и задачи оборудование
1 «Свойства воды»
  • Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия;
  • Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды).
  • Емкости со снегом, водой, льдом;
  • Три мерные одинаковые емкости с окрашенной водой.
2 «Помощница вода»
  • Использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи;
  • Познакомить с силой воды.
  • Банка с мелкими легкими предметами на поверхности, емкость с водой, стаканчики.
  • Вертушка, емкость с водой, алгоритм деятельности.
3 «Как помочь ослику» (вода-растворитель) игровое занятие.
  • Познакомить со свойствами некоторых веществ;
  • Учить делать простейшие умозаключения.
  • Емкости с водой;
  • Мешочек из ткани (2*3 см) с солью;
  • Поролоновые губки 2*3 см.
4 «Фильтрование воды»
  • Познакомить с процессами очистки воды разными способами.
  • Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости.
5 «Ветер в комнате» («живая змейка»)
  • Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха;
  • Горячий воздух поднимается вверх, а холодный - опускается вниз.
  • Две свечи;
  • Змейка (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить).
6 Прогулки «невидимки»
  • Дать представление о силе ветра.
  • Макет «пустыни»;
  • Емкости с подкрашенной водой («желтое и красное» моря);
  • Макеты корабликов – парусников;
  • Фен.
7 «Упрямый воздух»
  • Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места;
  • Сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.
  • Шприцы, пипетки, емкость с подкрашенной водой
8 «Сухой из воды»
  • Определить, что воздух занимает место.
  • Емкость с водой, стакан с прикрепленной на дне салфеткой;
  • Деревянные бруски с флажками, банки (в них должен свободно входить брусок с флажком).
9 «Как устроена «волшебная кладовая»
  • Дать представление о том, что почвы бывают разными, имеют различные свойства;
  • подвести к пониманию: почему почву называют «Кладовой»
  • Образцы почв: песок, глина, камни;
  • Емкость с водой;
  • 2 прозрачных сосуда;
  • 2 воронки
10 «Могут ли животные жить в Земле» (как дождевые черви создают почву)
  • Выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки);
  • На примере экологической игры «Дерево и дождевой червяк», показать роль дождевых червей в создании почвы
  • Почва, спиртовка, металлическая тарелка, стекло или зеркало, емкость с водой;
  • Атрибуты к игре «Дерево и дождевой червяк»:
-листья деревьев (из картона; -стаканчики с землей; -2 шапочки с изображением дождевого червя; -2 шапочки с изображением деревьев.
11 Рельеф земли. Родник.
  • Познакомить с различным рельефом Земли
  • Картины с изображением рельефа Земли;
  • Бросовый материал, бумага, клей для изготовления «действующего» макета «Родник».
12 Чтобы почва не болела. (акция «батарейка»)
  • Дать представление о том, что почва может заболеть, разрушиться и даже погибнуть, что может погубить ее;
  • Воспитывать бережное отношение к природе, желание оберегать ее.
  • Образцы разной почвы;
  • Рисунки, листовки в защиту почвы, Земли;
  • Использованные батарейки.
13 «Как мы видим» (и/у «Чьи глаза тебе помогут?»)
  • Определить реакцию зрачков на различную степень освещенности
  • Закрепить знания об особенностях зрения живых организмов.
  • Картинки с изображением животных для решения различных ситуаций.
14 «Уши-органы слуха» (и/у «Где звенит колокольчик?»)
  • Определить значимость расположения ушей на противоположных сторонах головы человека;
  • Развивать слуховое восприятие детей, ориентируясь на звучание колокольчика.
  • Повязка на глаза, музыкальный колокольчик.
15 «Кожа-орган осязания»
  • Сравнить температуру воды в нескольких емкостях;
  • Определить расположения «тепловых» и «холодовых» (воспринимающих тепло и холод) точек на разных участках кожи.
  • Емкости с водой разной температуры (от холодной до самой теплой);
  • Металлический стержень, тонкая кисть, красная и синяя акварельная краска.
16 «Как мы чувствуем запах»
  • Упражнять детей в различении пищи по запаху;
  • Доказать необходимость вдоха для определения запаха.
  • Продукты с достаточно хорошо выраженным характерным запахом (черный и белый хлеб, лук, чеснок, апельсин;
  • Плотный матерчатый мешочек, внутри которого спрятан кусочек туалетного мыла, флакончик из-под духов, кожура апельсина и т.д.
17 «Садик в бутылке» (фабрика питания)
  • Показать, как растение может само обеспечивать себя питанием.
  • Банка с широким горлом, крышка к ней;
  • Цветочная земля;
  • Молодое комнатное растение.
18 «Дом для дождевого червя»
  • Показать роль земляного червяка в природе
  • Стеклянная банка с широким горлом;
  • Земляной червяк;
  • Плодородный слой почвы;
  • Сухие листья.
19 «Свет-источник жизни»
  • Показать влияние солнечного света на рост растений.
  • 4 блюдца;
  • Вода;
  • Вата;
  • Семена льна.
20 «Зачем растениям свет?»
  • Формировать первичные представления о фотосинтезе.
  • Комнатное растение с широкими зелеными листьями (герань, фикус);
  • Кружок пластыря.
21 «Отражение лучей»
  • Познакомить с распространением и преломлением солнечного света.
  • Стакан;
  • Вода;
  • Карандаши.
22 «Вызови молнию»
  • Показать, как молния проскакивает от облака к громоотводу.
  • Металлический противень;
  • Пластилин;
  • Целлофановый пакет;
  • Металлическая вилка.

Классификация методов обучения


К методам обучения основам исследовательской деятельности можно отнести:

- методы обучения поисковым процедурам;

- методы обучения процедурам обсуждения;

- методы эмоционально-личностной направленности.

 

обучение поисковым процедурам обучение процедурам обсуждения эмоционально-личностная направленность
метод постановки проблемы проблемный диалог метод «шести шляп мышления»
продуцирование гипотез эвристическая беседа метод целеполагания
метод постановки вопросов метод решения мыслительных задач
метод конструирования понятий метод рецензирования метод направленного воображения
метод умозаключений дебаты метод эмпатии
метод парадокса дискуссия мнемотехнические методы
метод наблюдений синектическая дискуссия методы эмоционально-волевой регуляции
метод эксперимента метод доказательств
метод сравнения метод аргументов и контраргументов метод рефлексии
метод работы с текстом метод самотестирования
«мозговой штурм» метод самооценки

Правила для педагога, занимающегося исследовательской деятельностью с дошкольниками:


  • Помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

  • На основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей, не следует полагаться на то, что они уже обладают начальными базовыми навыками и знаниями.

  • Научитесь не торопиться с вынесением суждений.

  • Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуаций.

  • Подходите ко всему творчески.

 


Совместная деятельность дошкольника и воспитателя.

воспитанник воспитатель
проявляет познавательный интерес помогает сформулировать тему исследования
открывает новые знания рекомендует источники получения информации
приобретает исследовательские умения, навыки в процессе работы над исследованием формирует исследовательские умения и навыки
экспериментирует раскрывает возможные формы работы
выбирает пути решения содействует прогнозированию результатов
делает самостоятельные выводы помогает в их формулировке, принимает или тактично корректирует

 


^ Диапазон развития исследовательских умений

исследовательские умения начальный уровень развития высокий уровень развития
Умение видеть проблему Умение осознать некоторые противоречия, умение рассматривать предмет с разных точек зрения Умение увидеть, осознать и сформулировать проблему
Умение классифицировать Умение распределять предметы на группы по определенным признакам Уметь составлять классификационные таблицы, схемы
Умение задавать вопросы Умение задавать вопросы Умение ставить оценочные и ориентированные на будущее вопросы
Умения определять понятия Умение дать описание предмета, разъяснить по средствам примера Умение применять логические приемы мышления: анализ, сравнение, классификация
Умение представить понятие на языке символов Умение придумать значок для обозначения предмета Умение найти и и представить различными образными средствами смысловую идею изучаемого объекта
Целеполагание умение сформулировать цель исследования Разработка целей
Рефлексия Умение назвать этапы собственной деятельности, определить успехи, трудности, примененные способы деятельности Умение строить модель различных видов деятельности

 


^ Развитие исследовательских умений

 

Когнитивная (познавательная) деятельность Коммуникативная деятельность Креативная деятельность Организационная деятельность
Выделение главного и второстепенного Высказывание суждений Умение видеть проблему Целеполагание
Определение понятий Формулирование вопросов Планирование
Классификация Получение информации Умение моделировать Самооценка
Сравнение Ведение дискуссии, отстаивание собственного мнения Выдвижение гипотезы, генерирование идеи Сопоставление полученных результатов с поставленными целями
Определение закономерностей Презентация своей работы Умозаключения и выводы Волевая регуляция
Наблюдение, эксперимент Изложение своих мыслей письменно (с помощью родителей) или рисунками, символами Представление информации о предмете на языке знаков, образов, символов Сотрудничество с другими детьми при работе в группе



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 743; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.