№
| название опыта
| цели и задачи
| оборудование
|
1
| «Свойства воды»
| - Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия;
- Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды).
|
- Емкости со снегом, водой, льдом;
- Три мерные одинаковые емкости с окрашенной водой.
|
2
| «Помощница вода»
| - Использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи;
- Познакомить с силой воды.
| - Банка с мелкими легкими предметами на поверхности, емкость с водой, стаканчики.
- Вертушка, емкость с водой, алгоритм деятельности.
|
3
| «Как помочь ослику» (вода-растворитель) игровое занятие.
| - Познакомить со свойствами некоторых веществ;
- Учить делать простейшие умозаключения.
| - Емкости с водой;
- Мешочек из ткани (2*3 см) с солью;
- Поролоновые губки 2*3 см.
|
4
| «Фильтрование воды»
| - Познакомить с процессами очистки воды разными способами.
| - Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости.
|
5
| «Ветер в комнате» («живая змейка»)
| - Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха;
- Горячий воздух поднимается вверх, а холодный - опускается вниз.
| - Две свечи;
- Змейка (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить).
|
6
| Прогулки «невидимки»
| - Дать представление о силе ветра.
| - Макет «пустыни»;
- Емкости с подкрашенной водой («желтое и красное» моря);
- Макеты корабликов – парусников;
- Фен.
|
7
| «Упрямый воздух»
| - Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места;
- Сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.
| - Шприцы, пипетки, емкость с подкрашенной водой
|
8
| «Сухой из воды»
| - Определить, что воздух занимает место.
| - Емкость с водой, стакан с прикрепленной на дне салфеткой;
- Деревянные бруски с флажками, банки (в них должен свободно входить брусок с флажком).
|
9
| «Как устроена «волшебная кладовая»
| - Дать представление о том, что почвы бывают разными, имеют различные свойства;
- подвести к пониманию: почему почву называют «Кладовой»
| - Образцы почв: песок, глина, камни;
- Емкость с водой;
- 2 прозрачных сосуда;
- 2 воронки
|
10
| «Могут ли животные жить в Земле» (как дождевые черви создают почву)
| - Выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки);
- На примере экологической игры «Дерево и дождевой червяк», показать роль дождевых червей в создании почвы
| - Почва, спиртовка, металлическая тарелка, стекло или зеркало, емкость с водой;
- Атрибуты к игре «Дерево и дождевой червяк»:
-листья деревьев (из картона; -стаканчики с землей; -2 шапочки с изображением дождевого червя; -2 шапочки с изображением деревьев.
|
11
| Рельеф земли. Родник.
| - Познакомить с различным рельефом Земли
| - Картины с изображением рельефа Земли;
- Бросовый материал, бумага, клей для изготовления «действующего» макета «Родник».
|
12
| Чтобы почва не болела. (акция «батарейка»)
| - Дать представление о том, что почва может заболеть, разрушиться и даже погибнуть, что может погубить ее;
- Воспитывать бережное отношение к природе, желание оберегать ее.
| - Образцы разной почвы;
- Рисунки, листовки в защиту почвы, Земли;
- Использованные батарейки.
|
13
| «Как мы видим» (и/у «Чьи глаза тебе помогут?»)
| - Определить реакцию зрачков на различную степень освещенности
- Закрепить знания об особенностях зрения живых организмов.
| - Картинки с изображением животных для решения различных ситуаций.
|
14
| «Уши-органы слуха» (и/у «Где звенит колокольчик?»)
| - Определить значимость расположения ушей на противоположных сторонах головы человека;
- Развивать слуховое восприятие детей, ориентируясь на звучание колокольчика.
| - Повязка на глаза, музыкальный колокольчик.
|
15
| «Кожа-орган осязания»
| - Сравнить температуру воды в нескольких емкостях;
- Определить расположения «тепловых» и «холодовых» (воспринимающих тепло и холод) точек на разных участках кожи.
| - Емкости с водой разной температуры (от холодной до самой теплой);
- Металлический стержень, тонкая кисть, красная и синяя акварельная краска.
|
16
| «Как мы чувствуем запах»
| - Упражнять детей в различении пищи по запаху;
- Доказать необходимость вдоха для определения запаха.
| - Продукты с достаточно хорошо выраженным характерным запахом (черный и белый хлеб, лук, чеснок, апельсин;
- Плотный матерчатый мешочек, внутри которого спрятан кусочек туалетного мыла, флакончик из-под духов, кожура апельсина и т.д.
|
17
| «Садик в бутылке» (фабрика питания)
| - Показать, как растение может само обеспечивать себя питанием.
| - Банка с широким горлом, крышка к ней;
- Цветочная земля;
- Молодое комнатное растение.
|
18
| «Дом для дождевого червя»
| - Показать роль земляного червяка в природе
| - Стеклянная банка с широким горлом;
- Земляной червяк;
- Плодородный слой почвы;
- Сухие листья.
|
19
| «Свет-источник жизни»
| - Показать влияние солнечного света на рост растений.
| - 4 блюдца;
- Вода;
- Вата;
- Семена льна.
|
20
| «Зачем растениям свет?»
| - Формировать первичные представления о фотосинтезе.
| - Комнатное растение с широкими зелеными листьями (герань, фикус);
- Кружок пластыря.
|
21
| «Отражение лучей»
| - Познакомить с распространением и преломлением солнечного света.
| |
22
| «Вызови молнию»
| - Показать, как молния проскакивает от облака к громоотводу.
| - Металлический противень;
- Пластилин;
- Целлофановый пакет;
- Металлическая вилка.
|