Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания дошкольников!




Комплексный подход в экологическом воспитании детей в условиях нашего дошкольного учреждения осуществлялся таким образом чтобы, чтобы наши малыши каждый день открывали для себя в окружающем мире что-то новое и проявляли исследовательские способности. В современной оценке реализации основной общеобразовательной программы детского сада федеральными требованиями определены следующие качества личности, как результаты воспитательной работы: любознательный, активный, эстетически развивающийся, интересующийся новым и неизвестным. Они были главными критериями результативности нашей работы. Среди многообразия деятельностей, используемых в группе, остановимся поподробнее на познавательно-исследовательской. Как известно, познавательно-исследовательская деятельность активно развивается на протяжении всего дошкольного детства и отличается разнообразием методов и приемов познания мира, варьирующихся в зависимости от возраста детей.

Знания, полученные в непосредственно образовательной деятельности, стараемся закреплять в различных областях и с участием всех анализаторов в процессе игр. Так, игры на развитие сенсорики учитывают принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение: «Растопи лёд», «Угадай на вкус», «Чудесный мешочек Лесовичка»… Во время прогулок и экскурсий дети самостоятельно исследуют и подмечают, педагог лишь направляет эту деятельность. Часто проводятся игры на ориентировку в пространстве, преподнося задание, как загадку: «Дойди до берёзки, и, отсчитав три шага направо обнаружишь.» Художественная литература выбирается образная, поэтичная, богатая эпитетами - такая, чтобы увлечь детей. Сделана подборка произведений классиков, таких как М. М. Пришвин, Е. И. Чарушин, И. С. Тургенев, В. В. Бианки, С. А. Есенин, А. А. Фет. С детьми обговариваются книжные иллюстрации, уточняя, что некоторые писатели сами рисовали иллюстрации к своим текстам, чтобы выразить свои мысли и чувства наиболее гармонично и полно. Увлечение фотографией и выращиванием разнообразных цветов и овощей с фруктами на садовом участке используются в создании красочных презентаций, которые очень нравятся нашим воспитанникам. При необходимости показать объект природы в движении – используется просмотр видео отрывков. Стоит отметить, что информационно-коммуникативные технологии способствуют повышению познавательного интереса, активизируют мыслительную деятельность детей. Жизнь не стоит на месте, и мы всё чаще используем инновационные компьютерные программы, которые качественно изменяют процесс передачи и усвоения опыта, они, словно зашифрованные мнемотаблицы, шаг за шагом, через применение предыдущего опыта, открывают детям мир природы.

Познавательно-исследовательская деятельность обнаруживает себя и в разнообразном творчестве, а также, в творчестве, происходит отражение полученных впечатлений: и в изобразительной деятельности; и в аппликации; и в конструировании активно используются различные по фактуре и свойствам природные материалы, что, в свою очередь, развивает творческое воображение и эстетический вкус.

В проводимых играх-экспериментированиях и опытах, где дети сами устанавливают причины явлений, связей и отношений между предметами и явлениями мир природы раскрывается в полной мере, ведь только экспериментируя, дети видят, насколько сильно мы влияем на природу, и важно донести на своём примере истину, правильность, заботу, внимание и доброту.

Познавательно-исследовательская деятельность используется практически безгранично, будь то создание сложных игровых обучающих ситуаций, или проведение разнообразных праздников и развлечений, или совместная проектная деятельность с привлечением родителей воспитанников.

Взаимодействие с детьми обязательно строится по принципу субъект-субъектных отношений! Педагог и ребёнок взаимодействуют, как партнёры! Ко мнению детей относятся уважительно.

Отражение и закрепление накопленных представлений, помимо подробно описанной образовательной области «Познание», может проходить в следующих образовательных областях:

-«Физическая культура». Подвижные игры: «Мы – капельки», «Снежки», «Прокати в гору», «Не намочи ноги», «Солнышко и дождик», «Берегись – заморожу», «Снежинки и ветер», «Гусеница»…

-«Социализация». Сюжетно-ролевые игры: «Школа мудрой совы», «Поможем белочке собрать урожай», «Гриб-Лесовик», «Путешествие»…

-«Коммуникация». Дидактические игры: «Найди такой листок, какой покажу», «Тонет, не тонет», «Какое это растение?», «Узнай дерево по листочку», «Щедрые дары осени» «Отгадай растение по плодам», и многие др.

-«Труд». Где дети постигают основы того, как ценно и неповторимо всё в природе и как тонко природа реагирует на небрежность и безразличие.

Таким образом, мы подошли к выводу, что, прежде всего, необходимо уделять вни-мание следующим экологическим вопросам:

формированию понимания самоценности природы;

осознанию ребенком себя как части природы;

воспитанию уважительного отношения ко всем без исключения видам животных и растений вне зависимости от личных симпатий и антипатий;

формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умению видеть его красоту и неповторимость;

пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушению одной из связей влечет за собой другие изменения;

пониманию того, что человек не должен уничтожать то, чего не может создать;

формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознанию ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;

усвоению основ экологической безопасности;

формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её - дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети, они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

Итак, мы видим, что важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

Формирование основ экологической культуры и экологически сообразного поведения в окружающем мире является одной из ключевых задач дошкольного образования и воспитания ХХI века.

Пособие «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5–7 лет на экологической тропе» позволит педагогам познакомиться с практическим опытом по реализации идей освоения детьми образовательных областей «Здоровье», «Познание», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», основанных на интегративном принципе и являющихся обязательными в структуре основной общеобразовательной программы дошколь-ного образования, разработанной с учётом новых Федеральных государственных требований, где на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.

Системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или в иной форме соприкасаются с природой. Встречи с природой помогают формировать у них реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам.

Главной целью предлагаемой методической разработки является осуществление экологического развития детей путем реализации системы практико-ориентированной экскурсионной деятельности на экологической тропе, являющейся ведущим средством формирования основ целостной, «экологической» картины окружающего мира.

Основные задачи следующие:

1. Формирование у детей элементарных представлений о вза-имосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания, бережного отношения к природным объектам (от уровня созерцания до деятельностного, созидательного);

2. Развитие устойчивого интереса детей к природе, ее неживым и живым объектам и природным явлениям, потребности познания окружающего мира, вдумчивого и бережного отношения к объектам природы;

3. Формирование системы практических умений по изучению и улучшению состояния окружающей природы, умения видеть причину и следствие того или иного явления, делать выводы, строить логические суждения (т. е. формирование основ экологического мышления, познания основных законов, взаимосвязи и взаимозависимости в природе);

4. Воспитание бережного отношения к природе, формирование умения ответственно ухаживать за растениями и животными, желания наблюдать за жизнью растений и поведением животных, выделять характерные особенности их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления.

Содержание представленной системы работы с детьми в условиях экологической тропы разработано на основе экологической этики как концепции моральных отношений человека с природой, на восприятии природы как морального партнера (субъекта), признании равноправия и равноценности любого природного существа, а также ограничении прав и потребностей человека. С позиций экологической этики человек должен осознавать все ценности природы (экономическую, эстетическую, духовную, научную, рекреационную и др.), наивысшей из которых является внутренняя, самостоятельная ценность природы, вне отношений с человеком. Такой подход к содержанию экологического образования делает педагогическую деятельность более эффективной и целесообразной в аспекте формирования основ экологической культуры детей, умений экологически сообразных действий в окружающей природе.

Система занятий на экологической тропе составлена в соответствии с требованиями образовательного компонента по экологическому образованию в рамках реализации программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство». В основу содержания работы положена программа экологического образования детей «Мы» (Азбука экологии) Н. Н. Кондратьевой, рекомендованная Министерством образования и науки для ДОУ, работающих по программе «Детство», с учетом преемственности экологического образования дошкольников и младших школьников и личного опыта детей, приобретенного в результате многочисленных бытовых контактов с окружающей природой.

 

Открыть для себя мир детей может только тот, кому они интересны и кто их знает. Дошкольники чрезвычайно чувствительны к разного рода воздействиям. Ребёнок как губка впитывает впечатления, знания, стили поведения педагога, работающего с ним. Поэтому, как стихийное, так и специально организованное обучение и воспитание во многом определяет особенности его психического, физического и интеллектуального развития.

Правильно организованное окружающее воспитательное пространство служит источником полноценного развития, в процессе которого у ребёнка с помощью взрослого складываются необходимые качества и свойства личности.

Экологическое воспитание дошкольников – глобальная социальная проблема, неотделимая от ребёнка с самых ранних лет его жизни.

Экология может быть преподнесена детям в форме элементарных сведений:

- научить их правильному отношению к объектам живой и неживой природы;

- с помощью игр, экологических задач, постановки опытов, проведения экспериментов ввести ребят в сложный мир взаимосвязи человека и природы.

Позиционным обновлением и расширением современного дошкольного образовательного пространства я определила “Раннее приобщение детей к экологии”.

Экологическая культура – важный компонент в развитии и воспитании ребёнка, когда закладываются основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой.

Я разработала и апробировала исследовательско-творческий проект “Неизведанное рядом”, с помощью которого пытается заложить основы экологического образа мышления у дошкольника, осознание им того, каков “Я” в мире экологических ценностей и как себя вести в нём.

Апробация проекта “Неизведанное рядом” позволяет осуществлять тесную связь этического, трудового и экологического воспитания, способствует становлению ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте.

Наблюдения в процессе игровой и трудовой деятельности и результаты проводимого диагностирования показывают, что создание условий и исследовательская деятельность положительно воздействуют на формирование основ экологической культуры дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к экологическим объектам, они стали бережнее относится к предметам окружения, творчески подходить к решению исследовательских задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.

Формирование навыков исследовательской деятельности, умение работать в коллективе развивают познавательную активность дошкольника, что способствует успешному обучению в школе.

Актуальность данной проблемы в том, что социальная деятельность требует нового уровня экологических знаний. Чем больше дошкольники соприкасаются с окружающим миром природы, тем больше возникает у них вопросов.

Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, воспитательно-образовательная работа в условиях детского сада формируют тот эмпирический опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экологическому воспитанию. И вот тут-то педагог д/сада должен стать для ребёнка авторитетным человеком, который поможет правильно осмыслить новые факты, понятия, явления.

Становится очевидной необходимость системной, целенаправленной работы с детьми, у которых в старшем возрасте происходит как бы смыкание связей между двумя важнейшими сферами жизни: миром человеческих отношений и предметным отношением. Один мир опосредуется другим. Дошкольники начинают выделять себя в системе взаимоотношений через предметно-операционную (исследовательскую) деятельность, которая в последствии начинает определять личностную природу в системе отношений. Именно в этот период происходит скачок в становлении личности.

Раннее приобщение детей к познанию окружающего мира, воспитание экологической культуры я рассматриваю как дополнение к содержанию программ, как особую технологию.

Восточная мудрость гласит: “Сколь бы не был длинен путь, всегда начинается он с первого шага”, а первые шаги в мир исследований ребёнок делает в семье. Поэтому, совместная работа педагогов и родителей необходима для успешного творческого процесса познания.

Именно в семье дошкольник приобретает первые знания и первый опыт поисковой деятельности.

Нравственный пример родителей, старших членов семьи, братьев, сестёр играет свою воспитательную функцию. Важна при этом правильная установка на материальные и духовные ценности самых близких ребёнку людей, их отношение к окружающему миру природы.

В условиях детского сада знакомство с экологией происходит в играх, исследованиях (опытах, экспериментах), в условных ситуациях, порой непохожих на то, что происходит в реальной жизни.

Поэтому важно подчеркнуть необходимость тесной связи семейного и общественного воспитания в экологической подготовке дошкольников.

Эта актуальная социальная проблема может быть решена только совместными усилиями семьи и педагогами дошкольных учреждений.

Осуществляя экологическое воспитание в дошкольном возрасте, педагог решает задачи всестороннего развития личности – раскрывает ребёнку окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры, и в процессе познания учит соответствующим формам поведения.

Процесс экологического воспитания у меня реализуется через различные формы его организации, использование которых даёт ей возможность проявить творчество, индивидуальность и, в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания интересным и доступным. Она говорит ребёнку о сложном мире взаимосвязи человека с окружающим на языке ему понятном, поэтому приоритет закрепился у меня за такими формами, которые эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребёнка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его “Я”: игры, комплексные тематические занятия, семейные посиделки, кружковая работа, исследовательская деятельность, интерактивные занятия на базе объектов социума (детская библиотека, СОШ №27, Музей истории и освоения НПР, музейная комната заповедника “Большой “Арктический”).

Какую цель я преследовала?:

а) дать детям элементарные представления об экологии; сформировать экологическую культуру;

б) осознание исследования, как способа познания окружающего мира.

Исследовательская работа проводилась в форме специально организованной деятельности:

- в свободном общении воспитателя с детьми;

- в совместной свободной деятельности самих детей.

Эти составляющие взаимосвязаны и дополняют друг друга. Эффективность одной невозможно без другой.

  • Составила перспективный план познавательно-исследовательской работы, которая проходит через все виды деятельности дошкольника – это и отдельное занятие по природному окружению, и как составляющая часть других занятий (математики, развития речи, познания, литературы), наблюдений, прогулок, кружковой работы, досугов, развлечений, экскурсий;
  • Разработала цикл познавательно-игровых занятий (путешествия, беседы, викторины, эрудит-шоу и т.п.) и музыкально-экологических сказок, направленных на формирование у старших дошкольников интеллектуально-социальной компетентности;
  • Составила подборки дидактических игр и наблюдений, способствующих усвоению дошкольниками представлений о взаимосвязи человека и природы, опытов и экспериментов, направленных на развитие исследовательских навыков старших дошкольников.

Важным элементом почти всех занятий стала игровая импровизация: был введён сказочный персонаж Профессор Знайка, который помогал в решении проблемных ситуаций, становясь вместе с детьми и “Почемучкой”, и “Любознайкой”, и “Умейкой”, отправлялся в путешествие по карте, по “реке времени”, проводил опыты и эксперименты, коллекционировал предметы, присутствовал на постановке экологических сказок, наблюдал за действиями детей и родителей в центре “Наука на дому”.

Профессор Знайка дарил детям пословицы и поговорки о природе, помогал составлять “экологические тропинки”, определял потребности человека, животных, растений, используя таблицы и графические модели-карточки.

Для практического освоения знаний о потребностях объектов природы проводились эксперименты, наблюдения, фиксирование результатов (рисунки, плакаты и эмблемы, отражающие проблемы экологии нашего региона; фотографии и рассказы детей и родителей; сочинение экологических сказок с последующими публикациями в СМИ).

Профессор Знайка посетил и цикл занятий на тему: “Кладовая природы”, которые знакомят с трудом людей разных профессий, рассматривают проблемы экологии населённых пунктов красноярского края и предполагаемые их решения.

В беседах с детьми обсуждались их увлечения, отношение к миру книг. Художественная литература является универсальным образовательным средством и одной из форм партнёрской деятельности взрослого с детьми: игровой, продуктивной, поисково-познавательной, исследовательской.

Работая в группе с детьми с нарушениями зрения, после обследования их знаний и умений, я дополнительно организовала кружок “Неизведанное рядом”, работа которого нацелена на продуктивную деятельность, т.к. ручной труд – это синхронность работы рук и глаз, средство развития речевого общения.

Модель кружковой работы отражает взаимодействие педагога и медсестры-ортоптистки. Особое внимание в кружке уделяется развитию мелкой моторики у детей (“пальцы помогают говорить и видеть”), диалогическому взаимодействию, речевому общению. Чтобы избежать переутомления, я провожу физ.минутки, зрительные и пальчиковые гимнастики.

Выполнение поделок в кружковой деятельности, проведение опытов, упражнений на развитие мелкой моторики стимулируют действия зрительных, двигательных и речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии памяти, мышления, внимания, зрительных функций.

* * *

Мой предыдущий опыт работы по теме “Поисково-познавательная деятельность как одна из форм экологического воспитания”, объединяющий современные тенденции в области экологического воспитания дошкольников, нашел свое развитие в моей сегодняшней педагогической деятельности.

Проблему формирования поисковой деятельности детей дошкольного возраста в процессе изучения явлений и закономерностей в природном окружении, рассматривала через использование образовательного социально-культурного пространства для расширения познавательных интересов и активизации речи дошкольников, опираясь на разнообразие детских интересов. Средством решения вышеобозначенных проблем явился разработанный мною авторский исследовательский проект “Неизведанное рядом”, направленный на развитие исследовательских умений и навыков старших дошкольников в свободном экспериментировании с объектами живой и неживой природы.

Раннее приобщение детей к познанию окружающего мира, их умение выделять себя в системе взаимоотношений через предметно-операционную деятельность представлены мною в процессе проведения занятия на тему: “Путешествие в страну чудес”.

Конспект занятия по исследовательской деятельности на тему:
“Путешествие в страну чудес”

Цель: Развитие поисково-познавательных и творческих способностей дошкольников в процессе разрешения специально-смоделированной проблемной ситуации.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о свойствах воды, воздуха, их влиянии на развитие окружающего мира;

2. Формировать умение анализировать объект и связанные с ним явления, выделяя характерные признаки (магнетизм);

3. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков:

- умение экспериментировать с объектами природы;

- определять задачи на основе поставленной проблемы;

- планировать этапы исследования, аргументируя свой выбор;

- систематизировать ранее полученные и вновь приобретённые знания посредством словотворчества (игра “Отгадай-ка”) и изобразительной деятельности (модель “Сухое дерево”).

4. Воспитывать коммуникативные навыки при объединении детей (взрослых) в поисковые группы, совершенствуя стиль партнёрских отношений.

Материал и оборудование:

- стаканчики с мыльной пеной, трубочки;

- закрытые непрозрачные стаканчики с водой, молоком, соком, трубочки для коктейля;

- ёмкости для горячей и холодной воды;

- ёмкости для снега, льда;

- высокие прозрачные стаканы с метками: ° - холод, ° - тепло;

- металлические (гайка, гвоздь, шуруп), пластмассовые (теннисный шарик, погремушка), резиновые, пробковые предметы;

- бутылочки с песком, бисером; молоко, масло, сахар, цветная гуашь;

- баночки с крышкой для демонстрации опыта “Сиропчик для волшебников” (на крышках нанесена гуашь); пластиковая бутылка с водой; муляжи: киви, вишня, лимон, виноград;

- три свечи, банки (одна большая - 800 гр., другая маленькая - 300 гр.), спиральки-“змейки” из цветной бумаги;

- карточки-картинки “Льдинка”, “Капелька”;

- модель “Сухое дерево” (значки-символы: солнце, лопата, почва, лейка, листья, птички);

- “яйцо”, камешки, конфеты, воздушные шары”;

- магниты; “Бабочка” из цветной бумаги, “Пчёлки” - фантики от конфет, кнопки;

- 3 стакана, 3 воронки, марля, вата, бумажная салфетка для опыта “Фильтрация воды”.

Ход занятия

(Звучит фонограмма “Где водятся волшебники?”, слова Ю. Энтина, музыка М. Минкова.
Дети играют мыльными пузырями и приглашают гостей в группу)

Воспитатель: Как это интересно много знать, всем друзьям свои уменья показать. Волшебники, к исследованиям вы готовы? Тогда вперёд, к победам новым! А где нас ждут новые победы?

Дети: В стране чудес! Там, где происходят удивительные превращения!

Ребёнок (предлагает всем присутствующим стаканчик с мыльным раствором и трубочкой):

Воды обыкновенной в стаканчик набери,
пускать из мыльной пены мы будем пузыри.
Он, воздухом надутый, по воздуху плывёт,
Но и одной минуты на свете не живёт.

Мыльный пузырь – это тоненькая плёночка мыльной пены, внутри которой воздух. Воздух лёгкий, поэтому пузыри “летают”. Поиграйте и вы, гости, мыльными пузырями. Посмотрите, они отражают все цвета радуги.

Воспитатель: Отправляемся дальше в путешествие и оказываемся… в гостях у волшебника-Зимы.

Ребёнок (демонстрируя опыт):

Я волшебник-Зима, талую воду получаю из снега и льда.
В большой стакан я прозрачный, твёрдый лёд положил, а в другой – белый, рыхлый снег горой.
Опустил стаканы в холодную воду и кипяток, посмотрел… сравнил…
И вот… Итог: из снега и льда, получилась вода!
Кто может объяснить, почему?

(Предполагаемые ответы детей):

- В горячей воде снег и лёд тают быстрее, чем в холодной, потому что горячая отдаёт больше тепла.

- Растаял быстрее снег, потому что он рыхлый. Лёд твёрдый, он тает медленнее.

- Чем больше объём снега, тем больше воды. Вода полезна всем живым существам.

- У бабушки в деревне я видел, как трактор сгребал снег на поле, где посеяли семена пшеницы. Это хлебные зёрнышки. Весной снег растает, вода промочит землю и потом будет богатый урожай.

- Без воды наступит засуха, погибнут и животные, и растения, у человека не будет продуктов питания.

- А я придумал сказку:

“Однажды Мороз заморозил непослушные капельки воды в льдинку и снежинку. Оставил их жить на улице, где очень холодно и неуютно. Долго они бродили по полям, замёрзли сильно и решили согреться. Через открытую форточку попали в нашу страну чудес… Согрелись… Превратились опять в капельки воды. Сказали: “Весенним ручейком будем поливать огород, радовать людей. А большим потоком воды не будем заливать дома людей, это наводнение – оно опасно для людей”.

Ребёнок:

Я волшебник-Вода!
Покажу вам свои чудеса!
Кто знает, кто отгадает, почему так бывает –
Одни предметы тонут, другие плавают,
А некоторые вода растворяет?

(Демонстрирует опыт:

а) в ёмкости с водой опускает металлические предметы, пластмассовые, пробковые, резиновые;

б) в стаканчики с водой: сахар, молоко, песок, бисер, подсолнечное масло.)

Дети:

- Лёгкие предметы плавают в воде, а тяжёлые тонут.

- Сахар растворяется, вода становится сладкой. А если положить в воду соль, то вода станет солёной. Как узнать? Надо попробовать: отпить глоточек.

- Песок смешивается с водой, когда мы встряхиваем бутылочку, а когда оставим в покое, песок оседает не дно, потому что он тяжёлый, вода будет наверху, она легче песка.

- Бисер – это разноцветные очень-очень тоненькие пластинки, они в воде не растворяются и тоже оседают на дно бутылочки, потому что тяжёлые.

- Капельки подсолнечного масла при встряхивании бутылочки сначала как бы играют с водой, “догоняют” друг друга, а потом поднимаются вверх. В бутылочке образуется 2 слоя: вода тяжелее масла – она на дне, масло легче воды – оно наверху.

- Молоко окрашивает воду в белый цвет, потому что растворяется в нём.

Ребёнок:

Я волшебница-Лето!
Летом поспевает урожай, ну-ка, быстрее его собирай!
Здесь киви, вишня, лимон, виноград – вкусный компот попробовать каждый рад!
Скажу волшебные слова:
“Тримбли, трамбли, трумбли, блюм!”
И угощать вас буду я!

(Демонстрируется опыт “Сиропчик для волшебников”:
вода окрасилась в разные цвета, потому что в ней растворилась гуашь)

Ребёнок: Я знаю поговорку: “Без воды – ни туды, ни сюды!”

Почему мы так говорим? Потому, что вода – это жизнь!

Дети:

- Вода нужна, чтобы пить, варить еду, стирать, горячей водой обогревают квартиры, чтобы было тепло.

- Вода нужна растениям, которые приносят урожай плодов людям и животным.

- На реках люди строят электростанции, они дают нам свет и тепло, без которого все замёрзнут.

- В воде (река, озеро, пруд, море) живёт рыба. Человек ловит и питается ею.

- Без воды: - наступит засуха;

- погибнут животные, им не будет корма;

- не будет комаров (их личинки развиваются в воде), которыми питаются птицы, а без птиц появится много гусениц. Они съедят урожай овощей и фруктов, тогда для людей наступит голод!

Воспитатель: Откуда вода попадает к человеку?

Дети:

- Из колодца (у бабушки в деревне).

- Из родника, ручейка.

- Из озера, реки, даже из болота, только эта вода грязная, её надо очистить с помощью фильтра. Тогда вода станет чистой, прозрачной, без запаха. (Взрослые и дети – совместно – демонстрируют опыт “Фильтрация воды”).

- Люди пьют пресную воду. Солёную воду могут пить чайки, которые живут у нас на Таймырском побережье. У них есть специальная желёзка внутри организма, которая “перерабатывает” солёную морскую воду в полезную пресную.

- Все люди в Норильске пьют воду из Енисея, поэтому в городе есть очистные сооружения.

Воспитатель: И гостям, и волшебникам предлагаю игру “Вкус жидкостей”:

С помощью волшебных трубочек найти жидкость, которую могут пить люди, растения, животные. (В закрытых крышкой непрозрачных ёмкостях находятся:

  • апельсиновый сок – холодный, утоляет жажду;
  • персиковый сок с мякотью – обволакивает нёбо;
  • газированная вода – пузырьки воздуха “ударяют в нос”;
  • молоко – пахнет травами;
  • пресная вода, необходимая всем живым организмам).

Ребёнок: Я волшебник-Продавец воздуха.

Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.
Он невидимый, ну что же, без него мы жить не можем.

Отгадайте!

Дети: Это воздух! Газ, которым мы дышим.

- Воздух прозрачный, невидимый. Он есть везде: вокруг нас, внутри нас. Все живые существа дышат воздухом.

- Воздух чистый, свежий полезен людям.

Ребёнок: Как узнать, что внутри человека, в его лёгких есть воздух?

Дети:

- Надуть воздушный шар (демонстрирует).

- Опустить в стакан с водой трубочку, подуть в неё, появятся пузырьки воздуха (демонстрирует).

- Если бутылочки или флакончики опустить в таз с водой, то из горлышка будут выходить пузыри воздуха, а вода будет занимать его место. Воздух есть и внутри предметов (демонстрирует).

- Если в таз с водой опустить вверх дном пустой стаканчик, то вода не будет попадать в него. Внутри стакана воздух, который выталкивает стакан из воды (демонстрация опыта всеми присутствующими).

Воспитатель: Может ли человек жить без воздуха?

Дети: Нет, не может, задохнётся!

- Если в комнате душно, надо открывать форточку, проветрить, или включить вентилятор (кондиционер) – горячий воздух станет холодным, приятным.

- Можно из бумаги сделать веер, помахать им, тоже будет прохладно.

- Нужно выращивать комнатные растения, а на улице – деревья, кустарники, цветы. Беречь и охранять лес, потому что растения выделяют полезный газ – кислород.

Воспитатель: Как ветер помогает человеку?

Дети:

- Ветер – это сильный поток воздуха. Люди строят ветряные мельницы, ветер крутит их лопасти, жернова вращаются и перетирают зёрнышки в муку.

- На море плавают лодочки. Их паруса надувает ветер, поэтому лодочка передвигается. Чем сильнее ветер, тем быстрее двигается лодочка.

- С самолёта прыгает парашютист, ветер надувает его купол, человек находится в безопасности.

- Мокрое бельё на верёвочке высохнет быстрее, если будет ветер, потому что ветер “забирает” капельки воды, они превращаются в пар. Пар – это тоже воздух.

Ребёнок: Воздух бывает горячим и холодным. Горячий – лёгкий, поэтому он всегда поднимается вверх. Холодный – тяжелее, поэтому он находится внизу. Зимой надо всегда надевать носочки, чтобы не мёрзли ноги.

Воспитатель: А можно ли поиграть с потоком воздуха?

Ребёнок: Да. Воздух двигает предметы.

(Демонстрируется опыт “Воздушные змейки”:
в потоке тёплого воздуха от горящей свечи бумажные спиральки вращаются)

Воспитатель: Когда в тундре пытаемся разжечь костёр, что делаем?

Дети:

- Дуем на огонь!

- Или машем газеткой, чтобы был ветер!

Ребёнок: Воздух нужен для горения.

(Демонстрируется опыт “Свеча в банке”: Зажжём 3 свечи. Одну накроем банкой, другую – маленькой банкой, а третью свечу накрывать не будем. Погаснет быстрее вторая свеча, так как под маленькой банкой меньше всего воздуха; потом погаснет первая свеча; третья свеча будет гореть долго, пока не расплавится, потому что воздух вокруг нас есть всегда.)

Воспитатель: Путешествие наше продолжается…

Познавательная страничка “Вода в природе” открывается!

(Присутствующие делятся на 2 команды: команда “Льдинка” и команда “Капелька”.
Задают друг другу и отгадывают загадки о превращениях воды)

Загадки: (Приложение 1)

Воспитатель: Молодцы, волшебники! Молодцы, гости! Правильно все загадки отгадали! Свои знания о явлениях в природе показали… В награду приглашаю вас отведать в моём саду волшебных яблочек… Ой, что же случилось?

(Демонстрируется модель “Сухое дерево”)

Дети: Дерево сухое. Его нужно оживить!

- Чтобы дерево дышало – ему нужен воздух. (Полотно вокруг дерева закрашивается бледно-голубой краской)

- Чтобы дерево стало большим, надо его поливать. У него появятся жизненные силы. (С помощью магнита прикрепляется значок “Лейка”)

- Чтобы дерево было сильным, могучим, ему нужны корни. Они из земли берут питательные вещества. (Значок “Земля (почва)”)

- А ещё нужно солнышко. Оно даёт всем растениям свет и тепло. (Значок “Солнце”)

- Чтобы воздух проникал лучше и быстрее к корням дерева, нужно рыхлить почву. (Значок “Лопата”)

- Вот тогда на дереве появятся листочки, а потом цветы и плоды. Можно будет собирать урожай. (Значок “Зелёные листья”)

- Чтобы дерево всегда было живое, зелёное, давало тень в жаркую погоду, надо его охранять. Пусть на нашем дереве птичка совьёт гнездо и поедает вредных гусениц и жуков-короедов. (Значок “Птичка”)

Воспитатель: Если солнышко пригреет, а вода оживит землю, то на полянке вырастут цветы необычайной красоты…

Ребёнок: И чудеса продолжаются. Над цветочной полянкой летают бабочки. Они не простые, а волшебные. Посмотрите, как они слетаются к моей руке.

(Демонстрируется опыт с магнитом:
Магнит располагается над бабочками (бумага, металлические кнопки). А их подруги пчёлки после сбора мёда отдыхают, танцуют (магнит располагается под листом картона – полянки. Перемещение магнита приводит в движение “пчёл” - фантики от конфет)

Ребёнок: Бабочкам и пчёлкам так весело, что к ним в гости приползла… гусеница!

(Демонстрируется опыт: металлические кнопки для одежды притягиваются
одна к другой “цепочкой”, образуя “тело” гусеницы.
Наблюдаем силу притяжения металлических предметов к магниту – магнетизм)

Воспитатель: Наступила моя пора, совершать чудеса!

Страус Эму ко мне прибежал и секрет свой рассказал.
Оказывается, на Таймыре он никогда не бывал,
Полярного сияния никогда не видал.
Подарил большое яйцо! Вот оно!
В него нужно камешки положить… (демонстрирует)

Раскрутить… Прокатить…
(Волшебные слова сказать:
“Тримбли, трамбли, трумбли, блюм!”
Всех присутствующих угостить!)

(Яйцо – папье-маше, внутри перегородка. По бокам яйца – небольшие отверстия.
В одно помещают камешки, а из другого достают конфеты. Звучит весёлая музыка.
Гости и волшебники прощаются до следующей встречи.)

Фото (Приложение 2)

Познавательно-игровое занятие по экологии
“В гостях у Хозяйки Леса”

Цель: выявить роль человека в природе.

Задачи:

- Пронаблюдать взаимосвязь природных явлений и объектов;

- Научиться различать деревья по их характерным признакам;

- Воспитывать правильное и бережное отношение к природе.

Дети вместе с воспитателем входят в парк. Им навстречу по дорожке идет Хозяйка Леса.

Хозяйка Леса. Здравствуйте! Кто это ко мне пожаловал?

Воспитатель. Здравствуйте! Меня зовут Нина Ивановна. А это дети из детского сада.

Хозяйка Леса. Пускай они сами скажут, откуда они. Из какого вы садика? (Ответы детей). Зачем вы сюда пришли? (Ответы детей). (К воспитателю). А эти дети умеют правильно вести себя на природе?

Воспитатель. Умеют.

Хозяйка Леса. Я это должна проверить. Всякие люди здесь бывают, но не всех стоит пускать. (К детям). Посмотрите внимательно и скажите, что плохого сделал здесь человек?

Дети осматривают окрестности и отмечают поломанные ветки, брошенный мусор, потоптанную траву и т.п. Взрослые внимательно выслушивают детей, поощряя их взглядами. Желательно не ограничиваться 2-3 примерами, которые первыми придут на ум, а глубоко разобраться в ситуации. Чем больше признаков заметят дети, тем сильнее разовьется у них наблюдательность.

Хозяйка Леса. Разве человек делает только плохое? Посмотрите еще раз вокруг. Что хорошего сделал здесь человек?

Дети опять осматривают местность и отмечают положительные деяния человека: высаженные кусты и деревья, проложенные дорожки, аккуратные клумбы, установленные емкости с водой.

Хозяйка Леса. “Для чего нужна вода?” (Ответы детей)

Чтение стихотворения:

“Всем нужна водичка:
И рыбке, и птичке,
И деревьям в лесу,
И цветочкам на лугу,
И ребятам-дошколятам.
Везде и всегда
Помогает природе вода!”

Воспитатель проводит игру-эксперимент “Вкус жидкостей” (по внешним признакам и свойствам определить жидкость, необходимую для жизнедеятельности растений и деревьев в лесу). Предлагает попробовать:

1 – холодный апельсиновый сок - хорошо утоляет жажду;

2 – теплый персиковый сок с мякотью - обволакивает нёбо;

3 – газированный напиток - пузырьки воздуха “ударяют” в нос;

4 – парное молоко - пахнет травами;

5 – вода - прозрачная, безцветная, без запаха, обладает текучестью.

Для человека питьевая вода в колодце, в водопроводном кране, после специальной очистки - в любом природном водохранилище.

Для растений и животных источник воды - река, озеро, пруд, водохранилище, грунтовые воды, дождь.

Хозяйка Леса. Давайте представим себе, что мы попали под летний дождь.

Проводится игра “Летний дождь”. (Развивает наблюдательность, углубляет восприятие объекта за счет концентрации внимания, посредством ощущений).

“В ясный солнечный день неожиданно небо заволокло темными тучами и первые теплые капли дождя упали на листья деревьев. (Дети указательными пальцами рук стучат о любой твердый предмет). Капелек становилось много, и они стекали по коре деревьев вниз (провести руками сверху вниз по своему туловищу): одни просачивались в землю, чтобы напоить растения (легкое похлопывание согнутыми ладонями), а другие – соединились и образовали ручеек, который убегал все дальше и дальше, чтобы найти свою подругу-речку (произносят звуки журчащего ручейка, переходящего в шум большого потока).

Хозяйка Леса. Какие вы молодцы, ребята! Правильно ответили: чем больше воды, тем красивее и зеленее будут деревья (медитация: “стань деревом”).

Воспитатель. Хозяйка Леса, мы приглашаем тебя поиграть с нами.

Проводится игра “С какой ветки детки” (определить названия деревьев по листьям, плодам, семенам, цвету и шершавости коры).

Хозяйка Леса. В моем парке малыши и взрослые отдыхают: наслаждаются тишиной, свежим воздухом, листья деревьев в летний зной дают тень и прохладу. Давайте послушаем “Звуки природы”:

- шелест листьев и качание веток деревьев в момент сильного ветра;

- шуршание опавших листьев;

- пение птиц, стук дятла, крик кукушки;

- жужжание ос и пчел, стрекотание кузнечиков и цикад, писк комаров;

- квакание лягушек;

- взмах крыльев птиц;

- легкие шаги человека по траве, парковой дорожке, лесной тропинке;

- топот пробегающих животных.

Воспитатель: “Хозяйка Леса, наши ребята любят деревья и знают, какую пользу они приносят животным и человеку; как охранять деревья и оберегать от вредных насекомых”.

Проводится игра “Сохраним дерево”. (Определяет личностное отношение к природе, умение сопереживать и размышлять)

Сердцевина дерева – двое детей стоят спиной друг к другу;

Древесина – I подгруппа детей стоит вокруг сердцевины, взявшись за руки;

Корни – II подгруппа детей садится на пол (землю) вокруг древесины;

Крона – III подгруппа детей стоит вокруг древесины, руки подняты вверх (ветки) с растопыренными пальцами (листья);

Кора – IV подгруппа детей стоит спиной к дереву и не пускает жука-короеда.

Хозяйка Леса. В моем парке недавно поселилась сорока-белобока, которая все знает, все умеет и вам поможет и подскажет.

Проводится:

а) игра “Жизнь дерева” (лента времени).

Семя (почва, влага, тепло, свет) – росток – молодой побег – дерево (ствол - ветки, почки - листья, цветы - плоды) – старое дерево (дрова, предметы обихода человека, дом для животных и т.п.).

б) Игра “Чем дом дерево”. Приложение 3

в) Игра “Путешествие семечки” (план-схема распространения семян, растений и деревьев; фишки разных цветов по количеству игроков; игровой кубик; набор карточек-символов: вода, ветер, воздух, животные, птицы, человек).

Хозяйка Леса. Каким же я должна считать человека: хорошим иди плохим?

Дети, подумав, приходят к выводу, что люди и их поступки бывают разными: и хорошими и плохими.

Хозяйка Леса. А вы какие? (Ответы детей). Вы не будете бегать во время экскурсии, мять траву, ломать ветки деревьев? (Ответы детей). Я, дети, очень люблю природу и не хочу, чтобы вы или кто-нибудь другой ее обидел. Не обидите? (Ответы детей). Тогда милости прошу в мой дом.

Дети идут по дорожке вместе с Хозяйкой Леса и воспитателем, подходят к понравившемуся дереву и читают стихи (Синквей) “Гимн дереву”:

Дерево! Зеленое и пушистое,
Дающее тень и прохладу,
Будем тебя охранять, оберегать…
Ты чудо природы! Это так!

Воспитатель. Пусть в нашем парке на радость всем появится “Чудо-дерево” (дети украшают ветки деревьев обрядовыми ленточка, бусинками, вешают поделки, сделанные своими руками: кормушки и скворечники (из тетрапакетов), бумажные вертушки, отпугивающие жуков-короедов.

Ребята (вместе): Спасибо, Хозяйка Леса, за интересный рассказ и подарок.

Хозяйка Леса дарит детям крылатки березы для посадки в группе, проращивания и последующей высадки молодого побега в грунт для озеленения участка детского сада.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 3929; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.221 сек.