Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологические основы архитектурного формирования среды города




ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

1. Экологические основы архитектурного формирования среды города;

2. Оценка воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду (ОВОС);

3. Государственная экологическая экспертиза;

4. Общественная экологическая экспертиза.

Экологическая экспертиза — это специальное изучение хозяйствен­ных и технических проектов, объектов и процессов с целью обоснованного включения об их соответствии экологическим нормам и требованиям. В соответствии с Федеральным законом от 23.11.95 N174-03 "Об экологи­ческой экспертизе" (с изменениями от 15.04.98) экологическая экспертиза трактуется как «...установление соответствия намечаемой хозяйственной иной деятельности эко Государственная экологическая экспертиза логическим требованиям и определение допустимостиреализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических ж иных последствий реализации объекта экологической экспертизы».

Основные причины мировых экологических проблем связаны с ин­тенсивным развитием промышленного производства, объем которого за последнее столетие вырос более чем в 50 раз. Соответственно возросло и техногенное воздействие на окружающую среду. Годовой экономический •тлерб от загрязнения окружающей среды отходами производства и пот­ребления в нашей стране сегодня составляет приблизительно 10 % валового " внутреннего продукта.

Бесплановая застрой­ка привела к ряду противоречий в планировочной структуре города. Среди них: чересполосица промышленных, транспортных и селитебных территориальное ухудшение санитарно-гигиенических условий в жилых районах; из­гоняя концентрация промышленных предприятий, суммирование производственных вредностей; размеще-2<г промышленных предприятий на побережьях морей и рек, что изолирует от водоемов; сброс производственных отходов в водоемы; чрезмерное предприятий от мест расселения работающих, что влечет за собой большую потерю времени на трудовые поездки и транспортную усталость, также нерациональную работу транспорта в часы «пик»; опасность перехождения пешеходов в жилых районах, разрезаемых подъездными железно-:сложными путями; как правило, низкое архитектурное качество промыш­ленной застройки, что угнетающе действует на психику людей.

Отечественное природоохранное законодательство требует, чтобы осу­ществляемая на территории РФ хозяйственная деятельность соответствова­ла общим требованиям рационального природопользования и не допуска­ла неблагоприятного воздействия на различные компоненты окружающей природной среды. Контроль за выполнением этих требований осущест­вляют Минприроды России и его территориальные органы. Исходя из это­го, суть инвестирования, как одной из форм вложения капитала в развитие хозяйственной деятельности (создание нового предприятия, расширение, реконструкция, техническое перевооружение действующего предприятия, приобретение оборудования, товаров или услуг), заключается не только в получении прибыли, но и в решении экологических проблем.

Целью экологической экспертизы является установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требова­ниям и определение допустимости реализации или функционирования объекта с учётом возможных неблагоприятных воздействий этой деятель­ности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий.

В процессе экологической экспертизы проводится анализ соответс­твия разрабатываемых проектов или действующих объектов и производс­твенных процессов экологическим требованиям, нормам и принятым регламентам с целью обоснованного заключения об их допустимой экс­плуатации. Задачами такого анализа является определение уровня эколо­гической опасности намечаемой или осуществляемой хозяйственной или иной деятельности, которая может в настоящем или в будущем, прямо или косвенно оказать отрицательное воздействие на состояние окружающей среды и на здоровье населения.

Анализ экологической безопасности состоит из следующих основных этапов:

1. Проверка соответствия планируемой или существующей хозяйственной и иной деятельности требованиям природоохранного законодательства.

2. Определение достаточности и обоснованности, предусматриваемых проектом или реализованных инженерных решений и мероприятий по охране природы и вредного влияния на биосферу и человека.

При рассмотрении вопросов экологической безопасности должны соб­людаться следующие принципы:

- презумпция потенциальной экологической опасности любой намеча­емой хозяйственной и иной деятельности;

- обязательность проведения государственной экологической экспер­тизы до принятия решений о реализации проекта;

- комплексная оценка воздействия на окружающую среду и его пос­ледствия;

- достоверность и полнота информации, представляемой на экологи­ческую экспертизу;

- независимость экспертов при осуществлении ими своих полномочий;

- гласность, участие общественных объединений, учет общественного мнения;

- научная обоснованность, объективность и законность заключений по экологической экспертизе;

- ответственность участников и заинтересованных лиц за организа­цию, проведение и качество экспертизы.

К числу современных экологических экспертиз на объектах нового стро­ительства и при реконструкции существующих объектов, помимо общих ги­гиенических условий, относят радиационную оценку окружающей среды.

Радиационная опасность обусловлена, в основном, наличием естест­венных радионуклидов (ЕРН) как в геологических слоях застраиваемых площадок, так и в близлежащих местах добычи нерудных ископаемых, используемых для производства основных строительных материалов (бе­тона, раствора, кирпича и т.д.), а также присутствием ЕРН в конструктив­ных элементах и частях ранее возведенных зданий.

Наряду с возможным радиационным загрязнением среды обитания человека следует отметить химические загрязнения, которые обусловле­ны наличием вредных химических загрязнителей, обладающих миграци­онными свойствами (например, солей тяжелых металлов), как в местах добычи нерудных ископаемых, так и во вторичных ресурсах при произ­водстве некоторых строительных материалов, а также при утилизации бы­товой техники и в отходах жизнедеятельности биосферы.

Источником химического загрязнения окружающей среды в настоящее время могут стать бытовые и производственные отходы, такие как моющие средства, некоторые виды пластмасс, минеральные масла, аккумуляторные батареи автомашин и радиотехнические изделия имеют многочисленные детали, являющиеся сильными загрязнителями окружающей среды.

Поскольку материалы экспертно-экологических заключений создают предпосылки для принятия эффективных альтернативных решений уже на стадии проектирования, своевременная и квалифицированная экспер­тиза снижает будущий социально-экономический риск, так как послестроительный контроль качества уже сформированной жилой или произ­водственной среды зачастую способен только фиксировать допущенные промахи и экономические потери, но практически не может уже ничего изменить. Например, российскими нормами не выделяются участки не­пригодные по радоноопасности к строительству объектов недвижимости. Между тем, ТЭО мероприятий по усиленной противорадоновой защите зданий конкретного вида на участках соответствующих категорий может показать нецелесообразность их осуществления и, соответственно, их строительства, а, следовательно, застройки или развития микрорайона.

Проблемы обеспечения нормального экологического состояния терри­тории, на которой проживают и работают граждане, входит в полномочия органов местного самоуправления.

К полномочиям органов местного самоуправления в области экологи­ческой экспертизы на соответствующей территории относятся следующие основные вопросы:

- делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в засе­даниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы до вопросам экологической безопасности новых или перепрофилирова­ния существующих объектов на другой административно- территориаль­ной единице;

- принятие и реализация в пределах своих полномочий решений по запросам экологической экспертизы на основании результатов общественных обсуждений и опросов, референдумов, заявлений обществен­ных экологических организаций (объединений) и движений, информации х> объектах экологической экспертизы;

- организация общественных обсуждений, проведение опросов, рефе­рендумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятель­ности, которая подлежит экологической экспертизе;

- организация по требованию населения общественных экологических экспертиз;

- информирование специально уполномоченных государственных ор­ганов в области экологической экспертизы о намечаемой хозяйственной I иной деятельности на территории соответствующего муниципального образования;

- информирование органов прокуратуры, территориальных специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды и органов государственной власти субъектов Российской Федерации о начале реализации объекта экологической экспертизы без по­ложительного заключения государственной экологической экспертизы;.

- осуществление в соответствии с законодательством Российской фе­дерации иных полномочий в данной области.

Большую роль в проведении государственной экологической политики и соблюдении экологических требований при размещении, проектирова­нии, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию промышлен­ных предприятий сыграла принятая за последнее десятилетие в России научно обоснованная система экологического законодательства. В насто­ящее время государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды базируется на системе законодательных и иных правовых актов, включающей более 30 федеральных законов и более 200 подзаконных актов. Правительство РФ осуществляет деятель­ность в области природопользования и охраны окружающей среды как самостоятельно, так и через созданные им структуры.

На рис. 1. представлена схема государственного управления охраной окружающей среды России в строительстве

Экологическая экспертиза может быть следующих видов: государс­твенная, общественная, ведомственная и научная.

1. Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) проводится на федеральном уровне и уровне субъектов РФ. Её решения обладают силой надведомственного документа, обязательного для исполнения.

Субъектами ГЭЭ должны выступать 3 стороны: заказчик, подрядчик и потребитель. Объектами ГЭЭ являются документы, предшествующие производственно-хозяйственной, рекреационной и иной деятельности, негативно воздействующей на природную среду и здоровье человека, на саму вышеназванную деятельность и её продукты. -

2. Общественная экологическая экспертиза (ОЭЭ) организуется по инициативе общественных объединений и проводится негосударственны­ми структурами. В соответствии со статьёй 22 Федерального закона РФ «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. ОЭЭ тех же объектов может производиться независимо до, после или одновременно с ГЭЭ.

Цели, основные приёмы и принципы ГЭЭ и ОЭЭ совпадают. Состав экспертов ОЭЭ по уровню их научной квалификации и компетентности должен быть не ниже чем у экспертов ГЭЭ.

3. Ведомственная экологическая экспертиза (ВЭЭ) проводится по при­казу соответствующего министерства, ведомства или руководства области (района). Её результаты имеют силу внутри соответствующей ведомственной или административной структуры, если не противоречит выводам ГЭЭ.



4. Научная экологическая экспертиза (НЭЭ) проводится по инициа­тиве научных учреждений, высших учебных заведений или по инициати­ве научных коллективов и отдельных ученых.

В соответствии с федеральным законам по вопросам экологической безопасности и надежности имеют юридическую силу только заключения Государственной экологической экспертизы и утверждённой Обществен­ной экологической экспертизы.

Существуют следующие основные типы экологической экспертизы: проектная и послепроектная.

1. Проектная экспертиза - это экспертиза проекта сооружения, нор­мативно-технических документов на новую технику, технологию, матери­алы, а также проектов административных актов и законов.

2. Послепроектная экспертиза - это экспертиза действующего пред­приятия, сооружения, оборудования, приборов, а также применяемого за­конодательства.

Сроки проведения экспертизы проектов на строительство (реконструк­цию) предприятия, зданий и сооружений с момента их представления на экспертизу не должны превышать:

- по проектам, утвержденным министерствами и ведомствами - 30 дней;

- по особо крупным и сложным проектам руководители министерств и ведомств могут увеличить указанный срок проведения экспертизы, но не более чем на 15 дней;

- срок рассмотрения проектов и смет, в порядке выборочного конт­роля, устанавливается в каждом отдельном случае руководством органа, осуществляющего экспертизу, но не должен превышать 45 дней.

Эколого-экспертный процесс состоит обычно из следующих стадий:

1. Формулирование назначения и конкретизация решаемой задачи.

2. Сбор, обобщение и оценка материалов проекта или результатов об­следования.

3. Анализ полученных данных и оценка экологической опасности предмета экспертизы.

4. Составление заключения.

5. Ознакомление с заключением заинтересованных лиц и обществен­ности, включая представителей средств массовой информации (печать, радио, телевидение и т.д.).

6. Анализ реакции общественности и мнения официальных лиц.

7. Подготовка и утверждение заключения.

8. Разрешение споров.

9. Определение ответственности.

Экологический контроль инвестиционно-строительных проектов в со­ответствии с российским законодательством в области охраны окружаю­щей среды осуществляется в два этапа.

Первый этап - превентивный экологический контроль. На этом этапе инициатор намечаемой деятельности осуществляет оценку ее воздействия на окружающую среду (ОВОС), а специально уполномоченный федераль­ный государственный орган проводит государственную экологическую:-.ч"спертизу Одновременно осуществляется общественная экологическая экспертиза (ОЭЭ) (см. рис. 2).

Второй этап - функциональный (оперативный) контроль. К нему относитсягосударственная экологическая экспертиза (ГЭЭ), в том числе Государственный контроль федеральных специально уполномоченных органовв области охраны окружающей среды (санитарно-эпидемиологический, рыбохозяйственный, за охотничьими видами животных и т.п.), производственный экологический контроль, экологический аудит.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 956; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.