Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественная экологическая экспертиза




Одним из принципов экологической экспертизы, закрепленных рос­сийским законодательством, является участие в ней общественности. В современной России в условиях преобразования принципов управления государством, отраслями народного хозяйства и проектным делом акту­альным является скорейшее освоение опыта стран с развитой демократией в вопросах участия общественности в обсуждении проектов, предотвра­щения конфликтов, связанных с размещением новых объектов строитель­ства, на начальных стадиях их проектирования.

Закон РФ от 10.01.02 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" де­кларирует гласность и участие общественности как один из принципов экологической экспертизы, а закон "Об экологической экспертизе" конк­ретизирует права общественности в области экологической экспертизы. Законодательством предусмотрены две формы участия общественности в экологической экспертизе: участие в государственной экологической экспертизе и проведение самостоятельной общественной экологической экспертизы.

Общественная экспертиза - рассмотрение общественностью предпро-ектных проработок, технико-экономических обоснований, проектов стро­ительства и их оценка. Общественная экологическая экспертиза может проводиться общественными организациями, устав которых предполага­ет такой вид деятельности. Результатом ее является заключение рекомен­дательного характера, приобретающее юридическую силу в случае его утверждения специально уполномоченным органом в области экологи­ческой экспертизы

Сочетание строительной и экологической политики - это постоянное балансирование между ценностями сохранения природы и благами, кото­рые предоставляет человечеству экономическое развитие. Перед челове­ком и обществом всегда стояла проблема выбора, какая ценность должна превалировать в конкретной ситуации и в определенное время. Кроме это­го, позитивные и негативные последствия от реализации того или ино­го проекта по-разному воспринимаются различными слоями населения, так как кроме характеристики любого проекта в категориях прибылей и затрат есть еще другая сторона восприятия - с точки зрения общечело­веческих ценностей. В этих вопросах разброс точек зрения может быть необычайно широк, и поэтому негативные последствия осуществления конкретных проектов по-разному оцениваются людьми. Функционирова­ние уже созданного проекта в результате критики и протестов обществен­ности обычно не удается приспособить к интересам населения. Такой путь явно неэффективен, потому что заведомо отсекает полезные варианты и альтернативы, которые можно было осуществить на ранней стадии про­ектирования. От таких традиционных способов согласования проектов с интересами населения несут огромные убытки государство, проектные организации, в конечном счете и само население, вынужденное жить в со­седстве с вновь построенным объектом и созданными им проблемами.

Включение населения в обсуждение проектов может преследовать раз­ные цели - от чисто психотерапевтического успокаивающего воздействия до делегирования полномочий принятия окончательного решения через референдум. Для предотвращения этих проблем используют процедуры партиципации - привлечение населения к обсуждению проектов. Партипация ставит задачу уточнить и согласовать с населением оценки соци­ально-экономического качества проекта или оценить приемлемость для населения влияния проекта на природную среду. Процедуры партиципа­ции позволяют в той или иной степени поднять качество проекта и пре­одолеть сопротивление тех или иных групп населения. Развитие на прак­тике таких методов согласования проектов с населением, как процедуры партиципации и разрешения конфликтов, позволяют ставить вопрос об изменении технологии проектирования.

Статья 19 Федерального закона "Об экологической экспертизе" четко значила права граждан и общественных организаций (объединений) в области экологической экспертизы:

- выдвигать предложения о проведении в соответствии с настоящим зальным законом общественной экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологи­ческие интересы населения, проживающего на данной территории;

- направлять в письменной форме специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы аргументи­рованные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйс­твенной и иной деятельности;

- получать от специально уполномоченных государственных орга­не в области экологической экспертизы, организующих проведение го--• дарственной экологической экспертизы конкретных объектов экологи­ческой экспертизы, информацию о результатах ее проведения;

• осуществлять иные действия в области экологической экспертизы, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Однако, на пути реализации общественной экспертизы имеется много проблем.

Нормативно-правовая база в области экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду не обеспечивает получение гражданами своевременной и достаточной информации по экологическим аспектам намечаемой деятельности. Заказчик, ответственный за проведе­ние ОВОС, зачастую не считает нужным предоставление общественнос­ти какой-либо информации, за исключением специально подготовленных материалов, носящих, как правило, рекламный характер. Даже первичная информация о намечаемой деятельности обычно поступает с большим опозданием, уже в момент проведения государственной экологической эк­спертизы или даже по ее окончании. Механизм ознакомления обществен­ности с результатами государственной экологической экспертизы также не определен. В большинстве случаев, специально уполномоченные органы считают возможным лишь информировать общественность об основных выводах государственной экологической экспертизы, не давая возмож­ности знакомиться со всем заключением в целом. Проведение обществен­ной экологической экспертизы предполагает организацию и проведение полномасштабного экспертного рассмотрения намечаемой деятельности. Решение этой задачи может требовать от общественности значительных ресурсов, что создает определенный барьер для использования этого ме­ханизма и далеко не всегда их удается изыскать. Проблемой обществен­ной экологической экспертизы является тенденция роста числа случаев применения этого инструмента к небольшим объектам, представляющим малый интерес для экологической экспертизы. Например, количество об­щественных экологических экспертиз ТЭО строительства жилых домов, гаражей, автостоянок и т.п. в последнее время резко увеличивается. Оче­видно, что на этом уровне предмет комплексного экспертного рассмотре­ния попросту отсутствует. У органов местного самоуправления на стадии регистрации общественной экологической экспертизы возникают опреде­ленные проблемы, которые являются прямым следствием недостаточной их информированности о мере их вовлечения в процесс общественной экологической экспертизы, возможностях использования ее результатов и мере ответственности за эти результаты. Документы, регламентирую­щие деятельность органов местного самоуправления, не предусматрива­ют специальной процедуры регистрации общественной экологической экспертизы, что также приводит к определенным недоразумениям. Могут возникать и проблемы процедурного характера на стадии получения объ­екта общественной экологической экспертизы, в связи с чем целесооб­разна разработка рамочного регламента проведения общественной экологическойэкспертизы.

Основные требования к общественной экологической экспертизе заключаются в следующем:

1. Экспертиза должна быть выполнена до проведения государствен­ной экологической экспертизы или одновременно с ней, но не после её завершения.

2. Экспертиза может проводиться независимо от проведения госу­дарственной экологической экспертизы тех же объектов экологической экспертизы.

3. Общественные организации (объединения), осуществляющие об­щественную экологическую экспертизу в установленном Федеральным законом порядке, имеют право:

- получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе;

- знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавли­вающей требования к проведению государственной экологической экс­пертизы;

- участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экс­пертизы и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений обще­ственной экологической экспертизы.

4. На экспертов, привлекаемых для проведения общественной эколо­гической экспертизы, при осуществлении ими экологической экспертизы распространяются требования, предусмотренные законом (компетенция, знание вопроса, соблюдение общественных интересов в отношении защи­ты окружающей среды и т.п.).

Заключение общественной экологической экспертизы направляется специально уполномоченным государственным органам в области эколо­гической экспертизы, осуществляющим государственную экологическую экспертизу, заказчику документации, подлежащей общественной эко­логической экспертизе, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам. Материалы этой экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его спе­циально уполномоченным государственным органом в области экологи­ческой экспертизы.

Заключения общественной экологической экспертизы могут публико­ваться в средствах массовой информации, передаваться органам местного самоуправления, органам государственной экологической экспертизы, за­казчикам документации, подлежащей общественной экологической экс­пертизе, и другим заинтересованным лицам.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.