КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оценка воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду (ОВОС)
Целевые требования по учету экологических последствий инвестиционн ого процесса появились в России и законодательно закрепились в начале 90х прошлого века. Таблица 1. Рекомендации для составления Технического задания на проведение ОВОС
ОВОС предусматривает вариантность решений, учет территориальных особенностей и интересов населения, подготовка этого документа организуется и обеспечивается заказчиком проекта, с привлечением компетентных организации и специалистов. Во многих случаях для проведения ОВОС нужны специальные инженерно-экологические изыскания. В ходе ОВОС должны быть рассмотрены: -цель и необходимость предлагаемого хозяйственного начинания, проекта, вида предполагаемой деятельности и способы их осуществления; соответствие целям регионального экологического развития; -реальные альтернативы с проработкой вариантов на уровне технико-экономических обоснований, включая нулевой вариант, т.е. отказ от хозяйственного начинания, проекта; -состояние окружающей среды и техногенной насыщенности территории на данный момент в предполагаемом районе размещения, включая варианты размещения; -виды, характер и степень воздействия на окружающую среду и совокупность реципиентов предполагаемых объектов в условиях освоения, строительства, при пусковом и регламентном режимах эксплуатации и при аварийных ситуациях; специальная оценка аварийности; вариантная проработка оценок экологического риска; -изменение состояния среды при условии осуществления рассматриваемых вариантов и составление вариантных прогнозов состояния природного комплекса; оценка возможных остаточных воздействий, долговременные экологические, социальные и экономические последствия; -возможности предупреждения и уменьшения вредных воздействий на окружающую среду и здоровье населения; возможности и средства ослабления последствий. Общим итогом ОВОС является официальное «Заявление о воздействии на окружающую среду» (аналог в зарубежных процедурах ОВОС называйся -Заявлением об экологических последствиях»). Заявление выступает как самостоятельный документ, предназначенный для органов, принимающих решения о судьбе проектов. В нем выявляются и рекомендуются к утверждению те проектные решения, осуществление которых: - не представляет никакой угрозы для здоровья людей с учетом отдаленных последствий; - не связано с производством экологически опасной продукции; - не приведет к критическим изменениям в природной среде в период .строи тельства, эксплуатации и ликвидации объекта. Результаты ОВОС вместе с заявлением об экологических последствиях являются важнейшими документами, рассматриваемыми при экологической экспертизе.
При проведении комплексного экологического мониторинга окружающей среды: а) проводится постоянная оценка экологических условий среды обитания - человека и биологических объектов (растений, животных, микроорганизмов и т.д.), а также оценка состояния и функциональной целостности экосистем; б) создаются условия для определения корректирующих действий в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются. Система комплексного экологического мониторинга предусматривает: выделение объекта наблюдения; • обследование выделенного объекта наблюдения; составление для объекта наблюдения информационной модели; • планирование измерений; оценку состояния объекта наблюдения и идентификацию его информационной модели; прогнозирование изменения состояния объекта наблюдения; представление информации в удобной для использования форме и доведение ее до потребителя. В приложении 2. представлена в качестве примера комплексная экологическая оценка жилой застройки города. 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА. Государственная экологическая экспертиза осуществляется на принципах: -презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной деятельности, поскольку уровень современных технологий и используемой техники не позволяет избежать негативных последствий для природы; - обязательности ее проведения до принятия решений о реализации объекта; - комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду и его последствий; - обязательности учета требований экологической безопасности; - достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу; - независимости экспертов экологической экспертизы; научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы; - ответственности участников экологической экспертизы; - вневедомственности в ее организации и проведении, широкой гласности и участия общественности. Закон РФ «Об экологической экспертизе» (1995) закрепил обязанность осуществления государственной экологической экспертизы за природоохранными органами. Государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат: - проекты правовых актов Российской Федерации нормативного характера, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду, в том числе на ее охрану и использование природных ресурсов; - материалы, подлежащие утверждению органами государственной власти Российской Федерации и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории Российской Федерации, в том числе: 1) проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и иных федеральных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду, 2) проекты генеральных планов развития территорий свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности; 3) проекты схем развития отраслей народного хозяйства Российской Федерации, в том числе промышленности; 4) проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил Российской Федерации; 5) проекты схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных регионов и национально-государственных образований; 6) проекты межгосударственных инвестиционных программ, в которых участвует Российская Федерация, и федеральных инвестиционных программ; 7) проекты комплексных схем охраны природы Российской Федерации. - технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения технического перевооружения, консервации н ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности Российской Федерации и другие проекты, независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе материалы по созданию гражданами или юридическими липами с участием иностранных инвестиций, объём которых превышает пятьсот тысяч американских долларов; - технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду сопредельных государств, или для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными государствами природных объектов, или которая затрагивает интересы сопредельных государств, определенные "Конвенцией об оценке воздействия на окружаю-среду в трансграничном контексте"; - материалы по созданию организаций горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, предусматривающие использование природных ресурсов, которые находятся в ведении Российской Федерации; - проекты международных договоров и документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции и концессионные договоры. - материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду. - проекты технической документации на новые технику, технологию,материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги, которые входят в перечень, утверждаемый федеральным специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, в том числе на закупаемые за рубежом товары; - материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации, а также программы реабилитации этих территорий; - проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении Российской Федерации;, - документация на изменение функционального статуса, вида и характера использования территорий федерального значения, в том числе материалы, обосновывающие перевод лесных земель в нелесные; - иные виды документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территорий двух и более субъектов Российской Федерации. Экологическая экспертиза субъектов Российской Федерации выполняется в обязательном порядке по следующим вопросам: - проекты нормативных правовых актов, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и регламентирующих хозяйственную деятельность, в том числе, использование природных ресурсов и охрану окружающей природной среды, и иную деятельность; - материалы комплексного экологического обследования участков территорий, находящихся в пределах территории субъекта Российской Федерации, для последующего придания им правового статуса особо охраняемых природных территорий субъектов Российской Федерации и местного значения; - все виды градостроительной документации, в том числе: 1) схемы и проекты районной планировки административно-территориальных образований; 2) генеральные планы городов, других поселений и их систем; 3) проекты городской и поселковой административной черты, а также сельских поселений; 4) генеральные планы территорий, подведомственных органам местного самоуправления, а также селитебных, промышленных, рекреационных и других функциональных зон; -проекты детальной планировки общественного центра, жилых районов, магистралей городов; 6) проекты застройки кварталов и участков городов и других поселений. - проекты рекультивации земель, нарушенных в результате геологоразведочных, добычных, взрывных и иных видов работ; Все виды государственных экологических экспертиз должны выполнятся С учётом определённого регламента и соблюдением установленного законом РФ требований, содержание которых заключается в следующем. 1. Экспертиза, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания, представляемых заказчиком материалов требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведениягосударственной экологической экспертизы и при наличии всоставепредставляемых материалов: -документации представляются в объеме, который определен в установленномпорядке, и содержащих материалы оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, - положительные заключения и (или) документы согласований органов федерального надзора и контроля с: органами местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; А. Атмосфера Загрязнение атмосферного воздуха в результате выбросов загрязняю-гзсч веществ и связанное с этим изменение климата, истощение озоново-я, выпадение "кислотных" дождей и др. может зависеть от самых образных видов хозяйственной деятельности в таких отраслях, как: энергетика, характеризующаяся ростом объема потребления горю-скопаемых, и соответственно, объема выбросов загрязняющих веществ, в том числе, создающих парниковый эффект; • нефтегазодобывающая и перерабатывающая промышленность, основным воздействием которой на окружающую среду являются выбросы топливного газа; -строительство и эксплуатация промышленных предприятий, где используются хладоны, галогенсодержащие углеводороды и другие искусственные соединения, приводящие к разрушению озонового слоя атмосферы; • утилизация промышленных отходов; -лесное хозяйство в связи со сплошной вырубкой леса, строительством лесоперерабатывающих предприятий и т.д.; -сельское хозяйство в связи с развитием животноводства, применением азотных удобрений, сжиганием сельскохозяйственных отходов. В этой связи экспертизой должны быть рассмотрены следующие вопросы: - характеристика района расположения предприятия по существующему уровню загрязнения атмосферного воздуха; - характеристика источников выбросов загрязняющих веществ; - наличие и обоснование мероприятий по регулированию выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий; - предложения по предотвращению аварийных и залповых выбросов загрязняющих веществ. Б. Гидросфера К проектам хозяйственной деятельности, которые могут влиять на состояние водных объектов, относятся проекты, могущие привести к истошно водных ресурсов, осушению водно-болотных угодий, ликвидации важных водных объектов и их загрязнению, в т.ч. строительство: • гидроэлектростанций и гидроузлов комплексного назначения; ирригационных систем,; • систем водоснабжения и канализации; промышленных и прочих объектов, реализация которых сопровождается сбросом загрязняющих веществ. Поэтому в круг изучаемых экспертизой вопросов входит: - характеристика современного состояния водного объекта, являющегося источником водоснабжения и приемником сточных вод; - данные органов геологии об утвержденных запасах подземных вод; - оценка водного объекта (поверхностного или подземного) по соответствию требованиям (ГОСТ 17.1.3.03-77, ГОСТ 2874-82, ГОСТ 17.1.5.02-80, ГОСТ 17.1.2.04-77; - влияние отбора воды на состояние водных ресурсов; - данные по рациональному использованию водных ресурсов, в т.ч. за счет создания водооборотных систем; - водохозяйственный баланс по объекту; - количество и характеристика сточных вод; - решения по очистке сточных вод; - схема отведения сточных вод; - методы обработки, утилизации и использования осадков и шлаков, образующихся при подготовке свежей воды, очистке сточных вод, а также в процессе производства; - водоохранные мероприятия по предупреждению загрязнения и истощения поверхностных и подземных вод; - методы и средства контроля за количеством и качеством потребляемой воды и сбрасываемых сточных вод.. В. Литосфера Строительство и эксплуатация хозяйственных объектов почти всегда сопровождаются изъятием земельных ресурсов из традиционного пользования и/или. нарушением земной поверхности, например, за счет: • расчистки земель, удаления верхнего слоя почвы, планировки грейдером; отсыпки грунта; • осушения земель; • изменение традиционных видов землепользования (переселение, новое строительство на неосвоенных землях и др.). Поэтому экспертизой должны быть изучены следующие вопросы: - размеры земельных участков, необходимых для размещения предприятий, зданий, сооружений, почвенная характеристика участка строительства: - площадь нарушаемых земель при строительстве; - объемы плодородного слоя почвы, подлежащего снятию, место и условия его хранения, пути его использования; -методы о рекультивации земель, нарушенных при строительстве объекта. -геологическая характеристика участка недр в пределах горного отвала, а также примыкающих к нему зон, в том числе геологическое стро-ие. горнотехнические и гидрогеологические условия этого участка и степень их изученности; ' - данные по эффективному использованию балансовых запасов основных и сопутствующих полезных ископаемых; -применение прогрессивных способов обогащения и переработки минерального сырья. Г. Биосфера Примерами инвестиционных проектов, потенциально способных нанести наиболее значительный ущерб биологическому разнообразию, могут служить проекты строительства промышленных предприятий, реализация которых неизбежно связана с загрязнением окружающей среды, Кроме этого, эксперт не должен обойти вниманием проблемы шумового загрязнения, воздействия магнитных полей, охраны Памятников истории и культуры, охраны здоровья и условий жизни населения, оценки воздействия на окружающую среду.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 912; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |