КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Его отличия от индивидуального выбора на рынке
ВЫБОР ОТНОСИТЕЛЬНО ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ ОБЩЕСТВЕННЫЙ Ключ Бланк для ответов
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учётом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки 030300.68 «Психология»
Автор (составитель) – к. психол. н., доцент кафедры психологии Е.В. Забелина
Учебно-методический комплекс дисциплины одобрен и рекомендован кафедрой психологии
Протокол заседания от __________ г. №_____
Заведующий кафедрой __________________ Д.А. Циринг
[*] Источники имеются в научной библиотеке ЧелГУ 1. Сущность и специфика общественного (коллективного) выбора, Общественный сектор (ОС), как часть экономического пространства, связан с особой сферой деятельности людей, в отношении которой у конкретного индивида обычно имеют собственные интересы и предпочтения. В этой связи возникают следующие вопросы: - каковы эти предпочтения и интересы; как их выявить; - возможно ли достижение устойчивой согласованности предпочтений и баланса интересов; - если же такие возможности есть, то необходимо выяснить: как их реализовать (либо почему они не реализованы или реализованы не полностью). Для того, чтобы получить ответы на перечисленные вопросы, используют общественный выбор (ОВ). ОВ – это совокупность процессов нерыночного принятия решений через системы политических институтов. ОВ представляет собой коллективную выработку решений относительно общественных благ и перераспределения. Коллективные ренения принимаются не только через структуры государства, они являются условиями любой добровольной совместной деятельности. Поэтому коллективный выбор – понятие более широкое, чем ОВ. Кода речь идет об общественных благах, принципиальное значение имеет коллективный характер выбора параметров производства и потребления. Поскольку всем участникам выбора предстоит потреблять одинаковый набор общественных благ, необходимо согласовывать индивидуальные предпочтения. На практике такое согласование происходит с помощью политических институтов демократии.
В современной литературе нет единства в понимании общественного выбора. Принято различать его широкую и узкую трактовку. Согласно широкой трактовке (Р. Райх, П. Стар, П. Самуэльсон), под общественным выбором понимают процесс, в котором соперничают различные индивидуальные интересы, концепции, программы в отношении общественных благ. В ходе соперничества возникают дискуссии, обсуждение идей и проектов, что позволяет выявить предпочтения и с их учетом обосновать программы, системы мер, отражающие наиболее распространенные предпочтения, т.е. интересы общества. Процесс выработки проектов, программ, мероприятий выражает современную политическую демократию, посредством которой достигается баланс интересов, согласие, находятся компромиссные решения, устанавливается социально-политическая стабильность. В отличие от широкой трактовки, общественный выбор в узком понимании – это некий политический рынок, на котором в условиях представительной демократии, конкурируя между собой чиновники, выборные представители (менеджеры), управляющие государством, максимизируя собственное благополучие (престижное положение, карьеру госслужащих, власть и т.п.) обеспечивают реализацию интересов общества. Согласно узкой трактовке (Джеймс Бьюкенен, Макур Олсон), общественный выбор воспринимается как своеобразная конкурентная борьба за существование. Если в ОС действует механизм коллективного выбора, то в частном секторе выявление потребительских предпочтений и эффективное распределение ресурсов достигается с помощью рыночного механизма, основой которого является система свободных равновесных цен. Для того, чтобы полнее охарактеризовать общественный выбор, целесообразно сравнить его с потребительским выбором на рынке. Отличие заключается в следующем:
Общественный выбор применяют там, где рынок не срабатывает; у них различные сферы действия, они дополняют друг друга. Таким образом, общественный выбор и потребительский выбор можно считать альтернативными способами выявления агрегированных предпочтений людей.
Следует отметить, что современное понимание общественного выбора базируется на соотношении предельных социальных затрат и предельных социальных выгод (общественной полезности), которое было предложено американским экономистом П.Самуэльсоном и шведским экономистом Э.Линдалем. В свете этого налоги должны восприниматься как цена, уплачиваемая индивидом за общественное благо. Предельная полезность (предельная выгода общества) может быть представлена в виде суммы полезностей для всех потребителей (членов общества), т.к. в силу неделимости каждая дополнительная единица общественного блага приносит выгоду всем. Данный подход, называемый нормативным, наиболее приемлем для общественного выбора решений относительно коллективных (клубных) благ, т.к. в этом случае избиратели могут получить достоверную информацию о своих выгодах и потому достаточно быстро придут к единому мнению (т.е. ассоциации, клубы, организации местного самоуправления и т.п.). Ограниченность ресурсов побуждает индивида осуществлять свой выбор ориентируясь на максимизацию полезности. Рациональность поведения индивида сопоставима как в условиях рынка, так и вне его. Это позволяет определить основную предпосылку теории общественного выбора, согласно которой в политической сфере люди поступают также, как и в других сферах, руководствуясь личными интересами. Рациональность индивида в теории общественного выбора приобретает универсальное значение. Вследствие этого все, начиная от избирателей до тех, кого избирают (политические и общественные деятели и лидеры государства) в ходе своего выбора ориентированы на экономические принципы, в основе которых лежит сравнение предельных выгод и предельных издержек. Данное положение в полной мере относится к политической сфере. Дж.Бьюкенен пишет, что «политика – есть сложная система обмена между индивидами, в которой последние коллективно стремятся к достижению своих частных целей, т.к. не могут реализовать их путем обычного рыночного обмена. Здесь нет других интересов, кроме индивидуальных»
Сторонники теории общественного выбора, проводя аналогии политической сферы и потребительского рынка, трактуют государство как арену конкурентной борьбы за принятие решений, за доступ к ресурсам, за места в управленческой иерархии. При этом государство, как специфический рынок, отличается особыми свойствами, поскольку его участники наделены необычными правами собственности: избиратели могут выбирать представителей в высшие органы власти, депутаты – принимать законы, чиновники – следить за их исполнением. Избиратели и политики трактуются как индивиды, обменивающиеся голосами и предвыборными общениями. В ходе общественного выбора осуществляется коллективная выработка и принятие решений относительно производства, распределения, обмена и потребления общественных благ. Поэтому в процессе общественного выбора важным фактором становится взаимодействие групп с особыми интересами, направленное на достижение конкретной единой цели, а также возможности согласования межгрупповых интересов.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1612; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |