КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1.1. Понятие налогового права и его соотношение с другими отраслями права. Предмет и метод правового регулирования в налоговом праве. Принципы налогообложения
Модуль 1. Общая характеристика налогового права Модуль 2. Отдельные виды налогов и сборов Модуль 1. Общая характеристика налогового права Тема 1.1. Понятие налогового права и его соотношение с другими отраслями права. Предмет и метод правового регулирования в налоговом праве. Принципы налогообложения. Тема 1.2. Понятие налога и сбора, признаки, виды. Система налогов и сборов. Налоговая система. Тема 1.3. Элементы налогообложения. Тема 1.4. Участники налоговых правоотношений. Тема 1.5. Налоговый контроль: понятие, формы. Тема 1.6. Налоговая ответственность и налоговые правонарушения. Иные виды ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Тема 1.7. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействий их должностных лиц.
Тема 2.1. Федеральные налоги и сборы. Тема 2.2. Взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд социального страхования РФ. Тема 2.3. Региональные налоги. Тема 2.4. Местные налоги. Тема 2.5. Специальные налоговые режимы.
Налоговое право – это система финансово-правых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, ведению в действие и взиманию налогов и сборов. Предмет регулирования налоговым правом охватывает все те общественные отношения, которые необходимы для нормального функционирования налоговой системы. В соответствии со ст. 2 НК РФ «законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения». 1. Отношения по установлению и введению налогов и сборов 2. Отношения по взиманию налогов и сборов 3. Отношения в сфере налогового контроля 4. Отношения, возникающие в ходе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения Метод правового регулирования налогового права. Для урегулирования отношений, возникающих в связи с уплатой плательщиками налогов и в связи с проведением контроля за уплатой налогов, налоговое право, как и другие отрасли права, использует определенные правовые приемы, которые в своей совокупности образуют метод регулирования общественных отношений, или метод права. Каков же метод правового регулирования налогового права? Будучи одним из атрибутов суверенитета государства, налоги устанавливаются последним в одностороннем порядке, то есть налоговые отношения характеризуются односторонним волеизъявлением одного из участников отношений - государства. Само по себе формирование налоговых отношений зависит от воли только государства, воля же другого участника отношений имеет второстепенное значение. Как особый субъект отношений, обладающий огромными полномочиями по регулированию налоговых отношений в обществе, государство по своему усмотрению формирует правила поведения субъектов налоговых отношений, которые не могут быть изменены другой стороной и являются обязательными для этой другой стороны. Таким образом, содержание и характер налоговых отношений зависят только от одного субъекта - государства. Налицо явное неравноправие субъектов налоговых отношений и полная подчиненность одного субъекта другому - вышестоящий субъект полностью определяет поведение нижестоящего субъекта. Эти признаки налоговых отношений позволяют утверждать, что методом регулирования налоговым правом является административно-правовой метод. Подобный вывод можно сделать и анализируя ст. 2 НК РФ, определяющую налоговые отношения как «властные» отношения. Вместе с тем, господство в налоговом праве административно-правового метода вовсе не исключает возможности существования иных способов регулирования налоговых отношений. В ряде случаев налогово-правовому регулированию свойственны и иные методы, например гражданско-правовые методы регулирования, в частности метод «дозволения». Это происходит тогда, когда государство разрешает другому участнику налоговых отношений поступить в соответствии со своей собственной волей, выбрать то или иное поведение по своему усмотрению. Фактические разрешительные формы управляющего воздействия обладают всеми чертами юридического «дозволения» на совершение определенных действий. Однако и в этом случае государство строго контролирует поведение управляемого участника отношений путем установления исчерпывающего перечня видов возможного поведения в данной ситуации. Современное налоговое право как подотрасль финансового права и соответствующая сфера российского законодательства стремительно развивается, в результате чего конкретизируется предмет правового регулирования налоговых отношений, обновляются его внутренние институты. В науке финансового права относительно понятия налогового права нет принципиальных разногласий. Налоговое право представляет совокупность правовых норм, регулирующих отношения и социальные связи, возникающие между теми или иными субъектами при установлении, введении и взимании налогов. Некоторые авторы определяют налоговое право как основанную на собственных принципах подотрасль финансового права, нормы которой регулируют отношения, складывающиеся в связи с организацией и осуществлением налоговых изъятий у физических лиц и организаций. Отношения и общественные связи, возникающие между частными и публичными субъектами в процессе налоговой деятельности государства и местного самоуправления, носят многоаспектный, комплексный характер и по своему социальному, политическому и правовому содержанию изначально конфликтны. Вместе с тем налоговые отношения исключительно важны для жизнедеятельности всего государства, поэтому должны всесторонне регулироваться правовыми нормами. Одновременно системная организация этих норм, закрепленная в нормативных финансовых актах различного территориального уровня, образует налоговое право. Все отрасли или подотрасли права различают, прежде всего, по предмету правового регулирования. Предмет правового регулирования образуют отношения, характеризующиеся следующими признаками: а) устойчивостью и повторяемостью, что дает законодателю возможность с достаточной точностью фиксировать правоотношения субъектов; б) способностью к внешнему правовому контролю; в) нахождением в правовом поле, т. е. под юрисдикцией права. Определение предмета налогового права позволяет ограничить его от других составных частей финансового права и отраслей российского права. Таким образом, можно сказать, что налоговое право - это подотрасль финансового права, нормы которой императивным и диспозитивным методами регулируют совокупность однородных имущественных и связанных с ними неимущественных общественных отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов в доход государства (муниципального образования), осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за налоговые нарушения. Под принципами налогообложения следует понимать основные исходные положения системы налогообложения. Принципам налогообложения экономисты различных поколений придавали и придают большое теоретическое и практическое значение. Первостепенное значение в этом вопросе отводится Адаму Смиту, который в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) впервые обосновал четыре основных принципа налогообложения, являющихся актуальными и в настоящее время: справедливости, определенности, удобства уплаты для налогоплательщиков и экономии (дешевизны взимания): • принцип справедливости подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, сообразно своей относительной платежеспособности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приведет к так называемому равенству или неравенству обложения; • принцип определенности налог, который обязан уплачивать каждый должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому; • принцип удобства каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика; • принцип экономии каждый налог должен быть так разработан, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству. Учение о принципах налогообложения не стояло на месте. Основные принципы, разработанные А.Смитом, были изучены и дополнены новыми, экономически обоснованными положениями. В частности, немецкий экономист Адольф Вагнер выделяет три группы принципов взимания налогов: 1. этические принципы обложения: • всеобщность налогов; • соразмерность обложения с платежеспособностью; 2. принципы управления налогами: • определенность обложения; • удобности обложения и взимания налогов для их плательщиков; • дешевизна взимания; 3. народнохозяйственные принципы: • надлежащий выбор источников налогов; • правильная комбинация совокупности налогов в такую систему, которая обеспечивала бы, при возможности соблюдения этических принципов и принципов управления, а также достаточность поступления и эластичность на случай чрезвычайных государственных нужд. В НК РФ (ст. 3) отмечаются следующие принципы налогообложения: • принцип всеобщности и равенства налогообложения означает, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. При установлении налогов должна учитываться фактическая способность налогоплательщика к уплате налога; • принцип отсутствия дискриминационного характера налогов налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и других подобных критериев. Кроме того, не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от форм собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (кроме ввозных таможенных пошлин); • принцип экономической определенности налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными; • соблюдение единого экономического пространства не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций; • принцип индивидуальной ответственности налогоплательщиков означает, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы; • принцип определенности элементов налогообложения при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения; • принцип точности и удобности уплаты налогов акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить; • принцип приоритетности налогоплательщика все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Контрольные вопросы: 1. Дайте определение предмета налогового права. 2. Охарактеризуйте специфику метода правового регулирования налогового права. 3. Определите соотношение метода правового регулирования налогового права и административного права. 4. Приведите основные характеристики налогового права. 5. Сформулируйте современные тенденции развития налогового права. 6. Укажите сферы взаимодействия налогового права и конституционного права. 7. На основании анализа ст. 2 Гражданского кодекса РФ определите степень взаимодействия налогового и гражданского права. Как Вы считаете, является ли соглашение о предоставлении налогового кредита гражданско-правовым договором? 8. Перечислите экономические принципы налогообложения. 9. Раскройте принцип соразмерности налогообложения. 10. Дайте общую характеристику принципа справедливости налогообложения с экономической и юридической точек зрения. 11. Укажите методологическую основу принципа справедливости налогообложения. Как Вы понимаете справедливое налогообложение?
Практическое занятие (семинар) 1. Предмет и метод правового регулирования в налоговом праве. 2. Правовые принципы налогообложения 3. Понятие налогового права. 4. Соотношение налогового права с другими отраслями права. 5. Предмет и метод правового регулирования в налоговом праве. 6. Источники налогового права. 7. Правовые принципы налогообложения.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 751; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |