Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1.4. Участники налоговых правоотношений 1 страница




Налогоплательщики и плательщики сборов. Понятие «налогоплательщик» или «субъект налога (или налогообложения)», является основным понятием, определяющим субъекта юридической обязанности уплачивать налог.

Под субъектом налога разумеется лицо физическое или юридическое, которое формально обязано платить налог.

Ключевым признаком того или иного лица как субъекта налога является возложенная на него государством юридическая обязанность платить налог.

Согласно содержащемуся в ст. 19 НК РФ определению налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать, соответственно, налоги и (или) сборы. Законодатель подчеркивает в названной статье, что субъект права станет налогоплательщиком только после того, как на него будет возложена вполне определенная обязанность - уплатить налог, и эта обязанность рассматривается элементом уже возникшего правоотношения между публичным и частным субъектом по поводу уплаты налога. До наступления момента, когда лицо становится участником вполне конкретного правоотношения, обладая необходимыми для этого правами и обязанностями, его нельзя именовать налогоплательщиком, а только лишь субъектом налогового права.

Учет налогоплательщиков - регистрация налогоплательщиков в налоговых органах с целью сбора сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Учет налогоплательщиков является важнейшим условием проведения налогового контроля.

Организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах:

- по месту нахождения организации;

- по месту нахождения обособленных подразделений организаций;

- по месту жительства физического лица;

- по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств;

- по иным основаниям.

Особенности учета иностранных организаций и иностранных граждан устанавливаются Министерством финансов РФ, который также вправе определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков.

Обязательному учету подлежат: российские организации и их обособленные подразделения, иностранные организации, индивидуальные предприниматели, недвижимое имущество и транспортные средства.

Кроме того, все налогоплательщики подлежат включению в Единый государственный реестр налогоплательщиков.

Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, и на всей территории РФ идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), представляющий собой цифровой код (состоящий из 10 знаков). ИНН носит строго персональный характер и не может быть повторно присвоен другому лицу.

Налоговый орган указывает ИНН во всех направляемых налогоплательщику уведомлениях. Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях.

Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе не указывать идентификационные номера налогоплательщиков в представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах, указывая при этом свои персональные данные.

Код причины постановки на учет (КПП) присваивается организациям в дополнение к ИНН.

Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных в законодательстве о налогах и сборах (п. 1 ст. 44 НК РФ).

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сборов с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, которые предусматривают уплату данного налога или сбора.

Основания прекращения обязанности по уплате налога или сбора можно разделить на три большие группы:

1) уплата налога или сбора налогоплательщиком или плательщиком сборов;

2) смерть или признание умершим налогоплательщика - физического лица, ликвидация налогоплательщика - юридического лица;

3) возникновение иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора. К таким обстоятельствам можно отнести, например, случаи отмены налога или сбора, предусмотренные в ст. 5 НК РФ, или случаи признания налога или сбора не соответствующим НК РФ.

Смерть гражданина согласно ст. 47 ГК РФ является обстоятельством, отнесенным к числу актов гражданского состояния и, следовательно, подлежащим государственной регистрации. Такая регистрация представляет собой юридический акт признания и удостоверения смерти гражданина со стороны государства и осуществляется органами ЗАГС, образованными органами государственной власти субъектов РФ. Государственная регистрация смерти гражданина предполагает совершение записи акта о смерти, а также выдачу свидетельства о смерти.

От фактической смерти важно отличать объявление гражданина умершим. В последнем случае доподлинно не известно, жив гражданин или мертв, но в целях гражданского оборота и налогообложения он считается умершим. Иными словами, объявление гражданина умершим - это юридическая смерть.

Согласно п. 1 ст. 45 ГК РФ гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, - в течение шести месяцев. Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действия (п. 2 ст. 45 ГК РФ).

На основании решения суда производится регистрация смерти в органах ЗАГС, и наступают те же последствия, что и при физической смерти. Однако в отличие от физической смерти юридическая смерть не всегда безвозвратна. Если гражданин фактически жив - он явился либо поступили сведения о его месте пребывания, новым решением суда отменяется решение об объявлении его умершим, и на этом основании аннулируется запись о его смерти.

При этом следует особо отметить, что задолженность умершего лица или лица, объявленного умершим, по поимущественным налогам погашается в пределах стоимости наследственного имущества.

Ликвидация юридического лица согласно п. 1 ст. 61 ГК РФ представляет собой прекращение юридического лица без правопреемства. Тем самым предполагается, что с момента ликвидации права и обязанности юридического лица к другим субъектам не переходят.

Исполнение обязанности по уплате налога (сбора) состоит в совершении налогоплательщиком (плательщиком сбора) действий по исчислению налога (сбора) и перечислению его суммы в бюджет соответствующего уровня. В основе данной деятельности лежат следующие принципы:

1. самостоятельность уплаты налога или сбора;

2. обязательность уплаты налога или сбора;

3. реальность уплаты налога или сбора;

4. исполнение обязанности по уплате налога и сбора надлежащим образом;

5. исполнение обязанности по уплате налога или сбора под контролем налоговых органов.

Налогоплательщик (плательщик сбора) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (сбора), если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Самостоятельность исполнения обязанности по уплате налога или сбора предполагает, что сумма налога или сбора исчисляется и перечисляется в бюджет соответствующего уровня непосредственно самим налогоплательщиком (плательщиком сбора). Принцип самостоятельности уплаты налога или сбора имеет ряд исключений, связанных с деятельностью налоговых агентов.

Реальность уплаты налога или сбора предполагает, что сумма налога или сбора должна быть зачислена на счет соответствующего бюджета. В соответствии с п. 3 ст. 45 НК РФ момент исполнения обязанности налогоплательщика по уплате налога в бюджетную систему РФ различается в зависимости от избранного налогоплательщиком или предписанного ему законом способа уплаты налога.

Физическое лицо может уплатить налог наличными денежными средствами через банк, кассу местной администрации либо организацию федеральной почтовой связи. В этом случае моментом уплаты будет являться момент внесения соответствующих наличных денежных средств. Для организаций, которым открыт лицевой счет, моментом уплаты налога будет являться момент отражения операции по перечислению на лицевом счете. Если налогоплательщик уплачивает налог путем перечисления денежных средств со своего счета в банке, то момент уплаты налога совпадает с моментом предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ подлежащих уплате денежных средств при наличии достаточного денежного остатка на день платежа.

При этом налог не признается уплаченным в случае:

1) отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (возврата местной администрацией либо организацией почтовой связи денежных средств, принятых для их перечисления в бюджет);

2) неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджет;

3) если на день предъявления налогоплательщиком в банк (орган Федерального казначейства, иной уполномоченный орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов) поручения на перечисление сумм налога в бюджет этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, которые в соответствии с гражданским законодательством РФ исполняются в первоочередном порядке, а на этом счете (лицевом счете) нет достаточного остатка для удовлетворения всех требований.

В случае если у налогоплательщика имеются суммы излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пеней и штрафов, налоговый орган по заявлению налогоплательщика выносит решение о зачете указанных сумм. В такой ситуации обязанность по уплате налога считается исполненной со дня вынесения налоговым органом решения о зачете.

Если обязанность по исчислению, удержанию налога и перечислению его в бюджетную систему РФ возложена законодательством на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается исполненной со дня удержания соответствующих сумм налоговым агентом.

Обязанность по уплате налога или сбора должна быть исполнена налогоплательщиком (плательщиком сбора) надлежащим образом. Условиями надлежащего исполнения обязанности по уплате налога или сбора являются:

1) уплата налога или сбора в надлежащий срок;

2) уплата налога или сбора в денежной форме.

Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. При этом налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога и досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога в соответствии со ст. 69 НК РФ. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в срок, установленный в требовании об уплате налога, налоговым органом производится принудительное взыскание налога в порядке, предусмотренным ст. ст. 46, 47 (для организации или индивидуального предпринимателя) и ст. 48 НК РФ (для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем).

Законодательством о налогах и сборах установлена исключительно денежная форма исполнения обязанности по уплате налога или сбора. Согласно бюджетному законодательству РФ формирование доходов бюджетов разных уровней бюджетной системы РФ осуществляется за счет денежных средств, зачисленных в доходы бюджетов. Следовательно, исполнение обязанности по уплате налога или сбора в неденежной форме не допускается, и органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не вправе принимать нормативные правовые акты, допускающие неденежные формы расчетов по уплате налогов и сборов, как противоречащие бюджетному законодательству РФ. Должностные лица налоговых и таможенных органов несут дисциплинарную ответственность за принятие к учету различных неденежных форм исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Уплата налогов и сборов осуществляется под контролем налоговых органов. Одним из средств такого контроля в настоящее время является ведение налоговыми органами электронной базы данных «Расчеты с бюджетом».

Налоговые агенты - лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.

Следовательно, в отношении сборов налоговые агенты не несут вышеперечисленных обязанностей.

В соответствии с п. 2 ст. 24 НК РФ налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики (ст. 21 НК РФ), если иное не предусмотрено НК РФ. Обеспечение и защита прав налоговых агентов осуществляются в порядке, установленном ст. 22 НК РФ.

Следует обратить внимание на то, что в соответствии с п. 1 ст. 24 НК РФ обязанности налогового агента устанавливаются исключительно НК РФ или в порядке, определяемом НК РФ. Такие обязанности не могут возлагаться на основании нормативных актов министерств и ведомств.

Основные обязанности налоговых агентов по исчислению, удержанию, перечислению налогов в бюджетную систему РФ дополнены другими обязанностями, перечень которых содержится в п. 3 ст. 24 НК РФ и является исчерпывающим:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства (подп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ).

2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах (подп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ).

3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов, в том числе по каждому налогоплательщику (подп. 3 п. 3 ст. 24 НК РФ).

4) обязанность по представлению в налоговый орган по месту своего учета документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов (подп. 4 п. 3 ст. 24 НК РФ).

5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов (подп. 5 п. 3 ст. 24 НК РФ).

Подводя итог изложенному выше, можно сделать вывод о том, что налоговый агент в налоговых обязательствах занимает особое место, исполняя роль посредника между налогоплательщиком и государством. При этом налоговый агент выполняет контрольную и аккумулирующую функции и является соединяющим звеном между налогоплательщиком и государством в определенных законом случаях.

Особенности исполнения обязанностей налоговых агентов по налогу на доходы физических лиц, налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций и в других случаях установлены соответствующими главами части второй НК РФ.

Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. П. 1 и 4 ст. 26 НК РФ наделяют налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов (далее по тексту - налогоплательщики) правом участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ.

Исключением могут быть случаи, когда нормами НК РФ устанавливается выполнение определенных обязанностей лично налогоплательщиком, а также когда устанавливается, что определенные обязанности за налогоплательщика должны выполняться его представителями.

Следует учитывать п. 7 Постановления ВАС РФ № 5, в котором отмечается, что по смыслу гл. 4 НК РФ, в том числе п. 1 ст. 26 НК РФ, субъектом налогового правоотношения является сам налогоплательщик независимо от того, лично ли он участвует в этом правоотношении либо через законного или уполномоченного представителя.

Таким образом, при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к ответственности за то или иное нарушение законодательства о налогах и сборах действия (бездействие) его представителя расцениваются как действия (бездействие) самого налогоплательщика. За нарушения, допущенные законным или уполномоченным представителем налогоплательщика в сфере налогообложения, налоговую ответственность несет налогоплательщик, а последствия ненадлежащего исполнения представителем возложенных на него обязанностей в сфере налогообложения определяются для последнего правилами соответственно гражданского, семейного или трудового законодательства.

Помимо этого, в п. 34 указанного выше Постановления отмечается, что при решении вопроса об ответственности должностных лиц организаций-налогоплательщиков (п. 4 ст. 108 НК РФ, п. 7 ст. 101 НК РФ), осуществляющих функции представительства в налоговых правоотношениях, необходимо принимать во внимание, что указанные лица не являются субъектами налоговых правоотношений и не могут быть привлечены к ответственности в соответствии с положениями НК РФ. Названные лица при наличии оснований могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности.

Согласно п. 2 ст. 26 НК РФ личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях. В связи с этим можно сделать вывод, что налогоплательщика, лично участвующего в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут представлять в этих отношениях в одно и то же время как законный, так и уполномоченный представитель. К тому же количество уполномоченных представителей законом не ограничивается.

Согласно п. 3 ст. 26 НК РФ полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами.

Статья 27 НК РФ устанавливает порядок документального подтверждения полномочий законных представителей, а ст. 29 НК РФ - уполномоченных представителей, о которых более подробно будет идти речь позже.

К иным федеральным законам, в соответствии с которыми должны быть документально подтверждены полномочия законного и уполномоченного представителя, в частности, относятся ГК РФ, СК РФ, Трудовой кодекс РФ.

В статье 27 НК РФ выделяются две категории законных представителей налогоплательщика:

законные представители налогоплательщика-организации;

законные представители налогоплательщика - физического лица.

В соответствии с п. 1 ст. 27 НК РФ законные представители налогоплательщика-организации - это лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Основным документом, подтверждающим полномочия законного представителя налогоплательщика-организации, действующего в силу закона, является документ, подтверждающий избрание (назначение) данного лица на соответствующую должность (решение, протокол, приказ и т.п.).

Кроме того, учредительными документами на какое-либо лицо, например на одного из учредителей, могут быть возложены полномочия законного представителя налогоплательщика-организации. Для удостоверения полномочий такого лица должны быть представлены учредительные документы юридического лица (устав, учредительный договор, положение), и документ, подтверждающий избрание (назначение) данного лица на соответствующую должность (решение, протокол, приказ и т.п.).

В соответствии с п. 2 ст. 53 ГК РФ в предусмотренных законом случаях представителем юридического лица может быть его участник. В частности, в силу ст. 72 и ст. 84 ГК РФ участники полного товарищества и товарищества на вере могут выступать в гражданском обороте от имени юридического лица без доверенности, но чаще всего происходит делегирование определенных полномочий одному из участников (товарищей) на основании учредительного договора и выданных другими участниками доверенностей на имя представителя. Однако в этом случае избранный на основе учредительного договора и действующий по доверенности представитель не будет законным представителем налогоплательщика-организации, а будет уполномоченным представителем.

Управляющей организацией может быть любое юридическое лицо, обладающее необходимой для этого правоспособностью согласно учредительным документам. Управляющим может быть только индивидуальный предприниматель, прошедший государственную регистрацию в уполномоченном органе в соответствии с законом.

Документами, подтверждающими полномочия управляющей организации, являются договор, заключенный в установленном порядке, учредительные документы этой организации (устав, учредительный договор, положение). Полномочия индивидуального предпринимателя, выполняющего функции управляющего, подтверждаются также договором, заключенным в установленном порядке, документом, подтверждающим факт государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, и документом, подтверждающим избрание (назначение) данного лица на соответствующую должность (решение, протокол, приказ и т.п.).

Особое значение при рассмотрении вопросов о порядке применения к налогоплательщикам-организациям мер налоговой ответственности и определении степени вины в совершении налогового правонарушения имеет ст. 28 НК РФ, согласно которой действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в налоговых правоотношениях, признаются действиями (бездействием) самой организации, поскольку в действительности эти действия (бездействие) допускают законные представители, а не сама организация, так как в налоговых правоотношениях организация сама по себе фактически не может участвовать, она участвует только через своих законных представителей.

Правила ст. 28 НК РФ носят императивный характер и применяются только в целях налогообложения к налогоплательщикам-организациям.

В соответствии с п. 2 ст. 27 НК РФ законные представители налогоплательщика - физического лица - это лица, которые в соответствии с гражданским законодательством РФ выступают в качестве его представителей.

В качестве законных представителей налогоплательщиков - физических лиц выступают родители, усыновители, опекуны или попечители (ст. ст. 26, 28, 29, 32, 33 ГК РФ), т.е. прежде всего физические лица, которые в силу прямого указания закона без специальной доверенности представляют интересы несовершеннолетних лиц и совершеннолетних лиц, но в предусмотренных законом случаях признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными.

Статус лица, вступающего в отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах РФ, в соответствии с п. 3 ст. 26 НК РФ должен быть подтвержден документально. Например, родители несовершеннолетнего могут представить для этого свидетельство о рождении ребенка и документы, удостоверяющие личность, а усыновители, опекуны и попечители - решение суда или выписку из решения суда об усыновлении, об опеке, о попечительстве, документы, удостоверяющие личность, и т.д.

В некоторых случаях, в том числе когда лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается согласно п. 1 ст. 35 ГК РФ на орган опеки и попечительства, или, когда по п. 4 ст. 35 ГК РФ опекунами и попечителями граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве и находящихся или помещенных в соответствующие воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения или другие аналогичные учреждения, являются эти учреждения, в качестве законных представителей налогоплательщика - физического лица могут выступать не физические лица, а юридические лица (орган опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения или другие аналогичные учреждения).

От имени законных представителей - юридических лиц в налоговых правоотношениях выступают либо их руководители, действующие на основании учредительных документов, а также внутренних организационно-распорядительных документов (приказа, положения, должностной инструкции), либо рядовые сотрудники, действующие на основании доверенности, выданной руководителем юридического лица.

Как установлено п. 1 ст. 29 НК РФ, уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Физическое лицо, выступающее в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика, обязано обладать полной дееспособностью (ст. ст. 21, 27 ГК РФ). В качестве уполномоченного представителя налогоплательщика может быть любое физическое лицо или индивидуальный предприниматель, прошедший государственную регистрацию в установленном законом порядке.

Юридические лица вправе осуществлять представительские функции при наличии необходимой для этого правоспособности. В частности, коммерческие организации (за исключением унитарных предприятий), обладающие в соответствии с учредительными документами общей правоспособностью, могут осуществлять любые не запрещенные законом виды деятельности, в том числе и оказывать услуги представительства в налоговых правоотношениях, а вот некоммерческие организации и унитарные предприятия, имеющие специальную правоспособность, могут осуществлять представительские функции только в случаях, когда это не противоречит закрепленным в учредительных документах целям их деятельности.

В пункте 2 ст. 29 НК РФ перечислены лица, которые не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика - это должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры. Данное обстоятельство не мешает указанным лицам в общеустановленном порядке выступать в качестве законных представителей налогоплательщиков.

Пунктом 3 ст. 29 НК РФ определено, что уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ, а уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Общий порядок оформления, выдачи и прекращения действия доверенностей регулируется ст. ст. 185 - 189 ГК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому для представительства перед третьими лицами.

Доверенность от имени юридического лица должна быть подписана его руководителем и скреплена печатью. Доверенность от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей должна быть подписана главным (старшим) бухгалтером этой организации (п. 5 ст. 185 ГК РФ).

При выдаче доверенности следует учитывать, что объем полномочий представителя необходимо обозначать четко и ясно, поскольку за действия представителя, совершенные в пределах его полномочий, ответственность несет налогоплательщик, а сверх таких пределов - представитель.

Дата выдачи доверенности является обязательным реквизитом, без которого доверенность считается недействительной. Срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения (ст. 186 ГК РФ).

Гражданское законодательство РФ предусматривает обязательную нотариальную форму только для доверенностей, выдаваемых на совершение сделок, требующих нотариальной формы (п. 2 ст. 185 ГК РФ). Следовательно, для доверенностей уполномоченных представителей налогоплательщика - физического лица в п. 3 ст. 29 НК РФ установлено специальное требование - нотариальное или приравненное к нему в соответствии с гражданским законодательством РФ удостоверение.

Уполномоченный представитель имеет право осуществлять представительство как на безвозмездной, так и на возмездной основе.

В случае возмездного оказания услуг представительства отношения представительства могут оформляться между налогоплательщиком и представителем договором поручения (ст. ст. 971 - 979 ГК РФ), или агентским договором (ст. ст. 1005 - 1011 ГК РФ), или договором доверительного управления имуществом (ст. ст. 1012 - 1026 ГК РФ), или договором коммерческого представительства (ст. 184 ГК РФ), или договором возмездного оказания услуг (ст. ст. 779 - 783 ГКРФ), или другим подобного рода договором. Одним из условий такого договора является оплата всех расходов, понесенных поверенным в связи с осуществлением обязанностей по договору, а также выплата доверителем в пользу поверенного вознаграждения за оказанные услуги. То есть если доверитель поручает налоговому представителю перечислить налоговые платежи в бюджет, то он должен предоставить представителю необходимые денежные средства для выполнения этого поручения и оплатить его услуги.

При этом в п. 8 Постановления ВАС РФ № 5 указывается, что при применении ст. 29 НК РФ судам общей юрисдикции и арбитражным судам необходимо иметь в виду: договоры доверительного управления, договоры комиссии и агентские договоры (в том случае, когда агент действует от собственного имени) не являются достаточным правовым основанием для представления доверительным управляющим, комиссионером или агентом интересов учредителя управления, комитента или принципала в сфере налогообложения. Если учредитель управления, комитент или принципал, с одной стороны, и доверительный управляющий, комиссионер или агент - с другой, достигли договоренности в отношении представительства в сфере налогообложения, соответствующие полномочия управляющего (комиссионера, агента) должны быть оформлены доверенностью с учетом требований ст. 29 НК РФ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.