Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гражданство и способы его приобретения. Утрата гражданства




Вопросы гражданства имеют большое значение в современных международных отношениях. Под гражданством понимается устойчивая политико-правовая связь личности с государством, которая характеризуется наличием определенных объемов прав и обязанностей в отношении государства, а также правами и обязанностями государства по отношению к личности. Гражданство является, прежде всего, институтом внутреннего права каждого государства. Вместе с тем, это - и институт международного публичного права. Еще в начале XX века вопросы гражданства были полной монополией национального законодательства. К концу XX века все большее количество вопросов гражданства обеспечивается нормами международного права. Например, в конвенционных нормах государства устанавливают согласованный, компромиссный порядок установления гражданства. Несмотря на то, что условия и процедуры принятия гражданства находятся в сфере суверенного права государства, существуют унифицированные правила, согласно которым государства придерживаются определенных правил.

Институт гражданства возник в период развития буржуазных революций. Понятие «поданный» сохранилось в законодательных актах некоторых государств. действующее законодательство о гражданстве различает два способа приобретения гражданства: в силу рождения (филиации) и в порядке натурализации (укоренения). В первом случае приобретение гражданства происходит вне зависимости от воли физического лица, во-втором, - необходимо наличие желания или согласия лица на приобретение гражданства, а также наличие определенных условий, установленных законом.

В случае приобретения гражданства в силу рождения применяются два принципа – «право крови» - (jus sanguinis) - приобретение гражданства по рождению и «право почвы»- (jus soli) - приобретение гражданства по месторождению.

Принцип «право крови» действует на территории Европы (Австрия, Италия, Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания и другие). Принципом «право почвы» руководствуется законодательство латиноамериканских государств. Законодательство о гражданстве некоторых государств сочетает оба указанных принципа (США, Великобритания, Индия и другие). В соответствии со статьей 10 Закона о гражданстве Республики Казахстан 1991 года наше государство применяет принцип «право крови».

Натурализация – прием в гражданство какого-либо государства по просьбе заинтересованного лица. Порядок и условия натурализации определяются законодательством государства. В порядке натурализации гражданство приобретается:

¨ вступлением гражданина (гражданки) одного государства в брак с гражданкой (гражданином) другого государства;

¨ усыновления гражданами одного государства ребенка, не имеющего гражданства или имевшего гражданства другого государства;

¨ оптации (выбора) гражданства. Право оптации предоставляется на основе международного договора или в одностороннем порядке. Оптация в широком смысле слова – выбор одного из гражданств, которое лицо уже имеет. Однако оптация может иметь и иную форму, представляя собой способ приобретения нового гражданства, которого лицо ранее не имело, и отказ от прежнего, которое оно имело.

В случае натурализации существуют определенные условия, предусмотренные законодательством данной страны. Например, американское законодательство о гражданстве предусматривает ценз оседлости – 5 лет, знание английского языка, принесение присяги на верность. При этом, законодательство США не натурализует гражданство, если лицо является коммунистом и атеистом. Для приобретения гражданства во Франции необходимо прожить определенное количество лет, при этом кандидат должен иметь высокие моральные черты; в биографии не должно присутствовать элементов бродяжничества, проституции. Законодательство некоторых государств предусматривает профессиональный ценз, вернее, предпочтение при натурализации, например, швейцарского законодательства отдается лицам, имеющим профессии сыровара или часовщика.

Перемена гражданства возможна в результате перехода части территории одного государства к другому, т.е. цессии. При этом возможны два варианта приобретения гражданства:

¨ добровольный выбор одного из двух гражданств;

¨ автоматическое изменение гражданства – трансферт – передача населения территории, переходящей от одного государства к другому, соответственно, от одного гражданства в другое.

Коллизионные нормы о гражданстве порождают безгражданство (апатризм) или двойное гражданство (бипатризм).

В международной практике имеется категория лиц, не имеющая гражданства какого-либо государства, т.е. апатриды. Например, законодательство страны женщины, вступившей в законный брак с иностранцем, применяет принцип «жена следует гражданству мужа». При таких условиях женщина выходит из гражданства своей страны, а законодательство страны мужа не предоставило ей гражданства, так как не выполнены соответствующие формальности. Возможен и другой, достаточно распространенный способ апатризма: лицо лишено гражданства, либо добровольно вышло из гражданства того или иного государства и не приобрело гражданства другого государства. Правовое положение апатридов определяется законодательством страны пребывания. В целях обеспечения безопасности государства пребывания апатридам должны предоставляться основные права и свободы человека. Наличие апатридов является правовой «аномалией» для международного и внутригосударственного права, поэтому государства стремятся к уменьшению числа лиц без гражданства в своем государстве. Например, казахстанское законодательство о гражданстве предусматривает, что ребенок, оба родителя которого не известны, является гражданином Республика Казахстан – статья 13 Закона о гражданстве 1991 года. Ребенок, родившийся на территории Республики Казахстан у лиц без гражданства, имеющих постоянное место жительство на территории Республики Казахстан, является гражданином Республики Казахстан – статья 14 Закона о гражданстве 1991 года. Ребенок, один из родителей которого к моменту рождения ребенка состоял в гражданстве Республики Казахстан, а другой являлся лицом без гражданства, либо гражданство его неизвестно, является гражданином Республика Казахстан независимо от места рождения - статья 12 Закона о гражданстве.

Современное международное право определяет статус апатридов в Конвенции о сокращении безгражданства 1961 года и Конвенции о статусе апатридов 1954 года. Данные международно-правовые документы направлены на сокращение случаев безгражданства и предоставления апатридам некоторых льгот на территории государств, подписавших эти конвенции. Чтобы избежать случаев апатризма, законодательство о гражданстве ряда государств применяет принцип «право крови» - т.е. допускает приобретение ребенком гражданства матери или отца, когда сторона является лицом без гражданства. Государство устанавливает определенный правовой режим для апатридов. Это может быть уравнивание в правах и обязанностях с иностранными гражданами, как это определено в законодательстве Республики Казахстан – в Указе Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона «О правовом положении иностранных граждан» 1995 года. Возможно, что встречается в практике редко, уравнивание лиц без гражданства со своими собственными, или же апатридам предоставляется специальный режим. Статья 2 Конвенции о гражданстве замужней женщины указывает: «Каждое договаривающееся государство соглашается, что ни добровольное приобретение кем-либо из его граждан гражданства какого-либо государства, ни отказ какого-либо из его граждан от своего гражданства не будет препятствовать сохранению своего гражданства женой этого гражданина». Бесспорно, что данная конвенционная норма направлена на ликвидацию безгражданства.

Причиной бипатризма – двойного или множественного гражданства - является также коллизии законов о гражданстве различных государств. Как и апатризм, бипатризм в определенной степени препятствует осуществлению общепризнанных принципов международного права. Для устранения такого рода коллизий государства принимают соответствующие законодательные акты и заключают международные договоры. При определении правового статуса бипатридов возникают определенные трудности. Неизбежны многочисленные коллизии при осуществлении конкретных прав и выполнения конкретных обязательств. Тезис о «двойном гражданстве» не принят Европейским Союзом. Более серьезные проблемы с бипатризмом возникают при дипломатической и юридической защите прав последних. Теоретически оба государства, в соответствии с их суверенными правами, защищают бипатрида. Практически последний может проживать на территории одного из государств. Следовательно, одно из государств будет выступать против защиты его собственного гражданина, а другое государство можно обвинить во вмешательстве во внутреннюю компетенцию суверенного государства. Еще более серьезные проблемы возникают в отношениях третьих государств с бипатридами. В связи с этим, в международном праве, начиная с 60-х годов XIX века, заключаются двусторонние и многосторонние договоры во избежание «двойного гражданства». К последним относятся многосторонние межамериканские конвенции, западноевропейская конвенция о сокращении случаев множественного гражданства и военных обязательствах в случае множественного гражданства 1963 года. Законодательство таких государств как ФРГ, Греции, Израиля допускают двойное гражданство в строго ограниченных пределах.

Конституционная норма в Республике Казахстан – пункт 3 статьи 10 Основного Закона – констатирует, что за гражданином Республики не признается гражданство другого государства. Часть 2, статьи 3 Закона о гражданстве Республики Казахстан, определяет, что за гражданином Республики Казахстан не признается гражданство другого государства. Конституция Республики Казахстан 1993 года обозначала общее правило и исключения в вопросах «двойного гражданства». Так, например, пункт 3 статьи 4 Конституции 1993 года содержал норму о том, что за лицом, являющимся гражданином Республики Казахстан, не признается принадлежность к гражданству другого государства. Исключения из этого общего правила касались граждан республики, вынужденно покинувших ее территорию, и казахов, проживающих в других государствах – пункт 4 статьи 4, или в силу межгосударственных договоров Республики Казахстан – пункт 3 статьи 4. Конституция Республики Казахстан 1995 года соответствует общепринятым международным стандартам в вопросах правового статуса бипатридов. Исключений из общего правила в отношении лиц с «двойным гражданством» не существует. Что касается исключений, имевших место в Конституции Казахстана 1993года, то в Законе о гражданстве Республики Казахстан 1991 года, с изменениями 1995 года, обозначено, что Республика Казахстан создает условия для возвращения на ее территорию лиц, вынуждено покинувших территорию республики в периоды массовых репрессий, насильственной коллективизации, в результате иных антигуманных политических акций, и их потомков, а также для казахов, проживающих на территории других государств. Таким образом, Республика Казахстан провозглашает единое гражданство как гарантию устойчивости и стабильности суверенного государства, основу национального равноправия.

Закон о гражданстве Республики Казахстан от 20 декабря 1991 года с изменениями, внесенными Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона от 3 октября 1995 года.

Казахстанское законодательство о гражданстве подтверждает позицию суверенного государства следовать общепринятым мировым стандартам. В преамбуле Закона констатируется право на гражданство каждого человека в Республике Казахстан. При этом, за каждым индивидом сохранено право изменения своего гражданства. Казахстанская практика не признает института лишения гражданства, а также изгнания гражданина за пределы государства.

Гражданство Казахстана приобретается в силу постоянного проживания в государстве на 1 марта 1992 года, а также приобретения гражданства в соответствии с положениями данного Закона. Лица, не желающие состоять в гражданстве Казахстана, имели возможность в срок до 1 марта 1994 года письменно заявить об этом в местный орган внутренних дел. Для таких лиц в указанный период был предусмотрен упрощенный порядок решения вопроса гражданства. По истечении этого срока лица, не сделавшие такого заявления, стали гражданами Республики Казахстан независимо от их национальности. Согласно статье 4 Закона документом, подтверждающим гражданство Республики Казахстан, является удостоверение личности либо паспорт гражданина Республики Казахстан. Гражданство несовершеннолетних детей подтверждается их свидетельством о рождении, паспортом любого из родителей.

В соответствии со статьей 8 Закона о гражданстве в Казахстане следуют одному из принципов экстрадиции в международном праве – собственные граждане не выдаются иностранному государству, если иное не установлено международными договорами Республики.

В Республике Казахстан существуют четыре основания приобретения гражданства:

¨ по рождению;

¨ в результате приема в гражданство Республики Казахстан;

¨ по основаниям и в порядке, предусмотренными межгосударственными договорами Республики Казахстан;

¨ по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве.

Прием в гражданство Казахстана осуществляется на основании подачи ходатайства. Решение по ходатайствам о приеме в гражданство Республики Казахстан принимается Президентом Республики Казахстан. Для приема в гражданство Казахстана не существует цензов профессии, знания государственного языка. Существующий ценз оседлости, сокращенный с десяти лет до пяти, не распространяется на несовершеннолетних, недееспособных лиц, а также тех, кто имеет особые заслуги перед Казахстаном. Эти правила распространяются на лиц, вынужденно покинувших территорию Казахстана по политическим мотивам, а также на их потомков, возвратившихся на историческую родину для постоянного проживания. Наконец, не требуется постоянного проживания не менее пяти лет лицам, состоящим в браке с гражданами Казахстана. Что касается граждан бывших союзных республик, имеющего одного из близких родственников - граждан Республики Казахстан, то они могут быть приняты в гражданство независимо от срока их проживания в Казахстане. Межгосударственные договоры Казахстана определяют вопросы гражданства военнослужащих, состоящих на действительной военной службе и дислоцированных на территории Республики Казахстан.

В соответствии со статьей 17 Закона определен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме в гражданство Республики Казахстан:

1) совершило преступление против человечества, предусмотренное международным правом, сознательно выступает против суверенитета и независимости Республики Казахстан;

2) призывает к нарушению единства и целостности территории Республики Казахстан;

3) осуществляет противоправную деятельность, наносящую ущерб государственной безопасности, здоровью населения;

4) разжигает межгосударственную, межнациональную и религиозную вражду, противодействует функционированию государственного языка Республики Казахстан;

5) осуждено за террористическую деятельность;

6) признано судом особо опасным рецидивистом;

7) состоит в гражданстве других государств.

Вышеперечисленные основания нарушают государственные устои, приносят вред единству и равенству гражданства, посягают на целостность государства и нерушимость ее границ.

Существуют два основания прекращения гражданства – добровольный – выход из гражданства, и принудительный – утрата гражданства.

В соответствии со статьей 20 Закона лицу может быть отказано в выходе из гражданства Казахстана по следующим основаниям: если лицо, ходатайствующее о выходе имеет неисполненные обязательства перед государством или имущественные обязанности, с которыми связаны существенные интересы физических и юридических лиц Республики Казахстан. Часть 3 статьи 20 констатирует следующее: «Выход из гражданства Республики Казахстан не допускается, если лицо, ходатайствующее о выходе, привлечено к уголовной ответственности в качестве обвиняемого, либо отбывает наказание по вступившему в силу приговору суда, или если выход лица из гражданства Республики Казахстан противоречит интересам государственной безопасности РК».

Что касается принудительного прекращения гражданства, то Закон содержит исчерпывающий перечень оснований – статья 21 Закона:

1) вследствие поступления лица на воинскую службу, в службу безопасности, полицию, органы юстиции или иные органы государственной власти и управления другого государства, за исключением случаев, предусмотренных межгосударственными договорами Республики Казахстан;

2) если гражданство Республики Казахстан приобретено в результате представления заведомо ложных сведений или фальшивых документов;

3) по основаниям, предусмотренным межгосударственными договорами Республики Казахстан.

Ребенок, являющийся гражданином Республики Казахстан, усыновленный гражданами других государств, по ходатайству усыновителей может выйти из гражданства Республики Казахстан, если они постоянно проживают за пределами РК, а также если из гражданства выходит и выезжает за пределы республики тот из родителей, с которым живет ребенок.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2135; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.