Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Делимитация и демаркация государственных границ




Государственные границы. Принцип нерушимости границ

Государственная граница – это обозначенная на картах и закреп­ленная путем маркировки на местности линия и проходящая по этой линии вертикальная плоскость, определяющая внешние пределы государственной территории (суши, вод, недр, воздушного простран­ства) соответствующего государства, то есть пространственный пре­дел действия его государственного суверенитета (территориального верховенства).

Границы разделяются на сухопутные, водные и воздушные.

Делимитация границы – договорное определение линии грани­цы и нанесение ее на карту с подробным описанием ее прохождения по конкретным естественным или искусственно выбранным ориен­тирам и характерным признакам рельефа местности.

Демаркация границы – обозначение (установление специаль­ных пограничных знаков) линии границы на местности в соответст­вии с договором о делимитации. Возникающая иногда необходимость при демаркации отступать от договора о делимитации решается с помощью смешанных межгосударственных комиссий или прове­дения дополнительных переговоров между соседними государст­вами (и соответствующего дополнения или изменения договора о делимитации). Результаты демаркации оформляются протоколом о демаркации.

На сухопутной границе оборудуется пограничная полоса (шири­ной около 6 м) с установленными пограничными столбами и другими знаками, подробное описание каждого из которых (вид знака, его размеры, цветовая раскраска, материал изготовления и др.) содер­жится в протоколе о демаркации. Иногда пограничная полоса отсут­ствует, что характерно в отношениях между дружественными сопре­дельными государствами.

Водные границы подразделяются на речные границы, озерные границы, границы других водоемов, морские границы. Границы на ре­ках устанавливаются по договору между прибрежными государства­ми: на судоходных реках – по тальвегу (линии наибольших глубин) или главному фарватеру, на несудоходных – по середине реки или ее главного рукава (если рукав не один). Поскольку линия границы на реке нередко изменяется из-за различных намывов, наносов и дру­гих природных явлений, в таких договорах, как правило, определяет­ся, является ли установленная таким образом линия неизменной или меняется в зависимости от естественных изменений реки.

На прохождение линии границы по реке и в особенности на ре­жим пользования пограничной рекой вследствие изменения уровня воды непосредственное влияние оказывают такие действия и деятель­ность, как сооружение, переоборудование или снос плотин, дамб, мостов и подобных сооружений. Считается неправомерным осуще­ствление таких мер каким-либо из приречных государств в односто­роннем порядке. Если же таких государств не два, а более, то подоб­ные меры не может осуществлять и группа приречных государств без согласования своих действий со всеми другими приречными государ­ствами. В договорах, касающихся режима пограничных рек, и в нормах, определяющих конкретный режим государственной речной границы, обычно содержатся специальные предписания по данному вопросу.

На приграничных озерах и иных подобных водоемах (например, Чудское озеро между Россией и Эстонией, Великие озера между США и Канадой), к которым выходят два сопредельных государства, граница проводится по прямой линии, соединяющей точки выхода сухопутной границы указанных государств на берега такого озера или водоема. Пограничный режим указанных озер устанавливается по договору между приозерными государствами.

Специфичен режим озер-морей, к берегам которых выходят не­сколько государств. Уникальным на сегодня в этом отношении яв­ляется Каспийское море, по берегам которого расположены Рос­сия, Казахстан, Иран, Азербайджан, Туркменистан.

Морские границы государства проходят по внешним линиям его территориальных вод, которые согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, составляют ширину не более 12 морских миль от линии наибольшего отлива или прямых исходных линий. Между противолежащими и смежными государствами такие границы на море считаются установленными по срединной линии, если толь­ко между такими государствами не заключено соглашение об ином или действуют исторически сложившиеся или другие специальные нормы.

Боковые (или вертикальные) воздушные границы государства проходят по вертикальной плоскости, проецируемой вверх от линии сухопутной, водной и морской границ государства до границы с условным космическим пространством (100-110 км над уровнем моря). Не существует специальных договоров или норм националь­ного законодательства по данному вопросу. Территориальное разгра­ничение в данном случае имеет обычно-правовую природу.

Если границы проводятся по специфическим характеристикам рельефа местности (долинам, герам, рекам и т.п.), они называются орографическими. Границы, устанавливаемые по прямой линии между двумя избранными в этих целях точками, именуются геомет­рическими. Границы, проходящие по меридианам или параллелям, носят название астрономических.

Сопредельные государства в своем законодательстве и в двусто­ронних договорах устанавливают специальный пограничный режим в целях обеспечения: неприкосновенности границы, ее содержания в надлежащем порядке, охраны, пересечения, проживания и ведения определенной деятельности в районе границы, расследования при­граничных инцидентов и конфликтов и пр.

Иногда государства по взаимным договорам устанавливают специ­альный режим своих государственных границ. Это могут быть «про­зрачные границы» со свободным их пересечением и даже (чрезвы­чайно редко) без пограничных знаков.

Режим прозрачности границ действует в отношениях между го­сударствами – участниками СНГ, в соответствии с Декларацией о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и непри­косновенности границ государств – участников СНГ 1994 года и Концепцией охраны внешних границ Пограничными войсками го­сударств – участников СНГ (принятой главами государств СНГ в 1995 г.). Последним документом введены в оборот два специальных понятия: внешние границы СНГ и внутренние границы СНГ. К числу первых отнесены границы СНГ по общему внешнему периметру границ государств-участников с сопредельными государствами – не­участниками СНГ или с международной территорией общего пользо­вания (открытым морем). Внутренними в данном случае являются границы между самими государствами-участниками.

Вдоль государственной границы на местности (как на суше, так и на воде), как правило, устанавливается пограничная зона шириной до 5 км, в пределах которой пограничные войска обладают особыми правами в отношении обеспечения пограничного режима.

В целях урегулирования пограничных инцидентов правительства многих государств назначают специальных пограничных предста­вителей, именуемых (как, например, в Российской Федерации) по­граничными комиссарами или пограничными уполномоченными. Последние взаимодействуют с аналогичными представителями сосед­них государств на основе двусторонних договоров. В практике до­говорных отношений по данному вопросу встречаются примеры, когда и сам институт пограничных представителей как таковой, и порядок их назначения, а также права и обязанности таких предста­вителей, правила их сношений между собой, иммунитеты и т.п. изначально определяются договорами о режиме границы и о порядке урегулирования пограничных инцидентов.

Случаи нарушения границы, которые не получают решения на уровне пограничных представителей или столь серьезны, что выхо­дят за рамки их компетенции, разрешаются дипломатическим путем.

Режим государственной границы России определен Законом о государственной границе Российской Федерации от 4 мая 1993 г., с изменениями и дополнениями от 29 ноября 1996 г.

Договоры о границах принципиально отличаются от других дого­воров тем, что заключаются не на временный срок, а имеют целью окончательное установление границ, их стабильность и по этой при­чине не содержат положений об их денонсации и отменительных условий (даже в случае войны или коренного изменения обстоя­тельств).

Государство-преемник обязано соблюдать договоры о границах, заключенные своим предшественником, если по новому договору не достигнуто согласие заинтересованных сторон об изменении границ в соответствии с международным правом. Это вытекает из смысла ст. 11 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 года.

Существуют три основания изменения границ. Все они связаны с изменением принадлежности территории и состоят в следующем: 1) осуществление народами и нациями права на самоопределение, результатом чего является выделение новой государственной терри­тории в составе прежней, разделение существующей территории или воссоединение (присоединение) различных территорий; 2) обмен участками территории между государствами или их уступка на ос­новании международного договора, подлежащего ратификации; 3) редемаркация границы на основе двустороннего протокола.

Свидетельством непризнания границы или владения территорией является официально заявленный протест одной стороны в адрес Другой по поводу действий последней в отношении спорного участка границы или границы и/или территории в целом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 28259; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.