Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственная территория, понятие, состав. Принцип территориальной целостности




Государственная территория состоит из сухопутной территории, включая ее недра, водной и воздушной. Внешние пределы государ­ственной территории определяются государственной границей.

Сухопутной территорией государства считается тот объем суши, который расположен в пределах установленных государственных границ.

Водную территорию государства составляют внутренние воды и территориальное море. К числу первых относятся воды рек, озер, каналов и иных водоемов, расположенных в пределах сухопутных границ государства. Внутренними морскими водами являются те, которые определены Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года: морские воды, в том числе воды государств-архипелагов, располо­женные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря; воды портов; воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, если их ширина не превышает 24 морских миль; а также исторические моря и заливы (например, море Лаптевых, залив Петра Великого).

Что касается территориального моря (территориальных вод), то таковым называется полоса прибрежных морских вод шириной не более 12 морских миль от линии наибольшего отлива или от прямых исходных линий.

Недра, находящиеся под сухопутной и водной поверхностями государств, не имеют ни в международном, ни в национальном праве каких-либо ограничений по глубине. В доктрине международного права наиболее распространенным является подход, в соответствии с которым «глубинные пределы» государственной территории огра­ничиваются уровнем наибольшего освоения недр. Но различные го­сударства обладают весьма разными возможностями такого освоения в зависимости от технического потенциала, которым они распола­гают. Отсюда возникает реальное неравенство государств в данной области, что может иметь серьезные практические последствия в отношении добычи ресурсов с «соседней территории» с учетом пер­спектив наклонного бурения. В данном вопросе сохраняются резер­вы для прогрессивного развития международно-правовых норм.

Воздушная территория государства (государственное воздушное пространство) замкнута в пределах вертикальных линий, проецируе­мых от границ государства на его сухопутной и водной поверхностях, до границы с условным «космическим пространством» на высоте 100-110 км над уровнем моря. Ни в международном праве (в договор­ном порядке), ни в национальном законодательстве эта «воздушная граница» не определена.

Верховенство государства в пределах своей территории (террито­риальное верховенство) является одним из проявлений его суверени­тета и состоит в следующем: власть государства является высшей по отношению ко всем физическим и юридическим лицам, находящим­ся на его территории; в пределах территории данного государства исключается публичная власть любого иного субъекта международ­ного права, если только иное не предусмотрено международным договором данного государства; высшая власть государства осущест­вляется системой государственных органов в законодательной, испол­нительной, судебной, административной сферах; земля и природные ресурсы государства це могут использоваться другими государствами без явно выраженного согласия территориального суверена.

Территориальное верховенство государства не исключает изъятий из действия его законов по отношению к определенной категории иностранных граждан на всей государственной территории или дей­ствия иностранного законодательства в определенных районах его территории, если согласие на это выражено во внутреннем законе или в международном договоре. Типичной в этом отношении явля­ется конституционная норма большинства государств мира о прима­те международного договора над национальным законом, как это закреплено, например, в ст. 15, п. 4, Конституции Российской Фе­дерации 1993 года.

Юрисдикция государства (действие его законодательной и судеб­ной власти) может распространяться, и весьма часто распространя­ется, и за пределы его границ. Однако никакое государство не вправе применять свои законы, в особенности средства властного принуж­дения, на территории иностранного государства, если законами или международными договорами последнего не допускается иное.

Природная среда с ее компонентами – сушей и водами, атмо­сферным воздухом, лесами и недрами (ресурсами) – составляет материальное содержание государственной территории и с точки зрения международного права принадлежит тому государству, в пределах границ которого находится. Временное пребывание в указан­ных пределах таких текучих объектов, как воды и атмосферный воздух, а также невозобновляемых (исчерпаемых) и возобновляемых ресурсов не изменяет этого общего подхода.

Соответственно, неправомерно использование ресурсов государ­ственной территории иностранными государствами, их юридическими и физическими лицами в промышленных и иных целях без согласия территориального суверена. Это находит подтверждение, в частнос­ти, в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН относительно сувере­нитета государств над их природными ресурсами.

При международно-правовой аренде территории на арендованном участке, который продолжает оставаться территорией государства-арендодателя, государство-арендатор может осуществлять в его пре­делах свою юрисдикцию (но не суверенитет) в соответствии с согла­шением об аренде.

Согласно Конституции РФ, любое изменение территории и гра­ниц Российской Федерации требует согласия Парламента и соот­ветствующего субъекта Федерации в том случае, если изменения за­трагивают его территорию. Договоры о приобретении или уступке территории ратифицируются в порядке, предусмотренном для вне­сения изменений в Конституцию, а договоры об уточнении линии прохождения границы ратифицируются в общем порядке.

Государственная территория состоит из сухопутной территории, включая ее недра, водной и воздушной. Внешние пределы государ­ственной территории определяются государственной границей.

Сухопутной территорией государства считается тот объем суши, который расположен в пределах установленных государственных границ.

Водную территорию государства составляют внутренние воды и территориальное море. К числу первых относятся воды рек, озер, каналов и иных водоемов, расположенных в пределах сухопутных границ государства. Внутренними морскими водами являются те, которые определены Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года: морские воды, в том числе воды государств-архипелагов, располо­женные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря; воды портов; воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, если их ширина не превышает 24 морских миль; а также исторические моря и заливы (например, море Лаптевых, залив Петра Великого).

Что касается территориального моря (территориальных вод), то таковым называется полоса прибрежных морских вод шириной не более 12 морских миль от линии наибольшего отлива или от прямых исходных линий.

Недра, находящиеся под сухопутной и водной поверхностями государств, не имеют ни в международном, ни в национальном праве каких-либо ограничений по глубине. В доктрине международного права наиболее распространенным является подход, в соответствии с которым «глубинные пределы» государственной территории огра­ничиваются уровнем наибольшего освоения недр. Но различные го­сударства обладают весьма разными возможностями такого освоения в зависимости от технического потенциала, которым они распола­гают. Отсюда возникает реальное неравенство государств в данной области, что может иметь серьезные практические последствия в отношении добычи ресурсов с «соседней территории» с учетом пер­спектив наклонного бурения. В данном вопросе сохраняются резер­вы для прогрессивного развития международно-правовых норм.

Воздушная территория государства (государственное воздушное пространство) замкнута в пределах вертикальных линий, проецируе­мых от границ государства на его сухопутной и водной поверхностях, до границы с условным «космическим пространством» на высоте 100-110 км над уровнем моря. Ни в международном праве (в договор­ном порядке), ни в национальном законодательстве эта «воздушная граница» не определена.

Верховенство государства в пределах своей территории (террито­риальное верховенство) является одним из проявлений его суверени­тета и состоит в следующем: власть государства является высшей по отношению ко всем физическим и юридическим лицам, находящим­ся на его территории; в пределах территории данного государства исключается публичная власть любого иного субъекта международ­ного права, если только иное не предусмотрено международным договором данного государства; высшая власть государства осущест­вляется системой государственных органов в законодательной, испол­нительной, судебной, административной сферах; земля и природные ресурсы государства це могут использоваться другими государствами без явно выраженного согласия территориального суверена.

Территориальное верховенство государства не исключает изъятий из действия его законов по отношению к определенной категории иностранных граждан на всей государственной территории или дей­ствия иностранного законодательства в определенных районах его территории, если согласие на это выражено во внутреннем законе или в международном договоре. Типичной в этом отношении явля­ется конституционная норма большинства государств мира о прима­те международного договора над национальным законом, как это закреплено, например, в ст. 15, п. 4, Конституции Российской Фе­дерации 1993 года.

Юрисдикция государства (действие его законодательной и судеб­ной власти) может распространяться, и весьма часто распространя­ется, и за пределы его границ. Однако никакое государство не вправе применять свои законы, в особенности средства властного принуж­дения, на территории иностранного государства, если законами или международными договорами последнего не допускается иное.

Природная среда с ее компонентами – сушей и водами, атмо­сферным воздухом, лесами и недрами (ресурсами) – составляет материальное содержание государственной территории и с точки зрения международного права принадлежит тому государству, в пределах границ которого находится. Временное пребывание в указан­ных пределах таких текучих объектов, как воды и атмосферный воздух, а также невозобновляемых (исчерпаемых) и возобновляемых ресурсов не изменяет этого общего подхода.

Соответственно, неправомерно использование ресурсов государ­ственной территории иностранными государствами, их юридическими и физическими лицами в промышленных и иных целях без согласия территориального суверена. Это находит подтверждение, в частнос­ти, в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН относительно сувере­нитета государств над их природными ресурсами.

При международно-правовой аренде территории на арендованном участке, который продолжает оставаться территорией государства-арендодателя, государство-арендатор может осуществлять в его пре­делах свою юрисдикцию (но не суверенитет) в соответствии с согла­шением об аренде.

Согласно Конституции РФ, любое изменение территории и гра­ниц Российской Федерации требует согласия Парламента и соот­ветствующего субъекта Федерации в том случае, если изменения за­трагивают его территорию. Договоры о приобретении или уступке территории ратифицируются в порядке, предусмотренном для вне­сения изменений в Конституцию, а договоры об уточнении линии прохождения границы ратифицируются в общем порядке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.