Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международное экономическое право




Международное экономическое право, его принципы и источники

Комплекс международных экономических отношений составля­ет предмет международного экономического права. Эти отноше­ния весьма разнообразны, поскольку включают в себя не только торговые отношения, но и производственные отношения, валютно-финансовые, научно-технические, в области использования интел­лектуальной собственности, затрагивающие сферу услуг (транспор­тных, туристических, телекоммуникационных). Критерием, позволяющим разграничивать сферы применения норм различных отраслей международного права к этой значительной части между­народных отношений, является коммерциализация этих отношений. То есть применение элемента торговли (в широком смысле) к объек­там этих отношений.

Международное экономическое право можно определить как отрасль международного публичного права, представляющую со­бой совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного пра­ва в области международных экономических отношений в целях гармонизации и взаимовыгодности их развития.

Международное экономическое право – сравнительно молодая отрасль международного права, о которой можно сказать, что она находится еще в стадии становления.

Значение норм этой отрасли состоит в том, что они сообщают упорядоченность экономическим отношениям, способствуя их даль­нейшему развитию и, в конечном счете, установлению единого меж­дународного экономического порядка.

Решения международных организаций охватывают весьма широ­кий спектр вопросов, связанных с урегулированием международных экономических отношений. Особое значение для создания нового международного экономического порядка имеют резолюции Гене­ральной Ассамблеи ООН, акты Конференции ООНпо торговле и раз­витию (ЮНКТАД), других специализированных учреждений ООН. К числу основополагающих источников международного экономического права можно отнести такие документы, как Принципы меж­дународных торговых отношений и торговой политики, способст­вующие развитию, принятые ЮНКТАД в 1964 году, Декларация об установлении нового международного экономического порядка и Программа действий по установлению нового международного эко­номического порядка, принятые на VI специальной сессии Генераль­ной Ассамблеи ООН в 1974 году, Хартия экономических прав и обязанностей государств, принятая на 29-й сессии Генеральной Ас­самблеи ООН в 1974 году, резолюции Генеральной Ассамблеи «О ме­рах укрепления доверия в международных экономических отноше­ниях» (1984 г.) и «О международной экономической безопасности» (1985 г.).

Хартия 1974 года – один из ярких примеров документов, обра­зующих современное международное экономическое право. Положе­ния Хартии, с одной стороны, содержат общепризнанные принципы международного права (такие, как принцип суверенного равенства государств или принцип сотрудничества) применительно к экономи­ческим отношениям; с другой стороны, в Хартии сформулировано много новых принципов, касающихся обеспечения учета особых интересов развивающихся и наименее развитых стран и создания благоприятных условий для их развития, экономического роста и преодоления экономического разрыва между ними и развитыми странами.

Хотя Хартия принята в качестве резолюции Генеральной Ассамб­леи и не имеет обязательной силы, можно тем не менее отметить, что содержащиеся в ней положения оказывают влияние на международ­ные экономические отношения, на последующий нормотворческий процесс в этой области.

Торговые отношения составляют основу международных экономи­ческих связей, поскольку все иные отношения (кредитно-финансо­вые, валютные, страховые) так или иначе связаны с ними, обслужи­вают их. Как и любые другие, международные торговые отношения нуждаются в правовом регулировании, чтобы обеспечить охрану взаимных интересов в торговле, поставить развитие международного сотрудничества на правовую основу и повысить его эффективность.

Международное торговое правоэто совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права, связанные с осуществлением международного торгового оборота.

Существуют разного рода торгово-экономические объединения государств:

зоны (ассоциации) свободной торговли, которые устанавли­вают более благоприятный режим торговли всеми или отдельными видами товаров между странами-участницами (посредством снятия таможенных и иных ограничений). При этом торговая политика и условия торговли этих стран с третьими странами остаются без из­менений. Примерами могут служить Североамериканская зона сво­бодной торговли (НАФТА) и Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ); свободные экономические зоны в Калининград­ской, Читинской и других областях;

таможенные союзы, означающие введение единого тарифа и проведение общей торговой политики стран – участниц таких союзов;

экономические союзы как способ интегрирования экономик стран-участниц и построения ими общего рынка товаров, услуг, ка­питалов и рабочей силы;

преференциальные системы, которые предоставляют особые льготы и привилегии (таможенные, например) для определенного круга стран, как правило развивающихся и наименее развитых (гло­бальная система торговых преференций (ГСТП), разработанная для развивающихся стран).

Источники международного торгового права. В качестве источ­ников международного торгового права следует рассматривать преж­де всего двусторонние и многосторонние международные договоры. Их условно можно разделить на:

− международные торговые договоры, устанавливающие общие условия сотрудничества государств в области внешней торговли;

− межправительственные торговые соглашения, заключаемые на основе договоров о торговле и содержащие конкретные обязатель­ства сторон в отношении товарооборота между ними;

− соглашения о товарных поставках (товарные соглашения) как разновидность торговых соглашений, предусматривающие конкрет­ный список взаимопоставляемых товаров;

− соглашения о товарообороте и платежах (помимо прочего содержат основные условия и порядок расчетов за поставленный товар);

− клиринговые соглашения, предусматривающие порядок расче­тов по взаимным поставкам путем зачета сумм по экспорту и импорту;

− и наконец, торговые конвенции, определяющие отношения между государствами по специальным вопросам в области торговли (например, таможенные конвенции).

К другим источникам международного торгового права можно отнести:

− международные торговые обычаи, то есть международную практику, повторяющуюся в течение длительного периода в между­народных торговых отношениях;

− судебные прецеденты международных судов и арбитражей;

− решения и постановления международных организаций, при­нятые в пределах их компетенции, если они не противоречат прин­ципам международного права.

Вопросами систематизации и кодификации международно-пра­вовых норм в области международной торговли занимается Комис­сия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ).

Система международного торгового права. По мере глобализа­ции мировой экономики и стремительного развития трансграничной торговли государства во все большей степени стали ощущать неадек­ватность или по меньшей мере недостаточную эффективность своих национальных средств регулирования торговых отношений. Исходя из этого, государства пришли к необходимости создания глобального интеграционного соглашения. С этой целью в 1947 году было заклю­чено многостороннее Генеральное соглашение о тарифах и торгов­ле (ГАТТ), дополнившее послевоенную «международную экономи­ческую конституцию», основанную на Бреттон-Вудских соглашениях 1944 года, которая, тем не менее, осталась незавершенной из-за нератификации Гаванской хартии Международной торговой орга­низации 1948 года. Первоначальное число участников Соглаше­ния равнялось 23, а к апрелю 1994 года оно возросло до 132. Развитие ГАТТ со временем привело к образованию de facto одноимен­ной международной организации с постоянно действующим Секре­тариатом. Прогрессивное превращение ГАТТ из временного крат­косрочного договора о взаимной либерализации тарифов в комплекс­ную долгосрочную систему из более чем 200 многосторонних торговых соглашений весьма ощутимо сказалось на международной торговле. ГАТТ играло ключевую роль в ее развитии посредством проведения многосторонних торговых переговоров (раундов), си­стематизировавших развитие международной торговли, и создании норм и правил международного торгового права, придающих систе­ме международной торговли необходимую ясность и юридическую силу.

ГАТТ не содержало четкого перечисления своих целей и прин­ципов, однако их можно вывести из смысла его статей. Цели ГАТТ можно определить следующим образом: установление режима наи­большего благоприятствования, означающего недискриминацию, со­блюдение принятых обязательств, единый режим для развивающихся стран; снижение тарифов; запрет на дискриминационные налоги на иностранный экспорт; антидемпинговая политика; либерализация торговли.

Основные принципы ГАТТ можно рассматривать как отраслевые принципы международного торгового права:

− торговля без дискриминации;

− прогнозируемый и возрастающий доступ на рынки;

− содействие добросовестной конкуренции;

− свобода торговли;

− принцип взаимности;

− развитие торговли через многосторонние переговоры.

Хотя за 48 лет своего существования ГАТТ многого достигло в развитии международной торговли и ее правовых принципов, было немало ошибок и разочарований: во многих сферах, не охватывае­мых правом ГАТТ, таких как международное движение услуг, физи­ческих лиц и капитала, сохранялись проблемы двусторонности, секторальных соглашений о разделе рынка (например, в отношении воздушного и морского транспорта), монополий, картелизации и других форм протекционизма. Даже в сферах, охватываемых правом ГАТТ, таких как торговля сельскохозяйственной продукцией, сталью, текстилем, правительства часто обращались к мерам протекционист­ского давления, отходя от своих обязательств по ГАТТ в отноше­нии открытых рынков и недискриминационной конкуренции. Сек­торальное разрушение юридических положений ГАТТ в отношении свободной торговли также выявляло более широкие и серьезные «конституционные несовершенства» национальных систем и между­народного торгового права. Это еще раз подтвердило, что правовые гарантии свободы и недискриминации не могут оставаться эффек­тивными ни на национальном, ни на международном уровне, пока они не включены в интегрированную конституционную систему ин­ституциональных «сдержек и противовесов».

Последний, восьмой раунд многосторонних торговых перегово­ров ГАТТ, проходивший с 1986 по 1993 год и получивший название Уругвайского раунда, был призван привести систему ГАТТ в соот­ветствие с современными требованиями международной торговли. Заключительный акт, закрепляющий результаты Уругвайского раун­да, был подписан на проходившем на уровне министров совещании Комитета по торговым переговорам 15 апреля 1994 г. в Марракеше (Марокко). Генеральное соглашение о тарифах и торговле было зна­чительно усовершенствовано и получило название «ГАТТ-1994». Были приняты Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собст­венности (ТРИПС), и, наконец, было заключено Марракешское со­глашение о создании Всемирной торговой организации (ВТО), ко­торое вступило в силу 1 января 1995 г.

Соглашение о ВТО, принятое 124 странами и ЕС 15 апреля 1994 г., не только является самым длинным соглашением, когда-либо заключенным (содержит свыше 25 тыс. страниц), но и самым важным всемирным соглашением со времен Устава ООН 1945 года. Оно вклю­чает преамбулу и 16 статей, регулирующих сферу действия и функ­ции ВТО, ее институциональную структуру, правовой статус и отно­шения с другими организациями, процедуры принятия решения и членство. Его правовая комплексность исходит из 28 Дополнитель­ных соглашений и договоренностей, включенных в четыре Приложе­ния к Соглашению о ВТО, и его внесения в Заключительный акт, объединяющий результаты Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров, включающих 28 последующих министерских решений, деклараций и одну договоренность в отношении соглаше­ний Уругвайского раунда.

В преамбуле Соглашения о ВТО содержатся цели новой организа­ции: повышение уровня жизни и доходов, достижение полной заня­тости, рост производства и торговли товарами и услугами, целесооб­разное использование мировых ресурсов. Преамбула также вводит идею «устойчивого развития», увязывая ее с необходимостью целесо­образного использования мировых ресурсов, защиты и сохранения окружающей среды с учетом неодинакового уровня экономического развития стран. Указывается также на необходимость дальнейших усилий, направленных на обеспечение развивающимся странам, в особенности наименее развитым, доли в росте международной тор­говли, соответствующей потребностям их экономического развития.

Как глобальное интеграционное соглашение в области междуна­родного движения товаров, услуг, физических лиц, капитала и пла­тежей Соглашение о ВТО устраняет текущую фрагментарность от­дельных международных соглашений и организаций, регулирующих отношения в этих сферах. После 50 лет, прошедших с Бреттон-Вудской конференции, вступление его в силу 1 января 1995 г. завершило формирование правовой структуры Бреттон-Вудской системы, осно­ванной на Международном валютном фонде, группе Мирового банка и ВТО. И даже более того, так как Уставы МВФ и Мирового банка содержали только несколько существенных правил, связанных с пра­вительственной политикой и урегулированием споров, то ВТО была создана для исполнения также конституционных и нормотворческих функций в дополнение к своим исключительным функциям наблю­дения и урегулирования споров в области внешнеторговой политики стран-членов:

− ВТО содействует выполнению, управлению и реализации по­ложений Уругвайского раунда и любых новых соглашений, которые будут приняты в будущем;

− ВТО является форумом для проведения дальнейших перегово­ров между странами-участницами по вопросам, охватываемым за­ключенными Соглашениями;

− ВТО уполномочена разрешать противоречия и споры, возни­кающие между странами-участницами;

− ВТО издает периодические обзоры торговой политики стран-участниц.

Отношения России с ГАТТ/ВТО стали складываться с 1992 года, когда Российская Федерация унаследовала от СССР статус наблю­дателя в ГАТТ, предоставленный СССР в мае 1990 года. В 1992 году был начат процесс присоединения России к ГАТТ в качестве полно­правного члена в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 мая 1992 г. № 328 «О развитии отношений между Российской Федерацией и Генеральным соглашением по тарифам и торговле». В целях координации деятельности федеральных органов исполни­тельной власти по участию РФ в работе ВТО и процесса присоеди­нения в 1993 году была образована Межведомственная комиссия (MB К) по ГАТТ, утверждены ее состав и межведомственное распре­деление обязанностей по основным направлениям ее деятельности. Головным ведомством в этом переговорном процессе является Ми­нистерство торговли России. В связи с изменением институциональ­ного статуса ГАТТ и возникновением Всемирной торговой органи­зации данная комиссия была преобразована в 1996 году в МВК по вопросам ВТО (Постановление Правительства РФ от 12 января 1996 г. № 17). В ее состав в настоящее время входят более 40 ми­нистерств и ведомств РФ. В августе 1997 года на основе указанной МВК была создана Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО. 16 июля 1993 г. Советом представителей ГАТТ в соответствии с установленной процедурой была образована Рабочая группа по присоединению России к ГАТТ, а в октябре 1993 года Россия получила статус ассоциированного участника Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров. Переговорная пози­ция России по проблематике вступления в ВТО основывается на том, что условия членства России будут максимально приближены к стан­дартным, исключающим ущемление прав России в торговле. При этом российская сторона заинтересована в понимании и признании всеми партнерами по ВТО особого переходного характера экономики России. Присоединение России к ВТО является неотъемлемым эле­ментом стратегического курса на интеграцию России в мировую экономику в качестве полноправного участника.

Важная роль в развитии международной торговли и права между­народной торговли принадлежит Организации Объединенных Наций и ее органам и специализированным учреждениям.

Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) является вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи ООН. ЮНСИТРАЛ была учреждена в 1966 году на XXI сессии Генеральной Ассамблеи, чтобы дать возможность ООН играть более активную роль в сокращении и устранении правовых препятствий на пути международной торговли. Мандат, предоставленный ГА ООН Комис­сии как «центральному правовому органу в рамках системы ООН в области права международной торговли», заключается в осуществле­нии содействия прогрессивному согласованию и унификации права международной торговли путем:

− координирования работы международных организаций в этой области и поощрения сотрудничества между ними;

− поощрения более широкого участия в международных конвен­циях и более широкого признания существующих типовых и едино­образных законов;

− подготовки или поощрения принятия новых международных конвенций, типовых и единообразных законов и поощрения кодифи­кации и более широкого признания международных торговых тер­минов, положений, обычаев и практики в сотрудничестве, когда это представляется уместным, с организациями, работающими в этой области;

− изыскания путей и средств, обеспечивающих единообразное толкование и применение международных конвенций и единообраз­ных законов в области международной торговли;

− сбора и распространения информации о национальных законо­дательствах и современных юридических мероприятиях, включая прецедентное право, в праве международной торговли;

− установления и поддержания тесного сотрудничества с Конфе­ренцией ООН по торговле и развитию, а также с другими организа­циями ООН и специализированными учреждениями, занимающими­ся проблемами международной торговли;

− принятия любых других мер, которые она сочтет полезными для выполнения своих функций.

Комиссия определила основу для своей существующей долгосроч­ной программы работы на 11-й сессии в 1978 году следующими темами: международная купля-продажа товаров; международные оборотные документы; международный коммерческий арбитраж и согласитель­ная процедура; международная перевозка грузов; правовые послед­ствия нового экономического порядка; промышленные контракты; оговорки о заранее оцененных убытках и штрафных неустойках; уни­версальная расчетная единица для международных конвенций; пра­вовые вопросы, возникающие в связи с автоматической обработкой данных. Были определены также дополнительные темы: положения, защищающие стороны от влияния валютных колебаний; банковские коммерческие кредиты и банковские гарантии, общие условия купли-продажи; бартерные сделки и сделки бартерного типа; многонацио­нальные предприятия; обеспечительные интересы в товарах, ответст­венность за ущерб, причиненный товарами, предназначенными для международной торговли или являющимися предметом международ­ной торговли; положения о режиме наиболее благоприятствуемой нации.

Среди подготовленных Комиссией актов:

− Конвенция об исковой давности в международной купле-прода­же товаров 1974 года и Протокол о поправках к ней 1980 года, Кон­венция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года;

− Арбитражный регламент ЮСИТРАЛ (1976 г.), Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном коммерческом арбитраже (1985 г.);

− Конвенция о морской перевозке грузов 1978 года;

− Типовой закон по электронной торговле 1996 года.

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) была учреждена в 1964 году Генеральной Ассамблеей в качестве вспомо­гательного органа, однако давно уже переросла в самостоятельный автономный орган ООН. ЮНКТАД является основным органом ГА ООН в области торговли н развития. ЮНКТАД – это координаци­онный центр в рамках ООН для комплексного рассмотрения пробле­матики развития и взаимосвязанных вопросов в области торговли, финансов, технологии, инвестиций и устойчивого развития.

Основными целями Конференции являются: максимальное рас­ширение возможностей развивающихся стран в области торговли, инвестиций и развития и оказания им содействия в решении задач, связанных с процессом глобализации и интеграции в мировую эко­номику на справедливой основе.

Для достижения указанных целей ЮНКТАД осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:

− глобализация и стратегия в области развития;

− международная торговля товарами и услугами и вопросы сырье­вых товаров;

− инвестиции, технологии и развитие предприятий;

− инфраструктура услуг для развития и эффективности тор­говли;

− наименее развитые, не имеющие выхода к морю и островные развивающиеся страны;

− межсекторальные вопросы.

В своей деятельности ЮНКТАД сотрудничает с Департаментом ООН по экономическим и социальным вопросам (ДЭСВ), Програм­мой развития ООН (ПРООН), ВТО, Международным торговым цент­ром (МТЦ), ЮНИДО, ВОИС и другими организациями.

Область международной торговли товарами и услугами, а так­же вопросы сырьевых товаров – сфера весьма активной работы ЮНКТАД. Она оказывает содействие развивающимся странам и, в частности, наименее развитым из них в максимальном усилении по­зитивного воздействия глобализации и либерализации на устойчивое развитие путем предоставления им помощи в деле реальной интегра­ции в международную торговую систему.

ЮНКТАД анализирует влияние соглашений Уругвайского раунда на торговлю и развитие и помогает странам в использовании возмож­ностей, вытекающих из этих соглашений, в частности путем укреп­ления их экспортного потенциала.

Конференция содействует интеграции проблематики торговли, окружающей среды и развития, она поощряет диверсификацию в раз­вивающихся странах, зависящих от сырьевого сектора, и оказывает им помощь в управлении рисками, связанными с торговлей.

ЮНКТАД в своей работе добивается ощутимых результатов. Были разработаны: Соглашение о глобальной системе торговых преференций между развивающимися странами (1989 г.); Руководящие прин­ципы международных мер в области реструктуризации задолжен­ности (1980 г.); Основная новая программа действий для наименее развитых стран (1981 г.) и Программа действий для наименее разви­тых стран на 90-е годы (1990 г.). Был принят ряд конвенций в области транспорта.

Международный торговый центр ЮНКТАД/ВТО (МТЦ) был создан на основе соглашения между ЮНКТАД и ГАТТ в 1967 году для оказания международной помощи развивающимся странам в рас­ширении их экспорта. МТЦ управляется ЮНТАД и ВТО совместно и на равных началах.

МТЦ – организация технического сотрудничества, чья задача состоит в поддержке развивающихся стран и стран с переходной эко­номикой, и в частности их делового сектора, в усилиях по реализа­ции своего потенциала в развитии экспорта и совершенствовании импортных операций для достижения в конечном счете устойчивого развития.

Международная торговля сырьевыми товарами регулируется мно­госторонними соглашениями, многие из которых заключались при непосредственном участии ЮНКТАД (международные соглашения по какао, сахару, натуральному каучуку, джуту и джутовым изделиям, тропической древесине, олову, оливковому маслу и пшенице). Созда­ются международные организации с участием стран-импортеров и экспортеров либо только экспортеров. Примером последних может служить Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК), защищаю­щая интересы нефтедобывающих стран (преимущественно развиваю­щихся) путем согласования цен на нефть и введения квот на нефте­добычу для стран, участвующих в этой Организации.

Существуют также международные организации, деятельность ко­торых направлена на содействие международной торговле. Это Меж­дународная торговая палата, Международное бюро публикации тамо­женных тарифов, Международный институт по унификации частного права (ЮНИДРУА).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 945; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.