КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и правовой режим исключительной экономической зоны
Исключительная экономическая зона также является новым институтом международного морского права. Конвенция ООН 1982 года содержит положения, устанавливающие правовой режим исключительной экономической зоны. Исключительная экономическая зона представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему. Ширина экономической зоны не может превышать 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря. В исключительной экономической зоне прибрежному государству принадлежат права, которые определены Конвенцией ООН 1982 года. Прежде всего, это суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения живых и неживых ресурсов, находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих водах. Суверенные права осуществляются и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке в этой зоне, например таких, как производство энергии путем использования воды, течений и ветра. Прибрежному государству принадлежит юрисдикция в отношении создания и использования искусственных островов, сооружений и установок, морских научных исследований и защиты и сохранения морской среды. Особые права принадлежат прибрежному государству в отношении живых ресурсов. Оно определяет допустимый улов живых ресурсов в своей зоне, принимает меры по сохранению и управлению ими. Государство определяет свои возможности промысла живых ресурсов и, если не имеет возможности выловить весь допустимый улов, решает вопрос о предоставлении другим государствам доступа к остатку допустимого улова. Оно принимает законы и правила, относящиеся к промыслу живых ресурсов в экономической зоне, обязательные для иностранных рыболовных судов. Государство может принимать меры по обеспечению выполнения его законов и правил. Другие государства могут осуществлять какую-либо деятельность, связанную с живыми ресурсами, только при получении соответствующего согласия или разрешения прибрежного государства. В частности, рыболовство в исключительной экономической зоне осуществляется, как правило, на основе договоров, заключаемых с прибрежным государством. Прибрежному государству принадлежит исключительное право на возведение искусственных островов, сооружений и установок в исключительной экономической зоне, а также исключительное право разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование названных сооружений. Другие государства могут возводить искусственные острова, сооружения и установки только с разрешения или согласия прибрежного государства. Морские научные исследования в исключительной экономической зоне также осуществляются с согласия прибрежного государства. Прибрежное государство может отказать в согласии на осуществление научных исследований, если они, например, имеют непосредственное значение для разведки и разработки природных ресурсов экономической зоны, как живых, так и неживых. Юрисдикция прибрежного государства в отношении защиты и сохранения морской среды означает, что прибрежное государство вправе принимать законы и правила для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды, вызванного, например, захоронением либо сбросом с судов. Однако такие законы и правила должны соответствовать общепринятым международным нормам и стандартам. Конвенция ООН 1982 года предусматривает, что другие государства в исключительной экономической зоне пользуются свободами судоходства и полетов, прокладки подводных трубопроводов и кабелей и другими видами использования моря, относящимися к названным свободам. Более того, к исключительной экономической зоне применяются положения Конвенции ООН 1982 года, относящиеся к правовому режиму открытого моря, за исключением положений, несовместимых с правовым режимом исключительной экономической зоны. В частности, это касается в первую очередь экономических аспектов деятельности в исключительной экономической зоне, например разведки и разработки природных ресурсов_этой зоны. Для осуществления своих прав, вытекающих из международного права относительно исключительной экономической зоны, прибрежными государствами принимаются соответствующие законы и правила. Так, Россией принят Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» от 18 ноября 1998 г., который в основных положениях соответствует Конвенции ООН 1982 года. В законе содержатся положения относительно разведки и разработки живых и неживых ресурсов, выдачи лицензий на промысел живых ресурсов, исследования и разработки неживых ресурсов, проведения морских научных исследований и т.д. Законом определены органы государственной власти, уполномоченные осуществлять принадлежащие России права по регулированию деятельности в исключительной экономической зоне. ????????38. Правовая классификация морских пространств Мировой океан с давних времен является средством коммуникаций между государствами, расположенными в различных частях земного шара, а также источником ресурсов, как живых, так и неживых. Отношения, которые возникали между государствами по поводу использования Мирового океана в различных целях, прежде всего для судоходства и рыболовства, вызывали, в свою очередь, необходимость соответствующего международно-правового регулирования. Развитие и появление многообразных форм морской деятельности привели постепенно к появлению такой отрасли международного права, как международное морское право. Понятие международного морского права. Международное морское право – это совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения субъектов международного права, связанные с деятельностью по использованию Мирового океана. Источники международного морского права. Долгое время обычаи являлись единственным источником международного морского права. Однако уже в XVIII столетии стали появляться договоры, которые касались, в частности, вопросов морской войны и морских пределов осуществления власти прибрежными государствами. Только в XX столетии международное сообщество предпринимает успешные шаги, направленные на урегулирование международных отношений, связанных с многогранной деятельностью в Мировом океане, путем заключения многосторонних договоров. В 1958 году на Женевской конференции ООН по морскому праву на основе проектов статей, подготовленных Комиссией международного права ООН, были приняты четыре конвенции: о территориальном море и прилежащей зоне; об открытом море; о континентальном шельфе и о рыболовстве и об охране живых ресурсов открытого моря. Хотя конвенции вступили в силу, однако их участниками являлось ограниченное число государств. По мнению новых, развивающихся государств, возникших в результате распада колониальной системы, эти конвенции не в полной мере учитывали их интересы. Данное обстоятельство, а также появление в результате научно-технического прогресса новых видов морской деятельности и новых возможностей в освоении Мирового океана явились причиной созыва в декабре 1973 года III Конференции ООН по морскому праву. Ее работа завершилась подписанием 10 декабря 1982 г. всеобъемлющей Конвенции ООН по морскому праву (далее – Конвенция 1982 г.; вступила в силу 16 ноября 1994 г.; Россия – участница с 26 февраля 1997 г.). Эта Конвенция характеризуется тем, что она, во-первых, включив многие положения Женевских конвенций 1958 года, тем самым подтвердила действовавшее международное морское право. Во-вторых, эта Конвенция явилась результатом прогрессивного развития международного права, поскольку в ней содержатся новые институты международного морского права. Она имеет преимущественную силу между ее участниками перед Женевскими конвенциями по морскому праву 1958 года. В то же время Женевские конвенции продолжают действовать между участниками этих Конвенций, не присоединившихся к Конвенции ООН 1982 года. Источниками международного морского права являются и другие договоры. В качестве примера можно назвать Конвенцию по регулированию китобойного промысла 1946 года, Конвенцию о Международных правилах предупреждения столкновения судов в море 1972 года, Международную конвенцию об охране человеческой жизни на море 1974 года и Протокол к ней 1978 года, Конвенцию о грузовой марке 1966 года, Конвенцию по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года, Международную конвенцию по предотвращению загрязнения с судов 1973 года и Протокол к ней 1978 года, Международную конвенцию относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 года и Протокол к ней 1973 года и др. Ряд многосторонних договоров кодифицировал обычные нормы международного права. Для государств-неучастников многие положения таких договоров действуют в качестве обычных норм. Государства заключают и двусторонние договоры, касающиеся международного морского права. Наиболее распространенными из них являются договоры о морском судоходстве, в которых, в частности, имеются положения о доступе иностранных судов в порты и о правовом режиме таких судов в портах. Определенную роль в международном морском праве играет национальное законодательство, поскольку различные нормативные акты государств содержат положения, направленные на имплементацию международно-правовых норм, касающихся режима морских пространств, либо устанавливают правила пользования определенными пространствами, например внутренними водами. В России к таким актам относятся Федеральные законы «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» 1998 года, «О континентальном шельфе Российской Федерации» 1995 года, «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» 1998 года, Кодекс торгового мореплавания 1999 года. Кодекс торгового мореплавания содержит положения, касающиеся, в частности, таких вопросов, как понятие судна, правовой режим портов, права капитанов портов в отношении иностранных судов и т.д. Виды морских пространств. С физико-географической точки зрения Мировой океан един. Между тем с правовой точки зрения он, как и все остальные пространства (территории), подразделяется на пространства, находящиеся под суверенитетом государств, и на пространства, находящиеся за пределами действия суверенитета какого-либо государства. К первым относятся внутренние (морские) воды, территориальное море (территориальные воды), архипелажные воды, а ко вторым – прилежащие зоны, исключительная экономическая зона, континентальный шельф, открытое море, Район морского дна. Кроме того, имеются и такие морские пространства, как проливы, используемые для международного судоходства, в которых установлен особый режим судоходства.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 861; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |