Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и правовой режим исключительной экономической зоны




Исключительная экономическая зона также является новым инсти­тутом международного морского права. Конвенция ООН 1982 года содержит положения, устанавливающие правовой режим исключи­тельной экономической зоны.

Исключительная экономическая зона представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему.

Ширина экономической зоны не может превышать 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отсчи­тывается ширина территориального моря.

В исключительной экономической зоне прибрежному государству принадлежат права, которые определены Конвенцией ООН 1982 года. Прежде всего, это суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения живых и неживых ресурсов, находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих водах. Суверенные права осуществляются и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке в этой зоне, например таких, как производство энергии путем использования воды, течений и ветра. Прибрежному государ­ству принадлежит юрисдикция в отношении создания и использо­вания искусственных островов, сооружений и установок, морских научных исследований и защиты и сохранения морской среды.

Особые права принадлежат прибрежному государству в отноше­нии живых ресурсов. Оно определяет допустимый улов живых ресур­сов в своей зоне, принимает меры по сохранению и управлению ими. Государство определяет свои возможности промысла живых ресур­сов и, если не имеет возможности выловить весь допустимый улов, решает вопрос о предоставлении другим государствам доступа к остатку допустимого улова. Оно принимает законы и правила, от­носящиеся к промыслу живых ресурсов в экономической зоне, обя­зательные для иностранных рыболовных судов. Государство мо­жет принимать меры по обеспечению выполнения его законов и правил.

Другие государства могут осуществлять какую-либо деятельность, связанную с живыми ресурсами, только при получении соответствую­щего согласия или разрешения прибрежного государства. В частнос­ти, рыболовство в исключительной экономической зоне осуществля­ется, как правило, на основе договоров, заключаемых с прибрежным государством.

Прибрежному государству принадлежит исключительное право на возведение искусственных островов, сооружений и установок в ис­ключительной экономической зоне, а также исключительное право разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование названных сооружений. Другие государства могут возводить искусственные острова, сооружения и установки только с разрешения или согласия прибрежного государства.

Морские научные исследования в исключительной экономичес­кой зоне также осуществляются с согласия прибрежного государства. Прибрежное государство может отказать в согласии на осуществле­ние научных исследований, если они, например, имеют непосредст­венное значение для разведки и разработки природных ресурсов эко­номической зоны, как живых, так и неживых.

Юрисдикция прибрежного государства в отношении защиты и сохранения морской среды означает, что прибрежное государство вправе принимать законы и правила для предотвращения, сокраще­ния и сохранения под контролем загрязнения морской среды, вызван­ного, например, захоронением либо сбросом с судов. Однако такие законы и правила должны соответствовать общепринятым междуна­родным нормам и стандартам.

Конвенция ООН 1982 года предусматривает, что другие государ­ства в исключительной экономической зоне пользуются свободами судоходства и полетов, прокладки подводных трубопроводов и кабе­лей и другими видами использования моря, относящимися к назван­ным свободам. Более того, к исключительной экономической зоне применяются положения Конвенции ООН 1982 года, относящиеся к правовому режиму открытого моря, за исключением положений, не­совместимых с правовым режимом исключительной экономической зоны. В частности, это касается в первую очередь экономических ас­пектов деятельности в исключительной экономической зоне, напри­мер разведки и разработки природных ресурсов_этой зоны.

Для осуществления своих прав, вытекающих из международного права относительно исключительной экономической зоны, прибреж­ными государствами принимаются соответствующие законы и пра­вила. Так, Россией принят Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» от 18 ноября 1998 г., который в основных положениях соответствует Конвенции ООН 1982 года. В законе содержатся положения относительно разведки и разработки живых и неживых ресурсов, выдачи лицензий на промы­сел живых ресурсов, исследования и разработки неживых ресурсов, проведения морских научных исследований и т.д. Законом опреде­лены органы государственной власти, уполномоченные осуществлять принадлежащие России права по регулированию деятельности в исключительной экономической зоне.

????????38. Правовая классификация морских пространств

Мировой океан с давних времен является средством коммуни­каций между государствами, расположенными в различных частях земного шара, а также источником ресурсов, как живых, так и не­живых. Отношения, которые возникали между государствами по поводу использования Мирового океана в различных целях, прежде всего для судоходства и рыболовства, вызывали, в свою очередь, не­обходимость соответствующего международно-правового регули­рования.

Развитие и появление многообразных форм морской деятельнос­ти привели постепенно к появлению такой отрасли международного права, как международное морское право.

Понятие международного морского права. Международное мор­ское правоэто совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения субъектов международного права, связанные с деятельностью по использованию Мирового океана.

Источники международного морского права. Долгое время обы­чаи являлись единственным источником международного морского права. Однако уже в XVIII столетии стали появляться договоры, ко­торые касались, в частности, вопросов морской войны и морских пределов осуществления власти прибрежными государствами. Толь­ко в XX столетии международное сообщество предпринимает успеш­ные шаги, направленные на урегулирование международных отноше­ний, связанных с многогранной деятельностью в Мировом океане, путем заключения многосторонних договоров.

В 1958 году на Женевской конференции ООН по морскому праву на основе проектов статей, подготовленных Комиссией междуна­родного права ООН, были приняты четыре конвенции: о территори­альном море и прилежащей зоне; об открытом море; о континенталь­ном шельфе и о рыболовстве и об охране живых ресурсов открытого моря.

Хотя конвенции вступили в силу, однако их участниками явля­лось ограниченное число государств. По мнению новых, развиваю­щихся государств, возникших в результате распада колониальной системы, эти конвенции не в полной мере учитывали их интересы. Данное обстоятельство, а также появление в результате научно-технического прогресса новых видов морской деятельности и новых возможностей в освоении Мирового океана явились причиной созыва в декабре 1973 года III Конференции ООН по морскому праву. Ее работа завершилась подписанием 10 декабря 1982 г. всеобъемлющей Конвенции ООН по морскому праву (далее – Конвенция 1982 г.; вступила в силу 16 ноября 1994 г.; Россия – участница с 26 февраля 1997 г.).

Эта Конвенция характеризуется тем, что она, во-первых, включив многие положения Женевских конвенций 1958 года, тем самым под­твердила действовавшее международное морское право. Во-вторых, эта Конвенция явилась результатом прогрессивного развития между­народного права, поскольку в ней содержатся новые институты меж­дународного морского права. Она имеет преимущественную силу между ее участниками перед Женевскими конвенциями по морскому праву 1958 года. В то же время Женевские конвенции продолжают действовать между участниками этих Конвенций, не присоединив­шихся к Конвенции ООН 1982 года.

Источниками международного морского права являются и другие договоры. В качестве примера можно назвать Конвенцию по регулиро­ванию китобойного промысла 1946 года, Конвенцию о Международ­ных правилах предупреждения столкновения судов в море 1972 года, Международную конвенцию об охране человеческой жизни на море 1974 года и Протокол к ней 1978 года, Конвенцию о грузовой марке 1966 года, Конвенцию по предотвращению загрязнения моря сброса­ми отходов и других материалов 1972 года, Международную конвен­цию по предотвращению загрязнения с судов 1973 года и Протокол к ней 1978 года, Международную конвенцию относительно вмеша­тельства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязне­нию нефтью, 1969 года и Протокол к ней 1973 года и др. Ряд много­сторонних договоров кодифицировал обычные нормы международного права. Для государств-неучастников многие положения таких дого­воров действуют в качестве обычных норм.

Государства заключают и двусторонние договоры, касающиеся международного морского права. Наиболее распространенными из них являются договоры о морском судоходстве, в которых, в част­ности, имеются положения о доступе иностранных судов в порты и о правовом режиме таких судов в портах.

Определенную роль в международном морском праве играет на­циональное законодательство, поскольку различные нормативные акты государств содержат положения, направленные на имплементацию международно-правовых норм, касающихся режима морских пространств, либо устанавливают правила пользования определен­ными пространствами, например внутренними водами. В России к таким актам относятся Федеральные законы «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Феде­рации» 1998 года, «О континентальном шельфе Российской Федера­ции» 1995 года, «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» 1998 года, Кодекс торгового мореплавания 1999 года. Кодекс торгового мореплавания содержит положения, касающиеся, в частности, таких вопросов, как понятие судна, правовой режим пор­тов, права капитанов портов в отношении иностранных судов и т.д. Виды морских пространств. С физико-географической точки зрения Мировой океан един. Между тем с правовой точки зрения он, как и все остальные пространства (территории), подразделяется на пространства, находящиеся под суверенитетом государств, и на пространства, находящиеся за пределами действия суверенитета какого-либо государства. К первым относятся внутренние (морские) воды, территориальное море (территориальные воды), архипелажные воды, а ко вторым – прилежащие зоны, исключительная экономи­ческая зона, континентальный шельф, открытое море, Район мор­ского дна. Кроме того, имеются и такие морские пространства, как проливы, используемые для международного судоходства, в которых установлен особый режим судоходства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 861; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.