Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности купли-продажи земельных участков




Купля-продажа земельных участков возможна при отсутствии споров по поводу прав на участок или внесенных в Единый государственный реестр прав сведений об иных запрещениях либо аресте участка.

Сделка оформляется договором купли-продажи, заключаемым в письменной форме. Сделку заключают собственник и покупатель или уполномоченные ими лица.

При совершении сделки купли-продажи участка продавец или покупатель не вправе по своему желанию изменить его целевое назначение.

Цена участка, условия оплаты определяются по договоренности сторон или по результатам конкурса.

К договору купли-продажи земельного участка прилагается план участка, удостоверенный органом кадастровых работ (соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству).

Право собственности на земельный участок переходит от продавца к покупателю с момента государственной регистрации перехода права.

При продаже по договору здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с правом собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.

В случае, когда продавец является собственником земельного участка, на котором находится продаваемая недвижимость, покупателю передается право собственности либо предоставляется право аренды или предусмотренное договором продажи недвижимости иное право на соответствующую часть земельного участка (ст. 552 ГК РФ). Если в договоре купли-продажи объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, находящемся в собственности у продавца, отсутствует запись об определении права на соответствующий земельный участок, к покупателю переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования.

Вопрос 14.

Исходя из нормы, содержащейся в ст. 274 ГК, понятие сервитута возможно сформулировать следующим образом: сервитут v это право ограниченного пользования чужим земельным участком для обеспечения определенных нужд собственника недвижимого имущества (прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации и т.п.), которые не могут быть обеспечены другим способом.

Помимо гражданского законодательства право ограниченного пользования чужим земельным участком предусмотрено земельным законодательством. Согласно ст. 23 ЗК в земельном законодательстве закреплено два вида сервитутов:

v=частный сервитут;

v=публичный сервитут.

Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Согласно п. 3 ст. 274 ГК сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. Сервитут может быть установлен по требованию не только лица, которому земельный участок принадлежит на праве собственности, но и землепользователя, а также землевладельца. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний (п. 2 ст. 23 ЗК).

Так, могут устанавливаться публичные сервитуты для:

v=прохода или проезда через земельный участок;

v=использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектовтранспортной инфраструктуры;

v=размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

v=проведения дренажных работ на земельном участке;

v=забора воды и водопоя;

v=прогона скота через земельный участок;

v=сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда;

v=использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;

v=временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

v=свободного доступа к прибрежной полосе.

Сервитут может быть срочным или постоянным.

В соответствии с п. 2 ст. 41 ЗК права лиц, использующих земельный участок на основании частного сервитута, определяютсядоговором, права лиц, использующих земельный участок на основании публичного сервитута, определяются законом или иным нормативным правовым актом, которыми установлен публичный сервитут.

Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.

Согласно ст. 275 ГК сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, обремененный этим сервитутом, к другому лицу.

Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, не может быть отчужден в иной форме, передан в залог, а также не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, по общему правилу не может по своему усмотрению требовать его прекращения. Согласно п. 1 ст. 48 ЗК прекращение частного сервитута возможно по основаниям, установленным гражданским законодательством. Статьей 276 ГК предусмотрено, что собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать прекращения сервитута:

v=ввиду отпадения оснований, по которым он установлен (например, для проезда к зданию проложена другая дорога);

v=если земельный участок, обремененный сервитутом, не может вследствие этого обременения использоваться его собственником в соответствии с назначением участка.

Если требования собственника земельного участка о прекращении сервитута не удовлетворены, собственник участка вправе обратиться с соответствующим иском в суд.

Публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута (п. 2 ст. 48 ЗК).

В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом LО государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним¦. Согласно ст. 1 названного Федерального закона сервитуты рассматриваются как ограничения (обременения) прав собственника или иного правообладателя.

 

Вопрос 15.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СОБСТВЕННИКОВ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЕВ И АРЕНДАТОРОВ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Права и обязанности лиц, использующих земельные участки на том или ином праве, установлены нормами статей главы VI Земельного кодекса.ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЕВ При этом права обладателей сервитутов И АРЕНДАТОРОВ в указанной главе не рассматриваются, поскольку они определяются договором — в отношении частных сервитутов или законом, иным нормативным актом — в отношении публичных сервитутов.

Права землепользователей, землевладельцев и арендаторов по использованию земельных участков практически совпадают с правами собственников. Единственное отличие: только собственники земельных участков обладают правом собственности на расположенные на их участках многолетние насаждения (за исключением случаев, установленных Лесным кодексом Российской Федерации). В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации в исключительной собственности государства находятся все леса, кроме городских и расположенных на землях обороны; древесно-кустарниковая и иная растительность, зеленые насаждения могут находиться без ограничения в собственности собственника земельного участка.

Посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученная сельскохозяйственная продукция и доходы от ее реализации принадлежат тому, кто непосредственно использует земельный участок: или самому собственнику, или тому лицу, которому собственник предоставил земельный участок в пожизненное наследуемое владение, пользование или аренду.

В соответствии со ст. 40 ЗК РФ собственники, землевладельцы, землепользователи и арендаторы имеют право:

1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Закон РФ «О недрах» предусматривает право собственников и владельцев земельных участков осуществлять по своему усмотрению в их границах без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых (т. е. песка, глины, торфа и т. п.), не числящихся на государственном балансе. Кроме того, они имеют право на строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Водным кодексом РФ в собственности граждан и юридических лиц могут находиться замкнутые водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими водными объектами. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к другим поверхностным водным объектам, могут использовать их только для своих нужд и в той мере, в какой это не нарушает права и законные интересы других лиц; они не должны препятствовать использованию водных объектов и их берегов для организации судоходства и иных нужд;

2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Так, порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территорий (ст. 83 ЗК РФ). Территория поселения в пределах его административных границ делится на территориальные зоны: жилые, производственные, рекреационные и др. (см главу 13). Существует совокупность установленных правилами застройки параметров и видов использования земельных участков и иных объектов недвижимости в населенных пунктах, а также допустимых изменений объектов недвижимости при осуществлении градостроительной деятельности в пределах каждой зоны, которая согласно Градостроительному кодексу РФ называется градостроительным регламентом. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки (п, 3 ст. 85 ЗК РФ).

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» 2002 г. предусматривает (ст. 37), что строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам, имеющим положительные заключения государственной экологической экспертизы, с соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также санитарных и строительных требований, норм и правил.

Однако любое строительство должно соответствовать прежде всего целевому назначению и разрешенному использованию земельного участка: нельзя, например, возвести промышленное предприятие на землях сельскохозяйственного назначения или землях особо охраняемых природных территорий;

3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные закрытые водоемы в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.

В соответствии с Федеральным законом от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель» мелиорация земель проводится гражданами (физическими лицами) и организациями, имеющими лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности. Она осуществляется на основе разработанных в установленном порядке проектов, учитывающих строительные, экологические, санитарные и иные стандарты, нормы и правила. При этом проектирование и строительство мелиоративных систем, в процессе функционирования которых используются водные объекты, осуществляются с учетом требований водного законодательства, а проведение агролесомелиорации — в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации.

Указанный Федеральный закон различает следующие виды мелиорации:

гидромелиорация (оросительная, осушительная, противопаводковая, противоселевая, противоэрозионная, противооползневая и другие) — улучшение заболоченных, излишне увлажненных, засушливых, эродированных, смытых и других земель, состояние которых зависит от воздействия воды;

агролесомелиорация (противоэрозионная, полезащитная, пастбищеза-Шитная) — улучшение земель посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений;

культуртехническая (расчистка земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха, от камней и иных предметов;

мелиоративная обработка солонцов; рыхление, пескование, глинова-ние, землевание, плантаж и первичная обработка почвы и иные работы);

химическая (известкование почв, фосфоритование почв и гипсование почв) — мероприятия по улучшению химических и физических свойств почв.

 

ОБЯЗАННОСТИ СОБСТВЕННИКОВ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ И ЛИЦ, ОБЛАДАЮЩИХ ИНЫМИ ПРАВАМИ НА ЗЕМЛЮ, ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Перечень прав по использованию земельных участков, установленный ст. 40 ЗК РФ, не является исчерпывающим: законодательством могут быть установлены и иные права. Например, в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков сельскохозяйственного назначения имеют право также получать в установленном Правительством Российской Федерации порядке информацию о состоянии плодородия почв на своих земельных участках и динамике изменения его состояния.

Перечень обязанностей собственников земельных участков и лиц, обладающих иными правами на землю, по использованию земельных участков установлен ст. 42 ЗК РФ. Эти обязанности (в отличие от прав по использованию земли) относятся ко всем обладателям прав на земельные участки, в том числе и к лицам, использующим участок на основании сервитута.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами,

своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

своевременно производить платежи за землю;

соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Приведенный перечень не является исчерпывающим: самим Кодексом, иными федеральными законами могут быть установлены и иные требования к собственникам земли и иным лицам, использующим земельные участки.

Так, содержание обязанностей собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов по проведению мероприятий по охране земель более подробно раскрыты в ст. 13 Земельного кодекса (см. главу 10).

Федеральным законом «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (ст. 8) установлено, что собственники, владельцы, пользователи, арендаторы земельных участков обязаны:

осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую природную среду;

соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий;

представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов;

содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения;

информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании.

Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» установил обязанность для членов таких объединений в течение трех лет освоить земельный участок (если иной срок не установлен земельным законодательством).

Неисполнение установленных законодательством обязанностей по использованию земельного участка влечет ответственность. Так, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено наложение административных штрафов за использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.8); за уничтожение межевых знаков границ земельных участков (ст. 7.2) — подробнее об этом см. главу 18 учебника об ответственности за правонарушения в области охраны и использования земель. В отдельных случаях неисполнение названных выше обязанностей может повлечь прекращение права собственности на земельный участок, права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения им. Такое прекращение может, в частности, последовать при использовании земельного участка не по целевому назначению или способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки (более детально эти вопросы будут рассмотрены в главе 7).

Вопрос 16.

Плата за землю

Использование земли в РФ является платным. Форма­ми платы за землю являются:

• земельный налог;

• арендная плата;

• нормативная цена земли.

Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.

За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Для покупки и выкупа земельных участков в случаях, преду­смотренных законодательством РФ, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.

Цель введения платы за землю — стимулирование рацио­нального использования, охраны и освоения земель, повышение плодородия почв, выравнивание социально-экономических ус­ловий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов.

Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевла­дельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабиль­ных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с измене­ниями не зависящих от пользователя земли условий хозяйство­вания. Ставки земельного налога за земли всех категорий целе­вого назначения в районах проживания малочисленных народов Севера, а также за земли, используемые а качестве оленьих па­стбищ в других регионах РФ, устанавливаются органами законо­дательной (представительной) власти субъектов РФ.

Плательщиками земельного налога и арендной платы являются: организации (независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, на которых они основаны, включая меж­дународные неправительственные организации, совместные предприятия с участием юридических лиц РФ и иностранных юридических лиц, и граждан, иностранные юридические лица), а также граждане РФ, иностранные граждане и лица без граж­данства, которым предоставлена земля в собственное владение, пользование или в аренду на территории РФ.

Действие упрощенной системы налогообложения, учета, от­четности в соответствии с федеральным законом распространя­ется на организации с предельной численностью работающих до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельно­сти, включая численность работающих в их филиалах и подраз­делениях.

Право выбора системы налогообложения, учета и отчетно­сти, включая переход к упрощенной системе или возврат к при­нятой ранее, предоставляется субъектам малого предпринима­тельства.

Объектами обложения земельным налогом и взимания аренд­ной платы являются земельные участки, части земельных участков, земельные доли, предоставленные юридическим лицам и гражданам в собственность, владение или пользование.

Льготы по взиманию платы за землю. От уплаты земельного налога освобождаются:

• заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады;

• организации и граждане, занимающиеся традиционным промыслом в местах проживания и хозяйственной деятель­ности малочисленных народов и этнических групп, а также народными художественными промыслами и народными ремеслами в местах их традиционного бытования;

• научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства научно-исследовательских уч­реждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, а также научные учрежде­ния и организации другого профиля за земельные участ­ки, непосредственно используемые для научных, научно-экспериментальных, учебных целей и для испытания сор­тов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур;

• организации, а также граждане, получившие для сельско­хозяйственных нужд нарушенные земли (требующие ре­культивации) на первые десять лет пользования или в це­лях добычи торфа, используемого на повышение плодо­родия почв;

• учреждения искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, финансируемые за счет средств бюджетов или профсоюзов, детские оздоровительные учрежде­ния, государственные органы охраны природы и памят­ников истории и культуры, а также религиозные объеди­нения, на земле которых находятся используемые ими земли, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры;

• участники Великой Отечественной войны, а также граж­дане, для которых законодательством распространены со­циальные гарантии и льготы участников Великой Отече­ственной войны; инвалиды I и II групп, Герои Совет­ского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Со­циалистического Труда и др.

Кроме того, от уплаты земельного налога освобождают граж­дан, принимавших участие в ликвидации последствий катастро­фы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС, получивших про­фессиональное заболевание и облучение, а также эвакуирован­ных с мест жительства.

Права органов местного самоуправления. Органы законода­тельной (представительной) власти субъектов РФ имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряже­нии субъекта РФ.

Органы местного самоуправления имеют право устанавли­вать льготы по земельному налогу в виде частичного освобожде­ния на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения став­ки земельного налога для отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления.

Органам местного самоуправления предоставляется право с учетом благоприятных условий размещения земельных участков повышать ставки земельного налога, но не более чем в два раза.

Налог на земли городов (поселков) устанавливается на осно­ве средних ставок. Предусмотрены коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных районах и зонах отдыха, а также коэффициенты с учетом статуса города, разви­тия социально-культурного потенциала.

Для земель, занятых жилищным фондом, личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и коопера­тивными гаражами, налог исчисляется в процентах ставок, уста­новленных для данной конкретной зоны по результатам диффе­ренциации средней ставки земельного налога.

Средние ставки земельного налога для конкретного населен­ного пункта определяются и дифференцируются органами мест­ного самоуправления городов.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога. Основанием для установления взимания налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренды) земельного участка.

Земельный налог юридическим лицам и гражданам исчисля­ется исходя из площади земельного участка, облагаемой нало­гом, утвержденных ставок земельного налога.

Земельный налог на сельскохозяйственные угодья устанавли­вается с учетом состава угодий, их качества, площади, местоположения и определяется как сумма произведений площадей уго­дий или оценочных групп по пашням, многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ соответствующей ставки земельного налога.

Для расчета ставок налога за земли водного фонда, лесного фонда органами законодательной (представительной) власти субъ­ектов РФ устанавливаются средние ставки земельного налога за сельскохозяйственные угодья по административным районам.

Земельный налог за участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для веде­ния личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, взимается со всей площади земельного участка по средним ставкам налога за зем­лю сельскохозяйственного назначения этого района.

Исчисление ставок налога для пользователей, владельцев, собственников земли производится в порядке, установленном Министерством РФ по налогам и сборам с учетом базовых нор­мативов, средних ставок, коэффициентов, расчетов дифферен­цированных ставок, на базе средней ставки налога.

Учет плательщиков и исчисление налога производятся еже­годно по состоянию на 1 июня.

Исчисление земельного налога гражданам производится го­сударственными налоговыми инспекциями, которые ежегодно не позднее 1 августа вручают им платежные извещения об упла­те налогов.

Юридические лица и граждане оплачивают земельный налог равными долями в два срока: не позднее 15 сентября и 15 ноября

Органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ и органы местного самоуправления с учетом местных условий имеют право устанавливать другие сроки уплаты налогов.

Налог на землю лесного фонда, включая и колхозные леса, в ко­торых производится заготовка древесины, взимается с лесопользователей в сроки одновременно с взиманием платы за древесину.

Учет площадей земельных участков, предоставленных граж­данам, производится на основании данных органов жилищно-коммунального хозяйства, а также районных и городских коми­тетов по земельным ресурсам и землеустройству о размерах зе­мельных участков, предоставленных гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного и индивидуаль­ного садоводства, огородничества и животноводства, а также для индивидуально-жилищного, дачного, гаражного строительства в границах городов, рабочих, курортных и дачных поселков.

Арендная плата за землю. Размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором. При аренде земель, находящихся в государственной или муници­пальной собственности, соответствующие органы исполнитель­ной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель.

Арендная плата может устанавливаться как в денежной, так и в натуральной форме. Она может взиматься отдельно или в составе общей арендной платы за все арендуемое имущество, когда кроме земли в аренду переданы строения, сооружения и другие материальные природные ресурсы, но с обязательным перечислением арендной платы за землю на бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления.

За земельные участки, необходимые для обслуживания жи­лых и нежилых строений, предоставленных в пользование юри­дическим лицам или гражданам по договорам аренды, земель­ный налог взимается с арендодателя.

При аренде земель и имущества, находящихся в государст­венной муниципальной собственности, арендная плата взимает­ся с арендатора.

Расчеты по земельному налогу проверяются документально с выходом в организации государственных налоговых инспекторов в сроки, установленные руководителями налоговых инспекций. Документальной проверке предшествует камеральная проверка, которая производится налоговыми инспекторами по каждому расчету. В целях выявления возможных ошибок, допущенных при составлении расчетов, выясняется, правильно ли показана площадь земельных участков к сравнению с расчетом истекшего года, правильно ли применены ставки, исчислены платежи и распределены начисленные суммы по срокам уплаты, приложе­ны ли к расчетам справки.

При проверке следует определить правильность применения ставки налога в связи с возможным наличием объектов, подле­жащих налогообложению по разным ставкам.

Для проверки полноты включения в расчет земельных участ­ков, обслуживающих жилищный фонд, другие строения и со­оружения, по документам первичного учета этих строений и сооружений устанавливается их наличие, местоположение, сопос­тавляются с данными обособленного учета земельных участков.

После окончания проверки составляется акт, в котором указываются все выявленные при проверке нарушения. Копия акта вручается налогоплательщику, а расчет дополнительно начис­ленных или сложенных сумм передается для соответствующих отметок в лицевом счете плательщика.

Плата за землю перечисляется плательщиками земельного налога:

• за землю в пределах сельских населенных пунктов и другие земли, переданные в их ведение, — на бюджетные счета сельских органов местного самоуправления;

• за землю в пределах поселковой, городской границы и дру­гие земли, переданные в их ведение, а также за земли в гра­нице района, за исключением земель, переданных в ведение сельских органов местного самоуправления, в соответствии с установленными законодательством РФ долями на бюджет­ные счета РФ Федерального казначейства субъектов РФ, со­ответствующую часть средств — на бюджетные счета соот­ветствующих органов местного самоуправления.

В доходы бюджетов РФ в соответствии с бюджетной класси­фикацией РФ зачисляются:

• земельный налог за земли сельскохозяйственного назна­чения;

• земельный налог за земли городов и поселков;

• земельный налог за другие земли несельскохозяйствен­ного назначения;

• арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения;

• арендная плата за земли городов и поселков;

• арендная плата за другие земли несельскохозяйственного назначения.

На бюджетные счета РФ в Федеральном казначействе соот­ветствующего субъекта РФ перечисляются средства, составляю­щие плату за землю в пределах долей, установленных законода­тельством РФ.

Доля средств от земельного налога и арендной платы за сельско­хозяйственные угодья, перечисляемых в федеральный бюджет, уста­навливается в соответствии с Законом РФ «О плате за землю».

Доля средств от земельного налога и арендной платы за сельско­хозяйственные угодья, перечисляемых на бюджетные счета субъектов РФ, устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ. На мероприятия, централизованно выполняе­мые субъектами РФ, перечисляется не более 10% от суммы средств земельного налога административного района.

Доля средств, перечисляемых в федеральный бюджет от земель­ного налога и арендной платы земли городов и поселков для фи­нансирования централизованно выполняемых мероприятий, еже­годно устанавливается при утверждении федерального бюджета.

Земельный налог и арендная плата учитываются в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и ис­пользуются исключительно в следующих целях: финансирование мероприятий по землеустройству, ведение земельного кадастра, мониторинга, охрана земель и повышение их плодородия, ос­воение новых земель, компенсация собственных затрат земле­пользователя на эти цели и погашение ссуд. выданных под ука­занные мероприятия и процентов за их использование.

Неиспользованные в течение года остатки средств не изыма­ются, а направляются по целевому назначению в следующем году.

В соответствии с бюджетной классификацией РФ средства, поступающие от продажи земель в собственность граждан, а так­же при продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий, зачисляются в доход соответствующих бюджетов.

Вопрос 17.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 714; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.107 сек.