Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принятые сокращения 65 страница




Таким образом, следует признать, что обязательственное отношение, вытекающее из объявления публичного конкурса, возникает при наличии сложного юридического состава, включающего в себя ряд односторонних сделок: во-первых, объявление публичного конкурса; во-вторых, предоставление работы участниками конкурса, и, в-третьих, принятие решения о выплате награды победителям конкурса.

Само по себе объявление публичного конкурса не порождает соответствующего правоотношения, но, тем не менее, влечет определенные правовые последствия. Так, лицо, объявившее конкурс, вправе изменить его условия или отменить конкурс только в течение первой половины установленного для предоставления работ срока (п. 1 ст. 1058 ГК). На этом этапе "еще рано говорить о существовании у устроителя конкурса гражданско-правовой обязанности перед потенциальными участниками конкурса"*(968).

При предоставлении соискателями награды работ на конкурс возникает правоотношение между устроителем конкурса и каждым лицом, представившим работу, соответствующую условиям конкурса. Количество конкурсных правоотношений совпадает с количеством участников конкурса*(969). Содержанием таких правоотношений является право каждого из соискателей требовать оценки выполненной ими в соответствии с условиями конкурса работы и соответствующая обязанность лица, объявившего публичный конкурс, произвести оценку представленного результата. Однако такое правоотношение не может рассматриваться как обязательственное, поскольку не соответствует легальному понятию обязательства, содержащемуся в ст. 307 ГК.

Принятие решения о признании работы лучшей и о выплате вознаграждения порождает обязательственное правоотношение между организатором публичного конкурса и победителем (победителями). Решение о выплате награды должно быть вынесено и сообщено участникам публичного конкурса в порядке и в срок, которые устанавливаются в объявлении о конкурсе. Неисполнение организатором конкурса своих обязанностей влечет за собой возможность требовать выплаты награды в судебном порядке.

Работы, не удостоенные награды, должны быть возвращены участникам конкурса, если иное не предусмотрено объявлением о конкурсе и не вытекает из характера выполненной работы (ст. 1061 ГК). На этом правоотношение между организатором конкурса и лицом, представившим работу, прекращается.

Работа, признанная лучшей по конкурсу, не подлежит возврату победителю, а принадлежит на праве собственности организатору конкурса. Моментом перехода права собственности на нее к организатору конкурса является момент объявления победителей конкурса*(970).

Публичные конкурсы получили достаточно широкое распространение на практике: конкурсы в творческой области; конкурсы исполнителей, научные, спортивные конкурсы; конкурсы на право заключения договора, а также конкурсы в других сферах человеческой деятельности, где существует возможность выбора организатором конкурса одной или несколько работ, иных результатов, в наибольшей степени отвечающих условиям конкурса, являющихся лучшими.

Термин "конкурс" (от латинского concursus) означает "соревнование, имеющее целью выделить наилучших из числа его участников"*(971). Публичный конкурс в гражданско-правовом смысле, за исключением закрытого конкурса, всегда рассчитан на неопределенное число лиц, как бы не был ограничен круг его участников. Обещание выплатить награду тому, кто лучше других выполнит работу, достигнет лучшего результата, должно быть, как правило, обращено к неограниченному кругу лиц.

Пункт 2 ст. 1057 ГК устанавливает обязательное правило, в соответствии с которым публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей. Гражданское законодательство не содержит понятие общественно полезной цели. Традиционно к общественно полезным целям относят достижение гуманитарных, социальных или научно-технических задач, имеющих общественное значение: это может быть создание произведений науки, литературы, искусства, архитектуры и т.д. Однако не могут быть отнесены к публичному конкурсу, и потому не регулируются гражданско-правовыми нормами объявления о выплате вознаграждения за разработку универсальной отмычки; "лучших" правил боев между собаками или другими животными; "тараканьих бегов"; состязаний любителей пива и т.д.

В случае несоответствия конкурса общеполезным целям он может быть признан недействительным.

Публичный конкурс может быть открытым и закрытым. Приоткрытом конкурсе предложение организатора конкурса принять в нем участие обращено ко всем желающим путем объявления в печати или в иных средствах массовой информации. При открытом конкурсе возможна предварительная квалификация его участников, когда организатором проводится предварительный отбор лиц, пожелавших принять в нем участие, например, к участникам конкурса могут предъявляться дополнительные требования к профессии, возрасту, месту проживания и т.д. При закрытом конкурсе предложение принять участие в конкурсе направляется определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса.

Условия, содержащиеся в объявлении о проведении конкурса. Объявление о проведении конкурса может быть сделано в любой форме: путем публикации в газетах, извещения по радио, телевидению, вывешивания объявлений и другими способами, однако оно обязательно должно содержать сведения, предусмотренные ст. 1057 ГК. Сведения, которые содержатся в объявлении, подразделяются на обязательные и факультативные. Обязательные сведения перечислены в п. 4 ст. 1057 ГК и должны присутствовать в любом объявлении о публичном конкурсе; при отсутствии хотя бы одного из них, конкурс считается необъявленным. К обязательным условиям конкурса закон относит сведения о: существе задания; критериях и порядке оценки результатов работы или иных достижений; месте, сроках и порядке их представления; размере и формах награды, а также о порядке и сроках объявления результатов конкурса.

Под существом задания понимаются требования, предъявляемые к результату работ, иному достижению конкурса. Степень их детализации может быть различной и зависит от усмотрения организатора, а также от цели и характера конкурса.

Критерии и порядок оценки результатов работы и иных достижений также зависят от характера конкурса. Как правило, для рассмотрения и оценки представленных работ организатор создает конкурсную комиссию (жюри), однако он может это сделать и самостоятельно, либо поручить какой-либо третьей организации. Гражданский кодекс не содержит норм, посвященных конкурсной комиссии, поэтому ее деятельность должна быть определена организатором в специальном документе. При этом следует учитывать определенные этические требования, например о недопустимости участия в конкурсной комиссии заинтересованных лиц или участников конкурса.

Место, срок и порядок предоставления работ определяются организатором в объявлении о проведении конкурса. Он может устанавливать промежуточные и окончательные сроки выполнения работ, достижений, а также их форму предоставления на конкурс. Несоблюдение участниками конкурса условий о месте, сроках и порядке предоставления работ может повлечь за собой отказ организатора в их приеме.

Форма предоставления работы зависит, как правило, от характера работы и может выражаться либо в передаче участником конкурса организатору определенного материального объекта (картины, проекта, рукописи), либо путем исполнения при непосредственном восприятии этого исполнения организатором (музыкальные конкурсы, конкурсы исполнителей песни, танцев и т.д.). Работы могут предоставляться участниками под определенными девизами, т.е. быть зашифрованными.

В объявлении организатор должен конкретно определить награду, ее размер, количество присуждаемых премий. Вознаграждение обязательно должно носить имущественный характер и может выражаться как в денежной, так и в иной, например вещественной, форме. Моральные поощрения (присуждение званий, награждение дипломами, грамотами) могут сопутствовать присуждению премий, однако они не заменяют собой имущественное вознаграждение.

К обязательным условиям относятся также порядок и срок объявления результатов конкурса. Право на получение награды возникает у соискателя в случае признания его работы лучшей или достойной получения одной из наград, о чем он должен быть уведомлен организатором конкурса либо в той же форме, в какой было сделано объявление о конкурсе, либо иным образом.

Если указанные в объявлении результаты достигнуты в работе, выполненной совместно двумя или более лицами, награда распределяется в соответствии с достигнутым между ними соглашением. Если такое соглашение не будет достигнуто, порядок распределения награды определяется судом (п. 2 ст. 1059 ГК).

В случае отказа устроителя конкурса выплатить премию, а также при нарушении сроков ее выплаты, победитель конкурса может защитить свои права в судебном порядке.

Если предмет публичного конкурса составляет создание произведения науки, литературы или искусства, и условиями конкурса не предусмотрено иное, лицо, объявившее публичный конкурс, приобретает преимущественное право на заключение с автором произведения, удостоенного обусловленной награды, договора об использования произведения с выплатой ему за это соответствующего вознаграждения (ст. 1060 ГК). Установив такое правило, законодатель, к сожалению, не предусмотрел мер, направленных на обеспечение прав организатора конкурса, с одной стороны, а также мер, гарантирующих права победителя конкурса, с другой. Поэтому в юридической литературе в качестве этих гарантий предложено использовать судебное требование организатора конкурса о переводе прав и обязанностей, возникших из нарушения его преимущественного права, а также установление пресекательного срока осуществления организатором конкурса преимущественного права*(972). Вознаграждение за использование произведения должно быть выплачено автору без зачета сумм, которые ему причитаются как победителю конкурса, если иное правило не установлено в объявлении о конкурсе.

Факультативные сведения носят произвольный характер и включаются организатором конкурса по своему усмотрению. К таким условиям относятся, например, условия о предварительном отборе участников публичного конкурса и об освобождении организатора конкурса от обязанности возвратить участникам конкурса работы, не удостоенные награды, и т.п.

Изменение условий и отмена публичного конкурса. Гражданское законодательство содержит особые правила изменения условий и отмены публичного конкурса. Лицо, объявившее публичный конкурс, вправе изменить его условия или отменить его в течение первой половины установленного для предоставления работ срока, при условии извещения о своих действиях участников конкурса тем же способом, каким конкурс был объявлен. Если изменения условий конкурса или его отмена произошли с нарушением этих требований, то они не влекут за собой никаких юридических последствий. В случае изменения условий конкурса или его отмены лицо, объявившее о конкурсе, должно возместить расходы, понесенные любым лицом, которое выполнило предусмотренную в объявлении работу до того, как ему стало или должно было стать известно об изменении условий конкурса или об его отмене.

Если же организатор конкурса докажет, что представленная на конкурс работа была выполнена не в связи с конкурсом, а, например, до его объявления, либо заведомо не соответствовала условиям конкурса, то он освобождается от обязанности по возмещению расходов.

Если при изменении условий конкурса или при его отмене были нарушены требования о порядке изменения или отмены публичного конкурса, организатор конкурса должен выплатить награду тем, кто выполнил работу, удовлетворяющую указанным в объявлении условиям.

Гражданский кодекс установил правило, в соответствии с которым к публичному конкурсу, содержащему обязательство заключить с победителем конкурса договор, нормы о публичном конкурсе (гл. 57 ГК) применяются постольку, поскольку нормами о торгах в форме конкурса (ст. 447-449 ГК) не предусмотрено иное (п. 5 ст. 1057), т.е. установлен приоритет законодательства о торгах в форме конкурса над нормами о публичном конкурсе, поэтому в случае их расхождения следует применять нормы о торгах в форме конкурса.

 

Глава 52. Проведение игр и пари

 

§ 1. Общие положения

 

Понятие игр и пари. Слово игра в русском языке имеет несколько значений, которые могут изменяться в зависимости от контекста, от конкретной жизненной ситуации. В рассматриваемом институте гражданского права под игрой понимается явление, которое традиционно обозначается словосочетанием азартная игра (от фр. hazard - случай, случайность, риск). Исходя из легального определения азартной игры, содержащегося в ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об азартных играх)*(973), под игрой в гражданском праве понимается основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по заранее установленным правилам. Неотъемлемым признаком игры в гражданском праве является ее рисковый характер, предполагающий сознательное допущение сторонами различных вариантов изменений в их имущественной сфере, наступление которых может зависеть от их собственных действий в качестве игроков, от действий третьих лиц или от сил природы.

Пари представляет собой разновидность азартной игры, при которой исход основанного на риске соглашения о выигрыше, заключаемого двумя или несколькими участниками пари между собой либо с организатором данного вида азартной игры, зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет (ст. 4 Закона об азартных играх). Как видно из данного определения, наступление изменений в имущественной сфере участников пари никак не связано с их собственным поведением, а зависит исключительно от действий третьих лиц или сил природы.

Действующее законодательство уделяет значительное внимание лишь узкому кругу азартных игр, среди которых лотереи, игры, проводимые в казино, в залах игровых автоматов, в букмекерских конторах и на тотализаторе. Отсутствие подробного регулирования иных игр, в частности различных карточных игр, получивших широкое распространение вне стен казино, вовсе не означает, что они оказались вне сферы гражданского права. Отношения, возникающие между участниками таких игр, регулируются общими нормами об играх и пари, а также общими нормами гражданского права.

Источники правового регулирования. Нормы, регулирующие отношения по проведению игр и пари и участию в них, рассредоточены среди нескольких нормативных актов. Наиболее общие положения закреплены в гл. 58 ГК, состоящей из двух статей - 1062 и 1063. В них определены: основания возникновения обязательств из проведения игр и пари; круг субъектов рассматриваемых обязательств; общие требования к содержанию договоров о проведении игр и пари; правила защиты прав, возникающих из рассматриваемых обязательств.

Одним из основных источников регулирования в рассматриваемой сфере является Закон об азартных играх, в котором содержатся легальные определения таких ключевых для рассматриваемого правового института понятий, как азартная игра, пари, ставка, выигрыш, игорное заведение; установлены правила организации и участия в играх, проводимых в казино, в залах игровых автоматов, на тотализаторе и в букмекерских конторах, в том числе определены субъекты, объекты и особенности содержания обязательств из проведения соответствующих игр. Концептуальной новеллой Закона об азартных играх является установление территориальных границ возникновения и исполнения обязательств по проведению игр в казино и в залах игровых автоматов. Согласно ст. 9, 16 Закона об азартных играх с 1 июля 2009 г. возникновение и исполнение данных обязательств станет возможным не на всей территории Российской Федерации, а лишь в ее определенных частях, именуемых игорными зонами. Игорные зоны будут располагаться в отдельных районах Алтайского края, Приморского края, Калининградской области, Краснодарского края и Ростовской области. За пределами игорных зон сделки, направленные на возникновение и исполнение рассматриваемых обязательств, с 1 июля 2009 г. будут считаться недействительными на основании ст. 168 ГК.

Другим источником правового регулирования в рассматриваемой сфере является Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. "О лотереях" (с изм. и доп.)*(974) (далее - Закон о лотереях). В Законе о лотереях содержатся легальные определения понятий лотерея, выигрыш, лотерейный билет, определены субъектный состав обязательств из проведения лотерей, объекты рассматриваемых обязательств, особенности их содержания, виды лотерей, требования к лотерейным билетам.

В целях реализации отдельных положений Закона о лотереях, в частности, норм о всероссийских и региональных лотереях, о ведении реестра лотерей, органами исполнительной власти Российской Федерации и органами законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации приняты соответствующие законы и подзаконные нормативные акты. Так, Правительством РФ принято постановление от 5 июля 2004 г. N 338 "О мерах по реализации Федерального закона "О лотереях"*(975) (далее - постановление о лотереях). Что касается региональных нормативных актов, то, например, в Санкт-Петербурге действует Закон Санкт-Петербурга 2005 г. "О государственном реестре региональных лотерей Санкт-Петербурга"*(976), а также постановление Правительства Санкт-Петербурга от 1 октября 2004 г. N 1637 "О мерах по реализации Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях"*(977) (далее - постановление Санкт-Петербурга о лотереях). Следует отметить, что указанные нормативные акты не содержат гражданско-правовых норм, а регулируют исключительно отношения лиц, претендующих на организацию региональных лотерей, с властными органами Российской Федерации и ее субъекта.

Основание возникновения обязательств из проведения игр и пари.

Основанием возникновения обязательств из проведения игр и пари является договор, заключаемый между организатором игры и участником либо непосредственно между участниками.

В зависимости от вида игры и ее субъектного состава, рассматриваемый договор может быть как консенсуальным, так и реальным. Например, договор между двумя гражданами, заключаемый на исход футбольного матча, на основании общего правила п. 1 ст. 433 ГК и ввиду отсутствия каких-либо специальных норм будет консенсуальным. Напротив, договор, заключаемый между организатором игр в казино и посетителями, на основании п. 2 ст. 433 ГК будет реальным, поскольку согласно п. 3 ст. 4 Закона об азартных играх совершение ставки является обязательным условием участия в игре. Достижения соглашения между участником и организатором в данном случае недостаточно; моментом заключения договора является момент совершения участником ставки.

Договор о проведении игр и пари является возмездным, поскольку материальному предоставлению в виде ставки, совершаемой одной стороной, противостоит вероятность получения от другой стороны в случае наступления положительного результата игры материального предоставления в виде выигрыша. В связи с тем, что ставке противостоит не сам выигрыш, а лишь вероятность его получения, данный договор принято относить к так называемым рисковым (алеаторным) договорам.

В зависимости от вида игры и субъектного состава участников договор о проведении игр и пари может быть как двусторонне-обязывающим, так и односторонним.

Рассматриваемый договор является условной сделкой, поскольку возникновение прав и обязанностей сторон зависит не только от факта заключения договора и его условий, но и от того, окажется ли результат игры положительным хотя бы для одной из сторон.

Договор о проведении игр и пари, заключаемый между организатором и участником, является, как правило, договором присоединения. Однако несмотря на то, что на стороне организатора игр обычно выступает коммерческая организация, рассматриваемый договор не является публичным, поскольку предпринимательская деятельность организатора игры не может быть сведена к продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, что необходимо в силу ст. 426 ГК.

Существенными условиями договора о проведении игр и пари, заключаемого между организатором и участником, помимо условия о предмете, являются условия о сроке проведения игры и порядке определения выигрыша (п. 3 ст. 1063 ГК). Единственным существенным условием договора о проведении игр, сторонами которого выступают исключительно участники, является условие о его предмете.

Цена не отнесена законом к существенным условиям договора о проведении игр и пари. Однако в подавляющем большинстве случаев цена выступает в качестве существенного условия рассматриваемых договоров, поскольку необходимость ее согласования возникает по воле сторон.

Форма договора о проведении игр и пари подчиняется общим правилам ГК. Норма п. 2 ст. 1063 ГК, в соответствии с которой в случаях, предусмотренных правилами организации игр, договор между организатором и участником игр оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции или иного документа, а также иным способом, в сущности никаких специальных требований к форме рассматриваемого договора не устанавливает. Данная норма содержит лишь примерный перечень документов, которые могут выступить в качестве письменной формы договора, если, во-первых, это предусмотрено правилами организации игр и, во-вторых, в них будут включены все существенные условия договора. Принимая во внимание ст. 12 Закона о лотереях, в которой содержатся обязательные требования к содержанию лотерейных билетов, можно заключить, что с момента введения в действие указанного Закона лотерейный билет олицетворяет письменную форму договора об участии в лотерее. Что касается квитанций и иных документов, оформляемых при проведении других азартных игр, то поскольку они, как правило, являются недостаточно подробными, их следует расценивать, главным образом, как возможные доказательства факта заключения договора на случай спора.

Вопросы о предмете и сторонах договора, правах и обязанностях сторон будут рассмотрены в следующем параграфе применительно к обязательствам из проведения игр и пари.

 

§ 2. Элементы обязательств из проведения игр и пари

 

Субъекты. Действующее законодательство выделяет две категории субъектов обязательств из проведения игр и пари - организатор и участник. Для современного гражданского оборота характерно наличие в рассматриваемом виде обязательств обеих категорий субъектов: на стороне кредитора выступает участник, на стороне должника - организатор. В то же время, закон допускает возникновение обязательств, субъектный состав которых образуют исключительно участники. Специфика таких обязательств заключается в том, что в течение определенного срока - с момента достижения между участниками соглашения до наступления результата игры вопрос о кредиторе и должнике остается открытым. Лишь после наступления результата игры субъектный состав приобретает традиционные для обязательства черты: выигрывший участник занимает место кредитора, проигравший - место должника.

В зависимости от вида игры на стороне организатора и участника могут выступать различные субъекты гражданского права.

Организаторами игр, проводимых в казино, в залах игровых автоматов, в букмекерских конторах и на тотализаторе могут быть исключительно юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации в установленном порядке. При этом из числа организаторов указанных игр исключены юридические лица, в число учредителей (участников) которых входят Российская Федерация, ее субъекты или органы местного самоуправления.

Закон устанавливает специальные требования к имущественному положению организаторов игр, проводимых в казино, в залах игровых автоматов, в букмекерских конторах и на тотализаторе. Так, стоимость чистых активов организатора игр в казино и в залах игровых автоматов в течение всего периода осуществления деятельности не может быть менее 600 млн руб. Чистые активы организатора игр в букмекерских конторах и на тотализаторе в течение всего периода осуществления деятельности не могут быть менее 100 млн руб.

Для организации и проведения игр в казино и в залах игровых автоматов организатор обязан получить в установленном порядке соответствующее разрешение компетентного государственного органа - органа управления игорной зоной. Для организации и проведения игр в букмекерских конторах и на тотализаторе организатору необходимо иметь лицензию. В настоящий момент полномочия на выдачу указанной лицензии переданы Государственному комитету РФ по физической культуре и спорту*(978).

Круг лиц, которые могут быть организаторами лотереи, значительно шире. В качестве таковых могут выступать Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования и российские юридические лица. Граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, по действующему законодательству организаторами лотереи быть не могут.

Для организации и проведения лотереи указанные субъекты гражданского оборота обязаны получить в установленном законом порядке разрешение на проведение лотереи. В настоящий момент выдача разрешений на проведение всероссийских лотерей входит в компетенцию Федеральной налоговой службы (п. 1 постановления о лотереях). Что касается выдачи разрешений на организацию и проведение региональных лотерей, то в каждом субъекте Федерации данная функция возложена на определенный орган исполнительной власти. Например, в Санкт-Петербурге соответствующим полномочием наделен Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга (п. 1 постановления Санкт-Петербурга о лотереях).

Участниками игр, проводимых в казино, в залах игровых автоматов, в букмекерских конторах и на тотализаторе могут быть только физические лица, достигшие 18-летнего возраста. Граждане, которые приобрели дееспособность в полном объеме ранее достижения совершеннолетия, участниками указанных игр быть не могут. Более того, исходя из п. 3 ст. 7 Закона об азартных играх организатор вправе устанавливать специальные требования к участникам, в том числе увеличивать им возрастной барьер.

Как и в случае с организаторами, круг участников лотереи является более широким. Из ст. 2 Закона о лотереях следует, что участником лотереи может быть любой субъект гражданского права. Данное законодательное положение следует толковать ограничительно в связи с тем, что ряд субъектов гражданского оборота по своей правовой природе участниками лотереи быть не могут. К таковым относятся юридические лица, обладающие специальной правоспособностью, а также Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования, обладающие так называемой целевой правоспособностью.

Участниками игр, не имеющих организатора, в силу общих положений гражданского законодательства и ст. 1062 ГК могут быть граждане, а также юридические лица, обладающие общей правоспособностью.

Объекты. Исходя из преобладающей в настоящее время плюралистической концепции объекта правоотношения, объектами обязательств из проведения игр и пари являются материальные блага, в отношении которых заинтересованные участники оборота вступают в игру, и перемещение которых происходит вследствие наступления результата игры. И Гражданский кодекс, и специальные законы именуют данные объекты выигрышем. В зависимости от вида рассматриваемого обязательства в качестве выигрыша могут выступать различные материальные блага.

Объектами обязательств из игр, проводимых в казино, в залах игровых автоматов, в букмекерских конторах и на тотализаторе являются денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права (ст. 4 Закона об азартных играх). Данное положение Закона об азартных играх, по сути, означает, что объектом рассматриваемого подвида обязательств из проведения игр может быть любое имущество, в том числе вещи, деньги, ценные бумаги, денежные средства и иные права требования, имущественные права на результаты интеллектуальной деятельности. Исключение, разумеется, составляют вещи, ограниченные в обороте и изъятые из оборота.

Объектами обязательств из проведения лотереи являются наличные деньги и денежные средства (ст. 2 Закона о лотереях).

Объектами обязательств, возникающих из игр, не имеющих организатора, по смыслу ст. 1062 ГК может быть любое имущество в самом широком для гражданского права смысле этого слова, за исключением вещей, ограниченных в обороте и изъятых из оборота.

Содержание. Содержание обязательств из проведения игр составляют субъективные права и обязанности сторон.

В первую очередь обратимся к обязательствам, субъектный состав которых образуют организаторы и участники. Для содержания данного подвида обязательств характерны две отличительные черты.

Во-первых, еще до возникновения обязательства организатор несет ряд обязанностей, непосредственно связанных с содержанием самого обязательства. Так, в силу п. 3 ст. 1063 ГК предложение о заключении договора, которое организатор игр адресует потенциальным участникам, должно включать условия о сроке проведения игр, размере выигрыша и порядке его определения. Согласно п. 4 ст. 6 Закона об азартных играх организатор игр, проводимых в казино, в залах игровых автоматов, в букмекерских конторах и на тотализаторе, обязан обеспечивать личную безопасность всех лиц, находящихся в игорном заведении, в том числе участников игр.

Во-вторых, договоры, лежащие в основании обязательств данного подвида, носят по общему правилу односторонний характер. С момента их заключения - совершения участником ставки или приобретения лотерейного билета - участник не несет каких-либо обязанностей по отношению к организатору, а обладает лишь правом требования выплаты ему выигрыша в случае наступления положительного для него результата игры. Организатор, напротив, обязан к выплате выигрыша и не имеет прав требования по отношению к участнику. При этом следует учитывать, что содержание обязательств из игр, проводимых в казино, в залах игровых автоматов, в букмекерских конторах и на тотализаторе, может дополняться договором на основании правил посещения игорного заведения, которые организатор вправе устанавливать самостоятельно (п. 3 ст. 7 Закона об азартных играх).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 251; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.