Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. План семинарского занятия




(форма обучения: очная, заочная)

1. Гражданское право как отрасль частного права.

2. Отграничение гражданского права от смежных отраслей права.

3. Круг общественных отношений, регулируемых гражданским правом.

4. Метод гражданско-правового регулирования: понятие и особенности.

5. Принципы гражданского права и его функции.

6. Гражданское право как наука и как учебная дисциплина.

III. Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к семинарскому занятию

(общие для всех тем)

Подготовку любой темы настоящего курса необходимо начинать с внимательного прочтения всего нормативного материала, регламентирующего рассматриваемый вид договорных отношений. Нормативно-правовые документы, обязательные к прочтению, указываются в соответствующем разделе списка рекомендуемой литературы.

Чтение каждой статьи Гражданского кодекса РФ (далее ГК, Кодекс), иного нормативно-правового акта, должно сопровождаться ассоциативным осмыслением содержащейся в ней нормы права (либо её части - гипотезы, диспозиции, санкции), выделением соответствующего правила поведения. При этом рекомендуется техника визуализации, предполагающая образное представление осмысливаемой нормы - предусмотренного ею правила поведения, на примере любой жизненной ситуации из личного опыта студента, либо смоделированной в его воображении. Представление такой конкретной жизненной ситуации, совпадающей с гипотезой осмысливаемой нормы права, может включать образ студента в качестве действующего лица в соответствующем правоотношении. В этом случае рекомендуется сохранять избранную позицию в соответствующем правоотношении применительно ко всем исследуемым нормам.

Например, при изучении положений статьи 458 ГК РФ, посвященной моменту исполнения обязанности продавца передать товар, студенту следует максимально детально вообразить процесс вручения им, как продавцом, конкретного товара (напр., сотового телефона) покупателю-однокурснику. Затем представить ситуацию вручения товара (телефона) лицу, указанному покупателем (напр., его брату). Следующая часть нормы предполагает визуализацию процесса предоставления товара в распоряжение покупателя путем приготовления товара к передаче в надлежащем месте и осведомления покупателя о готовности товара к передаче. Детальная визуализация указанных действий, диспозитивно ожидаемых законом от сторон в исследуемом правоотношении, потребует от студента четкого образа идентификации товара в соответствии с условиями договора, в том числе его маркировки, сдачи товара первому перевозчику или организации связи для доставки покупателю, иных фактических и юридических действий.

Напомним основные принципы эффективной визуализации (запоминания):

· необычность, нестандартность – одно из основных свойств нашей памяти – фиксировать все самое необычное и нестандартное из того, что попадает в поле восприятия. Было бы непростительной ошибкой не использовать это свойство в запоминании. Поэтому ассоциации, которые вы придумываете должны быть необычными, яркими, вызывающими удивление, даже причудливыми;

· синестезия (соощущения) – используйте различные чувства и ощущения в запоминании. Пусть ваше запоминание пойдет сразу по нескольким каналам: зрительному, слуховому, тактильному (ощущения от прикосновения), кинестетическому (ощущения от движения и пространственной ориентации), обонятельному, вкусовому. Чем больше каналов вы задействуете на этапе запоминания, тем больше получите на выходе, тем больше вероятность, что при сбое в одном из каналов, информация сохранится в другом, тем полнее и точнее будут ваши воспоминания;

· преувеличение (или изменение) – создавая образы, преувеличивайте (изменяйте в большую или меньшую сторону) размеры, форму, свойства и количество объектов, делая таким образом их более необычными и запоминающимися;

· активное действие, движение – движущиеся образы запоминаются лучше, при создании ассоциативных связей заставляйте образы совершать всякие активные действия: разбивайте, превращайте, подбрасывайте, окунайте, склеивайте, заворачивайте, подменяйте, заставляйте одни объекты принимать свойства других;

· символизм - используйте символы и коды, особенно это касается запоминания абстрактных фактов, в том числе таких как нормы права;

· порядок, структура – позвольте своему левому полушарию помочь правому, упорядочивайте образы, создавайте из них структуры;

· простота – придумывайте точные, но простые образы и ассоциации, сложные и «накрученные» образы не способствуют запоминанию, ваши образы должны содержать только те сведения, которые вы хотите запомнить, никаких лишних слов;

· вхождение – если вы как бы входите в картинку, которую вы хотите запомнить или в придумываемую вами ситуацию, то это помогает запоминанию, поскольку вы можете «пропустить все через себя», сами совершить действия с объектами, задействовать все органы чувств – именно поэтому вам следует представлять себя в роли одной из сторон рассматриваемого правоотношения, причем если вы выбрали позицию покупателя – применяйте её во всех образах, интерпретирующих нормы права для данного вида обязательства;

· цветовая гамма – чем больше цветов вы используете, тем более яркими станут ваши образы, а значит, и лучше запоминающимися;

· избыточность – старайтесь всегда запомнить больше, чем вам кажется, что вы можете, обращайте внимание на все свойства запоминаемого материала;

· положительность образов – многочисленные исследования доказывают, что приятные, положительные образы запоминаются лучше, чем негативные. Мозг «не хочет связываться» с отрицательными образами и стремится поскорее от них избавиться;

· чувство юмора – все то, что вызывает улыбку и смех, как правило, очень хорошо запоминается, используйте это свойство!

Необязательно использовать все принципы эффективного запоминания одновременно. Обычно люди используют лишь некоторые из них – те, применение которых положительно сказывается на результатах усвоения информации, то есть те, на которые память откликается наиболее отзывчиво. Здесь, как и в любом другом деле, каждый выбирает удобный для себя стиль[2].

Приведенный выше процесс образного осмысления нормы сопровождается появлением множества вопросов как фактического, так и юридического плана. К первым в приведенном примере относятся: как фиксировать факт и момент передачи, какой документ подписать при этом, как формулировать соответствующее условие; в какой форме покупатель может указать на третье лицо, принимающее исполнение; какие условия о порядке и форме осведомления о готовности товара могут быть указаны в договоре; как определить надлежащее место предоставление товара в распоряжение покупателя и т.д. Наиболее важные – вопросы юридические, например: какой из приведенных в статье способов исполнения обязанности продавца передать товар применять диспозитивно, в отсутствие соответствующего условия в договоре; как обезопасить себя от ошибки в личности лица, принимающего исполнение от имени покупателя, каковы правовые последствия такой ошибки. Попробуйте ответить на эти вопросы прямо сейчас.

Уверены, что незначительные интеллектуальные усилия помогли вам найти несколько вариантов ответов на эти вопросы и без обращения к иным источникам. В некоторых вариантах вы не уверены. Самостоятельная работа над темой и есть тот процесс, который позволит вам найти обоснованные ответы на большинство таких вопросов, что помимо знаний даст Вам более ценное благо – убежденность в том, что вы способны найти ответ практически на любой фактический и правовой вопрос. Эта уверенность и рождающий ее навык работы с нормативным материалом – бесценны для начинающего юриста.

Возникающие в ходе работы с нормативным материалом вопросы следует фиксировать. При последующем изучении учебной и специальной литературы, судебной практики, выполнении заданий для самостоятельной работы, эти вопросы будут разрешаться в сознании студента. Этот процесс, собственно, и будет составлять прирост знаний.

Неразрешенные вопросы следует задавать преподавателю на лекциях либо семинарских занятиях. Более того, многие из обработанных таким образом вопросов позволят Вам быстро сформулировать дополнительный, интересный вопрос в рамках семинарского занятия, позволяющий оперативно продемонстрировать уровень освоения темы. Напоминаем, что навык позиционного опроса стороны по гражданскому делу, необходимый для эффективной демонстрации недочетов в правовой позиции оппонента, основан на умении грамотно сформулировать и задать вопрос [3]. Эти профессиональные качества, среди прочих, вырабатываются на семинарских занятиях.

Работа с нормативными источниками должна также удовлетворять двум основным правилам.

Во-первых, постоянное обращение к тексту закона. Каждому студенту необходимо приобрести Гражданский кодекс РФ, изданный в книжном варианте, включающий все четыре части Кодекса. Эта книга должна стать «настольной» в буквальном смысле слова для каждого студента-юриста. При решении любых правовых вопросов в области гражданского права: учебных, консультационных, жизненных и пр., студент должен обращаться к тексту закона. Получение навыка аргументировать свои профессиональные суждения ссылкой на норму права, основанного на свободном ориентировании в Кодексе – является одной из целей компетентностного подхода в юридическом образовании, и, одновременно шагом к профессиональным компетенциям более высокого уровня.

Поэтому задания для самостоятельной работы, задачи и вопросы для самопроверки должны разрешаться студентом со ссылкой на конкретные нормы Гражданского кодекса РФ и иных нормативно-правовых актов. Отсутствие такой ссылки влечет неудовлетворительность ответа.

В связи с достаточно высокой динамикой изменения различных нормативно-правовых актов в области гражданского законодательства, в том числе Гражданского кодекса РФ, студенту следует проверять актуальность применяемой им редакции документа с использованием справочно-правовых систем «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс». Беглая и эффективная работа с указанными информационными программными системами является базовым навыком современного юриста, без овладения которым дальнейшая профессиональная деятельность просто немыслима.

Изучая нормативный материал с использованием справочно-правовых систем, следует отслеживать изменения, вносимые в закон, сравнивая редакции соответствующих статей. Эта задача существенно облегчается с использованием функции «Редакции» в соответствующем документе информационной базы, либо гиперссылки на соответствующий закон, вносивший конкретное изменение. Содержание, сущность и значение таких изменений следует отслеживать и осмысливать в качестве самостоятельного, очень важного элемента работы с нормативным материалом. Навык такой работы пробуждает в студенте особое отношение к тексту закона, понимание правил юридической техники, механизмов правового регулирования, их иерархичности, научает студента толковать закон.

Так, например, п. 4 ст. 472 ГК «Срок годности товара» был изменен Федеральным законом от 17.12.1999 № 213-ФЗ. Сопоставительный анализ текстов двух редакций (рекомендуется), либо переход из данной нормы по гиперссылке в соответствующее место вносившего изменение закона, позволяет установить, что содержание изменений состояло в дополнении п. 2 ст. 472 ГК РФ словами: «, если иное не предусмотрено договором».

Анализ сущности такого изменения (в том числе с использованием контекстных ссылок, комментариев, дополнительной информации к статье, абзацу статьи, – в СПС «КонсультантПлюс») поможет привести к выводу о его назначении.

«Статья 472 ГК в редакции Федерального закона № 213-ФЗ от 17 декабря 1999 г. предусматривает, что законом или в установленном им порядке может быть предусмотрена обязанность определять срок, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению (срок годности). В первоначальной редакции ст. 472 ГК предусматривалась возможность непосредственного определения срока годности законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями государственных стандартов или другими обязательными правилами. Этот порядок практически являлся невыполнимым ввиду огромной номенклатуры продукции, на которую должны устанавливаться сроки годности, и противоречил законодательству о стандартизации и защите прав потребителей.

Товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности, если иное не предусмотрено договором. Срок годности исчисляется со дня изготовления товара и определяется периодом, в течение которого он пригоден к использованию, или датой, до наступления которой пригоден к использованию (ст. 473 ГК).

Кто определяет срок годности, в ГК не указано. Этот и другие вопросы, связанные со сроком годности, решены Законом РФ "О защите прав потребителей"»[4], который также включен в информационную базу СПС «КонсульатантПлюс», предоставляющей возможность перейти к соответствующей части этого закона по гиперссылке.

Изучение редакций статей Кодекса, их анализ и фиксация достигнутых результатов этой работы является вторым важнейшим правилом работы с нормативным материалом. Рекомендуем также отражать изученные изменения непосредственно в бумажном, «настольном» экземпляре Кодекса, внося в него соответствующие правки, вклейки.

После ознакомления с нормативно-правовыми документами, получив общее[5] представление о существе правового регулирования изучаемого вида договорного правоотношения, следует переходить к анализу доктрины - теории соответствующего вида обязательств.

Минимальным требованием к освоению учебной литературы является знакомство с материалом одного из учебников, приведенных в списке рекомендуемой литературы, конспекта соответствующих параграфов в целях выступления на семинарском занятии.

Однако тем студентам, которые расценивают обучение на юридическом факультете как инвестиции в собственное профессиональное будущее, мы рекомендуем анализировать как минимум два учебника (под редакцией А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого и под редакцией С.С. Алексеева, либо под редакцией В.П. Мозолина, А.И. Масляева), сравнивать выводы их авторов, формулируя свои конечные представления по вопросам изучаемой темы в форме синтезированного, аналитического суждения, либо присоединения к одному из выявленных мнений аргументированным выбором.

Осваивать учебную и специальную литературу необходимо в привязке к заданиям для самостоятельной работы, вопросам семинарского занятия, либо вопросам, возникшим при первоначальном прочтении нормативного материала. В такой же последовательности следует формировать конспекты. Каждый студент должен выработать свою систему организации и формирования конспектов, учитывающие его индивидуальные особенности восприятия и воспроизведения учебного материала. Мы дадим лишь некоторые общие рекомендации.

Составление конспекта должно иметь целью формирование последовательности профессиональных суждений, выводов и аргументов, подчиненной задаче осмысления и усвоения определенного правового вопроса. Эта последовательность может служить структурой ответа на соответствующий вопрос семинарского занятия, задания для самостоятельной работы, экзаменационный вопрос.

Вместе с тем, настоятельно рекомендуем приступать к изучению теоретического материала, в том числе составлению конспекта, не с учебными целями (представляя ответ на семинарском занятии или экзамене), а с профессиональных позиций (предполагая использовать усвоенные знания для правовой квалификации фактических жизненных обстоятельств, юридического разрешения конфликтов). Здесь на первый план выходит мотивационный аспект образовательной деятельности юриста, столь незаметный в общем объеме учебной нагрузки, но столь важный для качественного изменения результативности всего процесса обучения. Он должен восприниматься не как этап на пути к получению диплома, а как основание, фундамент дальнейшей практической деятельности в качестве эффективного специалиста в области юриспруденции.

План-конспект для выступления на семинарском занятии не должен составляться путем линейного воспроизведения (переписывания) какой-то части текста учебника либо иного источника. Конспект должен содержать структурированную последовательность доминантных фраз и выражений, ассоциативно связанных с теми образами и представлениями, в которых студент осмыслил изученный учебный материал. Иными словами, это должен быть список ключевых понятий и словосочетаний, отражающих содержание той правовой информации, которую студент будет вновь формулировать самостоятельно, воспроизводя осмысленный учебный материал у кафедры в аудитории, либо применительно к разрешению правового конфликта. Навык построения речи, быстрого формулирования корректных, емких фраз и выражений, демонстрирующих высокий уровень владения материалом, при публичном выступлении – один из важнейших в системе компетенций юриста.

А.И. Бойко так формулирует этот навык юриста: «к выпуску каждый должен уметь свободно, без какого-либо напряжения строить свою речь, выступать живо и интересно, запуская шутки в аудиторию и поспевая оценить их восприятие, улавливая реакцию слушателей и находчиво отвечая на их настроения, - словом, овладеть искусством увлекать и завоевывать аудиторию». Поэтапный процесс овладения этим навыком выглядит следующим образом: выступление с полным конспектом – выход на кафедру только с тезисами – выступление вовсе без записей, но по ранее заданной теме – речь без письменных заготовок по любой проблематике – публичный доклад по определенной теме с параллельной подготовкой другого задания/текста [6]. Студенту следует самостоятельно оценить собственный уровень владения указанным навыком и стремиться перейти на следующий для него этап, следуя рекомендациям, приведенным в упомянутой статье А.И. Бойко.

Кроме того, с целью формирования навыка юридически грамотного изложения рекомендуем после изучения каждого учебного вопроса пытаться пересказать его содержание вслух, подбирая несколько возможных вариантов формулировок соответствующих правил. Настойчивость в выполнении данного упражнения даст еще один важный навык юриста – формулирование норм права близко к тексту закона, без заучивания последнего. Механизм навыка прост: закон формулирует норму права оптимально – лаконично, точно, логично. Сравнение собственных формулировок «своими словами» с текстом закона очень скоро проявит это свойство юридической техники со всей очевидностью для студента, что явится шагом на овладении навыка формулирования правовых суждений на уровне, приближенном к легальному.

Специфика современного правоприменения обусловливает также необходимость выявлять и анализировать альтернативные стратегии юридически значимого поведения в условиях правового конфликта, делать осознанный и ответственный их выбор, реализовывать принятые решения в рамках предоставленных материальным и процессуальным правом полномочий. Для этого студенту предлагается серьезнейшим образом отнестись к освоению навыка поиска и анализа судебной практики по конкретным категориям дел с использованием современных информационных ресурсов, основными из которых являются перечисленные выше справочно-правовые системы и Интернет, а также профессиональная периодика.

В связи с этим, каждый из вопросов семинарского занятия должен быть проиллюстрирован примером из судебной практики. Анализ судебной практики по отдельным категориям споров, затрагивающих изучаемые виды обязательств, приветствуется в качестве дополнительного сообщения на любом семинарском занятии.

Технические и методические приемы поиска и анализа судебной практики просты.

Во-первых, необходимо знакомиться со всеми названными в списках рекомендуемой литературы к теме постановлениями Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суд РФ, обобщениями судебной практики, доводимой информационными письмами соответствующих судебных инстанций, акты Конституционного Суда РФ при их наличии в списке. Знание перечисленных в списке рекомендованной литературы материалов судебной практики обязательно.

Во-вторых, справочно-правовые системы «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс» имеют специальные разделы, посвященные анализу судебной практики, группирование которой происходит по множеству критериев, а поиск соответствующих материалов – сквозной. Самым простым путем доступа к обобщенным и частным судебным актам, а также их специальным подборкам – обращение к комментариям к разделам и подразделам соответствующих правовых баз. Например, СПС «КонсультанатПлюс» содержит дополнительную информацию к главе 30 ГК РФ «Купля продажа», к § 1 этой главы «Общие положения о купле-продаже», а также к каждой статье и пункту статьи указанных разделов (квадратные иконки с буквой «i» слева от соответствующего заголовка либо текста). Эти комментарии содержат, в том числе, ссылки на материалы судебной практики: отдельные судебные акты различных инстанций по конкретным делам, обзоры, обобщения, авторские подборки судебной практики.

Существенную помощь в выполнении большинства предложенных студентам заданий, в том числе подбора и анализа судебной практики, можно найти на сайте Некоммерческого партнерства «Юрклуб» по адресу: www.yurclub.ru, либо аналогичных форумах практикующих юристов.

Кроме того, напоминаем, что все суды в Российской Федерации имеют сайты, на которых выкладываются сгруппированные по категориям дел судебные постановления и соответствующие обзоры судебной практики. Сайт Ростовского областного суда: www.rostoblsud.ru, сайт Арбитражного суда Ростовской области: www.rostov.arbitr.ru, сайт Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда: www.15aas.arbitr.ru, сайт Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа: www.fassko.ru.

В-третьих, знакомиться, анализировать, фиксировать и воспроизводить судебную практику следует по следующей схеме:

· фабула дела – стороны и существо спора, фактическое и юридическое содержание правового конфликта;

· предмет заявленного иска – указанное истцом субъективное право, о котором он просит суд вынести решение; существо отыскиваемого блага, анализ правового интереса, подлежащего правовой защите, способ такой защиты (о присуждении ответчика к исполнению определенного действия, о признании существования или, напротив, отсутствия какого-либо правоотношения, субъективного права или обязанности, об изменении или прекращении правоотношений истца с ответчиком – о преобразовании правоотношения, иные способы, указанные в ст. 12 ГК РФ);

· основание иска – указываемые истцом обстоятельства, с которыми он, как с юридическими фактами, связывает свое материально-правовое требование или правоотношение в целом, составляющее предмет иска (юридико-фактическое и юридическое основание заявления соответствующего требования, ссылка на норму материального права);

· предмет доказывания – совокупность обстоятельств, имеющих юридическое значение в контексте норм материального права, положенных истцом в основание иска;

· средства доказывания – оценка представленных сторонами доказательств, их достаточности, относимости и допустимости с точки зрения применимого материального и процессуального права;

· этапы разбирательства дела – перечисление инстанций, рассматривавших дело, резолютивные части принятых ими актов;

· суть правовой коллизии – анализ нарушений норм материального и/или процессуального права, послуживших основаниями для отмены либо изменения анализируемых судебных актов вышестоящей инстанцией(-ями);

· предложения студента о возможных, с его точки зрения, изменениях в правовой позиции истца (ответчика) и юридических последствиях таких действий.

Далее. При подготовке к теме необходимо изучить хотя бы один источник монографического характера по любому заинтересовавшему вопросу, уметь раскрыть суть обозначенной автором проблемы и обосновать свое отношение к ней. Рекомендуем читать монографическую специальную литературу методом комплексного анализа текста, основанного на интегральном алгоритме чтения. Его суть состоит в активной обработке читаемого материала на предмет его распределения по семи блокам: название (книги, статьи); автор; источник и его данные; проблема; фактографические данные (в т.ч. нормы права, обосновывающие выводы); особенности излагаемого материала, критика; новизна излагаемого материала и возможности его использования в учебной и практической деятельности. Первые четыре блока пояснения не требуют. Пятый блок – фактографические данные – означает извлечение из текста фактов и их смысловое усвоение. Шестой и седьмой блоки предполагают учет индивидуальных особенностей читателя: его знаний, опыта, цели чтения. Оба эти блока предполагают активное участие читателя в выполнении сложных аналитико-синтетических мыслительных действий в процессе чтения[7].

Выступления с анализом основных положений изученных монографических работ также приветствуются на семинарских занятиях в качестве самостоятельных докладов. В них предлагается сосредотачивать внимание на информации, отнесенной студентом к шестому и седьмому блокам: ключевых выводах и суждениях автора монографии, отношении к ним студента с позиций значения полученных при прочтении новых знаний, в контексте стоявших перед студентом образовательных и практических задач (осмысления темы, выполнения самостоятельного задания, написания реферата, курсовой, решения задачи, квалификации правового конфликта и пр.).

Работа, осуществленная в соответствии с приведенными рекомендациями придаст академизм всему образовательному процессу, повысит уровень понимания доктрины гражданского права, наделит студента перечисленными профессиональными навыками, открыв путь к освоению профессиональных компетенций, и, кроме того, актуализирует вопросы распределения временного и интеллектуального ресурсов студента, даст навык поступательного решения масштабных задач.

Для овладения последним из перечисленных навыков рекомендуем использовать метод профессионального часа. Его суть состоит в том, чтобы выработать привычку уделять возрастанию в профессии стабильно от одного до трех часов ежедневно. Общеизвестно, что время рельефно. Лишь часть времени суток мы можем уделять эффективной умственной деятельности, в том числе, связанной с активным изучением правового и учебного материала. Для каждого человека это время зависит от множества индивидуальных факторов (психотипа, личных биологических ритмов, трудового распорядка, интенсивности нагрузки, бытовых условий и пр.). Предлагаем выявить свое наиболее подходящие для самостоятельной учебной активности время (1-3 часа в день) и установить непреложное правило посвящать это время исключительно профессиональному возрастанию как процессу инвестирования в собственное состоятельное во всех смыслах этого слова будущее.

Использование такого времени в указанных целях должно быть не только запланированным, но и спланированным.

Предлагаем выработать навыки формулирования, визуализации, систематизации и фиксации среднесрочных и долгосрочных целей как важнейших мотивационных факторов, позволяющих преодолевать множество препятствий, которые непременно возникнут при каждой попытке реализовать ранее принятое решение посвящать профессиональной подготовке 1 – 3 часа ежедневно. Приобрести навыки целеполагания помогут техники «Эссе – мой рабочий день через 5 лет», «Ценность дня», «Мемуарник», «Призвание как вектор самореализации». Если у вас возникли затруднения в отыскании 1 – 3 часов свободных от прочих важных дел воспользуйтесь хронометражом для выявления резервов времени. «Съедать» масштабные задачи, такие как изучение гражданского права на академическом уровне, достаточном для самостоятельной профессиональной деятельности в области цивилистики, помогут техники разделения глобальных задач («слонов») на «бифштексы» («потребляемые» в рамках профессионального часа): поэтапное, спланированное выполнение заданий для самостоятельной работы в соответствии с настоящими рекомендациями [8].

Чтение и осмысление учебной и специальной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы, должны в конечном итоге выразиться в ваших личных синтезированных, профессиональных, распространенных суждениях, раскрывающих содержание основных правовых понятий и категорий, составляющих дидактическое наполнение изученной темы.

Применительно к общим положениям о купле-продаже такими категориями являются следующие.

Понятие и значение договора купли-продажи. Юридическая характеристика договора купли-продажи. Основные элементы договорного обязательства купли-продажи. Предмет договора купли-продажи. Права и обязанности сторон в обязательстве купли-продажи.

Исполнение договора купли-продажи. Передача права собственности на товар. Эвикция. Права покупателя и ответственность продавца за продажу вещи ненадлежащего качества; за нарушение условий о количестве, комплектности и ассортименте товара.

Профессиональное суждение по каждой из указанных категорий должно быть структурировано на 7 ± 2 тезисов (элементов), логически, содержательно и образно связанных между собой (систематизированных). Содержание каждого из таких тезисов должно содержать синтезированное знание, полученное на основе изучения, сопоставления и анализа различного нормативного и учебного материала. Опорным элементом в каждом тезисе (группе тезисов) должна служить норма права, сформулированная студентом самостоятельно, с учетом приведенных выше рекомендаций, - близко к тексту закона.

Фиксировать тезисы следует не линейно (записывая всю фразу, предложение целиком), а лишь ключевые слова и выражения, вызывающие в памяти образ, возникший при осмыслении соответствующей правовой категории. Таким образом, систематизированное тезисное отображение элементов, составляющих профессиональное суждение, должно занимать не более 1/6 листа формата А4.

Напоминаем, что со студентами очной формы обучения мы условились использовать для выступлений на семинарских занятиях только такую форму записей, именуемую «Стикер». Студенты заочной формы обучения отображают подобным образом четвертый блок конспекта по приведенному выше методу комплексного анализа текста и тезисы для выступлений на семинарских занятиях.

Логические связи в профессиональном суждении рекомендуем преобразовывать из последовательности, использованной в учебнике, в собственную последовательность. Она может создаваться либо методом последовательных ассоциаций (метод цепочки, рассказа) либо методом связанных ассоциаций (путем составления вспомогательного списка, служащего опорой для запоминания любой информации). Создание вспомогательного (опорного) списка является ключевым моментом для запоминания информации при помощи метода связанных ассоциаций, поэтому предлагаем ознакомиться с видами опорных списков и способами их построения:

· специальное запоминание списка слов, для его использования в качестве опорного;

· использование ключевых слов хорошо известного чаще всего стихотворного произведения (выученной в детстве поэмы, стихотворения, текста хорошо знакомой песни и т.п.);

· метод мест (самый древний способ запоминания порядка, носит самые различные названия: метод Цицерона, метод Симонида, метод Римской комнаты, метод локуса и т.п.);

· использование образов цифр (простое и с увеличением объема);

· использование слов-рифм к цифрам (простое и с увеличением объема);

· использование в качестве опорного словесно-числового списка (СЧС), составленного при помощи ЦБК - сложная для освоения, но самая мощная техника;

· использование других способов перекодировки цифр (цвет, материал и т.д.) для составления на этой основе опорного списка.

Кроме вышеперечисленных, есть и другие техники составления опорных списков, основанные в большинстве случаев на сочетании различных способов[9].

Мы рекомендуем использовать вариацию метода Цицерона (106 -43 гг. до н.э) - одного из самых блестящих ораторов в мировой истории. Назовем его метод аудитории. Это удивительно простой и в то же время чрезвычайно эффективный метод, называемый также методом мест или системой Римской комнаты. Суть его состоит в том, что запоминаемые единицы информации надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате (аудитории, в которой предстоит выступать) в строго определенном порядке. Затем достаточно вспомнить эту комнату, либо находиться в этой учебной аудитории, чтобы воспроизвести необходимую информацию. Именно так и поступал Цицерон при подготовке к своим выступлениям - он прогуливался по своему дому и мысленно размещал ключевые моменты своего выступления в нем.

Прежде чем начать учиться применять этот метод, вам необходимо договориться с самим собой о последовательности обхода комнаты (аудитории), другими словами, о последовательности мест, на которых вы будете размещать свою информацию, то есть – подготовить опорный список. Запоминая последовательность элементов методом Цицерона первый раз, попробуйте пройти по комнате (аудитории) реально, как и он, а при этом расставлять элементы мысленно. В других случаях расхаживать по дому, как это делал Цицерон, не обязательно, достаточно представлять ее мысленно (комната, аудитория, конечно должны быть очень хорошо знакомы). Начните со своей комнаты (кабинета, закрепленной за учебной группой аудитории) как с самой знакомой. Пусть отправным пунктом будет дверь, затем ближний левый угол или то, что там стоит, затем левая стена, затем дальний левый угол и т.д. по часовой стрелке. Когда у вас будет достаточно опыта в применении метода Цицерона, вы сможете задействовать все больше и больше предметов в комнате, то есть у вас будет больше мест для размещения элементов списка, а пока ограничьтесь самыми заметными предметами в комнате. Вообще же, чем у большего количества предметов расположение вы помните, тем лучше, тем большее количество элементов вы сможете запомнить. Используйте последовательно все предметы, которые, в вашей комнате (аудитории) всегда имеют одно и то же место: дверь, замок, доска, стол преподавателя, доска объявлений, картина, светильник, карниз, жалюзи, сплит-система, подоконник, и пр. Кроме последовательности слева направо соблюдайте последовательность сверху вниз (если два предмета находятся один под другим). Для запоминания списков различных элементов можно использовать и всю квартиру и хорошо знакомые квартиры друзей и родственников, и рабочий кабинет, и комнату в общежитии, и даже хорошо изученные маршруты или участки пути на улице: от дома до остановки, до ближайшего магазина, любимую дорожку парка и т.п.

Связывать элементы запоминаемого ряда с предметами комнаты надо при помощи ассоциаций (см. выше). Метод Цицерона, повторимся, является разновидностью метода связанных ассоциаций, который заключается в том, что с одним уже хорошо усвоенным рядом элементов связывается другой ряд. Здесь получается тоже самое, только вместо заученного ряда элементов в вашем распоряжении также хорошо усвоенная последовательность предметов в помещении, которое вы выбрали.

Нельзя не отметить и тот факт, что каждый серьезно решивший овладеть предложенными техниками, в том числе навыками быстрого запоминания, должен выработать свои индивидуальные приемы работы с нормативным материалом, ориентируясь на уже известные и умело их сочетая. Однако для того, чтобы выработать свои собственные приемы (техники) необходимо попробовать те, которые уже существуют (причем попробовать лучше не по одному разу) и выбрать среди них те, на которые именно ваша память откликается наиболее отзывчиво. Несмотря на то, что память людей в глобальном смысле устроена более или менее одинаково, память каждого человека имеет свои индивидуальные особенности, которые зависят от очень многих факторов, поэтому и работает она по своей собственной программе. Все это надо учитывать, вступать в диалог со своей памятью и предлагать ей разные виды помощи.

Приведенные выше приемы организации самостоятельной работы по дисциплине «Гражданское право» носят общий, рекомендательный характер, и выглядят сложно лишь на первый взгляд. Первые же попытки практиковать указанные техники, продемонстрируют их простоту, но, в то же время, высокую эффективность. Они могут быть использованы для подготовки по любой дисциплине.

Повторимся, что каждый студент на основе приведенных рекомендаций должен выработать свои собственные алгоритмы работы с правовой информацией. Обладание такими осмысленными навыками, техниками и алгоритмами интеллектуальной деятельности придает студенту весомые конкурентные преимущества в деле личностного позиционирования и последующего профессионального роста.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1124; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.