Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Превентивный надзор (ст. 80 УК)




Меры уголовно-правового воздействия, связанные с превентивным надзором и профилактическим наблюдением

Статьи 80 и 81 УК, включенные в главу 11 «Иные меры уголовной ответственности», не отнесены законодателем к формам реализации уголовной ответственности (ст.46 УК) и таковыми в качестве мер уголовной ответственности не являются, так как не назначаются обвинительным приговором суда. Исходя из анализа правового содержания этих норм, можно считать, что условия превентивного надзора и профилактического наблюдения как бы дополняют меры уголовной ответственности и призваны способствовать повышению эффективности в реализации назначаемых судом мер уголовной ответственности.

 

Понятие превентивного надзора можно определить как основанную на судимости систему временных принудительных мер контроля (наблюдения) за поведением лиц, освобожденных из мест лишения свободы, направленных на предупреждение с их стороны совершения новых преступлений и оказания на них необходимого профилактического воздействия.

При осуществлении превентивного надзора не должны допускаться действия, унижающие человеческое достоинство и компрометирующие поднадзорного по мету работы и жительства.

По вопросу юридической природы превентивного надзора учеными высказываются разные мнения и позиции. Следует отметить, что, например, в УК РФ подобного института нет. Не вдаваясь в дискуссионное обсуждение рассматриваемого правового института, считаем целесообразным обозначить отдельные его признаки с точки зрения науки уголовного права.

Установление превентивного надзора сопровождается существенным вторжением государства в сферу субъективной свободы осужденного, что находит свое выражение в достаточно значительных ограничениях его личных конституционных прав. В то же время необходимо учитывать, что ограничения, запреты, установленные в отношении осужденного в рамках реализации содержания превентивного надзора, не имеют карательной направленности и предполагают осуществление мероприятий только профилактического содержания и направленности.

Основная цель превентивного надзора – предупреждение рецидива преступлений. Превентивный надзор функционально и содержательно направлен на осуществление наблюдения за осужденным после отбытия им наказания и представляет собой как бы усиленный вариант профилактического наблюдения, характеризуясь при этом значительно большим и более жестким объемом режимных правоограничений.

Правовым основаниям организации наблюдения за осужденным в рамках превентивного надзора является факт осуждения виновного лица и возникновение состоянии осужденности лица как преступника. Именно это правовое состояние при наличии установленной в законе совокупности определенных обстоятельств (признаков, условий) может вызывать необходимость осуществления профилактического и испытательного воздействия на осужденного после отбытия им наказания в целях более успешной его ресоциализации и ограничения возможности совершить новое преступление.

Таким образом, превентивный надзор, базируясь на норме УК, можно сказать, является неотъемлемой частью (элементом) общей системы мер, образующих содержание и раскрывающих правовую природу уголовной ответственности. Это как бы квалифицированный (усиленный) вариант режима осуждения по сравнению с профилактическим наблюдением, при котором система наблюдения за осужденным в период срока судимости становится более жесткой, сопровождается большим объемом правоограничений, приобретает ярко выраженную надзорную направленность.

Законодатель в ст. 80 УК установил четыре группы оснований установления превентивного надзора в отношении осужденных.

В соответствии с первыми двумя условиями превентивный надзор устанавливается в обязательном порядке, как бы автоматически без присутствия осужденного в суде в силу:

а) установления в действиях лица особо опасного рецидива (ч.1 ст.80 УК);

б) установления факта совершения преступления в составе организованной группы или преступной организации (ч. 3 ст.43 и ч. 2 ст.80 УК).

Это безусловные нормы, которые не допускают при наличии уголовно-правовых признаков, предусмотренных ч.3 ст.43 УК и ст. ст. 18 -19 УК, принять иное решение.

Иначе законодатель формулирует основания установления превентивного надзора в п.п. 1 и 2 ч. 3 ст. 80 УК. Здесь требуется проведение судом совокупной оценки ряда обстоятельств, что обусловливает необходимость присутствия при этом самого осужденного.

В зависимости от периода оценки поведения осужденного (во время отбытия наказания или после освобождения) превентивный надзор после освобождения из мест лишения свободы может быть установлен за лицом, достигшим 18 –летнего возраста и судимым:

а) за тяжкое или особо тяжкое преступление или

б) два и более раза к лишению свободы за любые умышленные преступления, если:

а) его поведение в период отбывания лишения свободы свидетельствует об упорном нежелании встать на путь исправления. Вывод суда об этом должен основываться на всестороннем учете данных о поведении лица за весь период его нахождения в исправительном учреждении. Об упорном нежелании стать на путь исправления может свидетельствовать систематическое (не менее трех раз) либо злостное нарушение (это понятие раскрывается в ст. 117 УИК) осужденным установленного порядка отбывания наказания, за что он дважды подвергался дисциплинарным взысканиям. При этом необходимо учитывать характер совершенных правонарушений в совокупности с другими материалами, характеризующими осужденного в местах лишения свободы.

б) если лицо после освобождения из мест лишения свободы в период срока судимости своим поведением проявляет упорное нежелание становления на путь исправления, в связи с чем систематически, т.е. три и более раза (ч.15 ст. 4 УК) привлекалось к административной ответственности за административные правонарушения, санкции которых предусматривают среди других видов (не требуется обязательное назначение) наказание в виде административного ареста. Здесь также требуется совокупная оценка всех обстоятельств совершенных правонарушений, характера фактически примененных мер взысканий, других данных по образу жизни судимого лица.

Представление об установлении превентивного надзора по основаниям, предусмотренным:

а) ч. 1 ст. 80 (наличие особо опасного рецидива);

б) ч. 2 ст. 80 (соучастие в составе организованной группе или преступной организации) и п. 1 ч.3 ст. 80 УК (систематическое нарушение режима отбывания наказания) – направляются в суд по месту отбывания наказания администрацией исправительного учреждения за месяц доистечения назначенного срока лишения свободы;

в) п. 2 ч. 3 ст. 80 УК (систематическое привлечение к административной ответственности после отбытия наказания) – органом внутренних дел в суд по месту жительства осужденного.

На основании оценки всех обстоятельств суд принимает решение об установлении превентивного надзора или об отклонении представления (ходатайства) администрации исправительного учреждения (органа внутренних дел) или об установлении превентивного надзора.

Превентивный надзор, установленный в соответствии с условиями:

· предусмотренными ч.1 ст. 80 УК, устанавливается на весь период судимости до ее снятия в установленном законом порядке (ч. 3 ст. 97 и ч. 2 ст.98 УК).

· предусмотренными ч. ч. 2 и 3 ст.80 УК, устанавливается на срок от 6 месяцев до 2 лет.

Принципиальным условием при реализации положений превентивного надзора является установление в отношении осужденного системы режимных ограничений, которые в своей совокупности и составляют правовое содержание превентивного надзора как элемента уголовной ответственности.

Одновременно с установлением превентивного надзора суд в связи с этим фактом в соответствии с ч. 6 ст.80 УК определяет перечень (объем) обоснованно необходимых обязанностей режимно-ограничительного содержания и возлагает их на осужденного, отмечая это в судебном решении. Из содержания ч. 6 ст. 80 УК видно, что перечисленные в ней ограничения можно разделить на два вида:

- установленные законом (перечислены в первом предложении ч. 6 ст.80 УК), обязанность исполнения которых поднадзорным вытекает из самого факта установления превентивного надзора, даже когда они и не указаны в судебном решении;

- дополнительные (перечислены во втором предложении ч. 6 ст. 80 УК), которые подлежат исполнению лишь в случае их возложения на осужденного судом.

Перечень ограничений, содержащихся в ч.6 ст. 80 УК, является исчерпывающим и установление судом иных ограничений не допускается.

Процедурный порядок установления, осуществления превентивного надзора и его прекращения регулируются ст.ст. 198-203 УИК и Инструкцией МВД РБ «О порядке установления и осуществления превентивного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 20. 11. 2000 г. № 201.

УК и УИК предусматривают основания и определяют процедурный порядок изменения правового статуса и объема правоограничений лица, в отношении которого установлен превентивный надзор.

В частности, в соответствии с ч. 5 ст. 80 УК превентивный надзор, установленный в отношении лица, допустившего особо опасный рецидив, может быть прекращен до снятия судимости, но не ранее как по истечении трех лет после освобождения из мест лишения свободы. Основание – поднадзорный своим поведением и образом жизни подтвердил устойчивое стремление к законопослушному поведению. По нашему мнению превентивный надзор в отношении такого осужденного может быть в течение срока судимости вновь установлен, если в этом возникнет необходимость. Представляется, что основанием для повторного установления превентивного надзора в отношении лица, допустившего особо опасный рецидив, должны быть обстоятельства, указанные в п. 2 ч. 3 ст. 80 УК, а не факт наличие особо опасного рецидива.

На законодательном уровне (ч.4 ст. 80 УК) предусмотрено условие, что установленный первоначально срок превентивного надзора в отношении категории лиц, перечисленных в ч. 2, п. 1 и 2 ч.3 ст. 80 УК, с учетом личности поднадзорного, его образа жизни и поведения может быть продлен судом в пределах срока судимости. Следовательно, продолжительность пребывания вышеуказанной категории судимых под превентивном надзором может превышать установленный законом первичный максимальный срок в два года.

На уровне ч.6 ст. 200 УК закреплено положение, что в период осуществления превентивного надзора уголовно-исполнительная инспекция с учетом личности поднадзорного, его образа жизни и поведения вправе войти в суд с представлением об изменении (ослаблении или усилении) ограничений в пределах, предусмотренных ч. 6 ст. 80 УК.

Обеспечение подчинения поднадзорных лиц определенным правоограничениям режимного характера достигается существованием угрозы уголовной ответственности за несоблюдение требований превентивного надзора.

Так, в соответствии со ст. 168 КОАП несоблюдение требований превентивного надзора без уважительных причин образует состав административного правонарушения и влечет административную ответственность. Несоблюдение таких требований лицом, которое дважды в течение года подвергалось административному взысканию за такое же нарушение, образует состав преступления, предусмотренного ст. 421 УК – Несоблюдение требований превентивного надзора.

Неприбытие без уважительных причин в установленный срок к избранному месту жительства или самовольное оставление поднадзорным места жительства образует самостоятельный состав преступления, предусмотренный ст. 422 УК - Уклонение от превентивного надзора.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 2006; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.