Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности развития мышления




ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ

 

 

«Четвертый лишний» (наглядный материал)

Назначение. Определение способности к обобщению, умение дифференцировать существенные и несущественные признаки предметов.

Стимульный материал. Пять карт с изображением стандартизированного набора из 4 – х предметов, один из которых не может быть обобщен с другими по общему с ними существенному признаку, то есть – лишний.

1 карта: репа, яблоко, огурец, свекла (рис. 1);

2 карта: шорты, кепка, ботинки, шуба (рис. 2);

3 карта: ручка, нож, книга, карандаш (рис. 3);

4 карта: шкаф, стул, стол, дверь (рис. 4);

5 карта: самолет, автобус, пароход, тачка (рис. 5).

 

Рис. 1

Рис. 2

 

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

Инструкция. Рассмотри внимательно картинку. Какой предмет здесь лишний? Почему? (Какой предмет здесь оказался случайно, по ошибке?) Подумай, как назвать одним словом остальные предметы?

Процедура. В указанной последовательности предъявляются 5 карт. Полный ответ ребенка по каждой карте вносится в протокол.

Протокол обследования

 

Карта Ответ ребенка Признаки обобщения Наличие обобщающих слов Уровень обобщения

 

1 репа, яблоко, огурец, свекла        

 

2 шорты, кепка, ботинки, шуба        

 

3 ручка, нож, книга, карандаш        

 

4 шкаф, стул, стол, дверь        

 

5 самолет, автобус, пароход, тачка        

Общий уровень _____________

 

Обработка. Каждая карта оценивается отдельно по правильности обобщения и наличию – отсутствию обобщающего слова.

Лишними предметами являются: яблоко, ботинки, нож, дверь, тачка.

Обобщающие слова: овощи, одежда, учебные принадлежности, мебель, средства передвижения (транспорт).

Признак обобщения: существенный, функциональный, случайный, нет обобщения.

Интерпретация результатов

1 уровень – отражает высокую сформированность умения анализировать, обобщать, сравнивать и классифицировать объекты с опорой на существенные (родовые) признаки. Ребенок способенлогически обосновать свой выбор существенного признака, дифференцируя главные и второстепенные.

2 уровень – отражает высокую способность к обобщению наглядно-образного материала. Ребенок способен точно дифференцировать существенные и несущественные признаки предметов, но не всегда точно определяет обобщающее слово.

3 уровень – отражает достаточный уровень способности к обобщению наглядного материала, характерный для данного возраста. Ребенок умеет анализировать и обобщать известные ему предметы и явления.Может допускать ошибки в процессе обобщения признаков, заменяя существенные признаки несущественными, например, функциональными, не всегда может правильно найти обобщающее слово.

4 уровень – отражает недостаточную способность к обобщению наглядного материала. Обобщение осуществляется преимущественно по случайным или функциональным признакам. Ребенок может анализировать и определять преимущественно различия между знакомыми предметами. Поиск обобщающего признака затруднен. Существенные признаки не называются.

5 уровень – отражает несформированность умения обобщать наглядный материал по существенным признакам. В качестве обобщающих используются случайные признаки, часто имеющие личностный смысл. Обобщающие слова заменяются описанием субъективного отношения к предметам.

Источник: Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. Методическое пособие. / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2004. – 48 с.

 

«Четвертый лишний» (словесный материал)

Назначение. Определение способности к обобщению понятий, умение вычленять существенные и несущественные признаки.

Стимульный материал. Пять наборов по 4 слова в каждом:

1 воробей, синица, голубь, пчела;

2 яйцо, цыпленок, курица, котенок;

3 мальчик, доктор, градусник, милиционер;

4 Анастасия, Александр, Валерий, Евгений;

5 девять, три, число, семь.

Инструкция. Я назову четыре слова. Слушай внимательно. Какое слово лишнее? Почему? Подумай, как назвать одним словом остальные?

Процедура. В указанной последовательности зачитываются слова. Полный ответ ребенка заносится в протокол.

Протокол обследования

Набор слов Ответ ребенка Признак обобщения Наличие обобщающих слов Уровень обобщения

 

1. воробей, синица, голубь, пчела        

 

2. яйцо, цыпленок, курица, котенок        

 

3. мальчик, доктор, градусник, милиционер        

 

4. Анастасия, Александр, Валерий, Евгений        

 

5. девять, три, число, семь        

Общий уровень _______________

 

Обработка. Каждый набор слов оценивается отдельно по правильности обобщения и наличию – отсутствию обобщающего слова.

Лишними словами являются: пчела, яйцо, градусник, Анастасия, число.

Обобщающие слова: птицы, животные, люди, мужские имена, числа (цифры).

Признак обобщения: существенный, функциональный, случайный, нет обобщения.

Интерпретация результатов

1 уровень – отражает высокую сформированность умения анализировать, обобщать, сравнивать и классифицировать понятия с опорой на существенные (родовые) признаки. Ребенок способен логически обосновать свой выбор существенного признака, дифференцируя главные и второстепенные.

2 уровень – отражает высокую способность к обобщению на понятийном уровне. Ребенок способен точно дифференцировать существенные и несущественные признаки. Однако не всегда может правильно найти обобщающее слово.

3 уровень – отражает достаточную способность к обобщению на понятийном уровне, характерном для данного возраста. Ребенок умеет анализировать и обобщать знакомые ему понятия. Допускает ошибки в процессе обобщения признаков, заменяет существенные признаки несущественными, функциональными. Не всегда точно определяет обобщающее слово.

4 уровень – отражает недостаточную способность к обобщению на понятийном уровне. Обобщение осуществляется преимущественно по случайным признакам. Поиск обобщающего признака затруднен. Существенные (родовые) признаки не называются.

5 уровень – отражает несформированность умения обобщать по существенным признакам. В качестве обобщающих признаков используются случайные, часто имеющие личностный смысл.

Источник: Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. Методическое пособие. / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2004. – 48 с.

 

«Последовательные картинки»

Назначение. Изучение особенностей установления причинно-следственных связей и отношений между объектами и событиями.

Стимульный материал. Три набора картинок, связанных между собой сюжетом: «Ключ» (4 картинки, рис. 1 – 4), «Пловец» (6 картинок, рис. 5 – 10), «Хитрецы» (7 картинок, рис. 11 – 17).

 

 

Рис. 1 – 2

 

Рис. 3 – 4

 

Рис. 5 – 6

Рис. 7 – 8

 

Рис. 9 – 10

Рис. 11 – 12

 

 

 

Рис. 13 – 14

 

 

Рис. 15 – 16

 

 

Рис. 17

 

Инструкция. Разложи картинки по порядку и составь по ним рассказ.

Процедура. Перед ребенком выкладываются картинки первого набора «Ключ» (последовательность предъявлений /, и, ch, к.). Предлагается разложить картинки в соответствии с логикой развития сюжета и составить рассказ. Ребенок выполняет задание (правильный вариант разложения картинок к, I, и, ch.) Фиксируются особенности его деятельности, результаты которой могут быть отнесены к одному из 5 уровней.

Затем предлагается разложить по порядку картинки из второго набора «Пловец» и составить по ним рассказ. Последовательность предъявлений: о, р, е, v, z, I.

Правильный вариант разложения картинок: р, I, о, v, e, z.

Далее предлагается разложить по порядку картинки третьего набора «Хитрецы» и составить по ним рассказ. Последовательность предъявлений: l, e, h, z, t, j, r

Правильный вариант разложения картинок: h, i, t, r, e, z, у.

Обработка. Каждое из трех заданий оценивается следующим образом.

1 уровень – разложил без ошибок, без дополнительных и поправочных действий;

2 уровень – разложил верно, самостоятельно внеся поправки;

3 уровень – сделал одну ошибку и при обосновании (на вопрос «Почему?»)ее исправил;

4 уровень – сделал одну ошибку и не справился с обоснованием;

5 уровень – разложил картинки без установления логической последовательности или отказался выполнить задание.

Протокол обследования

 

№ набора Выполнения Уровень

 

1. Ключ    

 

2. Пловец    

 

3. Хитрецы    

Общий уровень выполнения задания ______________________

 

Рассказ ребенка:

1.

2.

3.

Интерпретация результатов

1 уровень – отражает высокий уровень сформированность логического мышления, способность понимать логику отдельных ситуаций и прогнозировать их дальнейшее развитие. Ребенок быстро и точно устанавливает причинно – следственные связи. Способен обосновать правильность своего решения. Умозаключения правильны, суждения точны. Речь правильная связная, эмоционально насыщенная.

2 уровень – отражает высокий уровень логического мышления. Ребенок

достаточно быстро устанавливает причинно – следственные отношения между событиями, способен понимать логику отдельных ситуаций и прогнозировать их дальнейшее развитие. Допущенные ошибки обнаруживает самостоятельно и устраняет сам.

3 уровень – отражает достаточный уровень развития логического мышления. Ребенок практически самостоятельно выполняет все задания. Безошибочно устанавливает причинно – следственные отношения между небольшим числом событий. Самостоятельно исправляет ошибки при организующей помощи специалиста психолога.

4 уровень – отражает недостаточную сформированность логического мышления. Ребенок способен установить причинно – следственные отношения между небольшим числом событий. Испытывает трудности при обосновании своего решения, часто ориентируется на субъективную логику видения событий. Замечает и исправляет ошибки с помощью специалиста – психолога.

5 уровень – отражает несформированность умения устанавливать причинно – следственные отношения между событиями. Ребенок выполняет задание чисто механически, вне логики событий. Неспособен объяснить свой вариант решения.

Источник: Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. Методическое пособие. / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2004. – 48 с.

 

«Продолжи ряд»

Назначение. Выявление способности к анализу и синтезу, к установлению закономерностей пространственных соотношений.

Стимульный материал. Четыре отдельных бланка с заданиями, цветные фломастеры.

 

Рис. 1 – 4

 

Инструкция. Рассмотри внимательно, что нарисовано, продолжи рисунок так же, как здесь.

Процедура. Задания № 1, № 2, № 3, № 4 (рис. 1 – 4) предъявляются отдельно один за другим, начиная с задания № 1. При правильном выполнении задания № 1 обследование прекращается.

Обработка. Учитывается правильность воспроизведения совокупности шести признаков: последовательность фигур, расстояние между ними, цвет, величина, расположение относительно оси, направление штриховки.

Оценка результатов

1 уровень – выполнено задание № 1

2 уровень – выполнено задание № 2

3 уровень – выполнено задание № 3

4 уровень – выполнено задание № 4

5 уровень – не выполнено ни одного задания

Задание считается правильно выполненным, если школьник воспроизводит все шесть признаков. В случае нарушения хотя бы одного из них задание считается неправильно выполненным и предлагается выполнить другое, менее сложное.

Протоколом обследования является бланк с выполненным заданием.

Интерпретация результатов

1 уровень – отражает высокий уровень сформированности наглядно - образного и наглядно – действенного мышления, выраженную способность
к аналитико – синтетической деятельности, способность к целостному восприятию пространственных соотношений и самостоятельному прогнозированию последовательности расположения геометрических фигур в пространстве без опоры на образец. Ребенок способен точно воспроизвести заданную систему из 6 признаков фигур различной формы, заложенных в задании: последовательность фигур, расстояние между ними, цвет, величину, расположение относительно оси, направление штриховки (рис. 1).

2 уровень – отражает высокий уровень сформированности наглядно – образного и наглядно – действенного мышления, способность к аналитико – синтетической деятельности, способность к воспроизведению пространственных отношений в заданной последовательности фигур с опорой на образец, расстояние между ними, цвет, величину, расположение относительно оси, направление штриховки с опорой на образец (рис. 2).

3 уровень – отражает достаточную способность к анализу и синтезу на пространственном уровне. Ребенок способен точно воспроизводить совокупность таких заданных признаков, как последовательность фигур, расстояние между ними, цвет, величину, расположение относительно оси, направление штриховки одинаковых по форме фигур (рис. 3).

4 уровень – отражает способность к анализу и синтезу на пространственном уровне, к воспроизведению пространственных отношений между геометрическими фигурами. Причинно – следственные отношения не устанавливаются. Закономерности, лежащие в расположении геометрических фигур в пространстве, определяются и воспроизводятся в ограниченном объеме, в пределах одной величины и формы с опорой на образец (рис. 4).

5 уровень – отражает недостаточную сформированность для данного возраста пространственного мышления. Ребенок испытывает трудности даже при воспроизведении элементарного ряда одинаковых по величине и форме геометрических фигур. Возможно простое манипулирование с бланком задания вместо его выполнения.

Источник: Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Энциклопедия методов психолого – педагогической диагностики лиц с нарушениями речи: Пособие для студентов, педагогов, логопедов и психологов. – СПб.: КАРО, 2004. – 432с.

 

«Сюжетные картинки»

Назначение. Выявление понимания ребенком смысла ситуации, установление пространственно – временных и причинно – следственных отношений, а также понимания шутки, юмора.

Стимульный материал. Предлагается шесть вариантов задания.

А. Сюжетная картинка с явным смыслом

 

Б. Сюжетная картинка со скрытым смыслом

 

В. Последовательные картинки с явным смыслом сюжета

 

Г. Последовательные картинки со скрытым смыслом сюжета

 

Д. Последовательные картинки с незавершенным концом действия

 

Е. «Нелепицы»

 

Процедура. Варианты А, Б. Ребенку показывают картинку и предлагают рассказать, что на ней нарисовано. Если ребенок не в состоянии сам составить рассказ, проводится беседа по данной картинке в вопросо – ответной форме. Иногда бывает достаточно задать один – два вопроса, после чего ребенок уже может составить рассказ самостоятельно. Если картинка со скрытым смыслом сюжета, а из рассказа ребенка не видно, понял ли он его смысл, то нужно задать уточняющий или наводящий вопрос.

Варианты В, Г и Д. Перед ребенком раскладывают картинки в случайном порядке; затем его просят установить их последовательность и составить по ним рассказ. Инструкция: «На всех этих картинках изображена одна история. На одной – начало, на другой – продолжение, и так до конца. Разложи все картинки по порядку: что было сначала, что потом и чем дело кончилось. Составь по ним рассказ (расскажи, что произошло)».

Часто одной словесной инструкции бывает недостаточно. В этом случае можно указать ребенку на первую по порядку картинку и предложить работать дальше самому. Если ребенок не понял сразу смысл картинки, можно показать ему ее еще раз. Если он обнаруживает полное непонимание сюжета, целесообразно прекратить выполнение данной работы. Иногда дети затрудняются при необходимости установить последовательность картинок из-за грубого нарушения внимания; но в этом случае они в состоянии объяснить смысл рассказа по уже составленной серии и тем более содержание одной сюжетной картинки.

Если предъявляются последовательные картинки с незавершенным сюжетом, после установления последовательности событий ребенку предлагают придумать конец рассказа: «Как ты думаешь, что было дальше? Чем кончилась эта история?».

Вариант Е. Ребенку предъявляют картинку «Нелепицы» и предлагают ее внимательно рассмотреть. После этого проводится беседа, во время которой выявляется отношение ребенка к ситуациям. На картинке, понимание их нелепости, заключенного в них юмора. Если ребенок не выражает удивления, не дает каких – либо объяснений, картинка его не забавляет, то целесообразно задать несколько вопросов, например: «Что здесь изображено? Бывает ли такое на самом деле? Как ты думаешь, смешно это или нет? (О каком – нибудь фрагменте). Почему?»

Оценка результатов. Анализируется процесс выполнения задания: ответы на вопросы по картинке, составление рассказа; эмоциональное отношение к изображенному. Учитывается характер оказанной ребенку помощи.

Протокол обследования.

Картинка Рассказ ребенка

 

А. Сюжетная картинка с явным смыслом    

 

Б. Сюжетная картинка со скрытым смыслом    

 

В. Последовательные картинки с явным смыслом сюжета    

 

Г. Последовательные картинки со скрытым смыслом сюжета    

 

Д. Последовательные картинки с незавершенным концом действия    

 

Е. «Нелепицы»    

 

Интерпретация результатов.

1 уровень – дети способны правильно установить последовательность событий (любой предложенный вариант), логично ее объяснить и составить рассказ, придумать незавершенный конец. Они быстро оценивают и понимают ситуацию на картинке «Нелепицы».

2 уровень – дети способны к установлению последовательности событий, легко осмысляют изменившуюся ситуацию, понимают явный и скрытый смысл сюжетной картинки. Для них характерны замедленное включение в выполнение задания, неустойчивость внимания.

3 уровень – детив состоянии понять содержание простой сюжетной картинки. Они могут ответить на вопросы по картинке (вариант А.) Но составление связного рассказа им недоступно. Они не понимают скрытого смысла, не могут установить последовательности событий. Рассказобычно короток, примитивен. Обнаруживаются отсутствие навыка составления рассказа, бедная речь.

Источник: Отбор детей во вспомогательную школу: Пособие для учителя. / Сост.: Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.Ф. Мачихина. – М.: Просвещение, 1983. – 176 с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 15425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.