КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исследование артикуляторной моторики
Особенности развития речи
Назначение. Исследование артикуляторной моторики проводится в процессе выполнения ребенком заданных упражнений по словесной инструкции и по образцу. 1. Тесты на статическую координацию: – открыть рот, подержать открытым, закрыть; – растянуть губы в улыбку с оскалом зубов; – вытянуть губы вперед в трубочку; – открыть рот, высунуть язык, длительно удерживать его высунутым, убрать, рот закрыть; – высунуть язык широкий («лопатой»); – высунуть язык узкий («иголочкой»); – поднять язык на верхнюю губу, удержать в таком положении; – опустить язык на нижнюю губу, удержать в таком положении; – произнести звук [а] с широко открытым ртом. Оценка выполнения: 3 балла – выполнение заданий в полном объеме, точно, с нормальным тонусом, с удержанием положения артикуляторных органов; 2 балла – выполнение заданий не в полном объеме, недостаточно точно; 1 балл –выполнение заданий не в полном объеме, неточно, с изменением мышечного тонуса, наличие дополнительных, лишних движений, трудность удержания положения артикуляторных органов; 0 баллов – невозможность выполнения движений или замена их другими. Максимальная оценка выполнения – 9 баллов. 2. Тесты на динамическую координацию: а) В процессе выполнения последовательно организованных движений: – открыть рот, закрыть рот, повторить движения несколько раз; – подвигать нижней челюстью из стороны в сторону; – вытянуть губы вперед, растянуть их в улыбку, повторить движение несколько раз; – поднять язык к верхним резцам, опустить к нижним резцам, повторить движение несколько раз; – поднять язык наверх, положить его между зубами, оттянуть назад. Оценка выполнения: 3 балла –правильное выполнение заданий; 2 балла – нарушение выполнения заданий по отдельным параметрам (темп, объем, точность, мышечный тонус, дополнительные движения); 1 балл –нарушение выполнения заданий по большинству параметров, нарушение воспроизведения двигательного ряда (наличие пропусков, перестановок, лишних движений, замен движений); 0 баллов –невозможность поочередного выполнения движений. б) В процессе выполнения одновременно организованных движений: – открыть рот, поднимая одновременно язык вверх и высовывая его вперед; – открыть рот, опуская одновременно язык вниз и высовывая его вперед; – вытянуть губы вперед, поднимая одновременно язык вверх; – вытянуть язык и одновременно вытянуть губы вперед «трубочкой». Оценка выполнения: 3 балла – правильное выполнение заданий; 2 балла –нарушение координации с правильным выполнением отдельных движений; 1 балл –нарушение координации с выпадением отдельных звеньев движений; 0 баллов –разновременное выполнение движений. Максимальная оценка выполнения – 27 баллов. 3. Тесты на исследование скорости движений: – растянуть губы в стороны, вытянуть их вперед, повторяя несколько раз это движение в быстром темпе; – поднять кончик языка за верхние резцы, опустить за нижние в быстром темпе, чередуя движения; – высунуть язык и в быстром темпе двигать им из стороны в сторону. Оценка выполнения: 3 балла – правильное выполнение движений в быстром темпе; 2 балла – правильное выполнение движений при замедлении темпа выполнения заданий; 1 балл – нарастание утомления, потеря четкости, координации движений, нарушение воспроизведения двигательного ряда при нарастании темпа выполнения движений; 0 баллов – невозможность правильного выполнения движений в быстром темпе. Максимальная оценка выполнения – 9 баллов. Источник: Волкова Г.Л. Методика обследования нарушений речи у детей. СПб., 1993. – 354 с.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1029; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |