Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок пересмотра Конституции РФ, принятия поправок к Конституции РФ, внесения изменений в Конституцию РФ




Особенности конституций (уставов) субъектов РФ.

Конституция в федеративном государстве. Соотношение федеральной Конституции и конституций (уставов субъектов РФ)

Республики-К, остальные-уставы. К субъектов РФ по своей сути дублируют КРФ, т.к. они, если бы было иначе, противоречили бы КРФ, что делалобы их незаконными. Но мнимая необходимость учесть местный нац. калорит, сложившиеся традиции, а так же право субъектов на самоопределение к суб. РФ могут содержать незначительные изменения, согласованные с федеральным центром.

В федеративном государстве проблема соотношения федеральной конституции и основополагающих актов субъектов федерации имеет большое значение. Фундаментальными для определения их соотношения являются следующие моменты:

- принцип приоритета в регулировании общественных отношений в федеральной Конституции. РФ в своей Конституции либо регулирует общественные отношения, либо отказывается это делать и прямо (или же фактом отказа) передает их регулирование субъектам;

- общий принцип верховенства федеральных актов - Конституция РФ и федеральные законы "имеют верховенство на всей территории Российской Федерации";

- разграничение компетенции между РФ и субъектами устанавливается в федеральной Конституции посредством выделения трех групп вопросов - федерального ведения, совместного ведения и ведения субъектов РФ;

- введение конституционного принципа субординации актов: акты субъектов не могут касаться первой группы вопросов. Во второй группе акты субъектов должны соответствовать федеральным законам в сферах совместного ведения.

Исходя из такого разделения, в применении Конституции РФ надо опираться на такие постулаты: а) конституции и уставы субъектов должны соответствовать Конституции РФ, не могут ей противоречить; б) если субъект вторгся в компетенцию РФ, это есть ненадлежащее применение Конституции РФ, акт положено отменить самим либо это будет сделано в результате рассмотрения дела в Конституционном Суде РФ; в) если РФ вторглась в компетенцию субъекта, это также противоречит Конституции РФ, и надо отменить федеральный акт.

Пристального внимания, с точки зрения обеспечения действия Конституции РФ, заслуживает практика двухсторонних договоров РФ и субъектов, получившая распространение в последнее время. Ее основой является сама Конституция РФ: ст. 11 говорит о том, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ осуществляется самой Конституцией, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

 

Согласно К. ст. 72: В совместном ведении РФ и ее S: а) обеспечение соответствия всех НП актов S-в РФ К. РФ и ФКЗ ФЗ б) защита прав Ч. и Г. в) обеспечение обществ. безопасности, пограничные зоны г) ресурсы д) разграничение гос. собственности е) охрана окр. среды ж) координация здравоохр., соц. защиты… з) борьба с катастрофами, и ликвидация последствий и) установление общих принципов налогообл. и сборов к) общие вопр. воспитания, образования… л) административное, трудовое, семейное, земельное зак-во м) общие принципы организации системы органов гос. власти и местного самоупр. н) координация м/н и внешнеэк. связей S-в РФ Согласно К. ст. 73: "вне вышеуказанных пределах ведения - S-ты РФ обладают всей полнотой гос. власти". Согласно К. ст. 76: Для обеспечения ст. 71 издаются ФКЗ и ФЗ. Для обеспечения ст 72 издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные НПА S-в РФ, ~ не противоречат ФЗ и ФКЗ. В случае противоречия з-ов и др. н.п.а. S РФ соответствующим ф.з, и в первом, и во втором случае, действуют ф.з. Если в случае ст.73. возникает противоречие = ф.з. и н.п.а. S РФ, действуют последние, т.е. з-ны и др. н.п.а. S РФ.

 

18. Реализация Конституции. Прямое и опосредованное действие конституционных норм. Толкование конституции: понятие, причины и виды.

Под реализацией Конституции понимается деятельность субъектов конституционного права по внедрению положений Основного Закона в поведение граждан, должностных лиц, государственных органов и общественных объединений, субъектов Федерации и РФ как единого целого для достижения целей, провозглашенных Кон­ституцией. Особенность этого процесса за­ключается в том, что его активными участниками являются народ, го­сударство, субъекты Федерации. Осуществление конституционных норм протекает в следующих формах: Соблюдение выражается в том, что субъекты конституционного права сообразуют свое поведение с юридическими запретами (субъек­т не совершает действий, запрещенных конституционными нор­мами). Исполнение конституционных норм - активное поведение субъектов, требуемое конституци­онной нормой и направленное на достижение выдвинутых ею целей. В Конституции РФ установлены три способа исполнения:

все субъекты права обязаны точно и единообразно исполнять Конституцию и законы РФ;

государство обязано исполнять международные договоры РФ;

граждане обязаны исполнять свои конституционные обязан­ности.

Использование как форма реализации связано с процессом осуще­ствления конституционных прав и свобод (субъект своими дей­ствиями осуществляет предоставленные ему права). Применение конституционных норм предполагает властное вме­шательство государства, его органов и иных субъектов этой деятельно­сти в реализацию предписаний Основного Закона. Выделяют три способа применения конституционных норм:

обособленное от других, самостоятельное применение субъек­тами норм Основного Закона;

применение норм Конституции совместно с иными нормами права;

использование конституционных норм для мотивировки судебных актов и для толкования других правовых норм.

Прямое (непосредственное) действие норм Конституции РФ озна­чает, что независимо от наличия законодательных актов, конкретизи­рующих эти нормы, органы, представляющие все три ветви власти, обязаны их осуществлять. Принцип непосредственного действия конституционных норм не исключает того, что некоторые из них для своей беспрепятствен­ной эффективной реализации нуждаются в развитии текущим законодательством, в разработке правил и процедур, упорядочиваю­щих их осуществление. Непосредственное действие конституцион­ных норм требует всестороннего развития российского законодате­льства. Суд и иные органы при разрешении тех или иных споров могут прямо ссылаться на конкретную статью Конституции. В последние годы практика деятельности судов утверждает прямое действие конституционных норм. Суд, разрешая дело, применяет не­посредственно Конституцию, когда: а) закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат ука­зания на возможность ее применения при условии принятия феде­рального закона, регулирующего данные отношения; б) суд придет к выводу, что закон, действовавший на территории РФ до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей; в) суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый пос­ле вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с со­ответствующими положениями Конституции; г) закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регу­лировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует. В случае сомнений по поводу соответствия российской Конститу­ции какого-либо нормативного акта суд обращается с запросом о кон­ституционности данного акта в Конституционный Суд РФ на любой стадии рассмотрения дела.

толкование права представляет собой

Толкование - деятельность по уяснению и разъяснению смысла правовых норм. Важной особенностью деятельности Конституционного Суда РФ по толкованию положений Конституции РФ является необходимость соблюдение специальных законодательно установленных процессуальных норм принятия решений.

 

Конституция РФ различает термины «пересмотр» и «внесение по­правок». Пересмотром является изменение положений гл. 1, 2 и 9 Кон­ституции РФ, причем они не могут быть предметом рассмотрения Федерального Собрания РФ. Внесение поправок изме­няет содержание гл. 3—8 Конституции РФ, что входит в компетенцию российского парламента. Субъектами права на внесение предложений о поправках и пере­смотре положений Конституции РФ являются: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодатель­ные (представительные) органы субъектов РФ, группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Госу­дарственной Думы. Процедура пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ состоит из сле­дующих стадий. Во-первых, инициатива о пересмотре данных глав Конституции должна быть поддержана тремя пятыми голосов от общего числа чле­нов Совета Федерации (107 голосов) и депутатов Государственной Думы (270 голосов). Во-вторых, если такое решение Федеральным Собранием будет принято, то созывается Конституционное Собрание. В-третьих, Конституционное Собрание вправе принять одно из двух решений: 1)подтвердить неизменность Конституции РФ, тогда процедура пересмотра Конституции заканчивается; 2)разработать проект новой российской Конституции. В-четвертых, если Конституционное Собрание разработает новую Конституцию России, то она может быть принята двумя путями: 1) при наличии квалифицированного большинства в две трети от общего числа членов Конституционного Собрания; 2) вынесение проекта на всенародное голосование (референдум). Референдум может быть признан результативным, если за новую Конституцию проголосуют более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей, проживающих на территории РФ. Такой порядок пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ призван обеспечить стабильность конституционного строя и защиту прав и свобод граждан России. Иной, облегченный порядок изменения Конституции установлен для гл. с 3-й по 8-ю. Поправки к этим главам Конституции РФ прини­маются в порядке, предусмотренном для принятия федерального кон­ституционного закона. Однако данные поправки вступают в силу толь­ко после одобрения законодательными органами субъектов РФ. Предложение о поправке к Конституции должно содержать либо текст новой статьи (части или пункта статьи) Конституции РФ, ли­бо текст новой редакции статьи, либо положение об исключении статьи из Конституции РФ. Данное предложение вносится в Государ­ственную Думу. Рассмотрение Государственной Думой проекта закона о поправке к Конституции осуществляется в трех чтениях. За его принятие должно проголосовать не менее двух третей от общего числа депутатов Госу­дарственной Думы и трех четвертей от общего числа членов Совета Фе­дерации. После чего закон публикуется для всеобщего сведения и направляется Председателем Совета Федерации в законодательные (представительные) органы субъектов Федерации для рассмотрения, они обязаны рассмотреть закон о поправке к Конституции РФ в тече­ние одного года со дня его принятия. После того как законодательные (представительные) органы не менее чем двух третей субъектов РФ одобрят дан­ный закон, он направляется Президенту РФ для подписания и офици­ального опубликования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.