Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды и формы конституционного контроля




Возникновение института констит-го контроля и его модели, сущ-ть и знач-ие констит-го контроля.

Порядок принятия (пересмотра) и внесения поправок, изменений в конституцию (устав) субъекта РФ. Принятие, пересмотр и внесение поправок в Устав Иркутской Области.

Порядок принятия поправок к уставу И.О., принятия нового устава регул-ся положениями устава И.О. о законодательном процессе в И.О.

Под поправкой к уставу поним-ся измнение любой совокупности взаимосвязанных изменений текста устава, включая дополнение текста новыми структурными единицами, изменение отд-х структ-х единиц, исключение из устава отд-х структ-х единиц.

Право закон-й инициативы приналежит: группе депутатов закон-го собрания И.О., губернатору И.О., представительным органам мун-х обр-й И.О., гражданам. Право закон-й инициативы осущ-ся в форме внесения в законодательное собрание И.О. проектов законов, проектов нового устава, поправки к проектам законов. Проект закона о поправках, проект нового устава подлежит офиц-му опубликованию для всеобщего сведения, рассмотрение проекта должно быть не ранее чем через 3 месяца со дня офиц-го опублик-я.

Проект нового устава рассматривается закон-м собранием не менее чем в трех чтениях. Законы о поправках, новый устав прин-ся большинством не менее двух третей голосов от установленного уставом числа депутатов закон-го собрания И.О. В случае отклонения губернатором закона о поправках, нового устава, устав И.О. может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее трех четвертей голосов от числа депутатов закон-го собрания.

 

21. ПРАВОВАЯ ОХРАНА КОНСТИТУЦИИ: ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ПРАВОВУЮ ОХРАНУ КОНСТИТУЦИИ В РОССИИ.

Пр. охрана – система мер для предотвращения конст. нарушений, обеспечивающих верховенство и прямое действие КРФ. Сп-бы:

1. Особый порядок изменения

2. Конст. контроль (ключевой эл-т).

3. Конст.-пр. ответственность

Особая правовая охрана Конс-и РФ установлена законод-ом в целях обеспечения неизменности и Особен-ти правовой охраны Конст-и РФ - что вся система гос-ных органов РФ, в том числе Президент РФ, Прав-тво РФ, Фед-ое Собрание РФ, а т/ж судебная система РФ, призвана обеспечивать соблюдение конст-ных норм, безусловно, органы местного самоуп-ия т/ж обеспечивают соблюдение конст-ных норм в отд-ых населенных пунктах РФ. Президент РФ яв-ся гарантом Конс-ии РФ, обеспечения и соблюд-я прав и свобод человека и гр-на в РФ, а т/ж суверенитета РФ, ее независ-ти и гос-ной целостности. Федер-ое Собрание РФ принимает федер-ые з-ны во испол-ие Конст-и РФ, заслушивает отчеты Прав-тва РФ об их исполнении и соблюд-и конст-ых норм в РФ, осуще-ет иные полномочия по обеспечению соблюд-я Конст-и РФ всеми субъектами правоотн-ий.

Прав-во РФ осуще-яет контроль за соблюд-ем Конст-ии РФ и конс-ых прав и свобод федер-ми органами испол-ой власти и орг-ми исполн-ой вл-и субъ-ов РФ по вопросам, отнесенным к ведению РФ, совместному ведению РФ и ее субъ-в. Особое место в охране конст-ых норм принад-ит Конст-му Суду РФ: 1) издает акты офиц-го толкования конст-ых положений; 2) проверяет приним-ые з-ны и подзаконные акты различных органов вл-и на соотв-вие их Конст-и РФ; 3) в случае обнаружения несоотв-я нормативных актов федер-х органов власти и органов власти субъ-в РФ признает этот акт не соответ-м Конст. РФ и отменяет его действие; 4) проверяет м/ународные договоры РФ на соотв-ие нормам Конст-и РФ и признает их соответ-ми или нет. Правовой охране Конст-и РФ служит особый усложненный порядок ее принятия, внесения в ее текст изменений или поправок.

Все субъекты конст-но-правовых отношений, вкл-я и диплом-кие, и консульские представ-ва иност-ых гос-тв, представ-ва м/ународных орг-ций, их сотрудники, пользу-ся диплом-ким и консульским иммунитетом, а также иные законно находящихся на росси-ой терр-ии иност-ые гр-ане и лица без гражданства (апатриды), обязаны соблюдать Конст-ию РФ.

 

Система конституционного контроля имеет свои корни в российской истории, в том числе, в виде судебного контроля, который осуществлялся Верховным судом СССР в 20-е-30-е годы. Можно выделить три основных вида систем конституционного контроля: парламентскую, парламента и общих судов, парламента и специализированного органа конституционного контроля, каковым в России является Конституционный суд. Роль и компетенции органов конституционного контроля в разных государствах различны, но у всех есть одна общая сфера деятельности – проверка конституционности нормативных актов. В этом заключается основная функция и российского Конституционного суда как важнейшего – специализированного - органа конституционного контроля.

В Федеральном законе о Конституционном суде РФ 1994 г. было снято определение Конституционного суда РФ как высшего и, таким образом, устанавливалось формальное равенство всех органов конституционного надзора. Однако объем и содержание деятельности Конституционного суда, обязательность решений суда, рассматривающего дела о конституционности законов и других нормативных актов, решающего споры между органами государственной власти объективно предопределяют его положение как высшего органа конституционного контроля.

Целью органов конституционного контроля Российской Федерации является защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции государства на всей его территории.

Суще-ют две основные модели конст-ого контроля - «американская» и «европейская». В нашем гос-ве конст-ый контроль, в современном его понимании, начал вводиться с начала 90-х.. В СССР был образован Комитет Конст-ого надзора, просущ-ий до 1991 г., а затем - в РФ был образован Конст-ный Суд РФ, деят-ность его была приост-лена осенью 1993 г и вновь возобновилась, но уже в соотв-вии с новой Конст-ией РФ, в 1 пол 1995 г. В S-х в составе РФ, также создаются конст-ные и уставные суды, осущес-щие контроль за соотв-ием конституции / уставов принимаемых в S-х РФ законов и других нормативно-правовых актов.

Виды:

а) по времени существования. При предварительном контроле акт проверяется до его вступления в силу. Последующий контроль распространяется в принципе на действующие, по крайней мере официально опубликованные акты;

б) по месту существования. Внутренний контроль проводится самим органом, который издает акт, внешний - иным органом. Внешний контроль в большинстве случаев последующий, не принятые еще проекты актов, как правило внешнему контролю не подвергаются.

с) с точки зрения правовых последствий. Решения в порядке консультативного контроля моральной, а не юридической системой. юридически никого не обязывает и не связывает. Напротив, решения принимаемые в порядке постановляющего контроля, обязательно, даже общеобязательно: но если оно объявляет акт соответствующий конституции, никакие претензии к нему в этом плане больше не принимаются; если же акт объявлен неконституционным, то теряет юридическую силу. Чаще всего под конституционным контролем понимается именно постановляющий контроль.

г) по обязательности проведения КК: обязательным и факультативным. В первом случае акт обязательно подвергается конституционному контролю, обычно предварительному. Факультативный контроль осуществляется только по требованию правомочного органа или должностного лица, любого индивида, у которого возникли сомнения в конституционности акта.

д) по форме: Абстрактный контроль означает проверку конституционности акта или нормы вне связи с каким-либо делом. Предварительный - может быть только абстрактным (но не наоборот). Конкретный контроль осуществляется только в связи с какими-то, чаще всего судебным делом, при разрешении которого подлежат применению определенными нормы или акты, оспариваемые с точки зрения конституционности. Он, стало быть,- всегда последующий. Абстрактный контроль имеет определенные преимущества перед конкретными: позволяет шире взглянуть на проблему соотношений оспариваемого акта с Конституцией, обеспечивает единство и непротиворечивость контроля и лучше отвечает идее разделения властей. Правда, конкретный контроль создает лучше возможности для более или менее оперативной защиты прав человека.

е) по своему объему: Полный контроль охватывает всю систему общественных отношений, урегулированных конституцией. Частичный же контроль распространяется лишь на определенные их сферы, например на права человека и гражданина, на федеративные отношения и т.д.

и) по содержанию: При формальном контроле проверяется соблюдение конституционных условий и требований, относящихся к изданию акта, то есть входило ли издание акта в компетенцию издаваемого органа, соблюдены ли процедурные требования при этом, в надлежащей ли форме издан акт. Материальный же контроль имеет дело с содержанием акта и означает проверку соответствия этого содержания положениям конституции.

ж) с точки зрения действия во времени (обратной силы) ex tunc - означает, что решение о признании неконституционности имеет обратную силу и норма или акт, объявленные неконституционными считаются недействительными с самого начала (с момента их издания или момента вступления в силу конституционной нормы, в которой они стали противоречить). Отсюда следует, что должны быть восстановлены отношения, существования до этого момента, возмещен ущерб, учиненный их изданием и т.д. Ex nunc - означающее что решение о неконституционности действительно только на будущее, а все прежние последствия действия неконституционной формы или акта остаются в силе.

Формы осущ-ния конст-ного контроля: судебный контроль, парламентский контроль, контроль, осуще-мый главой гос-ва; контроль, осущес-мый другими гос. органами, уполном-ми на то Конституцией и др.

24. Конституционный суд РФ: место в системе государственных органов, правовые основы организации и деятельности.

Конституционный контроль представляет собой специальный де­мократический институт по проверке законов и других нормативных актов, принимаемых органами публичной власти государства, с точки зрения их соответствия конституции данного государства.

Конституционный Суд РФ — это судебный орган конституцион­ного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судеб­ную власть посредством конституционного судопроизводства.

Место Конституционного Суда в судебной системе РФ характеризуется следующими чертами:

правовой статус — судебный орган;

функция — осуществление конституционного контроля;

главные принципы деятельности — самостоятельное и незави­симое осуществление судебной власти;

процессуальная форма деятельности — конституционное судо­производство.

Конституционный Суд России состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Полномочия Конституционного Суда не ограничены сроком, но судьи его назначаются на должность сроком на 15 лет. Предельный возраст пребывания судьи в должности — 70 лет. Повторное назначение на эту должность не допускается. Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в долж­ность с момента принесения присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется 70 лет. К кандидатам на пост судьи Конституционного Суда предъявляют­ся повышенные требования: возраст не менее 40 лет, безупречная ре­путация, высшее юридическое образование, стаж работы по юридиче­ской профессии не менее 15 лет, признанная высокая квалификация в области права. Будучи судьей Конституционного Суда РФ, нельзя быть депутатом каких-либо представительных орга­нов, занимать государственные должности, иметь частную практику, а также участвовать в политической деятельности. Полномочия судей Конституционного Суда могут быть приостановлены или прекращены только в порядке и по основаниям, предусмотренным законом.

25. Дела о констит-ти нормат-ых актов, внутригосуд-ых и м/ународ-х догоров, обща хар-ка

1. Правом на обращение в КСРФ с запросом о проверке конституционности указанных в статье Конст. РФ нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними обладают Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов (депутатов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, ВСРФ, ВАСРФ органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

Запрос в КСРФ допустим, если заявитель считает их не подлежащими действию из-за неконституционности, либо подлежащими действию вопреки официально принятому решению федеральных органов государственной власти, высших государственных органов субъектов РФ или их должностных лиц об отказе применять и исполнять их как не соответствующие Конст. РФ.

Запрос о проверке конституционности нормативного акта субъекта РФ допустим, если нормативный акт издан по вопросу, относящемуся к ведению органов государственной власти РФ или к совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ.

КСРФ устанавливает соответствие Конст. РФ нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними:

1) по содержанию норм; 2) по форме нормативного акта или договора; 3) по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие; 4) с точки зрения установленного Конст. РФ разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; 5) с точки зрения установленного Конст. РФ разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти; 6) с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Проверка конституционности нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними, принятых до вступления в силу Конст. РФ, производится КСРФ только по содержанию норм.

По итогам рассмотрения дела о проверке КСРФ принимает одно из решений: о признании нормативного акта или договора либо отдельных их положений соответствующими Конст. РФ либо не соответствующими Конст. РФ.

Признание нормативного акта или договора либо отдельных их положений не соответствующими Конст. РФ является основанием отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте или договоре, признанном неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. Положения этих нормативных актов и договоров не могут применятся судами, другими органами и должностными лицами.

2. Правом на обращение в КСРФ с запросом о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора РФ обладают Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов (депутатов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, ВСРФ, ВАСРФ, органы законодательной и исполнительной власти Субъектов РФ.

Запрос о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора РФ допустим, если:

1) упоминаемый в запросе международный договор РФ подлежит согласно Конст. РФ и федеральному закону ратификации Государственной Думой или утверждению иным федеральным органом государственной власти; 2) заявитель считает не вступивший в силу международный договор РФ не подлежащим введению в действие и применению в РФ из-за его несоответствия Конст. РФ.

По итогам рассмотрения дела о проверке КСРФ принимает одно из решений: о признании не вступившего в силу международного договора РФ либо отдельных его положений соответствующими Конст. РФ либо не соответствующими Конст. РФ.

С момента провозглашения постановления КСРФ о признании не соответствующими Конст. РФ не вступившего в силу международного договора РФ либо отдельных его положений международный договор не подлежит введению в действие и применению.

26. Дела о конституционности законов по жалобам граждан и запросам судов: общая характеристика.

1. Право на обращение в КСРФ

Правом на обращение обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе. К жалобе прилагается копия официального документа, подтверждающего применение либо возможность применения обжалуемого закона при разрешении конкретного дела. Допустимость жалобы:

1) закон затрагивает конституционные права и свободы граждан;

2) закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.

Последствия принятия жалобы к рассмотрению КСРФ уведомляет об этом суд или иной орган, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон. Уведомление не влечет за собой приостановления производства по делу. По итогам рассмотрения жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан Конституционный Суд Российской Федерации принимает одно из следующих решений:

1) о признании закона либо отдельных его положений соответствующими Конституции Российской Федерации;

2) о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конст. РФ.

В случае, если КСРФ признал закон, примененный в конкретном деле, не соответствующим Конституции Российской Федерации, данное дело во всяком случае подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке.

В случае признания закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации судебные расходы граждан и их объединений подлежат возмещению в установленном порядке.

2. Обращение в КСРФ с запросом

Суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конст. РФ закона, примененного или подлежащего применению в указанном деле, обращается в КСРФ с запросом о проверке конституционности данного закона. Запрос суда допустим, если закон применен или подлежит, по мнению суда, применению в рассматриваемом им конкретном деле. В период с момента вынесения решения суда об обращении в КСРФ и до принятия постановления КСРФ производство по делу или исполнение вынесенного судом по делу решения приостанавливаются.

27. Дела о толковании Конституции, по спорам о компетенции и о соблюдении установленного порядка обвинения Президента РФ: общая характеристика.

1. Правом на обращение в КСРФ с запросом о толковании Конст. РФ обладают Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов РФ.

Толкование Конст. РФ, данное КСРФ, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

2. Обращение с запросом о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления направляется в КСРФ Советом Федерации, также оно допустимо, если обвинение выдвинуто Государственной Думой и имеется заключение ВСРФ о наличии в действиях Президента РФ признаков соответствующего преступления.

Запрос о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления направляется в КСРФ не позднее месяца со дня принятия Государственной Думой решения о выдвижении обвинения. К запросу прилагается текст решения Государственной Думы о выдвижении обвинения, протокол обсуждения этого вопроса на заседании Государственной Думы, а также текст заключения ВСРФ.

Заключение должно быть дано КСРФ не позднее десяти дней после регистрации запроса.

По итогам рассмотрения дела КСРФ дает одно из следующих заключений:

1) о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения;

2) о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

В случае принятия КСРФ решения о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления предусмотренное Конст. РФ рассмотрение обвинения прекращается.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 7885; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.