Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Регламенты




Нормативные акты Центральной Избирательной Комиссии.

Декларации.

Особое место среди источников права занимает декларация, принятая высшими органами государственной власти. В ней решаются принципиальные вопросы государственного строительства, суверени­тета, свободы личности, дается оценка социально-политической ситуации. Источником конституционного права является Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, принятая первым Съездом народных депутатов 12 июля 1990 года, и Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РФ 22 ноября 1991 года, Декларация о языках народов России от 25октября 1991 года.

Они обычно содержат нормы конституционного права (например: Постановления ЦИК РФ от 29.01.1998г. «О модельном законе субъекта Российской Федерации об избирательной комиссии субъекта РФ»). Принятие нормативных актов ЦИК направлено конкретизацию соответствующих законов и обеспечение их единообразия применения.

Регламенты содержат нормы, определяющие порядок деятельнос­ти палат парламента и их структур. Например, регламент Госу­дарственной Думы или Совета Федерации Федерального Собрания Рос­сии, регламент Конституционного Суда, Правительства РФ.

16. В системе нормативных правовых актов каждого субъекта РФ важным источником конституционного права являются Консти­туции республик в составе Российской Федерации и Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Они имеют высшую юридическую силу по отношению ко всем другим актам соответствующего субъекта и носят учредительный характер. В конституциях и уставах соответствующих субъектов федерации закрепляется схема управления регионом, конкретизируется структура, функции и положение органов государственной власти, права и обязанности человека и гражданина, формы участия граждан в государственном управлении и другие вопросы.

17. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 5), субъекты Российской Федерации имеют свое законодательство. Следовательно, отдельные законы субъектов Федерации, содержащие нормы конституционного права также являются источниками конституционного права.

18. Источниками конституционного права являются акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации (Указы Президента республики, постановления представительных (законодательных) ор­ганов, постановления Правительства).

19. К источникам конституционного права относятся акты органов местного самоуправления (постановления представительного или ис­полнительного органа, регламенты, положения, уставы о местном самоуправлении и т.д.). Существенная особенность анализирующих факторов (помимо подзаконности) - территориальная ограниченность их действия.

Таким образом, вышеперечисленные источники конституционного права регламентируют общественные отношения жизненно важные для общества и государства. В них содержатся правовые предписания, являющиеся основой для всех других отраслей права. Все анализи­руемые источники, как и источники других отраслей права отлича­ются формальной определенностью и общеобязательностью.

 

4. Конституционно-правовые отношения: понятие, субъекты и объекты.

Проблема конституционно-правовых отношений вызывает наиболь­ший интерес и споры в науке конституционного права.

Из рассмотренных положений в начале лекции очевидно, что конституционно-правовые отношения составляют предмет конституционного права.

В юридической науке, под правоотношениями понимаются такие общественные отношения, которые урегулированы нормами права. Следовательно, конституционно-правовые отношения - это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права или возникшие на их основе, индивидуализированные общественные связи между субъектами конституционного права.

Конституционные правоотношения обладают основными признаками, которые присущи правоотношениям в целом. В то же время они специфичны, качественно определены.

Профессор И.Е. Фарбер выделяет 5 существенных признаков, характеризующие данные отношения, показывая этим их специфику и отличительные особенности.1

1. Конституционные отношения есть объективные, фактические отношения политического характера. Они существуют независимо от права, независимо от юридической конституции.

2. Субъектами, участниками конституционных отношений являются народ, нации, большие социальные общности людей, государство и т.д.

3. Объектами конституционных отношений являются власть, суверенитет и свобода личности, по поводу которых возникают рассматриваемые отношения.

4. Конституционные отношения - есть отношения между социальными силами, порождающими фактическую власть в государстве.

5. Данные отношений характеризуются стабильностью и устойчивостью.

В Российском обществе за последние годы произошли значитель­ные изменения во всех сферах жизни (социальной, политической, экономической и др.), однако, указанные признаки конституционных правоотношений не потеряли своей значимости. Их можно только до­полнять.

Действительно, конституционно-правовые отношения представля­ют собой специфическую форму многих политических отношений. Объектами этих отношений выступают социально-экономические и соци­ально-политические ценности, национальные отношения, основные права и свободы человека и др.

Рассматриваемые правовые отношения имеют фундаментальный, первичный характер, служат базой для отраслевых правоотношений, предшествуют их возникновению, а в ряде случаев предопределяют возможность их существования. Эта их специфика позволяет ведущую роль конституционного права в системе других отраслей права.

Содержанием конституционных правоотношений является социальное поведение субъектов в конституционном праве, круг которых специфичен и широк.

Субъектами российского конституционного права являются возможные участники общественных отношений, наделенные правоспособ­ностью и компетенцией, в силу чего они приобретают основания реа­лизовывать в конституционно-правовых отношениях свои возможности.

Поскольку круг участников конституционно-правовых отношений широк, то возникает необходимость объединения их в следующие группы:

1. Многонациональный народ Российской Федерации, нации, этни­ческие общности (народности).

Исключительность статуса народа, как субъекта конституцион­но-правовых отношений обусловлена прежде всего тем, что он являет­ся носителем суверенитета и единственным источником власти в России (ст.3 Конституции РФ).

Права образовывать представительные органы государственной власти, участвовать в выборах Президента РФ, выражать свои волю путем референдума относятся к исключительному ведению народа.

Нации, этнические общности могут вступать в конституционно-правовые отношения как между собой, так и с органом государс­твенной власти по поводу национальной государственности, по иным вопросам, затрагивающим их интересы.

2. Государство – Российская Федерация; субъекты в составе Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа).

В общественных отношениях, регулируемых нормами конституционного права, государству принадлежит особая роль. Оно выступает в качестве регулятора общественных отношений, прежде всего как носитель правотворческой власти.

Указанные субъекты могут участвовать в конституционно-правовых отношениях непосредственно или через государственные органы, выступающие от их имени. Примером таких отношений является Федеративный договор от 31 марта 1992 года о разграничении предме­тов ведения и полномочий между федеральными органами государс­твенной власти Российской Федерации и органами государственной власти её субъектов. Конституционные правоотношения также возможны между республиками, республиками и автономной областью и автономными округами и т.д.

3. Органы государственной власти и местного самоуправления. В Российской Федерации ими являются: Федеральное Собрание, Правительство РФ, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный. Суд, городская Дума, местная администрация и др.

Конституционные нормы разграничивают сферы полномочий и компетенцию между различными органами власти. Обладая правом на осуществление государственной власти и местного самоуправления, они наделены определенной компетенцией в соответствии с возложенными на них задачами (издание законов, контроль за деятельностью других органов, исполнение законов и т. д.). Перечисленные субъекты высту­пают в данных отношениях как носители властных полномочий либо как подчиненные субъекты, а иногда как равноправные участники договорных отношении.

4. Должностные лица. Субъектами конституционного права являют­ся: Президент РФ, Председа­тели палат парламента - Федерального Собрания; Председатель Прави­тельства РФ, Председатель Конституционного Суда РФ, Генеральный Прокурор и др.

Президент Российской Федерации является главой государства. Обладая широкими представительскими, правотворческими, управ­ленчес­кими полномочиями, он вступает в отношения с парламентом, прави­тельством, республиками и др. субъектами конституционного права. Те отношения, которые основываются на конституционных нормах, приобретают форму конституционно-правовых. В некоторые из подобных и иные конституционно-правовые отношения вступают вышеперечисленные должностные лица.

5. К субъектам конституционных правоотношений со специальной правоспособностью относятся избиратели и депутаты (различных представительных органов).

Избиратели участвуют в данных правоотношениях посредством вы­боров представителей народа в различные законодательные (предста­вительные) органы власти (Государственную Думу, За­конодательное Собрание, Городскую Думу и т. д.). Депутаты вправе принимать, участие в работе тех органов государственной власти, в состав которых они избраны, в решении вопросов, рассматриваемых этими органами, в утверждении актов, издаваемых ими и т.д.

6. Политические партии, иные общественные объединения. Политические партии и иные общественные объединения играют все более активную роль в жизни Российской Федерации. Они участвуют в избирательных кампаниях, выдвигая кандидатов в депутаты, организуют предвыборные мероприятия. Важно их участие в проведении референдумов, в местном самоуправлении, в охране и защите конституционных прав и свобод граждан.

7. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством.

Все физические лица участвуют в конституционно-правовых отношениях, осуществляя свои конституционные права, свободы и обязан­ности.

Широкой правоспособностью обладают граждане Российской Федерации. При этом следует отметить, что граждане являются субъектами данных отношений независимо от пола, расы, национальности, языка и других признаков.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть, кроме того, субъектами конкретных конституционно-правовых отношений в связи с приобретением российского гражданства, получением политического убежища, с въездом в РФ.

Такова система субъектов конституционного права России, кото­рые, участвуя в конституционно-правовых отношениях, реализуют свои права и свободы, исполняют обязанности, закрепленные в Конституции Российской Федерации.

Необходимо отметить, что понятия субъект права и субъект конституционно-правового отношения близкие, вза­имообусловленные, но не тождественные.

Субъект конституционно-правового отношения - это субъект конституционного права, вступивший в конкретное правоотношение, а субъект конституционного права - это возможный участник такого правоотношения.

Конституционно-правовые нормы связывают права и обязанности субъектов конституционных правоотношений с объектами.

В теории государства и права под объектом правоотношения понимается то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности субъектов, т. е. то, по поводу чего возникают правоотношения.1

В конституционном праве Российской Федерации выделятся следующие объекты конституционно-правовых отношений:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 903; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.