Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы теории Конституции




Конституционно-правовые нормы и институты.

Конституционно-правовые отношения, составляющие предмет конституционного права, регулируются посредством конституцион­но-правовых норм.

Конституционно-правовая норма – это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующее общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.

В юридической литературе дается и такая дефиниция: конститу­ционно-правовые нормы — это общеобязательные правила поведения, установленные государством в целях охраны определенных общественных отношений, которые осуществляются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства.1

Поскольку нормы конституционного права являются составной частью системы права, то им присущи черты, общие для всех юридических норм: они исходят от государства; являются общеобязательными правилами поведения, охраняемыми государством; закреплены в правовых актах государства.

Однако у норм конституционного права есть особенности, которые отличают их от норм других отраслей права.

Прежде всего, они отличаются по своему непосредственному целевому назначению.

Все юридические нормы имеют в качестве общей цели - регули­рование общественных отношений. Но непосредственные цели регулирования неодинаковы у разных отраслей права. Целевое назначение норм конституционного права - закрепление основ конституционного строя Российской Федерации, основ правового статуса личности, федеративного устройства, механизма осуществления государственной власти и местного самоуправления.

Существует общая группа конституционных норм, которые регулируют важнейшие общественные отношения путем закрепления конституционных принципов и целей, обеспечивающих и направляющих развитие всего правотворчества. Они не являются представительно-обязывающими, то есть в них отсутствует связь между конкретными правами и обязанностями.

Особенности структуры многих конституционно-правовых норм вызвали в литературе оживленную относительно их принадлежности к нормам правового характера.1

Особенностью конституционных норма является своеобразие их структуры, часто проявляющиеся в отсутствии трехэлементной структуры (гипотезы, диспозиции, санкции), свойственной большинству других норм права. Это обусловлено тем обстоятельст­вом, что большинство конституционных норм регулируют общест­венные отношения путем указания наиболее общих установок, ко­торые в юридической литературе называются исходными (учредительными, отправными) юридическими нормами.

Исходные юридические нормы законодательно закрепляют (учреждают) какое-либо положение материального или процессу­ального характера. Делается это путем словесного обозначения или указания на существенные признаки.2 Примером может быть ст.1 Конституции РФ: «Российская Федерация - Россия есть демократическое правовое государство с республиканской формой правления»; ст. 17 Конституции РФ: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» и др.

В российском конституционном праве имеется значительное количество норм, состоящих из двух элементов: гипотезы и диспозиции. Например, в ч. 2 ст. 36 Конституции РФ они выражены в следующей форме: «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственника­ми свободно (диспозиция), если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (гипотеза)»; в ч. З ст. 46 Конституции РФ; «Каждый в праве в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (диспозиция), если исчерпаны всё имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (гипотеза)».

Для большинства конституционных норм характерно отсутствие санкции. Однако, иногда санкции за нарушение норм консти­туционного права содержатся в какой-либо отдельной норме, или даже вообще в нормах не конституционного, а уголовного или административного права. Например, ч.3 ст.41 Конституции РФ: «Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровью людей, влечет за собой ответс­твенность в соответствии с федеральным законом».

Для более глубокого раскрытия содержания конституцион­но-правовых норм, правильного их понимания и применения, проводит­ся классификация, т.е. подразделение их на виды.

В основе классификации конституционно-правовых норм лежат методики, выработанные общей теорией права и применяемые к большинству отраслей отечественной правовой системы. Вместе с тем, в юридической литературе высказываются разнообразные суждения об основаниях классификации конституционно-правовых норм.

Классификация норм конституционного права России может проводится по следующим основаниям:

1. По содержанию (по кругу регулируемых общественных отноше­ний):

Нормы закрепляющие:

1) основы конституционного строя Российской Федерации;

2) основы правового статуса личности в Российской Федерации;

3) федеративное устройство России;

4) систему органов государственной власти и местного самоуправления.

2. По характеру имеющихся в нормах предписаний (по способу воздействия на субъекты права):

1) управомочивающие, например: ч.1 ст.22 Конституции РФ: «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность»; ч.1 ст.36 Конституции РФ: «Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю»; и др.

2) обязывающие, например: ст.57 Конституции РФ: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы»; ст.58 Конституции |РФ: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду...» и др.

3) запрещающие, например: ч. 4ст. 3 Конституции РФ: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации»; ч.2. ст. 30 Консти­туции РФ: «Никто не может быть принуждён к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нём» и др.

3. По территории действия:

1) действующие на территории всей Российской Федерации; например: нормы Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, в Указах Президента РФ и т.д.

2) действующие на территории конкретных субъектов Российской Федерации, например: нормы конституций республик, Уставов, законов и т.д.

3) действующие в пределах административно-территориальных единиц (в районе, городе, в районах города и т.д.), например: нормы устава о местном самоуправлении, в постановлении главы местной администрации и т.д.

4. По юридической силе:

Нормы, закреплённые в:

1) Конституции РФ, в законе о поправке к Конституции РФ, федеральных конституционных законах, федеральных законах;

2) Указах Президента РФ, постановлениях Совета Федерации и Государственной Думы, постановлениях Правительства РФ, постановлениях Конституционного Суда РФ;

3) Конституциях республик в составе Российской Федерации, Уставах краёв, областей, городов федерального значения, и т. д.; законах субъектов РФ и др.

4) отдельных актах органов местного самоуправления.

5. По степени определённости содержащихся в них предписаний (по методу регулирования):

1) императивные, т.е. такие, которые не допускают никаких отступлений от сформулированного в них правила. Например: ч.3 ст.49 Конституции РФ: «Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого»; ч.1 ст.50 Конституции РФ: «Никто не может быть повторно осуждён за одно и то же преступление» и др.

2) диспозитивные, т.е. такие, которые допускают возможность вы­бора соответствующего варианта поведения в зависимости от конк­ретных условий. Например, ст.33 Конституции РФ: «Граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и кол­лективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления» и др.

В юридической литературе указываются и иные основания классификации конституционных норм. Например, по функциональной направленности: нормы регулятивные и охранительные; по характеру регулируемых общественных отношений: норны материальные и процессуаль­ные; по действию во времени: нормы постоянные, временные и исключительные.1

Нормы российского конституционного права группируются по институтам.

Под конституционно-правовым институтом понимается определенная система норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу. Существуют и другие варианты определений рассматриваемой категории, например, конституционный институт – это обусловленная сущностью регулируемых общественных отношений, значительно обособленная и внутренне устойчивая система взаимосвязанных конституционных норм.

Для конституционного института характерны два признака:

· наличие в нём обособленной, устойчивой группы конституцион­ных норм;

· внутренняя взаимосвязанность норм единством предмета регулирования.

В конституционном праве выделяются три разновидности конституционных институтов: головные, сложные и одноэлементные (простые).

Головные конституционные институты.

Характеризуются высокой степенью обобщения, в большинстве своём широким охватом норм. К ним можно отнести, например, институт гражданства, институт основных прав, свобод и обязанностей, институт государственного устройства, институт избирательной системы и др. Входящие в головной институт правовые нормы могут фиксироваться как в содержании самой Конституции, так и в других источниках конституционного права (федеральных конституционных законах, федеральных законах и т.д.). Например, не все институты и нормы, объединённые головным институтом гражданства, выражены в Конституции РФ. Значительная часть их закреплена в самостоятельно действующем законе о гражданстве.

Сложные конституционные институты.

Сложные конституционные институты могут входить в состав головных институтов, и, в свою очередь в составе сложных институтов объединяется ряд однородных по предмету регулирования институ­тов (простые). К сложным конституционно-правовым институтам отно­сятся: институт личных прав и свобод, институт политических прав, институт социально-экономических прав, институт федеральных органов государственной власти и др.

Одноэлементные (простые) конституционные институты.

Они включают в себя только конституционно-правовые нормы, отличаются устойчивостью, взаимосвязанностью и не подразделяются на другие составляющие их институты. Например, институт Президентства, институт Конституционного Суда и др. Эти правовые институты могут возникать (или наоборот, утрачиваться) в зависимости от соци­ально-экономических и иных изменений в стране, например: институт права частной собственности; институт Уполномоченного по правам человека и др.

Отдельные конституционно-правовые институты объединяют в се­бе правовые нормы, относящиеся к другим отраслям права. Например, институт избирательного права включает в себя нормы конституцион­ного, административного, уголовного права.

Место и роль конституционного института определяются не количеством объединяемых им подразделений и норм, а его значимостью, в составе Конституции, характером регулируемых им общественных отношений и его положением среди других институтов.

 

6. Конституционное право Российской Федерации как учебная дисциплина.

Термин «Конституционное право Российской Федерации» обозначает также соответствующую юридическую дисциплину, соответствующий учебный курс, представляющий собой систематизированное изложение важнейших положений науки конституционного права применительно к учебным целям.

Конституционное право России является одной из основных от­раслей системы права Российской Федерации поэтому, независимо от получаемой специальности её изучение должно быть обязательным всистеме высшего юридического образования. Важность изучения данной учебной дисциплины объясняется значением и ценностью тех общест­венных отношений, которые закрепляются и регулируются нормами конституционного права.

Изучение конституционного права России позволяет получить знания о базовых, основополагающих отношениях в политической, соци­альной, экономической и иных сферах жизни общества, понять ту сложную систему социальных связей, подлежащих правовому воздейс­твию, которые определяют структуру всего нашего социального орга­низма. Предметом учебного курса российского конституционного права является изучение: основ конституционного строя, основ право­вого положения человека и гражданина, федеративного устройства России, основы организации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. В изучении данных вопросов применяются прежде всего историко-правовой и формально-юридический (догматический) методы. Вместе с тем, обращение к таким мето­дам, как социологический, политико-правовой, сравнительно-право­вой, диктуется необходимостью показать в историческом и современ­ном аспектах влияние на устройство отечественного государства и осуществления в нем власти, ее взаимоотношение сгражданами, определяющие устои и развитие России.

Сегодня стоит задача юридизации российского конституционного права как учебной дисциплины (в прошлом данный курс был слишком политизирован и идеологизирован), ее максимальное приближение к конституционно-правовым нормам и отношениям. Это позволит доско­нально изучить соответствующую отрасль отечественного права.

Преподавание курса «Конституционное право России» опирается на знания, полученные при изучении теории государства и права, истории государства и права и других учебных дисциплин. В свою очередь, знания конституционного права способствуют усвоению знаний в области политологии, экономики. Изучение данного курса по учебному плану высшей школы предшествует изучению специальных правовых дисциплин, поскольку оно содержит необходимые исходные положения для познания остальных отраслей права.

Думается, нет необходимости доказывать, что юристу нужно знать основные положения Конституции России, основные права, свободы и обязанности граждан для успешной их защиты и реализации; систему органов государственной власти, их компетенцию и соподчинённость; а также разбираться в других вопросах, которые составляют предмет конституционного права России.

Словом, овладение данной учебной дисциплиной совершенно необ­ходимо для приобретения широкого профессионального кругозора, без которого нет полноценного специалиста правоохранительных органов.

 

Лекция№2:

Конституция Российской Федерации.

Вопросы:

1. Понятие и сущность Конституции как Основного закона государства

2. Этапы развития Конституции Российской Федерации

3. Функции Конституции Российской Федерации

4. Юридические свойства Конституции РФ

5. Правовая охрана Конституции Российской Федерации

6. Порядок принятия, внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции РФ

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 528; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.