КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Часовые пояса Европы
В различных регионах Европы националистический аспект принципа модульной организации человека проявлялся по-разному. В первом, грубом приближении, которое затем потребует уточнений, Европу можно разделить на четыре часовых пояса — * Ирредентизм (от итальянского Irredento — неосвобожденный) — политическое движение в Италии (конца XIX — начала XX веков) за присоединение пограничных земель Австро-Венгрии, заселенных итальянцами. как на картах, выставленных в аэропортах, где показаны различия во времени между различными вертикальными сегментами глобуса. Самый западный часовой пояс — это атлантическое побережье Европы. Характерной особенностью этого региона является существование, начиная с эпохи средневековья, сильных династических государств, границы которых приблизительно (весьма приблизительно) совпадают с границами культурных зон. Если национализм предполагает брачный союз государства и культуры, то в этом регионе пары сложились задолго до того, как было объявлено, что они созданы друг для друга. Поэтому, когда национализм потребовал привести политические границы в соответствие с культурными, здесь оставалось лишь узаконить существующее положение. Сама история подготовила этот обширный регион к пришествию национализма, удовлетворив его требования (в значительной мере) заранее. Хотя, конечно, и здесь происходили (и происходят) волнения, например в Биль-бао и в Белфасте. На политической карте этого региона произошло лишь одно существенное изменение — появилась Республика Ирландия. Но в целом в эпоху национализма карта этой части Европы почти не отличается от карты того периода, когда границы определяли династии, религии и местные сообщества. Имея в своем подчинении сравнительно однородные культурные зоны, династические государства в какой-то степени отождествляли себя с их культурой еще до того, как национализм объявил культуру самым мощным политическим символом. Поэтому, когда ситуация изменилась, здесь не возникло сколько-нибудь заметных этнических движений вроде ирредентизма. Не надо было создавать новые культуры, а попытка возродить самобытную культуру в Ирландии провалилась. Существовавшим культурам не понадобилось искать себе новые политические крыши — у каждой из них такая крыша уже была. Национализму не пришлось лепить и новую письменную культуру из материала локальных культур — скорее, его задача заключалась в том, чтобы привести разнообразные крестьянские диалекты к уже существующей норме городской речи. До сих пор в этом регионе слово «крестьянский» звучит скорее как ругательство, чем как понятие, обозначающее идеализированных носителей этнической идентичности и национальной культуры. Крестьян надлежало превратить в представителей нации, пользующихся нормативной речью, но строить высокую культуру на материале крестьянской культуры — такой задачи здесь не было. Вордсворт мог сколько угодно любить сельских жителей и восторгаться их языком, предпочитая его формалистике классицизма, но нация Шекспира уже не нуждалась в формировании новой кодифицированной культуры. Если бы Вордсворт оказался, скажем, чехом, эта история приняла бы совсем другой оборот. Но жители этого региона уже не нуждались в пророках и героях, пробуждающих национальное самосознание. Как утверждает Эрнест Ренан, фактором, скреплявшим самосознание нации, стало здесь принудительное коллективное забывание, а не конструирование коллективных воспоминаний. В следующем часовом поясе, лежащем к востоку, можно было наблюдать совсем иную картину. В этом регионе не было готовых династических государств и царила совершенно исключительная политическая раздробленность, так что обширные территории, на которых господствовали две основные высокие культуры, были покрыты мозаикой мелких, но эффективных политических единиц. Масштабное метагосударственное образование — Священная Римская империя,— которое некогда обеспечивало целостность региона, уже давно перестало выполнять свою роль, и к моменту наступления эпохи национализма само имя его было забыто. Таким образом, в этой зоне не было политических единиц, готовых удовлетворить требованиям национализма. Однако здесь существовали две чрезвычайно развитые кодифицированные нормативные культуры — итальянская и немецкая. Первая сформировалась, по крайней мере, в эпоху Возрождения, вторая — в период Реформации. То есть были невесты, готовые идти к алтарю,— оставалось только найти для них достойных политических женихов. Иначе говоря, здесь требовалось государственное строительство, но не создание новых национальных культур. Существующую высокую культуру надо было снабдить подходящей политической крышей, способной служить ей убежищем. Это потребовало некоторого количества военных и дипломатических усилий — и более почти ничего. К концу XIX века цель эта была успешно достигнута. Наиболее серьезные проблемы, связанные с применением главного националистического принципа «одна культура — одно государство», возникли в следующем к востоку, третьем часовом поясе. Здесь можно было наблюдать чрезвычайно сложную, «лоскутную» ситуацию географического и социального переплетения разнообразных культур. При этом политические, культурные и религиозные границы совершенно не совпадали и не поддерживали друг друга. Многие крестьянские культуры этого региона вовсе не имели соответствующей им четко обозначенной нормативной высокой культуры. У многих не было даже названия. Зачастую здесь отсутствовали образовательные институты, способные порождать, защищать, воспроизводить и распространять культуру, а без них культура не могла охватывать общество в целом и неизбежно оставалась культурой локальных сообществ и меньшинств. Иначе говоря, здесь стояла невероятно тяжелая задача создания как культур, так и оформляющих их государств. В этом регионе работа национализма началась с этнографии — наполовину описательной, наполовину нормативной,— соединившей сбор утильсырья с культурной инженерией. Чтобы можно было в конечном итоге создать компактные и достаточно однородные культурно-государственные образования, надо было решить много проблем, а именно — ассимилировать или изгнать, или уничтожить огромное количество людей. По мере реализации националистического принципа в сфере политики все эти методы были использованы, и все они до сих пор остаются в ходу. Наконец, в Европе существует четвертый часовой пояс, который более или менее соответствует территории бывшей царской империи. В отличие от других империй, которые исчезли навсегда, царская империя была вскоре восстановлена, но под совер- шенно другими правителями и под флагом новой светской идеологии, обладавшей, впрочем, не меньшим мессианским пылом, чем любая религия. Новая вера насаждалась самыми решительными и жестокими методами, ив конце концов породила харизматическое общество нового образца, которое видело свою цель в установлении на земле абсолютно справедливого социального строя и полагало, что рецепт такого строя ему известен. По воле и под руководством Ленина оригинальная версия этой светской религии претерпела своего рода Реформацию наизнанку. Вначале она не предполагала внутренней стратификации своих адептов. У Маркса нет никаких указаний относительно создания привилегированного священства. В конечном счете всем людям — а временно всем обездоленным и угнетенным — был гарантирован равный доступ к истине, которая должна была спасти человечество. Однако Ленин пришел к заключению, что обычные люди не могут подняться до восприятия истины. (Рабочий класс, если ему не помочь, пойдет по пути реформ, а не по пути революции, и, не поняв свою роль провозвестника нового мира, сосредоточит усилия на улучшении своего положения в рамках существующего строя.) Поэтому требовалось создать особый религиозный орден, в высшей степени дисциплинированный и способный понять, принять и осуществить великую миссию. Соединив мессианские пророчества марксизма о роли мирового пролетариата с характерной российской идеей революционной элиты, Ленин действительно создал такой орден и сам стал Игнацием Лойолой марксизма. Когда революция удивительным образом победила и еще более удивительным образом выстояла — несмотря на отсутствие помощи и поддержки со стороны братских революционных организаций других стран,— этот орден естественным образом унаследовал власть над Россией и приступил к осуществлению целей, которые надлежало ставить обладателям абсолютного и сверхважного знания. Под таким преданным идее и решительным руководством новая светская Умма справлялась с националистическими движениями даже легче, чем империи, входившие в течение столетия (с 1815 по 1918 год) в Священный союз. Новая идеократия и насаждаемые ею институты эффективно контролировали огромную территорию, заставляя ее жителей признавать, что их национальные интересы полностью удовлетворены. Эту ложь удавалось с успехом поддерживать вплоть до 1980 годов, вводя с ее помощью в заблуждение даже вполне проницательных в иных отношениях наблюдателей. Следует обратить внимание на еще одно важное событие: в 1945 году, в результате победы в войне, социалистическая Умма раздвинула границы четвертого часового пояса в западном направлении, включив в сферу своего влияния обширные территории, которые в период между первой и второй мировыми войнами находились в третьем часовом поясе. С этих пор жители региона, простиравшегося до Адриатики и до Эльбы, стали — в идеологическом и политическом смысле — жить по московскому времени. По ряду серьезных и до конца еще не осознанных причин первая в мире светская идеократия потерпела в конце концов крах, обнаруживший, в частности, полное отсутствие веры у жителей тех стран, где она насаждалась с таким рвением и упорством. Многие люди сегодня -хотели бы вернуть здесь стабильность, безопасность, утраченный международный престиж, но никто не сожалеет о потере коммунистической веры. В стране, которая родила революцию, состоялось ее позорное всенародное погребение. Крах советской империи позволил говорить о возможности создания на ее месте гражданского общества, и эта тема интересует нас здесь более всего. В то же время он открыл дорогу для национализма. Важная особенность региона, который мы обозначили как четвертый часовой пояс Европы (региона, где не было ни государства-жениха, ни невесты-культуры, необходимых для образования национального государства, и где их поиск был временно приостановлен ввиду семидесяти- или сорокалетнего господства большевистской идеократии), заключается в том, что он прошел первые две стадии националистического развития вмес-те с третьимчасовым поясом, а затем этот процесс был искус-ественно, политически заморожен. Принц Михаил Сергеевич Гор-бачев решил разбудить эту Спящую Красавицу, и был неприятно поражен тем, насколько грубой, неизящной, совсем не похожей на принцессу оказалась она в момент пробуждения. Он не решился всецело довериться такому сомнительному партнеру, и это дало его сопернику принцу Борису шанс, которым тот не замедлил воспользоваться, заодно избавившись от менее решительного жениха. Не раздумывая, Ельцин заключил договор с националистами нероссийских республик,— чтобы лишить Горбачева опоры в союзном правительстве,— и получил власть в России. Однако до сих пор совершенно неясно, сможет ли он задобрить эту своенравную даму и в то же время уцелеть сам. ЕЩЕ РАЗ О ЧЕТВЕРТОМ ЧАСОВОМ ПОЯСЕ Авторитарная система исчезла, правда, не полностью, но этого хватило для того, чтобы смогли появиться, во-первых, призывы к созданию гражданского общества, а во-вторых, националистические умонастроения. Здесь нас прежде всего интересует соотношение потенциалов двух этих тенденций. Их взаимодействие является существенной частью той политической драмы, которая происходит сегодня в Восточной Европе. Исход ее пока совершенно неясен. Но уже теперь можно сделать в этой связи несколько наблюдений. Как экономические, так и политические структуры, необходимые для жизни гражданского общества, нелегко создавать с нуля. Политические партии по началу представляют собой неустойчивые клубы интеллектуалов, не имеющие серьезной опоры в обществе. Довольно легко стимулировать некоторые виды предпринимательства, особенно в сфере обслуживания, где оно уже существует в полулегальной форме (кроме, может быть, стран с наиболее суровой тоталитарной диктатурой). Чтобы открыть небольшой ресторан, не надо ни много места, ни особого предпринимательского таланта или воображения, для этого нужен лишь некоторый вкус — гастрономический и дизайнерский, и некоторое представление о стандартах качества. Но подлинный открытый рынок (противостоящий просто системе хозяйственных связей) требует уже серьезного предпринимательского уровня и соответствующих институтов, которые невозможно создать указом. То же самое относится и к политическим институтам.
В то же время объединения, создаваемые по этническому принципу, могут, по-видимому, возникать быстро и в короткий срок приобретать прочную и укорененную структуру- Именно на национальной основе легче всего создать крепкую и разветвленную организацию, имеющую отделения на местах, общую символику, эмоциональный фундамент и признанное, авторитетное руководство. Можно лишь мечтать о том, чтобы иные аспекты модульного человека утверждали себя в обществе так же быстро и эффективно, как это страстное желание идентифицировать свою культурную принадлежность и стремление привести все окружающие социальные обстоятельства к общему знаменателю этой конкретной культуры. К сожалению, все происходит не так. Спящая Красавица национализма спит чутким сном, и пробудить ее можно самым деликатным поцелуем. Спящая Красавица гражданского общества может быть гораздо более желанна (хотя, разумеется, это дело вкуса), но нужны невероятные усилия, чтобы ее пробудить. . Вновь спросим себя: являются ли союзниками национализм и либерализм? Вначале — да, несомненно: перед лицом власти, соединяющей в себе догматизм и централизм, те, кто стремится к свободомыслию, и те, кто хочет получить независимость, чтобы следовать обычаям и традициям своей культуры, естественно объединяются, чтобы вместе противостоять центру. Но потом? Учитывая быстроту, с которой можно мобилизовать национальные движения, и медлительность, с которой- оявляется все остальное, можно, вероятно, использовать этнические образования как опорные пункты в борьбе с реакцией центра. Именно эту стратегию применил Борис Ельцин в своей борьбе с Горбачевым. Многие из нас сомневались тогда в целесообразности поощре- ния всех без разбору национальных движений, стремления осла бить центр любой ценой. Однако, когда в августе 1991 года обоих — и Ельцина, и Горбачева — пришлось защищать от центристского путча, только умение Ельцина опереться на этот фундамент помогло спасти положение. А в конце того же года он использовал эти силы, чтобы выбить почву из-под ног Горбачева и одержать над ним полную победу. Но мы еще посмотрим, какую цену взыщет за это национализм. • Продолжение следует. Перевод с английского Михаила ГНЕДОВСКОГО
Фрагмент пятый КРАХ СВЕТСКОЙ УММЫ
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |