КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лабораторное занятие №3
Системная и функциональная характеристики звука [j] Метод проведения лабораторной работы: закрепление изученного материала, аудиторная работа. Форма контроля: проверочная работа в форме распределительного диктанта. План: 1. Системные характеристики звука [j]: по соотношению голоса и шума, по участию верхнего нёба, по месту образования, по типу преграды, по типу воздушного протока. 2. Реализация: позиция абсолютного начала слова, позиция после гласного, позиция после твердого / мягкого знаков. Задание 1. Затранскрибируйте слова, обращая внимание на йотацию гласных. А) Яблоко – дятел – гармония, ёлка – лёд, южный – люстра – симфонию, ель – зелень – еловые ветки. В) Жёлтый, запятая, зарядить, земляника, наклонение, обаяние, ожидание. Задание 2. В предложенных отрывках отметьте, когда А) буквы я, е, ё, ю обозначают два звука; Б) когда эти буквы обозначают гласные а, э, о, у после мягких согласных. 1. Я помню чудное мгновенье; Передо мной явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты (А.С. Пушкин). 2. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом (Ф. Тютчев). 3. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса (А.С. Пушкин). Проверочное задание. Заполните следующую таблицу примерами из текстов. Примеры затранскрибируйте.
Вариант 1. Летит коршун над самой землёй, плавно взмахивая крыльями, и вдруг останавливается в воздухе, точно задумавшись о скуке жизни, потом встряхивает крыльями и стрелою несётся над степью, и непонятно, зачем он летает и что ему нужно. А вдали машет крыльями мельница … Для разнообразия мелькнёт в бурьяне белый череп или булыжник; вырастет на мгновенье серая каменная баба или высохшая ветла с синей ракшей на верхней ветке, перебежит дорогу суслик, и – опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи … (А. Чехов). Вариант 2. Я родился в начале мая, И прекрасно я понимаю, Что такое разлив весенний: Это – ветер и гребни в пене, Это – вывернутые коряги И затопленные овраги В ночь, когда над стернёй колючей Подымаются сизые тучи, Возвращеньем зимы угрожая. Но и снег в середине мая – Даже он, говорят, к урожаю! (Л. Мартынов). Домашнее задание. Задание 1. Сделайте фонетическую транскрипцию следующих слов. Говор – разговор – говорит – подговаривает, голова – гόловы, - головы, головизна, головной, воды – вода – водяной – водянистый – водоворот – водопровод, огонь – огнеупорный – с огоньком, посадка – сад – садовод – садоводческий – высадить, мед – меловой – мелок – размеловка, день – подёнщица – деньской, резать – подрезать – вырезать, ирония – с иронией – иронический, Ира – Ирина – к Ире, вязка – перевязка – перевязать. Задание 2. Используя «Орфоэпический словарь русского языка / Под. ред. Р.И. Аванесова. – М.: Русский язык, 2001», расставьте ударения в следующих словах. Рекомендуемый орфоэпическим словарем вариант следует сравнить с вариантом, предлагаемым «Словарем ударений для работников радио и телевидения» Л.Ф. Агеенко, М.В. Зарва. В случае несовпадения избрать тот вариант, который соответствует действующей акцентологической тенденции ВАРИАНТ 4 1. óмнибус – омнúбус 53. булáва – булавá 2. озорнúчать – озорничáть 54. нáверх – навéрх 3. [те]нор – [тэ]нор 55. козырнóй туз – козырный туз 4. (жить) счáстливо – счастлúво 56. вóткнутый – воткнýтый (оставаться) 57. скáбрезный – скабрёзный 5. экипúровать – экипировáть 58. кáмфара – камфарá – кáмфора 6. шпаклёвка – шпатлёвка 59. прóстыни – простынú 7. замóренный – заморённый 60. óкуневый – окунёвый 8. влóжить – вложúть 61. фúлер – филёр 9. кáучук – каучýк 62. завúлась – завилáсь 10. мáстерски – мастерскú 63. éлико возможно – елúко 11. парáлич – паралúч возможно 12. нáсквозь – насквóзь 64. зáнятый человек – занятóй 13. рáджа – раджá человек 14. свéрлишь – сверлúшь 65. кéтовый – кетóвый 15. постáмент – постамéнт 66. гофрúрованный – гофрирóван- 16. тýтовник – тутóвник ный 17. укрáинцы – украúнцы 67. каменноýгольный – каменно- 18. шёлковый – шелкóвый угóльный 19. рáкушка – ракýшка 68. семи пядей во лбу – семи пядéй 20. яи[чн]ица – яи[шн]ица во лбу 21. ягодица – ягодúца 69. борóнит – боронúт 22. рыхлить – рыхлúть 70. порвáлась – порвалáсь 23. селянин – селянúн 71. рожéница – роженúца 24. тотчас – тотчáс 72. ве[тв]и – ве[тьв]и 25. упрóчение – упрочéние 73. стрóчит – строчúт 26. грýшевый – грушóвый 74. малая тóлика – малая толúка 27. дóсыта – досыта 75. сýмерничать – сумéрничать 28. лягýшачий – лягушáчий 76. оксиморон – оксюморон 29. пéрышко – пёрышко 77. сóрит – сорúт 30 мýчить – мучать 78. опорóжнить – опорожнúть 31 ýдить – удúть 79. удрáла – удралá 32. провúзор – провизóр 80. рефлексивный – рефлективный 33. óбластей – областéй 81. перечеркáть – перечёркать 34. два гóла – два голá 82. вéресковый – верескóвый 35. óтчасти – отчáсти 83. имбирь – инбирь 36. пас[тэ]ль – пас[те]ль 84. вúхриться – вихрúться 37. рáструб – растрýб 85. дéяние – деяние 38. его рвáло – его рвалó 86. ка[те]хизис – ка[тэ]хизис 39. [сэ]рвис – [се]рвис 87. двухтýмбовый – двухтумбóвый 40. уплаченный – уплоченный 88. вмéстится – вместúтся 41. чáрдаш – чардáш 89. надклéить – надклеúть 42. áсбест – асбéст 90. дúксиленд – диксилéнд 43. бидóн – битóн 91. сердце щéмит – сердце щемúт 44. заплéсневеть – заплесневéть 92. неглубóко – неглубокó 45. óстрие – остриё 93. лошадями – лошадьми 46. áкрополь – акрóполь 94. танцóвщик – танцовщúк 47. боржом – боржоми 95. грóссбух – гроссбýх 48. апóстроф – апострóф 96. дебаркáдер – дебаркадéр 49. гренадéр – гренадёр 97. пóтуги - потýги 50. экспéртный – экспертный 98. вéчерять – вечерять – вечéрять 51. клепáльный – клёпальный 99. жил грéшно – жил грешнó 52. напéрчить – наперчúть 100. недвúжимое имущество – недвижúмое имущество Задание 3. Изучите тему «Фонетические законы, действующие в области гласных», используя рекомендованные учебники и учебные пособия. Литература. 1. Орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р.И. Аванесова. – М.: Русский язык, 2001. 2. Агеенко Л.Ф. Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения. М., 1970. 3. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. В 2-х частях. Часть 1. Фонетика и орфоэпия. Лексикология. Фразеология. Под ред. Е.И. Дибровой. – М., 2001. – С. 99 – 104. 4. Черкасов
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |