Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фоностилистика




Лабораторное занятие № 11

Метод проведения лабораторной работы: закрепление изученного материала, аудиторная работа.

Форма контроля: проверочная работа.

План:

1. Благозвучие речи – эвфония.

2. Основные принципы благозвучия русской речи.

3. Стилистические функции звукописи в художественной речи. Звукообраз

4. Исполнительские и авторские фонетические средства.

Задание 1. Расставьте знаки препинания в предложениях. Сделайте синтагматическое членение этих предложений. Укажите, если возможно, варианты членения в связи с варьированием информативных задач.

1. Казнить нельзя помиловать.

2. Как поразили его стихи Пушкина!

3. В повороте его головы в белой аристократической шее девушки находили нечто байроническое.

4. Ты слишком горд Шекспир друзей забыл советы…

5. Собрание состоится в четверг вечером.

6. Третьей решающей уликой послужил найденный при обыске дневник.

7. Немного подальше на берегу сидела одна рота ждавшая переправы.

8. Брат купил книгу.

9. Роняет лес багряный свой убор.

Задание 2. Проанализируйте звуковую организацию речи, укажите ассонансы и аллитерации.

1. Брожу ли я вдоль улиц шумных, вхожу ли в многолюдный храм. (П).

2. Куда как весело, вот вечер, вьюга воет. (П).

3. И блеск, и шум, и говор балов. (П).

4. Журчат ручьи, блестят берега безмолвны. (П).

5. Самое это! С донышка душ! Жаром, жженьем, железом, светом

жарь, жги, режь, рушь! (М.)

6. Улыбка на устах увянувших видна. (П.)

7. Нева вздувалась и ревела

Котлом клокоча и клубясь. (П.)

8. Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря, в берег бьётся

Чуждый чарам чёрный челн. (Бальмонт)

9. Элегантная коляска в электрическом биеньи

Эластично шелестела по шоссейному песку. (Северянин)

10. У наших ушки на макушке,

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки

Французы тут как тут. (Л.)

Задание 3. Укажите звукоподражательные и звукообразные слова, определите стилистическую роль их «фонетического окружения».

1. Из мертвой главы гробовая змея шипя между тем выползала. (П.)

2. Знакомым шумом шорох их вершин меня приветствовал. (П.)

3. Изба – старуха челюстью порога жует шершавый мякиш тишины. (Ес.)

4. О чем поскрипывает шхуна? Не может быть, чтоб ни о чем, когда, дыша машиной шумно, несется в сумраке ночном. (Евт.)

5. На улице дождь. Подо мной бесшумный, блестящий плывущих машин поединок. “На улице дождь…” – вот слова этой песни ночной. Играет гармоника песню дрожащих дождинок. (Луг.)

Задание 4. Устраните фоностилистические ошибки, конкретизируйте характер этих ошибок (случайный звуковой повтор, неуместная рифма, тавтологические сочетания и т.п.).

1. Ширина улицы расширена.

2. Нам было указано на наличие невыявленных ресурсов.

3. После экспедиции по традиции состоится отсчет любителей подводного спорта.

4. Систематически организуем тематические выставки.

5. Не видели ли вы Лили?

6. Первое место в первенстве заняла группа гимнасток города Горького.

Проверочное задание. Найдите и охарактеризуйте недочеты фонетической организации речи в следующих предложениях. Запишите исправленные варианты предложений.

1. В прошлом году выдался неурожайный год.

2. Скромная, отзывчивая, трудолюбивая – так отзываются о Раисе Борисовне в большом дружном коллективе цеха.

3. Мы узнавали, не писали ли литераторы об этих событиях.

4. Общение молодежи в общежитии же оставляет желать лучшего.

5. В совхозе широко практикуется овладение механизаторами смежными профессиями.

6. Когда мы отошли от села километров на пять, стало чуть-чуть рассветать.

7. Одетые в национальные костюмы алькадессы привлекают внимание прессы.

Домашнее задание.

Задание 1. Изучите тему «Фоностилистический анализ художественного поэтического текста», используя учебники и учебные пособия [1, 2].

Литература.

1. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. В 2-х частях. Часть 1. Фонетика и орфоэпия. Лексикология. Фразеология. Под ред. Е.И. Дибровой. – М., 2001. – С. 30 – 31.

2. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.: Айрис-пресс, 2003. – С. 168 – 183.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 801; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.