КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Договор об оказании аудиторских услуг
Проведение аудиторской проверки отчетности конкретного субъекта хозяйствования может осуществляться только на основании договора оказания аудиторских услуг. По договору оказания аудиторских услуг одна сторона – аудиторская организация (аудитор – индивидуальный предприниматель) обязуется оказать аудиторские услуги (провести аудит и (или) выполнить сопутствующие аудиту услуги) по заданию другой стороны – заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить эти услуги. Заказчиками могут выступать аудируемые лица и иные лица в соответствии с законодательством. Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» содержит следующие основания, исключающие возможность заключения договора оказания аудиторских услуг между определенными аудиторскими организациями (индивидуальными предпринимателями) и определенными субъектами хозяйствования – заказчиками: - аудитор – индивидуальный предприниматель, проводящий аудиторскую проверку субъекта хозяйствования – заказчика, является его учредителем (участником, собственником имущества), руководителем, бухгалтером или иным лицом, несущим ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемого субъекта хозяйствования; - аудитор – индивидуальный предприниматель, проводящий аудиторскую проверку субъекта хозяйствования – заказчика, состоит в близком родстве или свойстве с учредителями (участниками, собственниками имущества) должностными лицами, бухгалтерами проверяемого субъекта; - руководитель, аудиторы и иные должностные лица аудиторской организации являются учредителями (участниками, собственниками имущества) проверяемого субъекта, а равно являются должностными лицами, бухгалтерами проверяемого субъекта; - руководитель, аудиторы и иные должностные лица аудиторской организации состоят в близком родстве или свойстве с учредителями (участниками, собственниками имущества) проверяемого субъекта, а равно являются должностными лицами, бухгалтерами проверяемого субъекта; - проверяемый субъект хозяйствования, является учредителем (участником, собственником имущества) аудиторской организации; - аудиторская организация является учредителем (участником, собственником имущества) проверяемого субъекта хозяйствования; - проверяемый субъект является дочерней, зависимой организацией, а равно филиалом или представительством организации, учредителем которой является соответствующая аудиторская организация; - учредителем, (участником, собственником имущества) аудиторской организации и проверяемого субъекта хозяйствования является одно третье лицо; - оказание аудиторской организацией или аудитором – индивидуальным предпринимателем проверяемому субъекту хозяйствования услуг несовместимых с аудитом в том же отчетном периоде (услуг по восстановлению, ведению бухгалтерского учета). Договор оказания аудиторских услуг заключается в простой письменной форме и включает следующие существенные условия: - предмет договора; - сроки выполнения аудиторских услуг; - стоимость оказываемых аудиторских услуг; - права и обязанности сторон; - ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором; - иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Предметом договора оказания аудиторских услуг являются услуги по проведению проверки достоверности бухгалтерской (финансовой отчетности) аудируемого лица. Следует отметить, что предмет договора может быть конкретизирован посредством указания метода проведения заказываемой аудиторской проверки. Аудиторская проверка может проводиться сплошным или выборочным методом. Сплошной метод проведения аудиторской проверки предусматривает проверку всей документации заказчика, на основании которой составлялась отчетность субъекта хозяйствования – заказчика за проверяемый отчетный период. Выборочный метод проведения аудиторской проверки предусматривает проверку отдельных групп документов, на основании которых формировались отдельные показатели, отраженные в отчетности субъекта хозяйствования – заказчика. Стоимость оказания аудиторских услуг, в том числе и при проведении обязательного аудита, определяется соглашением сторон и отражается в договоре. Стоимость аудиторской проверки, проводимой сплошным методом, в любом случае выше, чем стоимость проверки, проводимой выборочным методом. Размер вознаграждения аудиторской организации за проведение аудита не может быть поставлен в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований заказчика о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита и отражены в аудиторском заключении. На наш взгляд, значительную сложность представляет применение правовых норм, устанавливающих гражданско-правовую ответственность аудиторской организации перед заказчиком за неисполнение (ненадлежащее исполнение обязательств) по договору оказания аудиторских услуг. Аудиторская организация может нанести ущерб заказчику разглашением сведений, составляющих его коммерческую тайну, а также рекомендациями по изменению данных отчетности, в действительности, являющимися ошибочными и др. В таких случаях определение размера убытков, причиненных аудиторской организацией заказчику, не представляет значительной сложности, чего нельзя сказать о доказывании размера убытков. Иная ситуация имеет место при определении размера убытков, причиненных заказчику невыявлением аудиторской организацией нарушений законодательства проверяемым субъектом, которые могли бы быть выявлены при надлежащем оказании услуг по проверке отчетности проверяемого субъекта. Мнение о том, что в таком случае аудиторская организация обязана возместить заказчику в качестве убытков всю сумму административных штрафов, взысканных с проверяемого субъекта за невыявленные аудиторской организацией нарушения законодательства является ошибочным: согласно закону Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» аудиторская проверка не освобождает субъект хозяйствования от ответственности за нарушение порядка осуществления хозяйственной деятельности, несоответствие представляемой бухгалтерской (финансовой) отчетности актам законодательства. Таким образом, по общему правилу, между невыявлением аудиторской организацией нарушений законодательства и штрафами за их совершение, взысканными с аудируемого лица государственными органами, нет причинно-следственной связи – необходимого элементом состава гражданского правонарушения. Поэтому возмещение аудиторской организацией в качестве убытков сумм штрафов, взысканных с проверяемого субъекта, только на том основании, что аудиторская организация не выявила правонарушения, за которые были применены данные штрафы, противоречит нормам гражданского законодательства. Причинно-следственная связь между фактом взыскания административного штрафа и фактом невыявления аудиторской организацией правонарушения, за которое был применен данный штраф, будет установлена в том случае, если заказчик докажет, что своевременное выявление аудиторской организацией данного нарушения позволило бы проверяемому субъекту хозяйствования избежать применения административного штрафа. В таком случае сумма административного штрафа, взысканного с аудируемого лица, может быть взыскана в качестве убытков с аудиторской организации, не выявившей соответствующее нарушение. Таким образом, чтобы взысканные с аудируемого лица штрафы стали убытками заказчика, причиненными ненадлежащим исполнением аудиторской организацией своих обязательств по договору, необходимо установление возможности освобождения заказчика от административной ответственности при своевременном выявлении соответствующего нарушения. При этом определяющее значение имеют формулировки составов административных правонарушений, содержащихся в Кодексе Республики Беларусь 2003 г. «Об административных правонарушениях». Если из норм данного Кодекса вытекает, что устранение или прекращение длящегося (продолжаемого) правонарушения до его выявления уполномоченным государственным органом освобождает субъект хозяйствования от ответственности за его совершение, следует сделать вывод о том, что своевременное выявление аудиторской организацией данного нарушения позволило бы аудируемому лицу устранить или прекратить правонарушение. Примером такого нарушения является состав, предусмотренный статьей 13.6 вышеуказанного Кодекса – неуплата налогов. Если налоги будут уплачены с нарушением сроков их уплаты, но до даты назначения налоговой проверки, в ходе которой могла бы быть выявлена неуплата данных налогов, плательщик освобождается от ответственности за данное правонарушение. Выявление аудиторской организацией этого правонарушения до даты назначения налоговой проверки могло бы позволить плательщику устранить нарушение и не понести административной ответственности. Если аудиторская организация не выявила данное нарушение в ходе аудиторской проверки, причинно-следственная связь между невыявлением неуплаты налогов и штрафом, взысканным с аудируемого лица за неуплату, будет иметь место. А сумма штрафа будет являться убытками заказчика, подлежащими возмещению со стороны аудиторской организации.
Нормативные правовые акты и литература
1 О бухгалтерском учете и отчетности: закон Республики Беларусь от 18 октября 1994 г., № 3321 – XII // Консультант плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Мн., 2009. 2 Об аудиторской деятельности: закон Республики Беларусь от 8 ноября 1994 г., № 3373 – XII // Консультант плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Мн., 2009. 3 Об утверждении Положений «О лицензировании видов деятельности, лицензирование которых осуществляет Министерство финансов: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2003 г., № 1346 // Консультант плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Мн., 2009. 4 Об утверждении инструкции о регулировании аудиторской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, банковских группах и банковских холдингах: постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 4 января 2008 г., № 1 // Консультант плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Мн., 2009. 5 О некоторых вопросах аудиторской деятельности: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 января 2008 г., № 7 // Консультант плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Мн., 2009. 6 Об утверждении Правила аудиторской деятельности «Отчет аудиторской организации по специальному аудиторскому заданию»: постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 23 января 2002 г., № 8 // Консультант плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Мн., 2009. 7 Об утверждении Правила аудиторской деятельности «Существенность и аудиторский риск»: постановление Министерства финансов Республики Беларусь 6 марта 2001 г., №24 // Консультант плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Мн., 2009. 8 Об утверждении Правила аудиторской деятельности «Изучение и оценка систем бухгалтерского учёта и внутреннего контроля в ходе аудита»: постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 19 июня 2002 г., №86 // Консультант плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Мн., 2009. 9 Об утверждении Правила аудиторской деятельности «Порядок заключения договоров оказания аудиторских услуг»: постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 31 октября 2001 г., №106 // Консультант плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Мн., 2009. 10 Об утверждении Правила аудиторской деятельности «Сопутствующие аудиту услуги»: постановление Министерства финансов Республики Беларусь 24 июня 2003 г., № 100 // Консультант плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Мн., 2009. 11 Правовая бухгалтерия / отв. ред. С. Г. Чаадаев. – М., 2001. – 432 с. 12 Цыпарков, Н. Г. Правовое регулирование учёта, анализа и аудита (бухгалтерское право): учеб.-метод комплекс. – 3-е изд., перераб. И доп. / Н. Г. Цыпарков. Мн.: Изд.-во МИУ, 2008. – 388 с. 13 Литовко, С. Кто должен подписывать бухгалтерскую отчётность предприятия / С. Литовко // Юрист. – 2008. – № 5. – С. 78 – 79.
Тема 12 Расчётные правоотношения 12.1 Правовое регулирование расчетных отношений между субъектами хозяйствования. Общие положения 12.2 Понятие, виды и порядок проведения валютных операций 12.3 Понятие и формы безналичных расчётов
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |