Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ответственность субъектов хозяйствования за нарушение порядка осуществления внешнеторговой деятельности




Основные требования законодательства к содержанию внешнеторгового договора и к срокам проведения внешнеторговых операций

Согласно указу Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. N 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» под внешнеторговым договором понимается договор между резидентом и нерезидентом Республики Беларусь, предусматривающий возмездную передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Под внешнеторговой операцией, согласно данному законодательному акту, понимается каждая экспортная (импортная) отгрузка (поставка) товаров по отдельной таможенной декларации, каждый этап выполнения работ (оказания услуг), оформленный отдельным актом сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) либо иным документом, предусмотренным законодательством, а также каждый проведенный (полученный) платеж. Одна внешнеторговая операция может включать в себя несколько отгрузок, этапов работ (услуг) или платежей, совершённых в течение одного дня в отношении одного контрагента по одному внешнеторговому договору.

Каждый внешнеторговый договор может включать в себя от двух внешнеторговых операций (одна поставка и один платеж) до неограниченного верхним пределом максимального количества внешнеторговых операций.

Исходя из названных определений, можно сделать однозначный вывод, что внешнеэкономическая сделка – это действие, направленное на возникновение или изменение прав и обязанностей сторон, одной из которых является нерезидент Республики Беларусь.

Внешнеэкономическая сделка должна отвечать следующим признакам:

- наличие двух и более сторон;

- среди участников данной сделки должен быть, как минимум, один резидент и один нерезидент Республики Беларусь.

Согласно пункту 2 статьи 1116 Гражданского кодекса Республики Беларусь, внешнеэкономический договор, хотя бы одним из участников которого является юридическое лицо или гражданин Республики Беларусь, совершается независимо от места заключения договора в письменной форме.

Условия внешнеторгового договора определяются и согласуются сторонами.

Однако при заключении внешнеторговой сделки резидент Республики Беларусь, независимо от применимого при её заключении права, обязан отразить в документе (документах), посредством которого был заключён внешнеторговый договор, условия расчета. При этом под условиями расчета понимается установленное внешнеторговым договором обязательство осуществления одной стороной расчета до исполнения или по факту исполнения обязательства другой стороной. Согласно постановлению Правления Национального банка Республики Беларусь от 11 ноября 2008 г., № 165 «О порядке осуществления расчетов по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт», проведение резидентом-импортером предоплаты продукции по импорту без предварительного разрешения Национального банка запрещено.

Наряду с императивным требованием по включению во внешнеторговый договор условий расчета, следует перечислить рекомендуемые условия и реквизиты соответствующего договора.

Экспортёру (импортёру) следует рекомендовать включить во внешнеторговый договор следующие условия и реквизиты:

- дату и место заключения договора;

- предмет договора, включая: количество продукции;

- цену (стоимость) товара, работы, услуги, охраняемой информации, исключительного права на объект интеллектуальной собственности;

- условие поставки;

- наименования и банковские реквизиты договаривающихся сторон;

- ответственность сторон;

- порядок разрешения споров.

При этом следует отметить, что условие поставки в соответствии с таможенным законодательством должно определяться на основании Правил толкования международных торговых терминов (International commercial terms, Incoterms-2000). Incoterms-2000 (Инкотермс-2000) – это международный правовой обычай, разработанный Международной торгово-промышленной палатой и применяемый к конкретному договору международной купли-продажи товаров только при наличии в данном договоре ссылки на одно из условий поставки, содержащееся в нем. Следует отметить, что отсутствие во внешнеторговом договоре условия поставки или некорректная ссылка на одно из тринадцати условий поставки Incoterms-2000 влечет сложности в определении таможенной стоимости импортируемого товара.

Следует также сделать акцент на значимости отражения во внешнеторговом договоре положения о договорной неустойке (пени). При международно-правовом регулировании внешнеторговых сделок, сочетающем положения международных договоров, обычаев и актов национального гражданского законодательства, определение размера законной неустойки значительно сложнее, чем определение её размера по внутренним сделкам. Значимость договорной неустойки по внешнеторговым сделкам выше, так как она не всегда может быть компенсирована законной неустойкой (процентами за незаконное пользование денежными средствами).

Согласно указу Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г., № 178 на субъекта хозяйствования Республики Беларусь, являющегося экспортёром или импортёром, возлагается обязанность по регистрации заключённой им внешнеторговой сделки в банке, осуществляющем расчётное обслуживание по ней. Такая регистрация должна быть осуществлена, если стоимость товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг), являющихся предметом соответствующей сделки, составляет 3000 евро в эквиваленте и более.

Наряду с внешнеторговыми договорами, регистрации подлежат также отдельно подписанные приложения к ним, в случае, когда в соответствии с условиями данных договоров их исполнение осуществляется на основании отдельно подписанных приложений.

При этом регистрации в банке, осуществляющем расчетное обслуживание резидента Республики Беларусь, не подлежат следующие внешнеторговые сделки (договоры):

- предусматривающие стопроцентную предоплату иностранным покупателем (заказчиком) в пользу белорусского поставщика, подрядчика (исполнителя) до отгрузки товаров, передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнения работ и оказания услуг при экспорте соответствующей продукции;

- не предусматривающие осуществление белорусским покупателем (заказчиком) как полной, так и частичной предоплаты до отгрузки товаров, передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнения работ и оказания услуг в пользу иностранного поставщика, подрядчика (исполнителя) при импорте продукции.

Регистрация сделки осуществляется уполномоченным работником банка, обслуживающего счет экспортера (импортера), по заявительному принципу в день представления экспортером (импортером) документа, посредством которого оформлено заключение внешнеторгового договора, путем проставления на таком документе оттиска штампа банка с указанием регистрационного номера сделки и заверением его подписью уполномоченного работника банка.

Законодательство Республики Беларусь устанавливает требования к срокам осуществления внешнеторговых операций.

Согласно указу Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить исполнение (прекращение) своими иностранными контрагентами (нерезидентами) их обязательств по внешнеэкономическим операциям:

- обеспечить проведение иностранным импортёром платежа при экспорте – не позднее 90 календарных дней с даты экспортной отгрузки резидентами-экспортёрами товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;

- обеспечить поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачи охраняемой информации иностранным экспортёром при импорте соответствующих объектов – не позднее 60 календарных дней с даты проведения белорусским импортёром платежа.

Совет Министров Республики Беларусь совместно с Национальным банком по согласованию с Президентом Республики Беларусь вправе определить иные сроки исполнения нерезидентами своих обязательств перед резидентами по отдельным видам договоров на осуществление внешнеторговых операций.

Рассмотренные нормы права ограничивают по времени только те внешнеторговые операции, которые направлены на исполнение обязательств нерезидентами Республики Беларусь, срок исполнения которых, согласно внешнеторговому договору наступает позднее срока исполнения корреспондирующих им обязательств резидентов Республики Беларусь.

Например, девяностодневный срок проведения экспортной операции, распространяется только на ситуацию, при которой обязательство резидента Республики Беларусь (белорусского экспортера) по экспортной поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) было исполнено раньше, чем обязательство нерезидента (иностранного импортера) по осуществлению платежа за эту продукцию. Если же платежное обязательство нерезидента (иностранного импортера) было исполнено до осуществления резидентом Республики Беларусь (белорусским экспортером) экспортной поставки, то внешнеторговая операция по проведению экспортной поставки не ограничивается девяностодневным сроком.

При применении норм, ограничивающих сроки обязательств нерезидентов, следует помнить, что обязанность белорусского участника внешнеторговой деятельности по обеспечению исполнения иностранным партнёром своего обязательства в указанные предельные сроки, будет считаться выполненной и при ряде других форм прекращения обязательств нерезидента.

Так при экспорте продукции белорусским экспортёром обязательство иностранного импортёра перед соответствующим экспортёром может быть прекращено путём:

- поступления белорусским экспортёром денежных средств за переданные товары (охраняемую информацию, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности), выполненные работы, оказанные услуги согласно внешнеторговому договору (надлежащее исполнение);

- получения белорусским экспортёром страхового возмещения по договору страхования экспортного риска, заключенному между экспортером (банком) и страховой организацией либо нерезидентом и страховой организацией;

- зачета встречных однородных денежных требований, вытекающих из двусторонних внешнеторговых договоров, а также в соответствии с международными договорами о взаимных безналичных расчетах, осуществляемых на основе клиринга;

- обмена на эквивалентное по стоимости количество товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполненных работ, оказанных услуг, оформленного двусторонним внешнеторговым договором;

- возврата белорусскому экспортёру переданных им по внешнеторговому договору товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности) (отказ иностранного импортёра от товара).

При импорте продукции белорусским импортёром обязательство иностранного экспортёра перед соответствующим импортёром может быть прекращено путём:

- получения белорусским импортёром товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг и платы за них согласно внешнеторговому договору;

- обмена на эквивалентное по стоимости количество товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполненных работ, оказанных услуг, оформленного двусторонним внешнеторговым договором;

- зачета встречных однородных требований, выраженных в эквивалентном по стоимости количестве товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполненных работ, оказанных услуг, вытекающих из двусторонних внешнеторговых договоров, а также в соответствии с международными договорами о взаимных безналичных расчетах, осуществляемых на основе клиринга;

- получения белорусским импортёром страхового возмещения по договору страхования предпринимательского риска, заключенного между импортером и страховой организацией либо иностранным экспортёром и страховой организацией;

- получения белорусским импортёром денежных средств по банковской гарантии;

- возврата белорусскому импортёру денежных средств (за вычетом комиссий банков-нерезидентов), ранее перечисленных в качестве платы за товары (охраняемую информацию, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности), выполненные работы, оказанные услуги.

Следует отметить, что по экспортному внешнеторговому договору допускается уступка белорусским экспортёром своего требования к иностранному импортёру в пользу другого резидента Республики Беларусь. По импортному контракту допускается перевод долга белорусским импортёром перед иностранным экспортёром на иного резидента Республики Беларусь. Однако исполнение таких соглашений о цессии (при экспорте) и переводе долга (при импорте) должно укладываться в рассмотренные предельные сроки внешнеторговых операций с момента их начала первоначальным субъектом обязательства. Заключение иных соглашений о перемене лиц в обязательстве по внешнеторговым договорам, за исключением рассмотренных, не допускается, исключая случаи, прямо предусмотренные законодательными актами.

Продление вышеуказанных предельных сроков исполнения (прекращения) обязательств нерезидентов по внешнеторговым операциям осуществляется Национальным банком Республики Беларусь в соответствии с установленным им по согласованию с Комитетом государственного контроля порядком.

Основаниями для ходатайства о продлении сроков могут являться:

- длительный цикл изготовления технически сложного оборудования предприятием-изготовителем – нерезидентом Республики Беларусь;

- длительный срок транспортировки продукции;

- реализация продукции через агентские и дилерские организации при условии заключения соответствующего соглашения с рассрочкой платежа в сроки, превышающие установленные указом Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций»;

- сезонность и цикличность поставок;

- низкая конкурентоспособность продукции собственного производства, реализуемой в рамках внешнеторгового договора (в том числе в рамках договора консигнации или комиссии);

- наступление форс-мажорных обстоятельств, оговоренных статьей 79 Конвенции ООН от 11 апреля 1980 г. «О договорах международной купли-продажи товаров», подтвержденное компетентными органами;

- наличие международных договоров, регулирующих порядок взаиморасчетов в сроки, превышающие установленные указом Президента от 27 марта 2008 г. № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций».

Следует отметить, что рассмотренные требования по своему содержанию являются требованиями валютного контроля. Они направлены на обеспечение своевременного поступления валютной выручки от экспорта в Республику Беларусь. Данные требования валютного контроля позволяют минимизировать такое негативное хозяйственно-правовое явление, как притворные внешнеторговые сделки, фактически направленные на перечисление и размещение валютных средств за пределами Республики с целью получения дохода от временного, но продолжительного нахождения валютных средств в иностранных банках до поступления этих средств на счета в банках-резидентах Республики Беларусь. Такие операции влекут затруднения при расчетах с поставщиками сырья и материалов, с уплатой обязательных платежей в бюджет, и способствуют присвоению доходов от обращения валютных средств субъекта хозяйствования за пределами Республики неуправомоченными лицами. Однако действие рассмотренных требований валютного контроля, предусмотренных указом Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г., № 178, не распространяется на следующие категории внешнеторговых сделок (договоров):

- внешнеторговых договоров, предусматривающих передачу имущества в аренду, финансовую аренду (лизинг) независимо от того, является арендатором или арендодателем резидент либо нерезидент, а также от места нахождения имущества, передаваемого в аренду, финансовую аренду (лизинг);

- внешнеторговых договоров, заключённых в рамках выполнения административных процедур;

- внешнеторговых договоров страхования (всех видов),

- займа и кредита и др.

 

Предусмотренные законодательством административные правонарушения в сфере осуществления внешнеторговой деятельности могут быть классифицированы на три группы: 1) правонарушения, имеющие место исключительно при экспорте продукции; 2) правонарушения, имеющие место исключительно при импорте продукции; 3) правонарушения, имеющие место как при экспорте, так и при импорте продукции (универсальные составы).

К правонарушениям, имеющим место исключительно при экспорте продукции, относятся следующие административно-наказуемые деяния:

- экспорт товаров (работ, услуг), оплаченных белорусскими рублями за нерезидента. Объективная сторона данного состава, предусмотренного ст. 11.38 Кодекса Республики Беларусь 2003 г. «Об административных правонарушениях», состоит из трех действий: а) экспорт субъектом хозяйствования – резидентом Республики Беларусь любой продукции (товаров, работ или услуг) нерезиденту; б) заключение между данным нерезидентом (иностранным импортером) и резидентом Республики Беларусь (третьим лицом) соглашения о переводе на последнего долга перед белорусским экспортером или заключение между белорусским экспортером и другим резидентом Республики Беларусь (третьим лицом) соглашения об уступке права требования платежа нерезидента (иностранного импортера) за переданную ему по экспорту продукцию; в) осуществление резидентом Республики Беларусь (третьим лицом) платежа в белорусских рублях в пользу белорусского экспортера во исполнение заключенного с нерезидентом (иностранным импортером) соглашения о переводе долга или заключенного с белорусским экспортером соглашения об уступке права требования. Последовательность этих трех действий для констатации объективной стороны данного состава значения не имеет. Субъектом данного правонарушения будет являться субъект хозяйствования, осуществивший платеж белорусскими рублями в пользу белорусского экспортера вместо иностранного импортера. Однако акты законодательства могут предусматривать перечень оснований, исключающих противоправность этого деяния;

- несанкционированное распоряжение денежными средствами от экспорта товаров (работ, услуг) без зачисления на счет субъекта хозяйствования – экспортера. Под несанкционированным распоряжением денежными средствами понимается любая расходная операция с ними до поступления их на счет экспортера без специального разрешения банка, обслуживающего экспортера. Данный состав административного правонарушения предусмотрен ст. 11.39 Кодекса Республики Беларусь 2003 г. «Об административных правонарушениях». Акты законодательства могут предусматривать перечень оснований, исключающих противоправность этого деяния. Например, допускается зачисление экспортной выручки на счёт другого резидента Республики Беларусь, в пользу которого резидент-экспортёр осуществил уступку права требования к иностранному импортёру.

К правонарушениям, имеющим место исключительно при импорте продукции, относятся следующие административно-наказуемые деяния:

- превышение суммы перечисленных денежных средств по импорту (стоимости отгруженного товара, выполненных работ, оказанных услуг по экспорту) в сравнении с договорной стоимостью полученного товара, выполненных работ, оказанных услуг (суммой полученных денежных средств);

- представление импортером в обслуживающий банк недостоверной информации по проводимым по внешнеторговому договору платежам. Данный состав административного правонарушения предусмотрен ст. 11.51 Кодекса Республики Беларусь 2003 г. «Об административных правонарушениях».

К третьей группе правонарушений, имеющих место как при экспорте, так и при импорте продукции (универсальным составам), относятся:

- несанкционированное превышение сроков проведения внешнеторговых операций. Под несанкционированным превышением сроков внешнеторговых операций понимается превышение предельных сроков внешнеторговых операций, установленных Указом Президента Республики Беларусь «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций», при отсутствии разрешения Национального банка Республики Беларусь, полученного белорусским экспортером или импортером до истечения данных сроков;

- нарушение установленного порядка проведения внешнеторговых операций: отсутствие лицензии либо других разрешительных документов, паспорта сделки, статистической декларации или периодической статистической декларации, оформляемых в установленных законодательством случаях;

- к данной группе относится ряд других составов административных правонарушений.

Применение к субъектам хозяйствования и их должностным лицам мер административной ответственности за рассмотренные правонарушения отнесено к компетенции органов Комитета государственного контроля, а за совершение отдельных составов – к компетенции таможенных органов.

 

 

Нормативные правовые акты и литература

 

1 О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г., № 347-З // Консультант плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Мн., 2009.

2 О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами: закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г., № 346-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2004. – №193.

3 О таможенном тарифе: закон Республики Беларусь от 3 февраля 1993 г., № 2151-XII // Консультант плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Мн., 2009.

4 Об экспортном контроле: закон Республики Беларусь от 6 января 1998 г., №130-З // Консультант плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Мн., 2009.

5 О валютном регулировании и валютном контроле: закон Республики Беларусь от 22 июля 2003 г., № 226-З // Консультант плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Мн., 2009.

6 О Торгово-промышленной палате: закон Республики Беларусь от 16 июня 2003 г., № 208-З // Консультант плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Мн., 2009.

7 О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций: указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г., № 178 // Консультант плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Мн., 2009.

8 О лицензировании внешней торговли отдельными видами товаров: Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 сентября 2006 г., № 1267 // Консультант плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Мн., 2009.

9 Леанович, Е. Б. Международные коммерческие и внешнеэкономические договоры / Е. Б. Леанович. – Мн., 2003. – 120 с.

10 Вабищевич, С.С. Внешнеэкономическая деятельность в Республике Беларусь: правовые перспективы: монография / С. С. Вабищевич.– Мн.: Молодёжное, 2005. – 232 с.

11 Толочко, О.Н. Частно-правовые аспекты регулирование внешнеэкономических сделок в Республике Беларусь / О. Н. Толочко // Современное белорусское право и правоведение: сб. науч. Статей. – Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы, 1998. – С 181 – 190.

12 Тихиня, В.Г. Международное частное право: учебник / В. Г. Тихиня. – Мн.: Право и экономика, 2004. – 404 с.

13 Гончаров, А.А. Международное торговое право: ответы на экзаменационные вопросы / А. А. Гончаров. – Мн., 2007. – 176 с.

14 Кузьмин, А. С. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь: ответы на экзаменационные вопросы / А. С. Кузьмин. – Мн.: ТетраСистемс, 2008. – 176 с.

15 Игнатюк, А.З. Таможенное право Республики Беларусь / А. З. Игнатюк. – Мн., 2002. – 400 с.

16 Хвалей, В.В. Курс правовых основ внешнеэкономической деятельности государств-участников СНГ (Россия, Беларусь, Украина) / В. В. Хвалей, Я. И. Функ – Мн., 2000. – 256 с.

 

Литература

1 Предпринимательское (хозяйственное) право: Учеб: В 2 т. / под ред. О. М. Олейника.– М.: Юристъ, 1999.– Т. 1. – 727 с.

2 Вабищевич, С. С. Предпринимательское (хозяйственное) право / С. С. Вабищевич. – Мн., 2003. – 436 с.

3 Гусева, Т. А. Предпринимательское право: учеб.-метод. комплекс / Т. А. Гусева.– М., 2006..– 543 с.

4 Мартемьянов, В. С. Хозяйственное право: учебник для вузов в 2 т. / В. С. Мартемьянов. – М.: Изд-во БЕК. – 312 с. – Т.1.

5 Попондопуло, В. Ф. Коммерческое (предпринимательское) право: учебник / В. Ф. Попондопуло. – М.: Юрист. – 2005. – 668 с.

6 Зенин, И. А. Предпринимательское право: учеб. Для вузов / И. А. Зенин. – М.: Высш. образование, 2007. – 629 с.

7 Паращенко, В.Н. Хозяйственное право. В 2 ч. Часть 1. Общие положения / В. Н. Паращенко. – Мн., 1998. – 152 с.

8 Паращенко, В.Н. Хозяйственное право Республики Беларусь. Особенная часть / В. Н. Паращенко. – Мн., 2000. – 337 с.

9 Гальцов В.С., Сачек А.Г., Радоман В.Н. Сальникова А.В. Хозяйственное право: курс лекций. – Мн. Тесей. – 2008. – 344 с.

10 Реуцкая, Е. А. Хозяйственное право: курс интенсивной подготовки / Е. А. Реуцкая. – второе изд., перераб. И доп. – Мн.: ТетраСистемс, – 2008. – 384.

11 Бродский, М.Н. Законодательная база экономического развития/ М. Н. Бродский. – СПб.: Изд-во «Европейский дом», 2002.– 592 с.

 

О поддержке малого и среднего предпринимательства: Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. N 148-З

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.