Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи. Слесарь-сантехник Воробьев в течение десяти дней привлекался к сверхурочной работе, каждый день по два часа




 

Задача 1.

Слесарь-сантехник Воробьев в течение десяти дней привлекался к сверхурочной работе, каждый день по два часа. За переработанные часы администрация предоставила ему три дня отгула. Считая, что ему должно быть предоставлено пять дней отгулов (по два часа за каждый сверхурочно отработанный час), Воробьев обратился в КТС с соответствующим заявлением. На заседании КТС выяснилось, что сверхурочные работы проводились без согласия правкома. На этом основании Воробьеву было отказано в его требовании. Тогда он обратился в народный суд.

Какие нарушения были допущены при рассмотрении данного спора в КТС?

Какое решение должен вынести народный суд?

Задача 2.

Николаев был уволен 6 мая 2005 года за прогул. Не согласившись с увольнением, он обратился в сентябре 2005 года в суд с заявлением о восстановлении на работе. Но судья оставил исковое заявление Николаева без движения. В определении об оставлении заявления без движения судья указал, что истец не предоставил квитанцию об оплате государственной пошлины.

Оцените правомерность позиции суда.

Задача 3.

Борисов первого февраля 2005 года не вышел на работу, о чем мастер цеха уведомил руководство на следующий день. По факту прогула с Борисова была затребована объяснительная, от дачи которой Борисов отказался в присутствии секретаря Алымовой и начальника канцелярии Мухиной, о чем составлен соответствующий акт. За прогул без уважительной причины Борисову приказом от 5 марта 2005 года был объявлен выговор. С выговором Борисов не согласился и обратился с заявлением в КТС.

Какое решение примет КТС?

 

Задача 4.

В связи с производственной необходимостью работодатель издал приказ о привлечении Крымова и Громова к сверхурочным работам. В результате работники отработали сверхурочно в понедельник 4 часа, в среду 2 часа и в пятницу 2 часа. За отработанные сверхурочно восемь часов работодатель распорядился предоставить работникам один дополнительный выходной день. Но работники не согласились и попросили оплатить их сверхурочную работу по нормам действующего законодательства. Работодатель отказал в просьбе работников. Крымов и Громов обратились в КТС. Комиссия по трудовым спорам удовлетворила заявление работников и обязала работодателя оплатить сверхурочную работу в 1,5 – кратном размере.

Оцените соответствие решения КТС действующему законодательству.

Задача 5.

В связи с болезнью бухгалтера Аносовой Петрова была переведена на должность бухгалтера с 1 по 14 февраля. Приказом работодателя (приказ № 67 – к от 14.02.2005) срок перевода был продлен еще на один месяц – до 14 марта. Петрова не согласилась с приказом о продлении срока перевода и обратилась в КТС с заявлением о признании приказа № 67-к незаконным.

Какое решение примет КТС?

Задача 6.

Экономист Тюрина была уволена по сокращению штатов. При рассмотрении в народном суде ее иска выяснилось, что Тюрина мать-одиночка, имеет двух детей, специального образования у нее нет, квалификация средняя. На еще одной должности экономиста в отделе оставлен Турков, имеющий высшее экономическое образование. Семьи у Туркова нет. Тюриной предлагали другую работу с некоторым снижением оклада, но она отказалась.

Каковы условия правомерности и порядок увольнения работников по данному основанию?

Какое решение должен вынести суд?

Задача 7.

При приеме на работу экономиста Сергеева администрация завода потребовала от него следующие документы: 1. паспорт, 2. трудовую книжку, 3. диплом об окончании вуза, 4. характеристику с прежнего места работы, 5. справку об обеспеченности Сергеева и его семьи жилой площадью.

После представления указанных документов Сергеев был принят на работу с двухмесячным испытательным сроком. За неделю до его истечения администрация предложила Сергееву продлить срок испытания еще на один месяц, поскольку первоначально установленный срок оказался недостаточным для определения его деловых качеств. Сергеев дал на это согласие. Через три недели после этого он был уволен как не выдержавший испытания. Сергеев с увольнением не согласился.

Каков порядок приема на работу?

Какие нарушения допустила администрация завода?

Какой орган должен рассмотреть этот спор?

Какое решение он должен вынести?

Задача 8.

Водитель Нестеров был лишен водительского удостоверения за нарушение правил дорожного движения и управление автомобилем в нетрезвом состоянии.

На этом основании генеральный директор издал приказ о переводе Нестерова в разнорабочие. Нестеров от перевода отказался, однако ежедневно приходил на работу, где ничего не делал. Через неделю он был уволен с работы за прогул.

Решите вопрос о правомерности действий генерального директора.

 

Семинар № 17. Понятие социальной защиты

Вопросы для подготовки:

1. Понятие социальной защиты. Государственная политика в области социальной защиты населения.

2. Государственное социальное страхование. Пособия по государственному страхованию.

3. Обязательное пенсионное страхование.

4. Пособия, компенсации и льготы по системе социального обеспечения.

5. Социальное обслуживание.

Готовясь к ответу на первый вопрос, необходимо дать понятие социальной защиты, раскрыть основные направления государственной политики по социальной защите граждан, охарактеризовать нормативно-правовое регулирование социальной защиты.

При рассмотрении второго вопроса студенты должны обратить внимание на определение социального страхования и уяснить для себя порядок формирования, основные задачи и принципы деятельности Фонда социального страхования.

По третьему вопросу необходимо раскрыть понятие обязательного пенсионного страхования, его предмет, принципы и систему, а также указать источники и условия пенсионного страхования.

При ответе на четвертый вопрос студенты должны дать краткую характеристику основных видов пособий, компенсаций и льгот по системе социального обеспечения.

Готовясь к пятому вопросу, необходимо раскрыть понятие и виды социального обслуживания (содержание инвалидов и престарелых в учреждениях социальной защиты населения, содержание детей в детских учреждениях, социально-консультативная помощь, социальное обслуживание на дому, реабилитационные услуги и т.д.).

 

Вопросы для самоконтроля

1. Правовой статус страховщика?

2. Правовой статус страхователя?

3. Больничный листок?

4. Профессиональная подготовка и трудоустройства инвалидов?

5. Виды обеспечения по страхованию?

6. Понятие и виды компенсационных выплат?

7. Социальная помощь на дому?

8. Понятие лекарственной помощи?

9. Понятие и система социальных льгот?

 

Семинар № 18. Трудовой стаж

Вопросы для подготовки:

1. Понятие, виды и значение трудового стажа.

2. Юридическое значение и порядок определения общего трудового стажа.

3. Специальный трудовой стаж, необходимый для получения пенсий за выслугу лет.

4. Доказательства трудового стажа.

 

При рассмотрении первого вопроса студенты должны раскрыть понятие трудового стажа, указать и кратко пояснить виды трудового стажа, а также проанализировать значение трудового стажа в трудовых правоотношениях.

По второму вопросу необходимо указать нормативно-правовую базу, которая регулирует порядок исчисления трудового стажа, а также раскрыть порядок определения общего трудового стажа.

В третьем вопросе необходимо раскрыть порядок исчисления выслуги лет государственных и муниципальных служащих, дающей право на пенсию. Выслуга лет работников органов прокуратуры и судей.

Готовясь к четвертому вопросу, студенты должны дать понятие и краткую характеристику доказательств трудового стажа.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие иные периоды засчитываются в страховой стаж наравне с работой?

2. Какие периоды работы включаются в общий трудовой стаж?

3. Что понимается под выслугой лет?

4. Как подтверждается стаж?

5. Правила оформления документов для подтверждения трудового стажа?

6. Какой порядок подтверждения трудового стажа по свидетельским показаниям?

 

Семинар № 19. Пенсионное обеспечение

Вопросы для подготовки:

1. Организация и деятельность Пенсионного фонда РФ.

2. Понятие и виды пенсий.

3. Исчисление пенсий. Назначение и выплата пенсий.

4. Современное пенсионное законодательство.

 

При рассмотрении первого вопроса студенты должны раскрыть нормативно-правовое регулирование деятельности Пенсионного фонда РФ, а также указать основные принципы его деятельности и задачи, решаемые Пенсионным фондом.

При ответе на второй вопрос необходимо дать понятие пенсии и кратко охарактеризовать основные виды пенсий (трудовая, социальная и т.д.).

Готовясь к ответу на третий вопрос, следует рассмотреть порядок исчисления и выплаты пенсий гражданам РФ и лицам, прибывшим на территорию России из государств, а также раскрыть процедуру выплаты пенсии по старости, по случаю потери кормильца.

По четвертому вопросу студентам необходимо изучить ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Вопросы для самоконтроля

1. Круг лиц, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению?

2. Круг лиц, имеющих право на досрочное назначение пенсии?

3. Каким категориям служащих назначаются пенсии за выслугу лет?

4. Содержание ежемесячного пожизненного содержания?

5. Виды пенсии по инвалидности?

6. Полномочия МСЭК?

7. Кто считается нетрудоспособным членом семьи умершего?

 

Семинар № 20. Международное законодательство о труде

Вопросы для подготовки:

1. Понятие международно-правового регулирования труда.

2. Источники международно-правового регулирования труда

3. Способы защиты прав и свобод человека в области труда.

 

При ответе на первый вопрос необходимо дать определение международно-правового регулирования труда и раскрыть направления взаимодействия международно-правового законодательства и трудового законодательства РФ.

По второму вопросу студентам необходимо рассмотреть классификацию источников международно-правового регулирования труда (охарактеризовать акты, принятые Международной организацией труда, а также рассмотреть конвенции и рекомендации).

Готовясь к третьему вопросу, необходимо рассмотреть способы защиты прав в области занятости, трудоустройства и защиты от безработицы, а также в области условий и охраны труда.

Вопросы для самоконтроля

1. Понятие и содержание международно-правового регулирования труда?

2. Принципы деятельности МОТ?

3. Полномочия Генеральной конференции, Административного совета и Международного бюро труда?

4. Содержание принципа «трипартизма»?

5. Нормативно содержание конвенций и рекомендаций, иных нормативных актов МОТ?

6. Процессуальный порядок ратификации, имплементации и денонсации конвенций и рекомендаций МОТ органами государственной власти Российской Федерации?

7. Трудовые права российских граждан за рубежом?

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

 

При изучении курса «Трудовое право» особое место отводится самостоятельной внеаудиторной работе студентов.

Задачами самостоятельной внеаудиторной работы являются закрепление студентами знаний, полученных в ходе аудиторных занятий по курсу, продолжение изучения материала самостоятельно, основываясь на рабочей программе курса «Трудовое право» для специальности 030501 – «Юриспруденция», а также привитие студентам интереса к дисциплине, правотворческому процессу и работе с юридической литературой, арбитражной и судебной практикой, а также развитие умения работать с перечисленными источниками.

В ходе самостоятельной внеаудиторной работы студенты повторяют материал, изученный в ходе лекции, углубляют, полученные по теме знания, осуществляют подготовку к семинарским и практическим занятиям в соответствии с имеющимися планами занятий, учитывая методические рекомендации преподавателя по подготовке к каждому занятию.

Самостоятельная работа студентов к семинарским и практическим занятиям может проводиться в форме подготовки докладов и выступлений по отдельным проблемным вопросам темы с последующим обсуждением в ходе семинарских занятий; подготовки обзоров судебной практики с последующим критическим обсуждением на практических занятиях; разбора и анализа, предложенных преподавателем практических ситуаций с последующим проигрыванием их на практическом занятии с использованием элементов ролевой игры или деловой игры; составление отдельных правовых документов (например, решения комиссии по трудовым спорам, решения мирового судьи). Отдельными студентами по заданию преподавателя могут выполняться работы по написанию рефератов по наиболее острым научным и практическим проблемам с последующим выступлением и обсуждением на практических и семинарских занятиях.

Для закрепления и систематизации изученного как в ходе аудиторных занятий, так и в ходе самостоятельной внеаудиторной работы материала, облегчения подготовки к семинарским, практическим занятиям, зачету и экзамену, студенты в период изучения курса «Трудовое право» ведут отдельную тетрадь, в которой заполняют альбом схем и словарик по каждой изученной теме согласно приведенным ниже заданий.

Самостоятельную работу студентам рекомендуется начинать с тщательного изучения конспекта лекции, при ведении которого следует оставлять поля 5-6 см для пометок и дополнений. Затем необходимо изучить рекомендованную преподавателем на лекции учебную литературу и нормативные акты, в ходе работы над которыми следует вносить на поля конспекта дополнения, по ходу его ведения.

Завершить самостоятельное изучение темы следует проработкой, рекомендованных в рабочей программе, планах семинарских (практических) занятий научных статей и публикаций, обзоров судебной практики.

Темы рефератов (докладов)

1. Трудовое право как самостоятельная отрасль права.

2. Метод трудового права.

3. Источники трудового права.

4. Субъекты трудового правоотношения.

5. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений.

6. Трудовое правоотношение.

7. Социальное партнерство в сфере труда.

8. Коллективный договор в современных условиях.

9. Правовой статус безработного.

10. Некоторые проблемы занятости и трудоустройства в современных условиях.

11. Трудовой договор: понятие, стороны, содержание.

12. Сфера действия норм трудового права.

13. Отдельные виды трудовых договоров.

14. Срочный трудовой договор.

15. Изменение трудового договора.

16. Правовое регулирование переводов на другую работу.

17. Основания расторжения трудового договора.

18. Расторжение трудового договора за виновные действия со стороны работника.

19. Расторжение трудового договора без вины работника.

20. Правовое регулирование рабочего времени.

21. Правовое регулирование ежегодных отпусков.

22. Правовое регулирование заработной платы.

23. Гарантийные и компенсационные выплаты.

24. Дисциплинарная ответственность работников и ее виды.

25. Материальная ответственность работников.

26. Охрана труда как правовой институт.

27. Особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями.

28. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет.

29. Особенности регулирования труда работников религиозных организаций.

30. Особенности регулирования труда работников транспорта.

31. Особенности регулирования труда педагогических работников.

32. Особенности регулирования труда надомников.

33. Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей физических лиц.

34. Материальная ответственность работодателей.

35. Индивидуальные трудовые споры.

36. Коллективные трудовые споры.

37. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства.

38. Самозащита работниками трудовых прав.

39. Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами.

40. Организация охраны труда.

41. Ученический договор.

42. Международно-правовое регулирование труда.

43. Общая характеристика зарубежного трудового права

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.