Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции местного самоуправления




5.5. Функции местного самоуправления
В самом общем понимании категория "функция" означает круг обязанностей, назначение, деятельность, работу, исполнение и т.п.
Применительно к любому виду социального управления принято выделять социально-целевые функции (функции-задачи) и социально-организационные функции (функции-операции). К первой группе, как правило, относят функции управления, выражающие основные направления, цель и содержание конкретной управленческой деятельности, ко второй - процессуальные функции, включающие множество действий организационного и исполнительно-распорядительного характера, совокупность которых составляет управленческий процесс.[1]
Из сказанного следует, что с содержательной точки зрения в качестве функций местного самоуправления (функций-задач) необходимо рассматривать основные направления муниципальной деятельности.
Основное предназначение местного самоуправления в Российской Федерации - решение вопросов жизнедеятельности населения муниципального образования. Поэтому с учетом роли местного самоуправления в организации и осуществлении власти народа, задач, решаемых в процессе муниципальной деятельности, и полномочий местного самоуправления можно выделить следующие основные функции местного самоуправления: организационно-правовое обеспечение прав граждан на осуществление местного самоуправления; управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления, обеспечение комплексного развития территории муниципального образования; удовлетворение потребностей населения в коммунально-бытовых, социально-культурных и других жизненно важных услугах; охрана общественного порядка и обеспечение противопожарной безопасности на территории муниципального образования; участие в решении вопросов природопользования и охраны природы.
Функции-задачи местного самоуправления конкретизируются в предметах его ведения. Закрепляемые нормами муниципального права предметы ведения местного самоуправления прежде всего определяют те области жизнедеятельности населения муниципального образования, на которые распространяется его юрисдикция.[2]
Анализируя функции местного самоуправления, следует помнить, что их рассмотрение в качестве функций-задач, т.е. основных направлений муниципальной деятельности, отражает лишь одну из сторон функционального содержания этого понятия.
Иной взгляд на функцию социального управления предполагает исходить из понимания функций местного самоуправления с точки зрения собственно процесса этой деятельности. В данном случае они выступают как функции-операции, стадии управленческой деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.
Безотносительно к целям управления любой процесс управления можно представить как набор повторяющихся в определенной последовательности функций-операций (стадий), образующих управленческий цикл. К ним относятся: 1) сбор и анализ информации; 2) выработка и принятие управленческого решения; 3) организация; 4) регулирование; 5) координация; 6) контроль и учет. Этот набор одинаков и присущ всякой управленческой деятельности. Однако содержание каждой функции с учетом характера конкретной деятельности может иметь некоторые особенности. В полной мере все это можно отнести и к муниципальной деятельности.
Рассмотрим кратко содержание указанных функций применительно к местному самоуправлению.
Функция сбора и анализа информации лежит в основе любого управленческого процесса. От полноценности и объективности собранной социальной информации, глубины ее анализа зависят обоснованность принимаемых управленческих решений, эффективность их реализации. Для муниципального управления эта функция имеет особое значение, поскольку, решая вопросы местного значения, осуществляя отдельные государственные полномочия, органы местного самоуправления исходят прежде всего из интересов населения. Необходимость постоянного изучения мнения населения по тем или иным вопросам местного значения открывает широкие возможности использования социологических методов сбора и анализа информации, предполагает организацию муниципальной информационной службы.
В процессе управления одно из важнейших мест занимает такая функция, как выработка и принятие управленческого решения. По сути она является узловым моментом, "сердцевиной" управленческой деятельности. Процедура выработки и принятия решений по вопросам, отнесенным к предметам ведения муниципального образования, может быть различной. Управленческое решение может быть правовым актом, принятым в результате местного референдума, собрания (схода) граждан, муниципальных выборов и иных форм прямого волеизъявления граждан, а также принятым (изданным) органом или должностным лицом местного самоуправления. Наименование и виды правовых актов органов, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Особое внимание в управленческом процессе уделяется функции организации. Организация как функция управления социальными процессами-это прежде всего воздействие на сознание и поведение людей. Формы и методы организации, применяемые в муниципальной деятельности, весьма разнообразны. Во многом они совпадают с формами и методами, используемыми в государственном управлении. В муниципальной деятельности сочетаются правовые и неправовые формы, публично-правовые и частноправовые методы управления. В качестве специфического метода организации муниципальной деятельности может рассматриваться административный (муниципальный) договор, заключаемый органами местного самоуправления с органами государственной власти, органами местного самоуправления других муниципальных образований.
Важными функциями управленческого процесса являются регулирование и координация. Регулирование заключается в оперативном внесении изменений и дополнений в принятые управленческие решения, в устранении причин и условий, нарушающих нормальный ход процесса управления. Координация представляет собой обеспечение согласования и взаимодействия между участниками управленческой деятельности. Исходя из специфики местного самоуправления, именно эти функции достаточно часто реализуются в процессе муниципального управления.
Управленческий цикл завершается функцией контроля и учета. Применительно к местному самоуправлению она состоит в проверке качества муниципальной деятельности посредством сопоставления достигнутого уровня промежуточных или конечных результатов, и уровня, установленного правовыми актами органов и должностных лиц местного самоуправления. Особенностью данной функции в муниципальной деятельности является широкое использование форм общественного контроля. Контроль за решением вопросов местного значения входит в компетенцию органов и должностных лиц местного самоуправления. Контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с уставами муниципальных

Тема 4. Местное самоуправление в системе народовластия

Понятие местного самоуправления. Содержание местного самоуправления. Самоорганизация, саморегуляция, самоконтроль населения как элементы местного самоуправления.

Местное самоуправление - одна из основ конституционного строя Российской федерации. Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения и формы его реализации. Местное самоуправление как форма народовластия. Субъекты и объекты местного самоуправления.

Общие принципы местного самоуправления - основа функционирования местного самоуправления в федеративном государстве. Основные принципы местного самоуправления.

Функции местного самоуправления: понятие, виды, содержание, правовое закрепление.

 

Тема 3. Местное управление и местное самоуправление в России: основные этапы развития

Основные теории местного самоуправления и мировая практика их реализации. Характерные черты муниципальных систем в зарубежных странах.

Самоуправление в дореволюционной России (городское, земское и крестьянское самоуправление); реформы местного самоуправления. Роль государства в обеспечении местного самоуправления.

Местное управление в Советском государстве. Система местных органов власти в СССР, принципы их организации и деятельности. Советы и КПСС.

Реформа советской политической системы и идеи самоуправления в условиях перестройки 80-х годов ХХ в. в СССР. Союзное и российское законодательство о местном самоуправлении в начале 90-х годов.

Местное самоуправление в Российской Федерации на современном этапе. Реформа местного самоуправления 2003 года. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1034; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.