КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие местного нормотворчества
Тема 12: МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ 1. Понятие местного нормотворчества 2. Понятие устава муниципального образования 3. Решения, принятые непосредственно населением 4. Решения, принятые органами местного самоуправления и их должностными лицами 5. Стадии муниципального правотворчества 6. Кодификация местных нормативных актов
Антонова НА. Юридическое значение актов муниципальных органов // Проблемы народного представительства в Российской Федерации / Под ред. С.А. Авакьяна. М., 1999. Кабышев СВ., Козюк М.Н. Муниципальное правотворчество: научно-методическое пособие. М., 2000. Лопатина С.Н. Правовой акт органа (должностного лица) местного самоуправления как источник права: общетеоретический аспект // Правоведение. 2000. № 2.
Внешней формой выражения и закрепления норм муниципальных образований является документ - нормативный акт, издаваемый органом местного самоуправления или принимаемый непосредственно населением; он фиксирует волю местного сообщества, конституирует ее. Именно в актах и через них проявляется и существует совокупная воля населения. При помощи этих документов воля, по своей основе представляющая собой внутреннее, психическое явление, выступает вовне, в качестве волеизъявления, способного дать определенный эффект, направленного на достижение строго определенных последствий. Социально-правовая природа нормативных актов местного самоуправления предопределяется следующими обстоятельствами1. 1. В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправлениев пределах своих полномочий самостоятельно, а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ). Формирование их - дело самого населения, объединения жителей определенной территории. Поэтому нормы местных сообществ - это прежде всего «корпоративные» нормы, т. е. нормы, исходящие от определенного сообщества или его органов, регламентирующие внутреннюю организацию, основные направления его деятельности, взаимные права и обязанности его участников; подкрепленные авторитетом и влиянием этого сообщества. Как и иные «корпоративные» нормы, нормы местных сообществ прежде всего обязательны для населения территории, которое явно (например, посредством участия в местном референдуме, выборах) проявило свою сознательную и добровольную принадлежность к данному муниципальному образованию. Однако этим значение норм местных сообществ не ограничивается, да 2. Органы местного самоуправления являются одними из органов, через которые носитель суверенитета - народ - осуществляет принадлежащую ему власть (ст. 3 Конституции РФ). Поэтому нормы, формулируемые органами местного самоуправления, в установленных пределах обладают свойством общеобязательности и гарантированности со стороны государства, т. е. свойствами правовых норм. Соответственно, содержащие такие нормы акты приобретают характер нормативно-правовых и включаются в общую нормативно-правовую систему. В этой связи большое значение приобретает вопрос о том, какие именно нормы органов местного самоуправления обладают свойствами правовых предписаний и, соответственно, в каких случаях нормотворчество этих органов приобретает характер правотворчества, санкционированного государством. Будучи исключенными из системы государственных органов, органы местных сообществ не могут сами присваивать себе функцию правотворчества, так как это важнейшая государственная функция. Лишь государство или отдельные его органы могут санкционировать создание органами местного самоуправления правовых норм, порождающих юридические права и обязанности. При этом возможны три способа санкционирования правотворческой деятельности: а) органы самоуправления по своей инициативе разрабатывают нормы, которые приобретают юридический характер по предварительной санкции государства; б) органы государства утверждают разработанные органами самоуправления нормативные акты; в) государство создает общие (типовые) нормы (в форме рекомендаций); органы самоуправления их детализируют применительно к конкретным условиям и представляют на утверждение (или регистрацию) В каждом из этих случаев государство определяет круг вопросов, решения по которым становятся нормативно-правовыми, а также возможный характер таких юридических решений. В соответствии с Конституцией и законами России органы местного самоуправления получили право создавать юридические нормы по вопросам местного значения. Они перечислены в статьях 14-16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Правотворчество по этим вопросам носит предварительно санкционированный характер. В то же время государство может передавать в ведение муниципальных образований и иные государственные полномочия. В этих случаях санкционирование правотворчества должно осуществляться, как правило, в форме последующего утверждения или регистрации принятых органами местного самоуправления актов. Однако возможны и иные формы государственного контроля за муниципальным правотворчеством по дополнительно переданным вопросам. Нужно учитывать, что характер правотворческих решений местного самоуправления также ограничен законодательством. В силу прямого указания части 3 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» эти решения общеобязательны только для субъектов, находящихся на территории муниципального образования. Поэтому возможные решения ограничены по территориально-субъектному признаку. Кроме того, анализ норм упомянутого Федерального закона приводит к выводу, что государство санкционировало создание органами местного самоуправления только регулятивных норм. Охранительные предписания, содержащие указание на меры государственного принуждения за правонарушения, т. е. меры ответственности, сами муниципальные органы устанавливать, как правило, не могут. Муниципальное (местное) нормотворчество - осуществляемая в определенном, установленном уставом муниципального образования и иными нормативными актами органов и должностных лиц местного самоуправления процессуальном порядке деятельность по созданию, изменению и дополнению общеобязательных правил поведения по предметам местного значения. У муниципального правотворчества, как и у правотворчества вообще, можно выделить три основные функции: а) обновление нормативно-правового материала; б) восполнение пробелов в праве; в) упорядочение действующих нормативно-правовых актов. Наиболее важной из них является функция обновления, деятельность по реализации которой позволяет оперативно реагировать на из- -меняющиеся условия жизни и новые потребности местного сообщества в форме выработки новых или дополнительных нормативных предписаний либо коренной замены устаревших норм, утративших свое значение или противоречащих новым обстоятельствам. Функция восполнения пробелов выполняет вспомогательную роль. Функция упорядочения действующих правовых актов является производной от первых дг>ух. Она обусловлена необходимостью упростить и облегчить пользование нормативно-правовым материалом. В соответствии с Конституцией РФ субъекты Российской Федерации получили право на принятие собственных законов, создание собственной системы законодательства в пределах, ограниченных Конституцией РФ, федеральными законами. И на муниципальном уровне пусть очень маленький, но есть свой собственный круг вопросов местного значения, в пределах которого акты местных органов обладают высшей юридической силой. Перечень вопросов местного значения приводится в статьях 14-16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В статье 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации. Муниципальный правовой акт - решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер. Вся совокупность нормативных и ненормативных актов муниципального образования представляет собой систему муниципально-правовых актов. В соответствии со статьей 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входят: 1) устав муниципального образования; 2) правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); 3) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; 4) правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования. Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан). Особую роль в обеспечении системности муниципальных правовых актов выполняют законы субъектов Российской Федерации, определяющие наименование и виды правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу. По данным правовой базы «КонсультантПлюс», в 23 субъектах Российской Федерации есть специальные законы о нормативно-правовых актах органов местного самоуправления или о правых актах соответствующего субъекта РФ.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1092; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |