Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Переход функций родовой власти к государству




 

169. Переход от республики к империи сопровождался преобразованием всего общественного строя. Прежде всего следует отметить падение родовых связей. Войны ослабили состав наиболее древних и знаменитых родов; экономический индивидуализм и подвижность населения, при громадном расширении самых географических границ римской государственной территории, препятствовали образованию новых родов и ослабляли те родовые связи, которые еще существовали. К концу республики роды, разрозненные и малочисленные, составляли лишь слабый остаток старины, утопающий в отношениях нового происхождения. Цитируемый Цицероном, юрист VII века Муций Сцевола, определяя род по его признакам, уже не счел за нужное упомянуть о единстве происхождения сородичей. По его определению, родичи суть те, которые носят одно общее имя, произошли от свободнорожденных, не считают рабов в числе своих предков и не умалены в своей правоспособности (прим. 264). Затем и обычай носить общее родовое имя (nomeu gentiliciunf) исчезает; с падением родов исчезал и контроль рода над своими членами. - Государственная власть могла только благоприятствовать такому историческому процессу. Издавна государству, как военному союзу граждан, была враждебна родовая замкнутость и отдельность. Однако, содействуя уничтожению этой замкнутости и отдельности, государственная власть не уничтожала тем самым основного существа родового быта. В свое время род был средоточием мирных интересов общежития, тогда как государство служило средоточием его военных интересов. Разрушая род, государственная власть приняла на себя регулирование мирной стороны гражданской жизни. В конце концов такое регулирование было необходимо в виду самих военных целей, ибо военная сила народа зависела непосредственно от правильного хода в его внутренней, мирной жизни. Отсюда объясняется постоянное стремление государственной власти приобрести тот контроль над отдельными гражданами, который когда-то принадлежал роду. Так возникла еще в начале IV столетия государственная цензура нравов, так государственная власть овладела постепенно гражданским правосудием. Во второй половине VI столетия ряд законов (1. Alilia, 1. Plaeforia, 1. Fuiia testameutaiia (571), I. Voconia (585), 1. Cincia (300), изданных народным собранием по трибам по предложению народных трибунов, положили почин государственному покровительству для слабых (малолетних и не достигших 20-летнего возраста) и юридическим ограничениям дарственного распоряжения имуществом, как на случай смерти (отказы), так и при жизни (дарение). Переходя к государственной власти, контроль над действиями граждан становился из бытового правовым, т. е. из неорганизованного организованным. Для его осуществления появились теперь особые органы и был установлен особый порядок. Это сообщило ему определенность и некоторую резкость, но это же ограничило его влияние на свободу лица. Таким образом развитие государственного контроля за счет родового, права - за счет нравов, благоприятствовало индивидуализму. Как ныне индивидуализм и свобода выигрывают от преобразования "полицейского" государства в "правовое", так в древности они выигрывали от преобразования общинно-родового быта в государственный, хотя этот последний отличался полицейским характером; но "полицейское" государство было выгоднее для дела индивидуализма и свободы, нежели общинно-родовой быт.

Проследим этот процесс в истории дарения и завещания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 612; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.