Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налоговая деятельность государства, её понятие и роль




ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, ИСТОЧНИКИ, СИСТЕМА НАЛОГОВОГО ПРАВА.

Вопросы:

 

1. Налоговая деятельность государства, ее понятие и роль.

2. Понятие, предмет и метод налогового права.

3. Принципы налогообложения.

4. Соотношение налогового права с другими отраслями права

5. Источники налогового права

 

 

Налоговая деятельность государстватрадиционнов юридическойлитературе[1] определяют как осуществление государством функций по планомерному образованию, денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны. Главной, определяющей целью этой деятельности должно быть создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, его свободное развитие (ст. 7 Конституции РФ).

Финансовая деятельность государства в целом и налоговая деятельность, в частности, выступает как важная и необходимая составная часть механизма социального управления. Это выражается в том, что аккумулированные государством денежные средства направляются в отрасли народного хозяйства, социальную и другие сферы с учетом приоритетности финансируемых мероприятий на соответствующих этапах развития страны, ее внешних и внутренних условий. Посредством налоговой деятельности создается материальная база, необходимая для функционирования органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, обеспечения обороны и безопасности страны.

Налоговую деятельность, также ряд авторов[2] определяют как элемент налоговой политики, под которой в свою очередь понимается комплекс правовых действий, органов государственной власти и управления, которые определяют направления применения налоговых законов. При проведении налоговой политики государство опирается на те же функции, которые присущи налогам. Содержание налоговой полити­ки - выработка научно обоснованных концепций развития общества, оп­ределение основных направлений использования налогов.

Налоговая политика преследует следующие цели: обеспечение стабильности и предсказуемости фискальных условий деятельности, а также установление оптимального размера средств, стимулирование экономической деятельности, направленной на экономию затрат и капитального вложения.

Налоговой деятельности государства свойственны организационно-правовые особенности. Так, от других сфер деятельнос­ти государства она отличается межотраслевым содержанием, поскольку аккумуляция, распределение финансовых ресурсов затрагивает все отрасли и сферы государственного управления.

Во-вторых, осуществление государством налоговых функций протекает (в зависимости от их содержания, роли, масштабов действия) в виде деятельности представительных и исполнительных органов власти. Например, нормативное (законодательное) установление обязательных налоговых платежей производится представительными органами, а сбор налогов, обеспечение налоговой дисциплины, пресечение налоговых правонарушений, применение санкций к нарушителям – функции исполнительных органов.

В-третьих, сфера налоговой деятельности относится к ведению как федеральных органов, так и субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления. Кроме того, имеется область совместного ведения Федерации и ее субъектов.

 

 

2. Понятие, предмет и метод налогового права.

Понятие «налоговое право» в юридической литературе продолжает ос­таваться дискуссионным и в настоящее время. Существует несколько оп­ределений.

Так, с точки зрения того уровня, который достигнут сегодня в России, на­логовое право есть взаимосвязанный и взаимообуславливающий комплекс законов, которые устанавливают:

1) порядок начисления и взимания налогов;

2) права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.

Налоговое право можно определить как совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу установления и взимания налогов и сборов в бюджетную систему и иные внебюджетные целевые фонды с организаций и физических лиц, а также государственный контроль за уплатой налогов. Такая формулировка подчерки­вает роль государства в системе общественных отношений - оно в данном случае преследует цель аккумулирования доходов общества в бюджетную систему с дальнейшим распределением и перераспределением финансовых средств для регулирования экономической политики страны в целом.

Налоговое право можно определить и как совокупность правовых норм, регулирующих на началах властного подчинения имущественные отношения физических и юридических лиц в налоговой сфере России.

Наконец, налоговое право можно определить как подотрасль финансового права со своей системой правовых норм (институтов), регламенти­рующих общественные отношения по установлению, введению и взима­нию налогов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения виновных лиц к ответственности за со­вершение налогового правонарушения, путем императивного метода воз­действия на соответствующих субъектов с элементами диспозитивности.

Налоговое право — это самостоятельная отрасль законодательства или самостоятельная отрасль права? Этот вопрос также является дискуссионным.

Аргументы в пользу того, что налоговое право — самостоятельная отрасль права следующие:

- имущественные отношения составляют предмет не только граждан­ского, но и налогового, бюджетного права и ряда других отраслей права;

- налогоплательщик реализует себя как субъект публичных отношений в условиях отсутствия жесткой финансовой централизации,
сосредоточения в руках налогоплательщиков значительных полномочий по расходованию налоговых средств.

Аргументы в пользу того, что налоговое право - самостоятельная от­расль законодательства:

- Конституция РФ закрепляет четкое разграничение бюджета и налогов, а также относит установление общих принципов налогообложения к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Росс­ийской Федерации (ст. 71, 72);

- налоговые законы закрепили положение, согласно которому налогоплательщики являются самостоятельными субъектами налоговых правоотношений, поскольку наделены правами собственников сво­его имущества;

- налоги не всегда выступают одним из источников пополнения
государственного бюджета, все же в большинстве государств они являются одним из источников пополнения бюджета, т. е. взаимосвязь
бюджета и налогов - основное условие формирования государственного бюджета.

Предметом выступает круг общественных отношений, регулируемый нормами того или иного права. Представляется, что предметом налогового права выступают общественные отношения, носящие многоаспектный и комплексный характер

Можно сказать, что предмет налогового права - группа однородных отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения виновных, лиц к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Представляется, что наиболее правы те ученые, по мнению которых предметом налогового права выступают общественные отношения по ус­тановлению и взиманию налогов с юридических и физических лиц в бюджетную систему и в предусмотренных случаях - во внебюджетное целевые фонды.

Под методом правового регулирования понимаются совокупность и сочетание приемов, способов воздействия права на общественные отношения. Метод правового регулирования реализуется также в степени влияния
на поведение участников общественных отношений, на характер взаимосвязей между ними. Каждый метод правового регулирования имеет cboи
характерные черты, в совокупности которых и достигаются задачи и цели
правовой регламентации. Властный характер налоговых отношений и доминирование императивных норм в налоговом законодательстве позволяют высказать мнение о том, что метод налогового права совпадает с методом административного права.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2854; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.