Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы налогообложения




 

Принцип налогообложения может быть определен как исходная идея, лежащая в основе налоговой системы государства. Часть таких принципов закреплена нормативно, другие могут быть выведены путем толкования. Особая роль здесь принадлежит судебным органам, активно использующим метод официального толкования при отправлении правосудия по налоговым спорам. Необходимо отметить: высшие судебные органы Российской Федерации наиболее часто обращаются к применению аналогии права[3] именно при решении налоговых споров, что связано с противоречивостью, пробельностью и несистематизированностью налоговых норм.

Принципы налогообложения можно разделить на общие, регулирующие налоговую систему в целом, и специальные, характеризующие отдельные институты налогового права, в частности принципы налоговой ответственности, ведения налогового учета и др.

- ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ (основные гарантии):

1. Принцип публичности налогообложения, который заключается в том, что налог — это единственно законная форма отчуждения собственности физических и юридических лиц в пользу субъектов публичной власти на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности, обеспеченная государственным принуждением, не носящая характер наказания и контрибуции.

Так, конституционная обязанность платить законно установленные налоги (ст. 57 Конституции РФ) имеет особый публично-правовой характер, что обусловлено публично-правовой природой государства и государственной власти.

2. Принцип справедливости включает всеобщность и соразмерность налогообложения, а также несение налогоплательщиками равного налогового бремени.

По отношению к физическим лицам принцип равного налогового бремени развивает применительно к сфере налогообложения общеправовой принцип запрещения всех форм дискриминации и означает запрет устанавливать или различно применять налоги исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

3. Принцип единства налоговой системы в Российской Федерации выражается в запрете устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации. В этой связи недопустимо введение налогов и сборов прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств.

Единство налоговой системы обеспечивается единой системой федеральных налоговых органов.

4. Принцип законодательной формы установления налогов. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться «законно установленными (ст. 57 Конституции РФ). Применительно к налогам субъектов РФ «законно установленными» считаются только те налоги, которые вводятся законодательными органами субъектов Федерации в соответствии с общими принципами налогообложения, определенными федеральным законом.

5. Принцип федерализма. Данный принцип определяет разграничение полномочий и предметов ведения в сфере налогообложения между Российской Федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением.

Согласно Конституции РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в России находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72). Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (ст.75). В соответствии со ст. 76 Конституции РФ в случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта РФ, принятыми по предмету совместного ведения, действует федеральный закон.

6. Однократность налогообложения состоит в том, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения.

Согласно ст. 38 Налогового кодекса РФ[4] каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй настоящего Кодекса.

7. Принцип резиденства. Исходя из этого критерия всех налогоплательщиков подразделяют на две группы: имеющих постоянное местопребывание в определенном государстве (резиденты) и не имеющих в нем постоянного местопребывания (нерезиденты).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 987; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.