Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законодательные основы защиты коренных малочисленных народов и среды их обитания




В ст. 69 Конституции России устанавливается, что Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Конвенция МОТ №169 «О коренных народах и народах, ведущий племенной образ жизни в независимых странах» ( 1969) говорит о специальных мерах для смягчения трудностей, переживаемых соответствующими народностями, в частности провозглашаются права на традиционно занимаемые земли, на пользование и управление природными ресурсами, находящимися на этих землях, на получение компенсации за убытки и ущерб, наносимый природными ресурсами в связи с использованием указанных земель. В соответствии с пактом «О гражданских и политических правах», принятом Генеральной Ассамблеей ООН 16.12.1966 г., «Все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами … Ни один народ ни в коем случае не может быть лишен принадлежащим ему средств существования».

Согласно ст. 31 и ст.7 Земельного кодекса РФ только по согласованию с коренными народами, проживающими на территориях традиционного природопользования, могут выделяться земельные участки под объекты, не связанные с традиционной хозяйственной деятельностью территориальных общностей коренных народов. Право на приоритетное пользование животным миром коренным малочисленным народам и их объединениям закреплено в ст.ст. 48 и 49 Закона «О животном мире» (1995). Закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (1999) в ст. 8 закрепил за малочисленными народами, их объединениями, в том числе, права:

- безвозмездно владеть и пользоваться в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами;

- участвовать в осуществлении контроля за использованием земель различных категорий, необходимых для осуществления традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами малочисленных народов.

Закон «О территориях традиционного природопользования» (2001) определяет защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов, а также сохранение на территориях традиционного природопользования биологического разнообразия как одну из своих целей.

Практически во всех субъектах Федерации, где проживают представители малочисленных коренных народов, есть собственные законодательные акты, защищающие их права. Так, в Магаданской области есть Положения «О территориях традиционного природопользования» и «О принципах, условиях и механизмах экономической поддержки хозяйствующих субъектов аборигенов Магаданской области», в Ханты-Мансийском автономном округе – «Положение о статусе родовых угодий в ХМАО». К сожалению, даже наличие столь широкой законодательной базы не препятствует массовому и опасному для выживания малочисленных народов нарушению их экологических прав. Законы по защите коренных малочисленных народов, их среды обитания, не подкрепленные действующими механизмами их выполнения, быстро превращаются в декларации.

3.2. Нарушение прав коренных малочисленных народов при осуществлении хозяйственной деятельности другими организациями

Самым распространенным и наиболее типичным правонарушением является нарушение прав коренных малочисленных народов при осуществлении хозяйственной деятельности вторичными природопользователями, особенно, связанной с нефтедобычей и лесозаготовками, добычей полезных ископаемых, промышленным освоением, развитием транспортной инфраструктуры Приводимые далее примеры являются типичными среди сотен подобных.

 

Показательно осуществление лесозаготовительной деятельности в местах проживания коренных малочисленных народов в Хабаровском крае, где территории традиционного природопользования занимают около 38 % площади края. Органы государственного управления, наделенные полномочиями по предоставлению природных ресурсов в пользование (в том числе и участков лесного фонда), до принятия решения о проведении конкурса, аукциона должны обеспечивать проведение государственной экологической экспертизы обоснования предстоящего изъятия ресурсов для определения допустимости вмешательства в окружающую среду с учетом экологических, экономических и социальных последствий. При передаче участков лесного фонда в аренду на территории Хабаровского края обычно готовится пояснительная записка «Обоснованная размера отпуска леса на заявленном в аренду участке лесного фонда», которая должна являться объектом экологической экспертизы. Однако в 1996-2001 гг. такая экспертиза проводилась лишь в единичных случаях (при проведении международных конкурсов). Только после вмешательства «Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края» в конкурсные условия начали вноситься предложения отражающие интересы лиц из числа коренных малочисленных народов Севера..

Постановлением администрации Байкитского района Эвенкийского АО главе семейно-промыслового хозяйства «Косвино» был выделен из Государственного лесного фонда в пожизненное наследуемое владение, бессрочного (постоянного) пользования, участок в районе речки Косвино (Государственный акт № 110 от 05.07.93 г.). В 2001 г. без соответствующего изъятия участка у владельца и возмещения стоимости участка, неизвестная экспедиция начала производить разведку полезных ископаемых. Согласно ст. 25 Закона «О недрах», земельные участки, необходимые для проведения работ, связанные с геологическим изучением и использованием недр, временно или постоянно могут отчуждаться для государственных нужд с возмещением собственникам указанных земельных участков их стоимости. В результате производимой разведки полезных ископаемых был нанесен экологический вред, что послужило сокращению на участке количества ценных пушных зверей, копытных, а также рыбных запасов, добыча которых является единственным средством существования данного семейного хозяйства. Никакого возмещения хозяйство «Косвино» не получило.

Повсеместно нарушаются требования природоохранного законодательства нефтедобывающими компаниями на территории родовых угодий Варьеганского сельского Совета Нижневартовского района ХМАО. Так, например, в пределах угодий Ю.К. Айваседы. (Мир коренных народов. Живая Арктика» №4, 2000). На акваториях Тазовской и Обской губ с 1998.г. ведутся разведочные бурения одним из дочерних предприятий ОАО «Газпром» фирмой «Газфлот». Лицензия (ШКМ № 10902 НП от 06.07.2000) на проведение работ была выдана, несмотря на отрицательное заключение государственной экологической экспертизы программы работ ОАО «Газпрома» в акваториях Обской и Тазовской губ от 26.09.2001 и от 01.10.2001. (письмо МПР в Департамент лицензирования ХМАО № 650 от 13.11.01 г.). В результате загрязнения водоемов уловы рыбы – одной из основ жизни местных ненцев и хантов, - с началом работ сократились в 4 раза.

В Приморском крае в Самаргинском лесхозе, в границах охотничьих угодий удэгейской общины, участок площадью 428,1 тыс. га был выставлен на конкурс и передан по решению Администрации Приморского края (протокол конкурсной комиссии от 09.04.01) в аренду компании «Тернейлес» на 25 лет. Когда удэгейцы обратились за разъяснением в МПР, то получили ответ от Департамента использования и восстановления лесного фонда МПР, что лесной участок был передан «Тернейлесу» «на законном основании». Хотя этот участок был официально зарезервирован и включен в «Систему охраняемых природных территорий Приморского края» до придания специального статуса этнической территории (решение сессии Краевого Совета народных депутатов № 145 от 28.06.91г.). Хотя это решение не отменялось, территория традиционного природопользования не была образована («Мир коренных народов. Живая Арктика», №8, 2002).

В условиях неизбежного антропогенного воздействия на леса, в том числе в пределах территории традиционного природопользования, актуальным становится решение вопроса о возмещении коренным малочисленным народам и их объединениям убытков, причиненных в результате нанесения ущерба исконной среде обитания хозяйственной деятельностью лесозаготовительных предприятий. Лишь в 2001 г. впервые на Дальнем Востоке Арбитражный суд Хабаровского края рассмотрел четыре иска о взыскании с лесопользователей убытков за вред, причиненный рубками главного пользования. Истцом в суде выступала община орочей «Национальное коллективное хозяйство», для которых охота является видом традиционного природопользования и единственным средством к существованию. Юридическую поддержу общины осуществляла Хабаровская общественная организация «Экодаль». Согласно договору на пользование ресурсами охотничьих животных от 15.06.94 г., община осуществляет пользование объектами животного мира. Численность работающих в ней с 1994 года по настоящее время составляет 30 человек, из них – 26 охотников. Для осуществления традиционного природопользования Ванинский райсовет в 1989 г., а затем исполком Хабаровского краевого Совета в 1991 г. территории Хутинского и Тумнинского лесничеств Северного мехлесхоза общей площадью 745,2 га были закреплены за общиной орочей и этой территории был придан статус территории традиционного природопользования. Однако в результате того, что многие участки этой территории предоставлялись и для лесозаготовительной деятельности коммерческим предприятиям (только в 1999 г. здесь вели лесозаготовки 7 предприятий), численность охотничьих животных с каждым годом уменьшалась, и община несла серьезные убытки. Хотя, согласно ст. 124 Лесного кодекса РФ, на территориях традиционного природопользования устанавливается порядок пользования участками лесного фонда, обеспечивающий традиционный образ жизни этих народов, заготовка древесины осуществлялась без утвержденных в установленном порядке проектов организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства на арендуемых участках лесного фонда. Соответственно не проводилась и государственная экологическая экспертиза намечаемой хозяйственной деятельности, которая могла бы предупредить возможные неблагоприятные воздействия на природную среду и связанные с ними социальные, экономические и иные последствия. Согласно ст. 34 Лесного кодекса РФ, предоставление участков лесного фонда в аренду должно осуществляться гласно и с учетом интересов населения, проживающего на соответствующей территории, а согласно ст. 121 Лесного кодекса Хабаровского края, заготовка древесины по главному пользованию в пределах территории традиционного природопользования должна была осуществляться по согласованию с общиной. Община обратилась в Дальневосточное отделение ВНИИ охотничьего хозяйства и звероводства им. проф. Б.М. Житкова, которым была разработана «Методика оценки ущерба охотничье-промысловым животным при различных видах нарушений среды их обитания на территории Хабаровского края». В результате иски, предъявленные общиной, были удовлетворены Арбитражным судом Хабаровского края. Эти примеры с благополучным концом являются, к сожалению, единичными.

Одним из самых крупных нарушений прав коренных малочисленных народов явилась разработка нефтегазоносных месторождений на шельфе Дальневосточных морей. Разработанная в 1994 г. «Дальневосточная программа лицензирования пользования потенциально нефтегазоносными недрами до 2000 г.» никогда не была предметом обсуждения с коренными народами или их уполномоченными представителями. Это является прямым нарушением ст. 11 Закона «О континентальном шельфе», согласно которой представители коренных малочисленных народов и этнических общностей Севера и Дальнего Востока, образ жизни, занятость и экономика которых традиционно основываются на ведении промысла живых ресурсов, имеют преимущественное право на использование этих ресурсов.

Начавшиеся с 1996 г. на Сахалинском шельфе работы по нефтедобыче уже сейчас ухудшили качество окружающей среды и морских биоресурсов, являющихся основной пищей коренных народов. Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (АКМНССиДВ) многократно обращалась в Правительство РФ с письмами о недопустимости ухудшения экологической ситуации в морях Дальнего Востока. В этой связи организации коренных народов Камчатки обратились с открытым письмом к Президенту РФ. (Документ …, Приложение 2)

 

Типичными и массовыми нарушениями права малочисленных народов при добыче природных ресурсов (нефти, газа, руд, леса) являются:

§ отказ природопользователей заключать договоры на проведение работ с субъектами традиционного природопользования (в т.ч. с общинами малочисленных народов);

§ отказ от возмещения вреда, причиненного лицам из числа КМНС и общинам хозяйственной деятельностью промышленных предприятий;

§ отказ от рекультивации нарушенных земель и приведение их в состояние, пригодное для дальнейшего использования;

§ отказ от восстановления нарушенных биогеоценозов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.