Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Игнорирование органами власти нужд представителей коренных малочисленных народов




Одним из самых распространенных нарушений прав коренного населения на традиционное природопользование связано с игнорированием представителями органов власти их нужд. Типичным примером может служить положение многонационального села Ямск, Ольского района Магаданской области. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.93 № 22 «О перечне районов проживания малочисленных народов Севера», это село, жители которого коряки, камчадалы, ительмены, эвены, является «местом компактного проживания малочисленных народов Севера». В прошлом основным занятием населения были оленеводство, рыбный и звериный промысел, затем был организован госпромхоз «Ямский» (разведение крупного рогатого скота и оленей, промысловое звероводство, рыболовство, мастерские по выделке шкур и пошиву промысловой меховой одежды и обуви и т.д.). В селе круглосуточно работала электростанция, телефонная связь, радио, телевидение, быстрыми темпами строилось жилье и объекты соцкультбыта, также имелись неполная средняя школа, больница, амбулатория, магазины, почта, регулярное воздушное сообщение с областным и районным центрами. Экономическая реформа, начавшаяся без учета региональных особенностей северных территорий, уклада и образа жизни коренного населения, привела к разрушению прежде всего таких жизненно важных отраслей, являющихся материальной и духовной основой существования коренного населения, как оленеводство, рыболовство, охотничий промысел. ПМП «Ямское», начиная с 1996 г., фактически, прекратило существование, 90% трудоспособного населения остались без работы, причем эта часть населения не пользуется государственным пособием по безработице из-за того, что ПМП официально не ликвидировано. Отсутствие средств к существованию, скрытая и явная безработица привели к обнищанию жителей села Ямск. Среди семей, имеющих детей, доля малоимущих составляет 80%, среди молодых семей – 90%. Чтобы как-то выжить, коренные жители создали шесть национальных предприятий. Но практически все они из-за отсутствия средств ограничиваются лишь заготовкой на зиму для своих работников соленой рыбы и обеспечением своих семей в летний период свежей рыбой. Заработной платы работники национальных предприятий не получают. С начала деятельности ни одно из этих предприятий не получило никаких государственных кредитов. Вместо оказания реальной помощи в развитии национальных предприятий, расположенных в селе Ямск, руководство областных ведомств, ведающих распределением рыбных ресурсов, заключают договора на содержание села со сторонними организациями, которые получают 90% всех лимитов, выделяемых на лов лососевых в реке Яма, успешно осваивают их и вывозят эту продукцию. Свои же обязательства по содержанию социальной сферы села, - формальное условие выделения лимитов, - не выполняются. Сегодня в Ямске нет электричества, телефона, дети после 3-го класса не учатся из-за отсутствия школы, нет бани, нет регулярного сообщения с районным и областным центрами. Резко возросла заболеваемость, в том числе туберкулезом. Бесконтрольный завоз спиртного дельцами для обмена его на лососевую икру привело к повальному спаиванию местного населения, в том числе детей и подростков. Село, имеющее все возможности жить за счет возобновляемых биоресурсов и теоретически являющееся одним из наиболее перспективных и стабильных в округе, в результате неумения или нежелания властных структур округа и области находится на грани вымирания.

Распространенным нарушением права коренных малочисленных народов является дискриминация при распределении лимитов на вылов промысловых рыб. Систематически допускаются грубые нарушения прав представителей малочисленных народов Севера при распределении лимитов на вылов лососевых в Магаданской области. В области, с одной стороны, с 1992 г. ведется работа по созданию национальных предприятий с целью создания рабочих мест для представителей малочисленных народов Севера и сохранению традиционных промыслов, с другой стороны, при распределении лимитов на вылов лососевых в 2001 г., только в Ольском округе 20 предприятий коренных малочисленных народов были лишены возможности лова лососевых. Это открытое нарушение прав коренных народов областной администрацией не только собственных, но и российских, и международных законодательных норм не привлекло внимания прокуратуры

Этот пример не единичен. Правительство РФ и региональные органы власти по существу игнорируют права коренных малочисленных народов на защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни. Отвечая на обращения коренных народов, Правительство объясняет свое бездействие «отсутствием необходимых правовых актов, регламентирующих порядок образования территорий традиционного природопользования федерального значения и определение режима их функционирования» (из письма первого зам. министра Минэкономразвития № 29/22-1 от 04.01.2002 в АКМНССиДВ РФ). Остается надеяться, что принятые в конце концов в 2000-2002 гг. законы о правах коренных малочисленных народов помогут улучшить положение.

Заключение

Основными принципами традиционного природопользования являются высокая степень адаптивности, комплексность, долговременность, экстенсивность на широких площадях, система рекультивации возобновляемых природных ресурсов, малая энергоемкость, полная утилизация всей продукции. Экологические преимущества этих принципов перед специализированными формами природопользования очевидны. Эти преимущества доказаны временем, так как именно территории традиционного природопользования и расселения коренных народов сохранили на протяжении нескольких тысячелетий огромные пространства природных ландшафтов.

Получившая распространение практика предпочтения передачи природных ресурсов специализированным коммерческим компаниям и нарушение прав коренных малочисленных народов на традиционное природопользование влечет за собой не только угрозу вымирания целых этнических групп и исчезновения уникальных культур, но и реальное сокращение территорий с высокой природной ценностью. В связи с вышеизложенным, актуальным представляется решение следующих вопросов:

§ проведение инвентаризации территорий в местах проживания и традиционного природопользования коренных малочисленных народов и кадастровой оценки природных ресурсов на этих территориях;

§ принятие во всех регионах проживания коренных малочисленных народов решений о резервировании земельных участков, которые предполагается объявить территориями традиционного природопользования, и объявление моратория на изменение границ существующих территорий традиционного природопользования;

§ разработка типового Положения о территориях традиционного природопользования федерального значения с указанием их правового режима и механизма передачи земель коренным малочисленным народам Севера;

§ разработка механизмов защиты прав коренных малочисленных народов Севера при заключении договоров с субъектами, осуществляющими природопользование на ТТП;

§ организация специализированной юридической службы по защите прав коренных народов на исконную среду обитания и традиционный образ жизни.

§ разработка конкретных процедур, позволяющих коренным малочисленным народам Севера реализовать право на приоритетное природопользование;

§ разработка нормативных актов, защищающих права коренных малочисленных народов Севера, проживающих вне территориальных образований или не имеющих таковых.

§ разработка методики проведения этноэкологических экспертиз при подготовке решений, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность на территории ТПП.

Коренные народы, накопив огромный опыт традиционного природопользования, могли бы стать лидерами в организации устойчивого использования живых природных ресурсов на обширных пространствах Севера, Сибири и Дальнего Востока. Незаконные, непродуманные и необоснованные действия государственной власти и региональных администраций в отношении коренных малочисленных народов ставят Россию вне рамок цивилизованного мира.

 


 

Глава 4




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.