Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нарушения прав на возмещение вреда граждан, подвергшихся воздействию радиации от Чернобыльской катастрофы




 

Живущие и будущие поколения в долгу перед участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС (“ликвидаторами”). Их в России около 400 000 человек, из них более 45 000 официально признаны инвалидами. Нет сомнений по их праву на возмещение вреда, полученного от радиационного и другого загрязнения при работе на ЧАЭС. Не вызывает сомнения и надлежащий ответчик – государство, поскольку вся атомная энергетика в соответствии с ст. 71 Конституции отнесена к ведению Российской Федерации. В отличие от множества других случаев возмещения вреда, для данного случая даже есть специальный закон “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” (1992-2002). Однако изменения и дополнения внесенные в этот закон в 1993, 1995, 1996, 1997, 1999 (трижды), 2000, и 2001 гг. сделали его сложным для применения. В одной части он является законом о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, в другой - является особым случаем возмещения вреда. Искусственное объединение этих концепций вызывает юридическую коллизию, и соответственно, споры, часто завершающиеся только в судах.

 

Спектр чернобыльских компенсаций весьма широк и включает в себя в том числе: бесплатную медицинскую помощь и обеспечение лекарствами, ежегодное обеспечение санаторно-курортным лечением, бесплатный проезд до места лечения, обслуживание на дому, ежегодная выплата на оздоровление, бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью и ремонт принадлежащих им помещений, беспроцентная ссуда на приобретение жилья и индивидуальное жилищное строительство (50 % ссуды за счет государства), льготы по квартплате, коммунальным услугам и всем налогам, бесплатный проезд на пассажирском транспорте, ежемесячная денежная компенсация на продукты питания; освобождение от уплаты таможенной пошлины за провоз легкового автомобиля, дополнительный оплачиваемый отпуск; внеконкурсное поступление в государственные образовательные учреждения.

Однако государство не выполняет многие из этих обязательств. Главная претензия ликвидаторов - недостаточное и нерегулярное финансирование. При потребности на выплату сумм возмещения вреда в 2 млрд. руб. в бюджете на 2002 г. предусмотрено только 1 млрд. 450 млн. руб. Федеральным бюджетом планируется и в дальнейшем дефицитное финансирование по сравнению с утвержденными федеральными целевыми “чернобыльскими” программами. И это при том, что и утвержденный объем финансирования не исполняется. За прошедшие годы Единая государственная Чернобыльская программа финансировалась в среднем на 15,5 %, “Дети Чернобыля” – на 29 %, “Жилье – ликвидаторам” на 16,7 %.

Беспроцентные ссуды “ликвидаторам”, введенные с 1992 г., выдавались только в течение нескольких месяцев в 1994 г. Не разработана предусмотренная «чернобыльским» законом 1991 г. федеральная целевая программа медицинского обеспечения граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС. Реальное финансирование медицинского обеспечения “ликвидаторов” за 1994-2000 гг. составило 34,5% от годового лимита. Из-за ограниченности средств не удалось обеспечить лечебные учреждения медицинским оборудованием, аппаратурой, реактивами, лекарственными средствами, питанием. В 8 федеральных клиниках и центрах получило амбулаторное лечение всего только 5,6 % (2522 чел.) российских инвалидов - “ликвидаторов”. Медицинское обеспечение ликвидаторов практически осуществляется за счет местного бюджета, то есть федеральные обязанности возложены на местный бюджет. Не выделяются средства на диспансерное обслуживание, вследствие чего имеются случаи летального исхода из-за поздней диагностики заболеваний.

 

Хотя в 2000 г. финансирование медицинских мероприятий осуществлено в полном объеме от запланированного, однако это составило для участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС всего 5 млн. руб. на всю Россию. В 2002 г. на медицинское обеспечение граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС предусмотрено 1300 тыс. рублей. В основном эти средства будут направлены на загрязненные территории, где проживает 2,5 млн. человек (520 руб./чел). Крайне напряженная ситуация складывается с обеспечением благоустроенной жилой площадью. Фактическое финансирование федеральной целевой программы "Жилье - ликвидаторам", утвержденной постановлением Правительства № 511 от 24.05.95 г., в 1995-1997 гг. составило 22% от предусмотренного. В 1998 г. лимит инвестиций составил 297 млн. руб., при условии, что 113 млн. руб. составляла кредиторская задолженность. Реальное финансирование Программы составило 10 млн. руб. На 1999 г. было выделено 100 млн. руб., на 2000 г. - 131,9 млн. руб. На 2002 г. лимит капиталовложений составил 66,5 млн. руб. при условии, что данные средства будут распространены и на пострадавших вследствие аварии на ПО "Маяк" и испытаний на Семипалатинском полигоне (для сравнения, на 1997 г. планировалось выделение 1490,7 млн. руб.) В настоящее время на очереди состоит 5500 семей инвалидов-ликвидаторов и около 10 000 семей ликвидаторов. Более 10 000 переселенцев с загрязненных вследствие катастрофы на ЧАЭС территорий до настоящего времени не обеспечены благоустроенной жилой площадью. Их право на внеочередное и первоочередное обеспечение благоустроенной жилой площадью предусмотрено федеральным законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

 

Невыполнение государством своих обязательств перед чернобыльскими ликвидаторами вызвало тысячи судебных исков к Министерству труда и социального развития РФ, Министерству финансов РФ, органам местного самоуправления. В большинстве случаев суды, следуя закону, принимали решения в пользу чернобыльцев. На 01.10.00 г. сумма дополнительных средств во исполнение судебных решений по таким выплатам с 1998 г. составила около 400 млн. руб. (без учета индексации, штрафов и пени). Странным образом Министерство финансов не исполняет не только судебные решения по чернобыльским компенсациям начиная с 1997 г. но и не выполняет соответствующие и неоднократные поручения Президента и Правительства, равно как и решение Конституционного суда РФ (№ 18-П от 01.12.97 г. " По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), неправомерно ссылаясь на отсутствие средств в Федеральном бюджете, хотя средства для возмещения вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов исполнительной власти предусматриваются ежегодно законами о федеральном бюджете. Молчит и Генеральная прокуратура РФ: ни одно должностное лицо не привлечено к ответственности за вопиющие нарушения прав чернобыльских ликвидаторов на компенсацию ущерба.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 512; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.