Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опросные методы




Методы сбора первичной социальной информации

Опросные методы социального исследования:

· анкетирование;

· интервью (беседа).

Неопросные методы:

· наблюдение;

· анализ документов (в том числе биографический метод);

· эксперимент;

· изучение случая (кейс-стади).

Замечание. С учётом того факта, что для студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа», предусмотрен курс «Методика исследований в социальной работе и социальная статистика», остановимся на тех методах, которые или не нашли отражения в учебном пособии по вышеназванной дисциплине, или предлагаемый материал является дополнительным.

Анкетные опросы: экспресс-опрос, групповой или индивидуализированный, очный (раздаточная анкета) или заочный (почтовая анкета, прессовая анкета), массовые или экспертные.

Интервью: свободное или стандартизированное, клиническое или фокусированное, групповое или индивидуальное, прямое или опосредованное.

 

В широком смысле опрос включает в себя как интервью, так и анкетирование. В узком смысле термин «опрос» подразумевает только устную беседу, а потому сводится к нескольким видам интервью. Будем придерживаться расширенной трактовки опроса.

В некоторых ситуациях метод опроса оказывается основным, а иногда – единственным способом получения необходимой информации. Например, когда необходима информация о потребностях, интересах, мотивации, мнениях и оценках (отношениях). Кроме того, метод опроса применяется в качестве контрольного (дополнительного) метода, т. е. для расширения возможностей описания и анализа изучаемого явления и перепроверки данных, полученных другими методами.

Опрос предусматривает:

1) устное или письменное обращение к определённой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов;

2) регистрацию и статистическую обработку полученных ответов;

3) теоретическую интерпретацию полученных данных.

Успех опроса во многом зависит от качества вопросов. Следует избегать двусмысленных, неопределённых, неясных или наводящих формулировок и использовать подходящую лексику.

Опрос – это систематизированный сбор информации по изучаемой проблеме в том смысле, что полученные результаты должны быть не только точными, но и типовыми, а кроме того, иметь возможность применить к ним статистические оценки их надёжности и достоверности.

Универсальность метода опроса имеет два измерения – тематическую широту (спрашивать можно обо всём) и широту социального представительства (опрашивать можно всех – пенсионеров, инвалидов, молодёжь и т. д.; тех, кто является клиентами службы, и тех, кто таковым не является).

Искусство применения опросного метода состоит в том, чтобы знать, о чём именно спрашивать, какие задавать вопросы и, наконец, как убедиться в том, что полученным результатам можно верить. Кроме того, следует знать, кого спрашивать, где вести беседу, как обработать данные и нельзя ли эту информацию получить, не прибегая к опросу.

Существуют две большие разновидности опроса – анкетирование и интервью. В свою очередь, каждый из этих видов опроса разделяется на множество подвидов: 1) по числу опрашиваемых (групповой или индивидуальный); 2) по месту проведения (дома, на работе, в целевых аудиториях – посетители или клиенты социального учреждения, пациенты поликлиники и т. д.).

Анкеты можно разделить по способу распространения среди опрашиваемых: раздаточная (курьерская) анкета; почтовая (рассылается по почте); прессовая (публикуется в газете или журнале).

Можно классифицировать опросы и по другим основаниям: а) количественные (с применением статистики) и качественные (глубинное интервью, фокус-группа); б) письменные (анкеты, тесты) и устные (интервью); в) очные и заочные; г) стандартизированные, полустандартизированные и нестандартизированные; д) клинические и фокусированные; направленные и ненаправленные; ж) пробные (пилотажные, зондажные, экспресс-опросы) и основные; з) массовый опрос (для неспециалистов исследуемой области) и экспертный опрос (для специалистов исследуемой области).

При всех различиях виды опроса объединяет одно обстоятельство – вопросник, т. е. соответствующая исследовательскому замыслу и логически выстроенная система вопросов, адресованных респонденту речевых сообщений в вопросительной, утвердительной или отрицательной форме, а также предлагаемых к ним вариантов ответов[14, с. 76].

Специалист подбирает нужный метод опроса для решения исследовательской проблемы, но не подгоняет проблему под имеющийся метод.

Анкетирование – это вопросно-ответная форма организации текста.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1968; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.