Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Логическая структура вопроса




Функции анкетного вопроса

Типы и виды анкетных вопросов

Начинать проведение эмпирического исследования методом анкетирования следует с грамотно сформулированного программного (исследовательского) вопроса. Иначе говоря, это такой вопрос, который определят то, ради чего проводится анкетирование. Например, вопрос «Как трудоустраиваются беженцы на новом месте?» может стать программным и служить отправной точкой для социального исследования. В отличие от программных вопросов анкетные вопросы более конкретны. Совокупность ответов на конкретные вопросы анкеты и дадут исчерпывающий ответ на программный вопрос.

Рекомендация: вначале разведите программный / исследовательский вопрос и анкетный вопрос, а затем найдите способ перевести первый в совокупность вторых.

 

Прежде чем перейти к формулировке анкетного вопроса, надо для себя выяснить: все ли аспекты проблемы учтены, нет ли лишних вопросов, кому адресована анкета?

Следующий этап – формулировка вопросов, установление последовательности вопросов в анкете. Придерживайтесь правила: содержание вопроса интересует прежде всего исследователя, а форма, язык, стиль – респондента. При конструировании вопроса соблюдайте обязательное условие – формулировка вопроса должна соответствовать исследовательской задаче.

У анкетного вопроса три функции – индикаторная, коммуникативная и инструментальная. Это «должностные обязанности» анкетного опроса.

Индикаторная функция вопроса анкеты состоит в том, что вопрос обеспечивает получение искомой информации, а не какой-либо другой.

Коммуникативная функция вопроса обусловлена социально-психологической природой общения. Любой вопрос появляется только тогда, когда имеется его адресат, от которого получают информацию. В опросе коммуникативная функция обеспечивает связь между сознанием исследователя и обыденным сознанием респондентов. Достигается это путём перевода познавательной задачи вопроса на уровень обыденной лексики респондента. Критерием оценки коммуникативных возможностей вопроса выступает однозначность понимания его смысла респондентами, искренность и достоверность ответов.

Инструментальная функция вопроса связана с соблюдением специальных требований, предъявляемых к его измерительным возможностям, построению шкал и индексов, формулируемых на основе блока вопросов.

 

Логическая структура вопроса определяется наличием в нём двух обязательных элементов: а) базисной информации о том, что известно; б) указанием на недостаточность известной информации и необходимость её восполнения или уточнения.

Пример. В вопросе «Что мешает некоторым студентам выполнять учебно-исследовательские работы самостоятельно?» базисная часть содержит следующую известную информацию: а) студенты занимаются учебно-исследовательской деятельностью; б) некоторые студенты несамостоятельны в выполнении учебно-исследовательских работ; в) существуют причины несамостоятельности студента в этом виде деятельности. Требуется выяснить мнение опрашиваемых о причинах несамостоятельности некоторых студентов при выполнении рефератов, курсовых и выпускных работ.

В том случае, если исследователь ошибается в определении базисной части вопроса (известной информации), т. е. предположение оказалось неправильным, появляется «эффект внушения». Внушающий вопрос – это вид методической ошибки, результат субъективного отношения исследователя к предмету, о котором идёт речь в вопросе. Если опрашиваемый не согласен с базисной частью вопроса, они сочтут, что вопрос к ним не относится, и не станут на него отвечать или ответ будет неискренним. Это первая группа логических ошибок.

Возможность появления «эффекта внушения» бывает связана с утвердительными формулировками базисной части вопроса («Вы занимаетесь научной деятельностью?»), когда отрицательный ответ ассоциируется (может ассоциироваться) с негативной оценкой.

Требования к базисной части вопроса: а) её информация должна быть в равной степени известна и респонденту, и исследователю; б) она должна однозначно пониматься и респондентом, и исследователем;

в) она должна быть свободна от влияния явных и неявных ожиданий исследователя по поводу социально одобряемых и неодобряемых ответов.

Вторая группа логических ошибок вызывается нарушением связи базисной части вопроса с его второй частью (с указанием на неизвестную информацию и на область поиска ответов). Пример: «Вы пользуетесь услугами ЦСО и социальной столовой?» (часто, редко, иногда). Ошибка заключается в том, что базисная часть вопроса содержит два основания: услуги ЦСО и услуги социальной столовой. Опрашиваемый будет в затруднении, если посещает ЦСО, но не пользуется услугами социальной столовой. Кроме того, варианты ответов «редко» и «иногда» близки по смыслу.

Третья группа логических ошибоксвязана с адресатом, т. е. вопрос может быть задан тому, кто информацией не располагает. Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо выполнять следующие требования: а) обеспечить возможность уклонения от ответа (варианты: «не знаю», «затрудняюсь ответить» и др.); б) включать вопросы-фильтры; в) прямо обозначать адресата вопроса. Возможность уклониться от ответа является требованием принципиальным: оно позволяет выделить в совокупности опрашиваемых тех, кто считает себя некомпетентным в данном вопросе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2627; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.