Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Э.В. Карюхин 1 страница




ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ПОЖИЛЫХ

Примерная тематика рефератов.

1. Понятие территориальной вариативности.

2. Британский произносительный стандарт и региональные типы произношения.

3. Региональные стандарты произношения в американском варианте английского языка.

4. Социальная и ситуативная вариативность звучащей речи.

5. Ритмическая организация поэтической, прозаической и спонтанной речи.

6. Особенности официальной и неофициальной речи.

7. Особенности межличностного общения и публичной речи.

Примечание: в качестве объекта может быть избран британский, канадский, американский, австралийский и пр. варианты

5. Социальная и ситуативная вариативность звучащей речи.

6. Ритмическая организация поэтической, прозаической и спонтанной речи.

7. Фонетические особенности официальной и неофициальной речи.

8. Фонетические особенности межличностного общения и публичной речи.

9. Особенности просодического оформления высказывания в …. стиле англоязычной речи.

Примечание: в качестве объекта может быть избрана публичная речь, спонтанная речь, произведения художественной литературы, радиопрограммы и пр.

10. Территориальные типы англоязычного произношения в соспоставлении.

 

Требования к самостоятельной работе на выбор студента.

 

Анализ письменной речи осуществляется на материале аутентичного текста объемом 2 стр. формата А 4, количество единиц анализа - 20.

Анализ звучащего текста осуществляется на материале аутентичного текста объемом 5 минут звучания, количество единиц анализа- 20.

 

 

Содержание:

 

- Введение

 

- Часть 1 – Права человека

- §1 Определение, механизмы ООН

- §2 Европейское право

- социальное право

- §3 Философия права

 

- Часть 2 – Права человека пожилых

- §1 Права пожилых людей – права человека

- §2 Ущемление интересов пожилых людей

- А. Системное ущемление интересов пожилых людей

- §3 Законодательство, защитные механизмы

- Б Зарубежный опыт

- В Российский опыт

- §4 Информирование о правах пожилых людей

- §5 О развитии самосознания в группах пожилых людей

- Выводы

- Список литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Сохраняющее свои высокие темпы глобальное старение населения Земли, возникающие в связи с этим новые вызовы в развитии человечества, привлекают все большее внимание специалистов самых различных направлений, как для экспертных оценок ситуации различных аспектов старения, так и практиков, реализующих политику старения в той или иной стране или регионе. В связи с состоянием уровня качества жизни популяции пожилых людей, крайне медленным его ростом, значительной распространенностью бедности среди этой категории населения многих стран мира, многочисленностью случаев насилия, пренебрежительного отношения к пожилым, наличием устойчивых дискриминационных практик, в последние десятилетия на Западе – в США, странах Европы – социологи, социальные работники, врачи стали говорить о нарушениях прав пожилых людей, как распространенном явлении. Вероятно, первые обзоры и исследования в этой области стали появляться в 70-80-ые годы прошлого столетия [48]. Ряд специалистов, обратились к теме прав пожилых, накопив первоначальный опыт работы в соответствующей сфере с детьми и молодежью [12]. Обращение к этой теме стимулировало интерес к законодательству, имеющему отношение к пожилым людям, а также попыткам выяснения наиболее острых областей нарушений прав пожилых. Французский доктор права Н. Дельпере, характеризуя роль права в старении, отмечала, что лица преклонного возраста часто не свободны в выборе принимаемых решений, в силу ряда причин не способны осуществить свою подлинную волю, тогда как право требует, чтобы каждый мог свободно выражать и претворять свое волеизлияние [13]. Так, постепенно определялись проблемные сферы, как собственно прав пожилых людей, так и их нарушений в различных областях.

Что касается нашей страны, можно отметить несоразмерно малое количество исследований темы прав пожилых людей, незначительное количество доступной литературы, что, в целом, контрастирует с величиной и масштабом проблематики.

 

Часть 1

Права человека

§ 1

Определение, механизмы ООН

В издании ООН «Права человека: вопросы и ответы» (1987 г.) дано следующее определение прав человека: «…права человека можно определить как права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как человеческая существо. Права человека и основные свободы дают нам возможность полного развития и использования наших человеческих качеств, нашего интеллекта, наших талантов и совести и удовлетворять наши духовные и иные запросы. Они основаны на растущей потребности человечества в такой жизни, при которой неотъемлемое достоинство и ценность каждой человеческой личности пользовались бы уважением и защитой» [цит. по 36].

Всеобщая декларация прав человека, принятая в 1948 году, перечисляя все основные права и свободы человека, в частности, в ст. 2 утверждает: «каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения» [цит. по 36].

Права человека и основные свободы являются правами, данными каждому человеку с рождения; их защита и поощрение являются первейшей обязанностью правительств. Все права человека – гражданские, культурные, экономические, политические и социальные, включая право на развитие – универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны [31].

Выделяют три поколения прав человека [17]. К первому поколению относятся те из них, которые изначально признавались неотъемлемыми – право на жизнь, свободу и безопасность личности, право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, право на свободу мысли, совести и религии, право избирать и быть избранным, по сути - это набор традиционных ценностей. Второе поколение прав формировалось в эпоху развития демократии, с характерным поиском баланса между экономическими и социальными интересами. Постепенно закреплялись социальные, экономические и культурные права. К ним относят – право на труд и свободный выбор работы, на социальное обеспечение, образование и культурное участие в обществе. Реализация этих прав, в отличии от прав первого поколения, предполагает значительно большую роль государства. Права третьего поколения формировались в период распада колониальных систем; к ним относят – право на развитие, на мир, здоровую окружающую среду, удовлетворение базовых человеческих потребностей. ООН различает также понятие «господство права», что «означает принцип управления, в соответствии с которым все лица, учреждения и структуры, государственные и частные, в т.ч. само государство, функционируют под действием законов, которые совместимы с международными нормами и стандартами в области прав человека» [30].

Основная группа международных соглашений по правам человека включает Устав ООН, Всеобщую декларацию прав человека, пакты о правах человека, отраслевые конвенции. Признается, что Устав ООН является фундаментом универсального международного сотрудничества в области прав человека. Билль о правах в настоящее время включает: Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, ряд Факультативных протоколов. В марте 2006 года Генеральная Ассамблея приняла резолюцию об учреждении Совета по правам человека вместо Комиссии по правам человека. Одна из особенностей Совета состоит в периодическом обзоре выполнения обязательств в области прав человека всеми странами с помощью механизма периодических обзоров с универсальным охватом [30].

 

§ 2

Европейское право

После окончания второй мировой войны в Европе стали активно создаваться региональные международные организации. В мае 1949 года в Лондоне был принят Устав Совета Европы [10]. В Секретариате организации был создан Директорат по правам человека. Комитету министров подчиняется Постоянный комитет по правам человека. Старейшие и наиболее важные договоры в сфере прав человека в Совете Европы – Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия

Европейская конвенция о правах человека была принята 04.11. 1950 года. По свидетельству экспертов, предоставляемый ею защитный инструментарий является наиболее развитым, и послужил значительным источником международных судебных решений по правам человека. Контрольными органами конвенции являются – Европейская комиссия по правам человека (штаб-квартира в Страсбурге), Европейский суд по правам человека, Комитет министров Совета Европы, Генеральный секретарь Совета Европы, Секретариат Европейской комиссии по правам человека.

Предложен следующий термин европейского права, под которым понимается особая правовая система, охватывающая правовые установления европейской системы защиты прав человека и европейское интеграционное право, регулирующее взаимоотношения, складывающиеся в процессе европейской интеграции [17].Эксперты подчеркивают, что согласно европейской конституционной традиции, государство становится на защиту основных прав человека.

Каковы основные права, гарантируемые Европейской конвенцией о правах человека? Это:

- право на жизнь и отмену смертной казни

- право на физическую неприкосновенность

- запрещение рабства и сходных с ним обычаев

- право на свободу и личную неприкосновенность и право не лишаться свободы за неимением возможности выполнить какое-либо контрактное обязательство

- право на справедливое разбирательство дела

- запрещение ретроактивного применения уголовного права

- право на уважение частной и семейной жизни, жилища и корреспонденции, право вступать в брак и создавать семью и равенство супругов

- право на свободу мысли, совести и религии

- право на свободу выражения своего мнения

- право на свободу мирных собраний и свободу ассоциаций

- право беспрепятственно пользоваться своим имуществом, право на образование и на свободные выборы

- право на эффективные средства правовой защиты перед национальными властями

- запрещение дискриминации

- права иностранцев и граждан страны как разных групп

- отступление от своих обязательств во время войны или чрезвычайного положения.

Эксперты анализируют также такую важную составляющую прав человека, как социальные права [10,17]. В первом материале [10] представлена Европейская социальная хартия, принятая государствами – членами Совета Европы в Турине 18.10. 1961 года. Во втором [17] рассматривается социальное право Европейского Союза (ЕС). Утверждается, в частности, что «социальное право» ЕС – следствие эволюции социальной политики этого объединения в условиях интеграции, часть комплексной правовой системы ЕС, нашедшее свое отражение в основополагающих документах – Договоры о ЕС, Конституции ЕС.

Социальная хартия – детище Совета Европы и во многом, по утверждению, экспертов, аналогична Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Предусматривается, что при приеме Хартии каждая Договаривающаяся Сторона должна принять в полном объеме, по крайней мере, пять из семи статей Хартии. Это следующие статьи:

1. право на труд

2. право на объединение

3. право на заключение коллективных договоров

4. право на социальное обеспечение

5. право на социальную и медицинскую помощь

6. право семьи на социальную, правовую и экономическую защиту

7. право трудящихся-мигрантов и их семей на защиту и помощь.

В целом Хартия включает 19 статей, защищающих права различных категорий людей и гарантии их выполнения. В 1988 году был принят Дополнительный протокол, который добавлял изменения, существенно улучшающие основные документы. В числе новых дополнений, в частности, имеется пункт о «праве на защиту от бедности и социальной маргинализации».

Особенностью социального права ЕС считается признание доминирующей роли социальной политики в 21 веке. Отсюда стремление европейских политиков построить наряду с единым экономическим пространством – единое социальное пространство. Так, в Хартию основополагающих прав граждан ЕС (саммит от декабря 2000 г. в Ницце) включены, в частности, положения о борьбе с социальным отторжением и реинтеграция лиц, вытесненных с рынков труда. Очередной саммит в Ницце 2004 года принял новую Социальную повестку, отражающую следующие приоритеты социальных политики ЕС:

- решение проблем занятости и уменьшение безработицы

- защита прав трудящихся в условиях меняющейся экономики

- гендерное равноправие

- ликвидация бедности

- борьба с дискриминацией любого рода

- смягчение демографических изменений, связанных с постарением Европы.

Социальная политика Европейского Союза реализуется посредством следующих механизмов: Европейский совет, Совет министров, Комиссия, Европейский парламент, Суд Европейских сообществ, Экономический и социальный комитет.

Важным инструментом реализации социальной политики в ЕС является социальное партнерство, предполагающее баланс компромиссов основных сил общества – капитала и труда, их взаимодействие. Поскольку, отсутствие компромиссов потенциально опасно ситуациями конфликтов и дестабилизацией, создаются системы политических, правовых, иных мер, способных предотвратить такое развитие общества.

Социальное партнерство, в свою очередь, реализуется посредством социального диалога. Этот механизм формировался в ЕС с середины 80-х годов и был обозначен в 90-ые годы в двух документах – Зеленой и Белой книгах о европейской социальной политике. В первом, в частности, в фокус социального партнерства вводились и такие проблемы, как социальная маргинализация, гендерное равенство и др. В Белой книге, в частности, утверждалась необходимость расширения участников социального диалога, включая в него, кроме государственных структур-членов ЕС, также общественные организации и международные структуры. Реализуется социальный диалог через официальные органы ЕС, комитеты, трехсторонние конференции.

 

§ 3

Философия права

Лучшему усвоению и принятию понятий прав и свобод человека, безусловно, способствует знание основ философии права. При раскрытии некоторых основ этой научной дисциплины мы будем опираться на капитальный труд, недавно изданный уже ушедшим из жизни академиком В.С. Нерсесянц, «Философия права» [28].

Философия права начиналась с возникновения идей об объективных, независимых от официально-властного усмотрения, природе и смысле права. Эти идеи стали зародышем представлений и концепций, вплоть до настоящего времени, о взаимосвязи и единстве права, свободы и справедливости, о правах и

свободах человека, о господстве права, о правовом государстве. Философия права занимается познанием права как необходимой формы свободы, равенства и справедливости в общественной жизни людей.

Рассматривая предмет философии права, утверждается наличие права как внутренней сущности и права как внешнего явления. При этом под правом понимается право как сущность, или правовая сущность, не зависящая от воли или произвола законодателя (государства), т.е. носит объективный характер; право как явление способно иметь различные внешние формы и отличается от первого тем, что носит официально-властный характер (в этом смысле субъективный) и зависит от воли, произвола субъектов правоустанавливающей власти. Закон, установленный в официально-властном (государственном) порядке может или соответствовать сущности права (т.е. быть правовым законом) или противоречить сущности права, т.е. быть антиправовым.

Поэтому предмет философии права – это право и закон в их различении, соотношении и искомом единстве. Под законом здесь имеется в виду принудительно-обязательные установления – правила, нормы поведения, зависящие от воли и возможного произвола законодателя, т.е. государства.

Философия права ищет единства права как сущности и права как явления, т.е. когда все официально-властные явления (правовые законы) будут соответствовать правовой сущности.

Согласно либертарно-юридической концепции автора, сущность права – это формальное равенство, трактуемое как всеобщая и равная мера свободы и справедливости в социальной жизни людей. Поэтому можно сказать, что предмет философии права – формальное равенство и формы его проявления. Поскольку в социальной сфере равенство именно формально, выше показанное определение можно выразить еще короче: предмет философии права – это принцип равенства и его проявления.

Формальное равенство в практической деятельности реализуется посредством правовых явлений, к которым относятся – официально установленные законы, наличная официальная власть, взаимоотношения различных социальных субъектов и групп и др. Правовым явлением является также и государство, как властная форма проявления, выражения и действия единой правовой сущности.

Углубляя далее понятие формального равенства как сущности права, автор включает в понятие равной меры и такие компоненты, как свободу и справедливость. Равная мера – это равная мера свободы и справедливости, это также всеобщий масштаб и единая для всех норма правовой регуляции, соблюдение эквивалента в отношениях между самими субъектами права. Таким образом, правовое пространство это равенство свободных и независимых друг от друга субъектов права по общему для всех масштабу, норме, мере.

«Там же, где люди делятся на свободных и несвободных, последние относятся не к субъектам, а к объектам права и на них принцип правового равенства не распространяется». Право как свобода обусловлено тем, что оно выступает как форма общественных отношений независимых субъектов, подчиненных в своем поведении общей норме, т.е. смысл правовой формы выражения свободы - в сочетании независимости субъектов друг от друга в рамках правовой формы и одновременно их равная подчиненность общей норме. По утверждению академика, «люди свободны в меру их равенства и равны в меру их свободы». Не правовая свобода, свобода без единой меры и единого масштаба, т.е. свободы без равенства – это идеология элитарных привилегий, а равенство без свободы – идеология рабов. Роль свободы для человеческого бытия определяет одновременно и роль права в социальной жизни людей. В этом смысле всемирная история – все большее движение от несвободы к свободе все большего числа людей. По свидетельству автора, через механизм права – выражение в различных формах требований формального равенства – первоначально несвободная масса людей постепенно преобразуется в свободных индивидов.

Рассматривая право как равенство, кроме включения в него свободы, важным компонентом его является и понятие справедливости. Право по определению справедливо, справедливость – сущностное свойство права, правовая категория и характеристика (а не моральная или нравственная). По сути, только право и справедливо, ибо справедливость потому и справедливо, что воплощает и выражает общезначимую правильность, смысл правового принципа всеобщего равенства и свободы. По данным автора, справедливо то, что выражает право, соответствует праву и следует праву. Действовать по справедливости – действовать правомерно, соответственно всеобщим и равным требованиям права. Подводя итог вышесказанному, правовед еще раз определяет: право – это формальное равенство; право – это всеобщая равная мера; право – это всеобщая свобода; право – это всеобщая справедливость.

Справедливость является фундаментальным этическим принципом, дающим интегральную оценку морального качества политической организации человеческих сообществ, их нравственной нормальности [44]. По мнению Н.С. Бондарь, равенство и справедливость не только заключают в себе важнейшие характеристики социального и правового положения человека в обществе и государстве, но и являются качественными показателями зрелостиконституционного строя. [5]. По мнению автора, судьи Конституционного Суда РФ, неопределенность правовых норм – отрицание равноправия граждан и угроза конституционной безопасности.

Не менее актуальны рассуждения автора труда о философии права о понятии государства в контексте понятия права. По утверждению философа, государство выступает и утверждается как правовая форма публичной власти, устанавливающей и защищающей определенный, законодательно закрепленный правопорядок, в рамках которого прямое насилие (со стороны всех субъектов, включая и представителей власти) запрещено. Антагонистом правовой формы публичной власти, т.е. правового государства, является деспотизм – тирания, диктатура, тоталитаризм – являющиеся до правовыми, не правовыми и антиправовыми формами выражения официальной власти.

Любое государство, как правовая форма публичной власти, есть определенная властная форма выражения и реализация принципа формального равенства. Вот почему право и государство являются всеобщими формами нормативного и властного выражения равенства, свободы и справедливости в социальной жизни людей. Индивиды общества, являясь субъектами права и субъектами государства, обладают, тем самым, необходимой свободой. По мнению автора, степень развитости государства определяется мерой развитости воплощенного и реализованного в нем принципа формально-правового равенства людей.

Существенный интерес представляют для нас, в контексте рассматриваемой темы, подходы автора к роли права и государства в системе социальной регуляции. Здесь вводится понятие о социальных нормах, представляющие собой основные формы и средства с помощью которых осуществляется регуляция поведения и общественных отношений людей. В концентрированном виде социальные нормы выражают объективную потребность любого общества в упорядочении действий и взаимоотношений его членов, в подчинении их социально необходимым правилам. Таким образом, социальные нормы выступают в качестве фактора воздействия социальной общности на образ, способ и формы жизнедеятельности людей.

Исторически различные социальные нормы претерпевали изменения. Со времени появления права, оно стало играть важную роль в системе социальной регуляции, наравне с другими социальными нормами. Фокусом всей правовой и социальной политики, по мнению автора, является поиск оптимального сочетания правовых форм воздействия и регулятивных возможностей других социальных норм.

Характеризуя реально существующую ситуацию в стране, академик В.С. Нерсесянц перечисляет ее следующие особенности: отсутствие единого правового пространства, общего правопорядка и единой законности, девальвация роли закона, бездействие общих правовых принципов и норм, разнобой и противоречия между различными нормативными актами, хаотичность правовой регуляции, «сословно-цеховой» характер различных правомочий и правовых статусов. По мнению автора, вместо декларированных в новой Конституции всеобщих прав человека и гражданина, в противовес принципу всеобщего равенства в реальной жизни доминирует дух корпоратизма, действуют множество нормативно установленных общефедеральными и региональными властями особых прав-превилегий, специальных правовых режимов, правовых исключений – в пользу отдельных лиц, групп, профессий, социальных слоев (выделено нами). Более того, свидетельствует ученый, власти и собственники переложили бремя содержания своего бюрократически-собственнического государства на несобственников, на терпеливое и законопослушное большинство общества, на фискально легко обозреваемых и многократно обираемых бюджетников-налогоплательщиков.

 

Часть 2

Права человека пожилых

§ 1

Права пожилых людей – права человека

Права пожилых людей следует рассматривать как составную часть прав человека. Такой подход ООН распространяется и на другие возрастные и половые группы (дети, женщины) [31,1,2]. В Пекинской Декларации и Платформе действий глава, посвященная женским правам, так и называется «Права человека женщин».

Отсюда следует, что и по отношению к правам пожилых людей, с позиций ООН, необходимо подходить как к «правам человека пожилых». В ряде документов ООН (Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Венский международный план действий по проблемам старения) не содержится конкретных ссылок на права пожилых людей. Тем не менее, в силу того факта, что положения документов полностью применимы ко всем членам общества, очевидно, что пожилые люди вправе пользоваться всеми правами, признаваемыми соответствующими документами ООН. Один из важных принципов, обозначенных в принятых Генеральной Ассамблеей ООН Принципах в отношении пожилых людей (1991 год) – «Достоинство» означает, что пожилые люди должны иметь возможность вести достойный и безопасный образ жизни и не подвергаться эксплуатации и физическому или психологическому насилию, что они имеют право на справедливое обращение независимо от возраста, пола, расовой или этнической принадлежности, инвалидности, финансового положения или иного статуса и что их роль должна оцениваться независимо от их экономического вклада [20].

Французский правовед считает, что правовую основу защиты прав и свобод граждан преклонного возраста составляют те же законоположения, которые защищают каждого гражданина [13].

Основные международные договоры, связанные с проблемой защиты прав пожилых лиц: Всеобщая декларация прав человека (1948 год), Международные пакты об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах (1966 год), Международный план действий, принятый Всемирной ассамблеей по вопросу о престарелых (1982 год) [36], добавим также Мадридский международный план действий по проблемам старения 2002 года.

Комитет по экономическим, социальным и культурным правам ООН считает, «что государства – участники Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах обязаны уделять особое внимание поощрениюи защите экономических, социальных и культурных прав пожилых людей. В этой связи роль Комитета еще более возрастает, поскольку, в отличии от других групп населения, таких, как женщины и дети, права пожилых людей пока ещене регулируются никакими всеобъемлющими международными конвенциями и различные своды принципов ООН по этому вопросу не сопровождаются какими-либо обязательными контрольными механизмами» [20].

 

§ 2

Ущемление интересов пожилых людей

Ущемление интересов, злоупотребления по отношению к пожилым людям – распространенное, глубоко укоренившееся явление, характерное для большинства стран. Низкая самооценка пожилых, их относительная бедность, отсутствие высоких требований к уровню услуг – все это является фоном для традиционно негативного отношения к пожилому возрасту [36].

Поскольку нам не встречались какие-либо отечественные исследования по данным проблемам, обратимся к зарубежным источникам [48,22]. По мнению британских авторов, интерес к проблемам злоупотреблений по отношению к пожилым людям пробудился преимущественно в 70-ые годы двадцатого века. Об этом свидетельствовало все возраставшее количество различного рода исследований, в основном в США, в меньшей степени в Великобритании. Анализ публикаций в обозначенной области позволил выделить несколько подходов, использованных их авторами, в частности, такими, как критический анализ, социологический (модель конструирования социальных проблем Блумера). Один из материалов был метко назван – «Социальная политика как злоупотребления по отношению к пожилым людям».

В исследованиях злоупотреблений по отношению к пожилым людям авторы выделяют две, по их мнению, существенные области:

- методологические сложности

- проблемы этического характера.

К первым, авторы относят, например такие, как формулировка вопросов и разработка гипотезы, сомнения в психической полноценности пожилых людей и их способность принимать решения, отсутствие использования метода случайного контроля, трудности при выявлении и реакции на злоупотребления и др. Проблемы этического характера часто связаны с вопросами конфиденциальности и разглашения. В связи с этим обсуждалась возможность создания этических комитетов для получения разрешения на исследования. Важен также вопрос о наличии согласия пожилых людей на проведение исследования. Упоминается также и проблема финансирования такого рода исследований, учитывая незначительный интерес потенциальных спонсоров к таким сферам.

Интересны данные исследований злоупотреблений по отношению к пожилым, проведенные в некоторых странах Европы и в Австралии. Сообщается, что наиболее развитыми в отношении интереса к исследованиям этой сферы являются Скандинавские страны. В Норвегии, например, создан Центр по исследованию домашнего насилия, финансируемый правительством страны. В Финляндии и Швеции злоупотребления выступали преимущественно в форме психологического насилия и финансовой эксплуатации. Обидчиками в семьях обычно были супруги, взрослые дети, другие близкие родственники. Многие из переживших насилие были физически или психические неполноценны. Одним из важных результатов исследования домашнего насилия в семьях в Норвегии стало признание проблемы недостатка информации и компетентности сотрудников социальных служб.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 255; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.