Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В России и за рубежом




Правовое положение иностранных юридических лиц

 

Если так или иначе определено, что юридическое лицо является иностранным, возникает вопрос: в какой мере оно может быть допущено к хозяйственной деятельности в данной стране и какими правами и обязанностями оно может обладать? Ответ на этот вопрос следует прежде всего искать в национальном праве той страны, где иностранная компания осуществляет свою деятельность.

Иными словами, хотя правоспособность иностранного юридического лица изначально определяется законодательством страны его национальности, возможный объем ее проявления на территории другого государства зависит в первую очередь от внутреннего права последнего. Так, в частности, в ч. 2 ст. 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г. указывается, что «любые российские лица и иностранные лица обладают правом осуществления внешнеторговой деятельности. Это право может быть ограничено в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами».

В большинстве стран мира признание иностранного юридического лица в качестве субъекта права и допуск его к осуществлению предполагаемой хозяйственной деятельности происходит без издания какого-либо акта со стороны соответствующего государства (например, в Англии). В то же время во Франции, например, для того чтобы юридическое лицо имело право осуществлять на территории этой страны какие-либо юридические действия, ему необходимо открыть здесь свое агентство или филиал, а в Германии для признания иностранного юридического лица правоспособным требуется издание специального административного акта.

Таким образом, именно внутреннее законодательство устанавливает правила, соблюдение которых обязательно для всех иностранных юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории данного государства. Общий режим, касающийся правового положения иностранного юридического лица, определяется, как правило, в специальном законодательном акте (инвестиционный закон, закон о концессиях, закон о специальных экономических зонах и т. д.).

Кроме того, нормы о правовом положении иностранных юридических лиц можно встретить в международных (главным образом двусторонних) соглашениях, заключаемых государствами в различных областях. В них могут регламентироваться вопросы взаимного признания правосубъектности юридических лиц, определяться правовые режимы их функционирования, устанавливаться (реже) критерии определения национальности юридических лиц. Речь в данном случае идет прежде всего о торговых договорах.

Наиболее распространенными режимами, предоставляемыми этими соглашениями иностранным юридическим лицам, являются (как и в случае с иностранными физическими лицами) режим наибольшего благоприятствования и национальный режим.

Тем не менее положения международных договоров сами по себе, как правило, ничего не говорят о конкретном объеме дееспособности иностранных юридических лиц на территории соответствующих государств. Как уже было указано выше, эти вопросы регулируются их внутренним правом.

В законодательстве и правовой доктрине большинства зарубежных государств все юридические лица подразделяются на юридические лица публичного права и юридические лица частного права. В основе данной классификации лежат такие критерии, как природа акта, явившегося основанием для создания соответствующего субъекта права, характер преследуемых им целей деятельности и правомочий, а также членства в юридическом лице.

Так, юридические лица публичного права возникают, как правило, на основании публично-правового акта (закона, административного акта). Преследуемые ими цели также имеют публичный характер. Эти субъекты наделяются властными полномочиями и имеют особый характер членства. К их числу относятся, в частности, государства, административно-территориальные единицы, государственные учреждения. В отдельных странах в форме юридических лиц публичного права действуют также некоторые государственные предприятия.

Юридические лица частного права, напротив, возникают на основе акта частноправового характера. Эти образования создаются путем заключения соглашения между частными лицами, которые, в рамках, предусмотренных действующим законодательством соответствующего государства, образуют материальную основу юридического лица, определяют цели его деятельности, структуру и формируют органы управления.

Организационно-правовые формы юридических лиц частного права в зарубежных государствах отличаются большим разнообразием. Но общим для них является то, что при создании соответствующего юридического лица обычно происходит объединение капиталов, осуществляется совместное управление ими с целью получения прибыли (в коммерческих предприятиях) или достижения других результатов (в некоммерческих предприятиях), а также имеет место совместное несение рисков и убытков его учредителями.

Среди организационно-правовых форм предприятий особое место занимают торговые товарищества и акционерные общества, которые известны законодательству подавляющего большинства государств мира. Остановимся кратко на характеристике их основных разновидностей.

Полное товарищество, или товарищество с полной ответственностью. Характеризуется неограниченной и солидарной имущественной ответственностью всех его участников (вплоть до их личного имущества) по обязательствам товарищества. В большинстве стран мира оно не признается юридическим лицом, что на практике оборачивается налоговыми льготами. Управление делами товарищества осуществляется самими участниками на основе соглашения между ними. Форма полного товарищества используется, как правило, мелкими фирмами в области профессиональных услуг.

Коммандитное товарищество, или товарищество со смешанной ответственностью. Объединяет две категории участников — полных товарищей, отвечающих неограниченно и солидарно по обязательствам товарищества, и коммандитистов (членов-вкладчиков), отвечающих перед кредиторами лишь в размере своего вклада в уставный фонд, но не имеющих прав на ведение дел товарищества. Является переходной формой от полного товарищества к товариществу с ограниченной ответственностью.

Товарищество (общество) с ограниченной ответственностью, или ограниченное общество. Имеет капитал, разделенный на паи, которые не могут быть переданы другим лицам без разрешения товарищества. Учредители несут ответственность, ограниченную размером их вклада в уставный фонд. При регулировании процедуры создания и деятельности товариществ с ограниченной ответственностью большинство государств мира предусматривает некоторые льготы, которые наиболее важны для предприятий мелкого и среднего бизнеса. В числе таких льгот можно назвать: упрощенную (по сравнению с акционерным обществом) процедуру образования; незначительный минимальный размер уставного капитала; менее жесткие требования в отношении публичной отчетности; финансовые и налоговые послабления.

Акционерное общество. Имеет капитал, разбитый на части (акции), которые размещаются путем публичной подписки (открытое акционерное общество) или путем распределения акций между учредителями (закрытое акционерное общество). Как правило, эта организационно-правовая форма используется для создания крупных финансовых, промышленных и торговых предприятий. Она позволяет в кратчайшие сроки достичь мобилизации значительного объема капиталов и других материальных средств, при одновременном ограничении ответственности акционеров общества стоимостью принадлежащих им акций. Создание и деятельность акционерных обществ подробно регламентируется законодательством зарубежных государств. При этом подавляющее большинство соответствующих правовых норм носит императивный характер. Минимальное число учредителей, необходимое для создания акционерного общества, как правило, больше, чем в обществе с ограниченной ответственностью.

В Российской Федерации правовому положению иностранных юридических лиц посвящены статьи многих законов и подзаконных актов. Среди них, в числе наиболее значимых, можно назвать: абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК РФ, распространяющей правила гражданского законодательства на отношения с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом; ст. 398 и 400 ГПК РФ, а также ст. 247 и 254 АПК РФ, предоставляющие иностранным предприятиям возможность обращаться в суды России и пользоваться процессуальными правами для защиты своих интересов.

Что же касается инвестиционной деятельности иностранных юридических лиц, осуществляемой на территории России, то правовые и экономические основы ее проведения определяются Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. (далее — Закон об иностранных инвестициях). При этом, однако, следует иметь в виду, что Закон не распространяет свое действие на отношения, связанные с вложением иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые и некоммерческие организации. Регулирование таких отношений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности, о страховании и о некоммерческих организациях.

В соответствии с Законом об иностранных инвестициях (ст. 2) в качестве инвесторов на территории России могут выступать иностранные юридические лица и организации, ими не являющиеся, и иностранные физические лица. При этом Закон определяет, что все перечисленные выше субъекты должны иметь право на основе законодательства государства своего учреждения, гражданства или постоянного места жительства осуществлять инвестиции на территории РФ. В соответствии с Законом статус иностранных инвесторов в определенных случаях могут иметь в России также международные организации и иностранные государства.

Иностранные юридические и физические лица имеют право осуществлять хозяйственную деятельность на территории нашей страны как путем создания предприятий и открытия своих филиалов, так и путем совершения иных действий, не запрещенных действующим законодательством.

В первом случае могут создаваться и предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, и предприятия, организуемые совместно с юридическими лицами и гражданами России (совместные предприятия). Учредители вправе самостоятельно решать, в рамках какой организационно-правовой формы будет организовано предприятие. Перечень таких форм (а это, прежде всего: полное товарищество, товарищество на вере, акционерное общество, общество с ограниченной или дополнительной ответственностью), особенности их правового статуса, а также основные требования к учредительным документам соответствующего предприятия определяются частью первой ГК РФ от 30 ноября 1994 г. и положениями ряда специальных законов. В числе последних можно назвать федеральные законы «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. (в редакции от 8 апреля 2008 г.), «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. (в редакции от 13 октября 2008 г.), «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. (в редакции от 30 декабря 2006 г.), «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. (в редакции от 24 июля 2008 г.), «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г. (в редакции от 29 апреля 2008 г.), «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г. (в редакции от 1 декабря 2007 г.) и др.

Все предприятия с иностранными инвестициями с момента регистрации становятся российскими юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством России.

В соответствии с п. 2 ст. 20 Закона об иностранных инвестициях «юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Этот Закон, в свою очередь, предусматривает, что государственная регистрация юридического лица осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в настоящее время функции этого органа выполняет Федеральная налоговая служба Министерства финансов РФ) в срок не более чем пять рабочих дней со дня предоставления документов по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа предприятия, а в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (ст. 2 и 8).

При этом в соответствии со ст. 12 Закона при государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица в соответствующий регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины.

Выписка из реестра страны происхождения иностранного юридического лица должна быть, как правило, надлежащим образом легализована и переведена на русский язык. Легализация такого документа осуществляется посредством его заверения консульским учреждением России в соответствующем государстве или в соответствующем структурном подразделении МИД России. Его перевод на русский язык должен быть заверен нотариально. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован в судебном порядке.

В соответствии со ст. 21 и 22 Закона об иностранных инвестициях иностранные юридические лица могут открывать на территории России свои филиалы. Пункт 3 ст. 4 этого нормативно-правового документа устанавливает, что «филиал иностранного юридического лица, созданный на территории Российской Федерации, выполняет часть функций или все функции, включая функции представительства, от имени создавшего его иностранного юридического лица (головной организации), при условии, что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер и головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам».

Филиал иностранного юридического лица создается в целях осуществления на территории РФ той деятельности, которую осуществляет за пределами России головная организация, и ликвидируется на основании решения иностранного юридического лица.

Государственный контроль за созданием, деятельностью и ликвидацией филиала иностранного юридического лица осуществляется посредством его аккредитации в порядке, определяемом Правительством РФ. Аккредитация производится федеральным органом исполнительной власти, ответственным за координацию привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику России. Этот орган также определяется Правительством России[42]. Филиал иностранного юридического лица имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность со дня его аккредитации, а прекращает ее со дня лишения его аккредитации. Как и предприятию с иностранными инвестициями, филиалу может быть отказано в аккредитации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Закон об иностранных инвестициях не оговаривает перечень и требования к содержанию документов, необходимых для аккредитации филиала иностранного юридического лица, относя их определение к компетенции Правительства России. Вместе с тем п. 1 ст. 22 этого нормативно-правового документа устанавливает, что в числе таких документов должно быть положение о филиале, в котором в обязательном порядке должны быть отражены следующие сведения (п. 2 ст. 22): наименование филиала и его головной организации; организационно-правовая форма головной организации; местонахождение филиала на территории России и юридический адрес его головной организации; цели создания и виды деятельности филиала; состав, объем и сроки вложения капитала в основные фонды филиала; порядок управления филиалом. В положение о филиале иностранного юридического лица могут быть также включены иные сведения, отражающие особенности его деятельности на территории России и не противоречащие законодательству РФ.

Помимо создания коммерческих и некоммерческих предприятий, а также открытия своих филиалов, иностранные юридические лица могут осуществлять на территории Российской Федерации деятельность, не связанную с образованием предпринимательских структур, в том числе через свои представительства. Под ними в соответствии с п. 1 ст. 55 части первой ГК РФ понимаются «обособленные подразделения юридического лица, расположенные вне места его нахождения, которые представляют интересы юридического лица и осуществляют их защиту».

Как уже указывалось выше, абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК РФ предоставляет иностранным предприятиям в гражданско-правовой сфере национальный режим. Вместе с тем, сфера действия национального режима, предоставляемого иностранным юридическим лицам в России, может выходить за рамки отношений, подпадающих под действие гражданского законодательства, если это основывается на федеральном законе или международном договоре РФ. В качестве примера здесь можно привести положения п. 1 ст. 4 Закона об иностранных инвестициях, который устанавливает, что «правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами».

Иностранные компании обладают правом приобретения уже действующих на территории России предприятий, долей участия в них, паев, акций, облигаций и других ценных бумаг, могут участвовать в приватизации. Кроме того, юридические лица иностранных государств в соответствии с законодательством нашей страны могут приобретать права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и прочее недвижимое имущество. На тех же условиях они могут выступать в качестве пользователей недр, вести промысел ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ, заниматься внешнеторговой, биржевой, рекламной, архитектурной, градостроительной, геодезической, картографической и иными видами деятельности.

С принятием в июле 2005 г. в России новых федеральных законов о концессиях и особых экономических зонах достаточно четкую регламентацию получила процедура заключения иностранными юридическими лицами концессионных соглашений с российскими государственными и муниципальными структурами, а также процедура участия коммерческих предприятий с иностранными инвестициями в деятельности на территории РФ особых экономических зон промышленно-производственного, технико-внедренческого, туристско-рекреационного и портового профиля.

Вместе с тем Федеральным законом от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства в Российской Федерации установлены изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов и для группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, при их участии в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для государства, и (или) совершении ими сделок, влекущих за собой установление контроля над такими хозяйственными обществами. Такого рода участие или сделки в соответствии с Законом подлежат обязательному предварительному согласованию с уполномоченными государственными органами России.

В заключение также отметим, что предоставление иностранным юридическим лицам и организациям в иной правовой форме национального режима в сфере международного гражданского процесса позволяет им защищать в российских судах свои права и законные интересы, а также отвечать по предъявляемым к ним требованиям на общих основаниях.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.14 сек.