Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Якорная» техника. 2 страница




Желающие узнать о более сложных видах рефрейминга могут прочитать книгу Р.Бэндлера и Дж.Гриндера «Рефрейминг — переформирование с помощью речевых стратегий». Интересный подход к применению рефрейминга в педагогике содержится в книге Линды Ллойд «Школьная магия».

Первый вариант рефрейминга содержания — рефрейминг смысла. Вы можете им воспользоваться, когда кто-то предъявляет нам проблему, описывае­мую формулой: «когда происходит X, я чувствую Y». Ясно, что событие Х имеет для этого человека отрицательный смысл и вызывает отрицательное от­ношение. Вам придется поискать положительный смысл у события X.

Например, кто-то из родителей говорит: «Когда мои дети шумят, я раздражаюсь» (то есть чувствую себя раздраженным). Подразумевается, что дети шумят либо потому, что им нечего делать, либо по­тому, что хотят досадить родителям. Давайте поме­няем смысл детского шума: «Это прекрасно, что ваши дети резвятся — это значит, что они вполне здоровы и получают удовольствие от движений». Такая трактовка успокаивает многих родителей. Второй вариант — рефрейминг контекста. Он подходит для проблем, описываемых формулой: «Я слишком X» или «Он слишком V». Проблемы такого типа всегда связаны с контекстом, в котором «я слишком X» — поищите другой контекст, в котором свойство Х станет положительным. Многие полные люди проводят рефрейминг кон­текста для своей полноты, говоря: «Любимого тела должно быть много» (женщины) или «Самец начи­нается после ста килограммов» (мужчины). Однаж­ды я встретился с управляющей коммерческим бан­ком для разговора о ссудах и процентах. Они дают ссуды под 140 процентов годовых, и управляющая банком говорила извиняющимся тоном: «Конечно, это много, но вы знаете, нам центральный банк дает средства под 80 процентов, мы вынуждены...». Ис­пользуя такой стиль поведения, она вполне может потерять потенциального клиента; в то же время она могла бы применить рефрейминг контекста и привлечь клиента, сказав ему: «У нас высокие про­ центы, благодаря чему мы можем вам дать любую сумму на любой срок». Сталкивались ли вы с ситуациями, подходящими для рефрейминга? Попробуйте найти конкретный пример.

Наташа: Я хочу купить сундук, но он слишком дорогой.

С. Горин: Это пример для рефрейминга контек­ста. В каком контексте дороговизна сундука может стать положительной?

Ответы: — Сундук изготовлен из натурального дерева, такие вещи служат очень долго. — Качественная вещь не бывает дешевой, и ваше приобретение сразу покажет гостям высокое пол­ожение вашей семьи. — Это ручная работа, второго такого экземпляра не существует. К тому же резьба по дереву сделана известным художником.

Вопрос из зала: А какой положительный кон­текст вы найдете для меня — я слишком вспыльчив?

С. Горин: Отлично, мы примем вас на работу для того, чтобы выпроваживать назойливых клиен­тов.

Реплика из зала: Это же — самая беспардонная манипуляция!

С. Горин: Поздравляю, вы наконец-то поняли, чему учитесь. Рефрейминг содержания требует творческого под­хода. Те формулы, которые я привел, только немного облегчают поиск в рефреймировании проблемы. Если это показалось вам трудным, то примите совет: не избегайте трудных случаев и трудных клиентов — иначе они вас сами найдут (причем именно тогда, когда выбудете к этому не готовы...).

Обсуждение.

Вопрос из зала: Вы говорили о возможном при­менении техники рассеивания в средствах массовой информации. Это единственная возможность?..

С. Горин: Нет, конечно. В последнее время я заметил, что возрастает популярность якорной тех­ники в рекламе. Например, в рекламе шампуня по телевидению было использовано последовательное совмещение якорей: сначала показана красивая жен­щина с роскошными волосами, затем — бутылочка с шампунем, затем — опять женщина, которая моет голову этим шампунем, а бутылочка стоит рядом; опять — женщина, которая красиво встряхивает волосы, и опять бутылочка с шампунем (мне показа­лось, что с каждым встряхиванием головой количес­тво волос у женщины увеличивалось...). Таким об­разом, увидев этот шампунь на прилавке, покупа­тельница неизбежно отождествит его с хорошими волосами и красивым лицом. Очень профессионально с точки зрения эриксонианского гипноза сделана реклама бритвенных при­боров фирмы «Жиллет». Как показать хорошее ка­чество бритья? Они поставили рядом с побрившимся «Жиллетом» мужчиной женщину, которая потерлась о его щеку, и тоже применили последовательное совмещение якорей: бритва — женщина рядом с мужчиной... Кроме того, в сопроводительном тексте был использован такой оборот: «...вы будете выгля­деть и чувствовать себя превосходно». Здесь вклю­чены и самые распространенные модальности (ви­зуальная и кинестетическая) — для того, чтобы боль­шее число покупателей приняло это сообщение; и самая распространенная стратегия импульсивной по­купки («вижу-чувствую»). В ходе рекламной или пропагандистской кампа­нии в печати тоже можно использовать якорную технику. Например, можно помещать фотографию нежелательного кандидата на одной странице с фо­тографией свалки, разрухи, военных действий, а фо­тографию желательного — рядом с фотографией какой-нибудь суперэлегантной фотомодели, красиво­го пейзажа, забитого товарами прилавка, улыбающе­гося ребенка... Можно совместить фотографию на одной странице с текстовым материалом, вроде бы не имеющим отношения к сфотографированному лицу. Опять-таки, кандидата со знаком «минус» мы свяжем с заголовком типа «Жизнь все хуже», а кандидата со знаком «плюс» — с заголовком «Есть надежды на улучшение». Аналогично можно посту­пить с фотографией товара.

Вопрос из зала: Вы могли бы сейчас развернуто прокомментировать тот отрывок из детектива, с гип­нотизированием в лифте?

С. Горин: Что касается техники наведения транса, то здесь комментировать нечего, эту технику мы подробно разбирали. Понятно, что текст произно­сился в соответствии с требованиями подстройки к дыханию. Но можно прокомментировать использо­вание транса. Тот «криминальный» гипнотизер не сказал: «Ты откроешь сейф», он поступил хитрее. Он сказал охраннику: «Ты сделаешь то, что велит тебе пришедший человек». Это фразу легче принять, ее смысл («ты совершишь должностной проступок») завуалирован. (Примечание для читателей: фрагмент детектив­ной повести Д.Уэстлейка «Проклятый изумруд» дан в предисловии автора). В каких-то ситуациях действительно проще не давать прямых указаний, а использовать относитель­но неопределенную фразу. Например: «И когда я завтра к тебе приду, ты будешь готов сделать для меня очень многое...».

Вопрос: Как по-вашему, гипноз часто использу­ется с криминальными целями?

С. Горин: Вряд ли, там есть более надежные способы. Мне один раз пришлось разговаривать с человеком, который готов был «хоть сейчас» пока­зать, что можно заплатить десять рублей и получить сдачу, как с сотни. Его техника сводилась к следу­ющему: максимально занять сознательное внимание продавщицы, разговаривая с ней о том, какие у нее красивые глаза; в речь вставлять слова «десять» и «сто» в последовательных парах; выбрать товар, ко­торый стоит больше десяти рублей, и постараться быстро прибавить свою десятку к деньгам, которые лежат в кассе. Думаю, что это могло сработать. А если переформулировать ваш вопрос... Скажем, так: «Часто ли гипноз используется с плохими це­лями?». Тогда ответить можно: «Часто, но не всегда осознанно». Человеку, находящемуся в измененном состоянии сознания, можно дать программу умира­ния. В прошлом веке это было подтверждено эк­спериментами над преступниками, приговоренными к смерти. Мне доводилось слышать такие примеры и из нашего времени от людей, заслуживающих до­верия... Иногда это называют «сглазом» или «пор­чей», но в основе таких случаев (из тех, которые мне известны) лежит гипноз. Я знаком со многими экстрасенсами, видел, как они работают. На 95 процентов их эффективность можно объяснить применением тех методик наведе­ния и использования транса, которые вам известны. Если бы на вас посмотрел посторонний наблюдатель в то время, когда вы делали упражнение на совме­щение якорей, он вполне мог бы посчитать нас кол­дунами, да еще какими! Да выи сами вели себя, как шаманы: берете из памяти человека неизвестно что, заменяете его непонятно чем, и человеку становится легче... Помните только, что шаман работает эффек­тивно до тех пор, пока он сам не поверил полностью в то, что он делает. И, заканчивая тему отрицательного применения гипноза, я хотел бы сказать, что люди просто не понимают силу своих слов. Доктор В. Хмелевский рассказывал нам такой случай: в пивном ларьке подвыпивший клиент поругался с продавщицей на­счет правильности сдачи. Они долго спорили, потом продавщица с чувством бросила ему мелочь, сказав при этом: «Чтоб у тебя это пиво с кровью вышло!». Мужчина оказался весьма внушаем, и уже назавтра побежал к врачу, обеспокоенный красным цветом мочи... Бытовое хамство приносит больше вреда, чем гипноз.

Вопрос из зала: Если я сам захочу избавиться от какого-то воспоминания или чувства, могу ли я провести совмещение якорей самостоятельно, без партнера?

С. Горин: Можете, но те варианты якорной тех­ники, которые я вам дал, предназначены все же для работы с партнером. Нужно контролировать глазодвигательный стереотип двух состояний, а у себя вы этого сделать не сможете, так что не будете уверены в том, что с чем вы совмещаете. Я мог бы дать вам якорные техники, подходящие для работы с самим собой, но я поступлю по-другому; мы займемся изу­чением самогипноза.

Резюме: гипнотические словесные шаблоны, мо­дель Милтона Эриксона. (По Дж.Гриндеру, Р.Бэндлеру, сокращ.)

1. Основные шаблоны неопределенной речи.

А. Использование неопределенных слов:

Существительные, прилагательные и наречия, не относящиеся к определенной модальности: «Знания, любовь, обучение, подсознание, интерес­ный, любопытно, трудность, решение, впечатление, способность, переживание и т. д.».

Неопределенные глаголы: «Делать, сосредотачиваться, решать, расслабляться, изменяться, удивляться, понимать, думать, осоз­навать, учиться, вспоминать, переживать, знать и т.д.»

Трюизмы и неопределенные обозначения: «Все могут расслабляться», «Этому можно легко научиться», «Вы можете осознать некое ощущение».

Б. Особая организация речи:

Причинно-следственное связывание необяза­тельного тина: использование союза «и» («Вы слы­шите мой голос и можете начать расслабляться»).

Причинно-следственное связывание более обя­зательного типа: использование оборотов «тогда как», «когда», «в течение», «в то время как», «по мере того как» («В то время как вы сидите и улыбаетесь, вы начинаете погружаться в состояние транса»).

Причинно-следственное связывание наиболее обязательного типа: использование слов «заставля­ет», «причиняет», «требует» («Покачивание головой заставляет вас еще больше расслабиться»).

В. Ограничение диапазона представлений слуша­теля:

Сверхобобщенные понятия: использование слов «все», «каждый», «всегда», «никто», «никогда» и т. п. («И теперь вы можете любым способом погрузиться в состояние транса»).

Понятия, обозначающие отсутствие выбора: использование слов типа «нужно», «должно», «обя­заны», «не можете», «не будете» («Вы заметили, что не можете открыть глаза?»).

2. Дополнительные шаблоны наведения и ис пользования транса.

А. Предположения:

Подчиненные предложения, указывающие на время — обороты речи типа «до того как», «после того как», «по мере того как», «в течение», «прежде чем» и др. («Не хотели бы вы присесть, в то время как вы будете погружаться в состояние транса?»).

Использование порядковых числительных. («Может быть, вы удивитесь тому, какая половина вашего тела начнет расслабляться первой»).

Иллюзия выбора — использование союза «или» («Вы хотите погрузиться в транс с открытыми или с закрытыми глазами?»).

Предписание сознания — использование слов «знать», «понимать», «осознавать» и т. п. («Осоз­наете ли вы, что ваше подсознание погружает вас в транс?»).

Предположение в вопросе. («Приятен ли вам процесс расслабления? Как глубоко вы погрузились в транс»).

Глаголы, относящиеся к течению процесса — «начинать», «продолжать», «завершать» и т.п. («Вы можете продолжать расслабляться»).

Комментарии с помощью прилагательных и наречий — «удачно», «к счастью», «искренний» и т.п. («Хорошо, что вы так успешно погружаетесь в транс. И у вас появляются искренние бессознатель­ные движения»).

Б. Речевые шаблоны, опосредованно возбуждаю­щие реакцию.

Скрытые команды. («Можете начать расслабляться. Я не знаю, как скоро вы почувствуете себя лучше»).

Инструкции, рассеянные в тексте (техника рас­сеивания).

Разговорные постулаты (вопросы, рассчитан­ные на ответы «да» или «нет», но обычно вызыва­ющие более развернутый ответ) («Вы не могли бы закрыть глаза и расслабиться?»).

Расплывчатость выражений. («Все правильно, так и должно быть, вы уже начали расслабляться»).

В. Метафоры и цитаты.

Передача смысла в подсознание через мета­фору. («В то время, когда вы путешествуете в автобусе, ваши глаза устремлены вперед, поза застывшая, и шум двигателя автобуса заставляет вас расслабить­ся и уснуть").

2) Использование цитат. («И тогда он подошел ко мне показал: "Войди в транс!"»).

 

 

ГЛАВА 7. САМОГИПНОЗ И ДРУГИЕ ТЕХНИКИ ДЛЯ РАБОТЫ С СОБОЙ

Людям нравится меняться — просто ощущать себя сегодня не так, как вчера. Иногда для того чтобы изменить свое восприятие мира, люди пыта­ются изменить сам мир — тогда они меняют стиль одежды, работу, квартиру, мужа или жену. Но рано или поздно человек понимает, что основной источник проблем для себя — он сам. И когда человек пы­тается что-то изменить в себе — он понимает, что воздействовать на себя намного труднее, чем на дру­гих, но и намного интереснее! Существует много возможностей научиться уп­равлению собой. Это и йога, и аутогенная трени­ровка, и восточные единоборства... Техники эриксонианского самогипноза, возможно, привлекут вас своей компактностью и технологичностью. Кроме того, каждая из техник самонаведения транса может использоваться для наведения транса на партнера — значит, ваш «арсенал техник» расширяется. Занятия самогипнозом требуют выполнения не­которых предварительных условий и процедур. Же­лательно начинать занятия в одиночестве, в тихой и спокойной обстановке, дающей возможность при­нять удобную для вас позу. До начала сеанса оп­ределите, сколько времени вы хотите провести в состоянии транса, и какой результат вы хотите пол­учить от погружения в транс (о формулировке же­лательного результата в деталях будет подробно сказано ниже). Определите также, как бы вы хотели себя чувствовать после возвращения из транса. Самогипноз в эриксонианском понимании — это интенсивное сосредоточение внимания на самопро­извольно появляющихся внутренних образах и сим­волах. Для того, чтобы поймать эти образы и сим­волы, нужно научиться выключать внутренние диа­логи, «внутреннюю болтовню» («Я перевожу вин мание на правую руку... Интересно, успею провести сеанс до начала фильма?.. Что-то давно Н. не зво­нила... Да, а почему ничего не происходит?»). Как и при официальном наведении транса, прекращение лишних внутренних диалогов достигается привлече­нием сознательного внимания одновременно к не­скольким объектам (например, вы можете сознатель­но сосредоточиться на правой и левой руке, и на каком-то объекте в поле зрения). В работе с собой пригодятся все знания о работе с партнером, которые вы уже имеете. Подсознание не любит приказов, поэтому вы будете также фор­мулировать предположения, создавать иллюзию вы­бора и применять другие шаблоны наведения и ис­пользования транса. Вы будете давать себе инструк­ции, соблюдая требования подстройки к дыханию (кстати, при занятиях самогипнозом можно говорить вслух). И не ожидайте, что что-то «должно» про­изойти, или что-то «обязательно» появится — это тоже будет требованием к подсознанию, а не прось­бой. Лучшая установка для начала занятий: «Мне будет интересно все, что произойдет».

Техника «5-4-3-2-1».

Техника поднятия руки (стенограмма семинара).

С. Горин: Как мне кажется, люди разочаровыва­ются в занятиях саморегуляцией из-за того, что вы­бирают слишком сложные методики и ставят перед собой слишком сложные для начала цели. Тем, кто решил овладеть классической аутогенной трениров­кой по Леви-Шульцу, надо бы с самого начала учи­тывать, что для хорошего овладения первой ступенью этой методики требуется довольно высокий интел­лект, хорошее воображение и два года занятий. Са­могипноз удобнее для деловых людей тем, что поз­воляет серьезно сэкономить время — уже на первом занятии вы кое-чего добьетесь. Первая из техник самогипноза — уже известный вам шаблон «5-4-3-2-1», который вы изучали по теме «официальное наведение транса». Возьмите упраж­нение № 10 и сделайте его, находясь и в роли гипнотизера, и в роли гипноти­зируемого одновременно. В этом варианте шаблон «5-4-3-2-1» даже удобнее, поскольку вам не нужно думать о том, что ваш партнер видит, слышит и чувствует — вы и есть партнер для самого себя! Другая техника самогипноза, техника поднятия руки, является одной из самых старых среди при­емов гипнотизирования. Эта техника относится к классическому гипнозу, но Милтон Эриксон очень любил применять ее. Кому-то она кажется сложной для исполнения, кому-то простой... Я хочу, чтобы у вас был выбор. Мы сделаем эту технику в качестве упражнения.

Упражнение № 19: Выполняется индивидуально, по шагам.

Шаг 1. Вспомните любой пример подсознатель­ного движения, действия. Это могут быть движения в танце, когда вы не думаете о том, как надо двигаться, ваше тело движется «само». Или это может быть (у курильщика) движение руки в карман за сигаретой. Или, когда вы едете в автомобиле рядом с шофером, и на дорогу кто-то выбегает, и шофер давит ногой на тормоз, и ваша нога тоже упирается в пол. Вспомните, что бессознательные движения порывисты, иногда производят впечатле­ние неуверенных, рука при движении подрагивает...

Шаг 2. Сконцентрируйте сознательное внимание на ваших руках. Посмотрите сразу на обе руки, почувствуйте сразу обе руки. Пусть ваши руки под­робно почувствуют фактуру поверхности, к которой они прикасаются (ткань платья или брюк, или что-то другое). Теперь почувствуйте, что в руках есть какое-то напряжение (оно действительно есть, даже если руки расслаблены — остается то, что называется «тонус мышц»). Ваша задача — почувствовать самое малое напряжение, повысить вашу чувствительность.

Шаг 3. Задайте себе вопрос: «Интересно, какая рука сейчас начнет подниматься, и откуда начнется это движение?» Продолжайте внимательно смотреть на руки, замечая любое подрагивание какого-либо пальца. Представьте себе, что при вдохе грудная клетка тянет за собой вверх ваши руки, и одна из рук ощущает это движение сильнее, и реагирует на него лучше. (Можно представить, что к руке при­вязан воздушный шарик с легким газом, и он тянет руку вверх. Или что снизу руку подталкивает какой-то стержень). Замечайте любое движение пальца, кисти одной из рук, направленное вверх, и поощряйте его («Я вижу, что указательный палец моей правой руки движется вверх очень мелкими толчками, и мне интересно, последует ли за ним мой мизинец и вся кисть»).

Шаг 4. Подумайте о том, что поднимающаяся рука движется ко лбу, что это — наиболее естест­венное ее движение, наиболее приятное. Свяжите прикосновение руки ко лбу с углублением наступа­ющего транса. (Можно представить, что между рукой и лицом натянута резинка, которая тянет руку ко лбу, или что на лбу расположен магнит, который притягивает руку). Скажите себе, что момент при­косновения руки ко лбу будет вам очень приятен, это будет достижением самого глубокого транса, ко­торый вам нужен сегодня.

Шаг 5. Использование транса. В данном упраж­нении — вспомните одну ситуацию, которая связана у вас с творческим успехом, с уверенностью в своих силах (неважно, было ли это успешным выполне­нием задания на работе, или приготовлением очень вкусного блюда).

Шаг 6. Выход из транса. Позвольте своей руке опуститься в любом темпе и свяжите это с возвра­щением к ясному сознанию. Бессознательные движения для наведения транса используются в самогипнозе в различных модифи­кациях. Возьмите в свой арсенал еще несколько техник.

Техника «прилипающей» руки. Техника сжатия кулака.

Представьте себе, что мы освободили правую руку от контроля сознания, вызвали своеобразный «сон» правой руки. В коре головного мозга нервные клетки, которые контролируют правую руку, занимают 25 процентов поверхности; значит, торможение этих клеток, вызванное прекращением сознательного кон­троля за правой рукой, будет означать сон одной четверти головного мозга. Этот «сон» можно расп­ространить более чем на четверть коры, можно сде­лать его гипнотическим... Это надо один раз показать, дать это почувство­вать — освобождение правой руки от контроля со­знания — и я попрошу Олега помочь мне в этом. Олег, положи свою правую ладонь на мою ладонь. Теперь попробуй сделать так, чтобы твоя правая рука следовала за движениями моей руки — не отставая и не забегая вперед, не помогая и не мешая... Я буду как-то менять положение своей руки в пространстве, а ты распорядись своей правой рукой так, чтобы она как бы «прилипла» к моей. Понимаете, сознательно это сделать невозможно: со­знание будет заставлять руку отставать (если будет только следить за моими движениями, что потребует времени для оценки и принятия решения) или эабегать вперед (если начнет логически прогнозиро­вать мои движения). Олегу придется освободить свою правую руку от контроля сознания, чтобы вы­полнить такое задание. Я не знаю, как он это. сделает, и он сам не знает, как он это сделает. Понаблюдаем. (С. Горин делает плавные движения своей рукой в разных направлениях, иногда повторяя- одно и то же движение, иногда резко меняя направление дви­жения. Через несколько минут рука Олега движется, как приклеенная, полностью отслеживая любое на­правление движений). Хорошо, результат достигнут. Сейчас я могу ос­тановить движение своей руки в любой точке (пре­кращает движение) — и посмотрите, для Олега такое положение его руки не должно быть очень удобным, но его рука сохраняет это положение, она совершенно неподвижна. Это — каталепсия, один из гипнотических феноменов. Олег, как ты сейчас ощущаешь свою правую руку?

Олег: Такое ощущение, будто ниже плечевого сустава ничего нет, рука будто не моя. Все, что выше сустава, ощущаю хорошо.

С. Горин: Самое время воспользоваться этим и показать вам другой гипнотический феномен — от­сутствие болевой чувствительности, анальгезию. (С. Горин берет иголку и в нескольких местах правой руки Олега прокалывает кожу иглой. Олег с интересом наблюдает). Олег, ты видишь, что делаю — что ты чувствуешь?

Олег: Прикосновение чувствую, но бели нет.

С. Горин: В этом упражнении очень наглядно видно отличие эриксонианского гипноза от класси­ческого — у человека явно гипнотический транс средней глубины, в то же время с ним можно об­щаться. (С. Горин осторожно убирает свою ладонь из-под ладони Олега, придерживая его запястье дру­гой рукой. Рука Олега остается «повисшей» в воз­ духе). Теперь можно дать такую инструкцию: по мере того как твоя рука будет опускаться вниз... ты сможешь хорошо запомнить то состояние... в котором ты был... и когда твоя рука совсем опус­титься... и прикоснется к бедру... ты вернешься к совершенно ясному сознанию... а это воспоминание останется с тобой... и будет помогать тебе... когда ты этого захочешь... Рука Олега медленно опуска­ется). В будущем Олег сможет для самонаведения тран­са просто сказать своему подсознанию, чтобы оно поработало с его рукой самостоятельно. Ему уже не нужно будет создавать для занятий самогипнозом какие-то особые условия, нужно будет только со­блюдать преварительные процедуры — заказ време­ни, в течение которого будет удерживаться транс, и заказ целей, которые будут достигнуты в состоянии транса. И в это время Олег сможет заниматься какими-то еще делами... Я хочу, чтобы вы помогли друг другу освоить эту технику в следующем упражнении.

Упражнение № 20. Выполняется в парах. Парт­нер А подставляет свою ладонь для того, чтобы на нее положил ладонь партнер Б (более изящно уп­ражнение выполняется, если соприкасаются только пальцы партнеров). Партнер А предлагает партнеру Б, чтобы он дал инструкцию своей правой руке — двигаться следом за рукой партнера А так, как если бы она была приклеенной к ладони партнера А. Партнер А совершает своей рукой плавные движе­ния в разных направлениях, сообщая партнеру Б о том, когда он чувствует достижение партнером Б результата. После достижения результата партнер А дает партнеру Б инструкцию запомнить это со­стояние и выводит партнера Б из транса. Затем партнеры меняются ролями. Понятно, что эта техника может быть применена и для наведения транса на партнера, причем не только как техника официального наведения. Вы можете предложить такое упражнение партнеру в качестве игры, шутки и т. п.

Еще одна техника самогипноза — техника сжатия кулака. Теперь, когда вы овладели предыдущем, эта техника покажется вам простой. Положите правую руку горизонтально, дайте подсознательную инструкцию: «пусть правая кисть сожмется в кулак». И наблюдайте за тем, что происходит. Конечно, вы можете сжать кисть в кулак сознательно, но в данном случае пусть кисть сожмется сама собой, пусть ваше тело это делает... Вот в этом упражнении можно хорошо понять разницу между сознательными и бессознательными движениями. Вы не знаете, какой из пальцев сейчас будет сгибаться, и очень интересно наблюдать за тем, как сгибаются пальцы: выделаете прогноз, что сейчас согнется указательный, а в движение приходит ми­зинец. И эти движения толчкообразные. И многие из вас могли отметить совершенно особое ощущение «скрипа» в суставах пальцев, при первом выполне­нии упражнения это многих удивляет. И это ощу­щение тоже свидетельствует о бессознательном ха­рактере движений. В психотерапии есть методика быстрого прекра­щения болей в сердце, называемая «метод разжатия кулака»; пациенту дается простая инструкция — сосредоточиться на боли, сжать левый кулак, и отдать ему команду разжаться самостоятельно... Обычно на это уходит (как и у вас) пять минут, за это время боль полностью прекращается. Это — тоже гипнотическая техника, и описания ощущений у па­циентов такие же — «скрип» в суставах пальцев, непредсказуемость следующего движения пальцев и т. д.

Техника сведения рук.

Иногда эту технику называют «сверхнадежной» техникой наведения транса. Она действительно очень хорошо работает, она очень проста, легко за­поминается. Ее можно применять для работы с партнером или для самогипноза. У нее есть сокращенный и развернутый варианты, мы сейчас займемся сокра­щенным. Сядьте удобно. Здесь важно правильное положе­ние рук: плечи прижаты к туловищу (не с силой прижаты, а просто прилегают к нему), руки согнуты с локтевых суставах, предплечья вытянуты вперед, на весу, ладони раскрыты параллельно друг другу. Сосредоточьтесь на ощущениях в ладонях и пред­ставьте себе, что в этом пространстве между ладо­нями что-то есть — может быть, какое-то магнитное поле или биополе, если вам нравится экстрасенсор­ная терминология... Или представьте, что простран­ство между ладонями может менять свойства — оно может стать более плотным или более рыхлым... И это поле или это пространство может раздвигать ваши руки или притягивать их... И тогда оно становится еще более плотным, еще более напряжен­ным... Представьте, что между вашими ладонями находится шарик, начиненный энергией... И вы мо­жете придать ему более компактный размер... Когда ваши руки сближаются... очень медленно или не­много быстрее... бессознательными движениями... И тогда энергии между вашими ладонями становится все больше и больше... Вы можете даже увидеть ее свечение... И вы это понимаете, когда ваши руки еще больше сближаются... И тогда этот шарик может сжаться до размеров таблетки... которую можно сделать еще меньше... и проглотить, если хотите (смех в зале).

Вопрос из зала: Имеет ли значение, что руки могут сближаться или расходиться?

С. Горин: Нет. В данном случае я подчеркиваю слово «притягивать», когда говорил о каком-то поле между вашими ладонями, и вы на это отреагировали, но если бы я этого не делал, и у кого-то руки стали бы расходиться, можно было и это обыграть. Здесь важным было то, что никакого поля между вашими руками нет, это — внушенная галлюцинация, пользуясь которой я навел транс. И точно также вы можете заниматься самонаведением транса. Мне ин­тересно, те, кто «проглотил» получившуюся «таблет­ку», почувствовали себя бодрее?

Ответы из зала: Да!

С. Горин: Это значит только то, что созданный вашим воображением образ сработал. Возможно, в сфере человеческого общения не существует ни одной догмы и ни одной истины — просто есть техники, которые работают, и есть попытки объ­яснить, как они работают. Для такого объяснения можно привлечь гипотезу о возбуждении и тормо­жении нервной системы, гипотезу о наличии биополя, гипотезу о наличии одного или нескольких богов (и это будет едва ли не самая удобная из гипотез)... А можно интересоваться только тем, работает ли применяемая мною техника, и дает ли она нужный результат. Вот о результате мы и поговорим под­робнее.

Хорощо сформулированный результат.

Предположим, что вы уже решили заняться са­могипнозом. Вы уже знаете, что вам хочется пробыть в трансе десять минут, и теперь вы думаете о том, какого результата вы хотите за эти десять минут добиться, какова цель вашего пребывания в трансе. В самом общем виде эта цель формулируется так: «Я хочу изменяться, я хочу стать каким-то другим», но каким конкретно?..

Виталий: Я хочу, чтобы моя память была огром­ной.

С. Горин: Это не цель. Что именно ты хочешь хорошо запомнить?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.